Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2011 в 08:37, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – рассмотреть понятие и виды административного процесса.
Для реализации данной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и основные черты административного процесса
2. Определить основные виды административного процесса и дать им характеристику
Введение……………………………………………………………………3
1. Понятие и основные черты административного
процесса…………………………………………………………………..5
2. Основные виды административного процесса………………….9
2.1. Административные процедуры………………………………………9
2.2. Административная юстиция………………………………………...16
2.3.Административная юрисдикция …………………………………….24
Заключение………………………………………………………………..27
Список использованной литературы…………………………………….29
Отдельные административно-процессуальные нормы содержатся в Земельном, Лесном, Водном, Воздушном, Градостроительном, Жилищном кодексах РФ, в законодательных актах об охране окружающей среды, о качестве и безопасности пищевых продуктов, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Административно-
Отдельные процессуальные нормы, определяющие порядок рассмотрения обращений граждан, закреплены в ведомственных нормативных правовых актах, принятых в ряде федеральных правоохранительных органов (МВД России, МЧС России, ФСБ России, ФСО России и др.).
Во многих субъектах РФ были приняты законы о порядке рассмотрения обращений граждан (Закон г. Москвы от 18 июня 1997 г. «Об обращениях граждан», Закон Краснодарского края от 10 февраля 1999 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан в Краснодарском крае» и др.).
В настоящее время действует Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»1. В Законе определены правовые характеристики обращения, предложения и жалобы, права гражданина при рассмотрении его обращения и гарантии его безопасности в связи с обращением в государственный орган или орган местного самоуправления.
В указанном Федеральном законе установлены основные административные процедуры, определяющие порядок направления и регистрацию письменного обращения, сроки, связанные с направлением обращения в органы, в компетенцию которых входит рассмотрение конкретного вопроса, а также порядок личного приема граждан. Ряд статей закона (ст. 9—12) устанавливают порядок и сроки рассмотрения обращений граждан.
Упомянутым Федеральным законом закреплены принципы инстанционного рассмотрения обращений граждан, в том числе жалоб; принципы разрешения обращения компетентным, уполномоченным на то органом; требование известить гражданина о направлении обращений по подведомственности и о результатах рассмотрения соответствующих обращений; установлены предельные сроки рассмотрения обращения; предусмотрен порядок организации личного приема граждан и т. д.
Административные процедуры рассматриваются, прежде всего, как внешнее проявление публичных полномочий органами власти, т. е. в их отношениях с субъектами, которые не находятся в их подчинении.
Вместе
с тем некоторые ученые считают
возможным рассматривать
Профессор
Ю. А. Тихомиров полагает, что многие
процессуальные нормы могут находиться
внутри тематических законодательных
и иных нормативных актов и
тем самым создавать «
Хаманева Н.Ю. считает более целесообразным создание рамочного, общего с точки зрения принципиальных позиций законодательного акта, в котором был бы сосредоточен общий для всех административных процедур понятийный аппарат, общие принципы административных процедур, определены конкретные их виды и общие требования их осуществления.
Такой
федеральный закон должен стать
юридической базой для
Надо отметить, что в Государственную Думу были внесены проекты федеральных законов об административных процедурах, которые рассматривались на уровне комитетов Думы.
При
этом надо иметь в виду, что административное
и административно-
Следует в этой связи согласиться с мнением И. М. Лазарева о том, что внешнеуправленческие административные процедуры требуют, как правило, законодательного регулирования,2 а также с его выводом, что в административном процессе, характерном для административных процедур, нет тяжущихся сторон, что в таких правоотношениях органы исполнительной власти выступают не в роли арбитра, а в роли организатора, обеспечивающего реализацию прав и обязанностей заинтересованного лица, предусмотренных соответствующими материальными нормами права3.
С точки зрения классификации административных процедур в науке административного права предлагается рассматривать следующие их виды:
а) правоприменительные
процедуры, в ходе которых решаются вопросы
о предоставлении гражданам и организациям
определенных прав
и специальных правовых статусов в сфере
государственного управления (право на
получение информации, на проведение демонстрации
или иного публичного мероприятия, на
получение паспорта гражданина Российской
Федерации, на социальную поддержку, на
помещение
ребенка в образовательные учреждения
и т. п.);
б) процедуры,
связанные с обеспечением исполнения
гражданами
и организациями возложенных на них законом
обязанностей (обязанность зарегистрироваться
по месту пребывания и по месту жительства,
встать на учет в налоговом органе, зарегистрироваться
в качестве юридического лица или предпринимателя,
получить лицензию на определенный вид
деятельности; обязанность соблюдать
нормы и требования
пожарной безопасности, безопасности
дорожного движения, санитарные требования
и правила и т. д.).
Заметим,
что в США и странах Западной
Европы административные процедуры, связанные
с публично-правовыми
Так, в США действует Федеральный закон 1946 г. об общей административной процедуре, включенный в федеральный свод законов, а в штатах – региональные законы об административной процедуре.
В настоящее время в России сделаны определенные шаги по решению проблемы правового регулирования административных процедур в деятельности федеральных органов исполнительной власти. В Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденном постановлением Правительства РФ от 19 января 2005 г. № 30, в его разделе «Основные правила организации документооборота» определены обязанности федерального органа исполнительной власти по обеспечению рассмотрения обращений граждан и организаций, поступивших в адрес данного органа, обращений, принятых на личном приеме. Указано, что по результатам рассмотрения обращения соответствующий орган принимает необходимые меры и направляет ответ в срок до одного месяца с даты поступления обращения, а также по просьбе направивших его государственных органов уведомляет их о принятом решении.
При необходимости срок рассмотрения обращения может продлеваться, но не более чем на один месяц, а о продлении должно быть сообщено заявителю с указанием причин.
Письменные обращения, содержащие вопросы, не входящие в компетенцию федерального органа исполнительной власти, направляются им в пятидневный срок по принадлежности, о чем сообщается заявителю. В случае, если поставленные вопросы не входят в компетенцию данного органа, должны быть даны необходимые разъяснения по обращению в соответствующий орган, к компетенции которого относится решение вопроса.
В упомянутом Типовом
В Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденном постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 4522, содержится специальный разд. XII, в котором закреплены правила, определяющие порядок работы с обращениями граждан и организации приема граждан.
В этом документе указано, что в федеральном органе исполнительной власти рассматриваются индивидуальные и коллективные предложения, заявления и жалобы граждан и организаций, ходатайства в их поддержку по вопросам сфер деятельности указанных органов, порядка исполнения государственных функций и оказания государственных услуг, поступающие в письменной форме, в форме электронных сообщений и в форме устного личного обращения к должностному лицу во время приема граждан. При необходимости орган государственной власти, член Совета Федерации или депутат Государственной Думы, направившие обращение гражданина, а также ходатайствующая организация информируются о результатах рассмотрения обращения.
В данном Типовом регламенте достаточно подробно регламентированы правила рассмотрения письменных обращений граждан в федеральном министерстве, включая направление обращения в подведомственные федеральную службу или федеральное агентство. Установлен запрет на направление обращений на рассмотрение тем должностным лицам, действия (бездействие) которых обжалуются.
Определен 30-дневный срок рассмотрения обращения с возможностью его продления на срок не более 30 дней по решению заместителя
руководителя с одновременным уведомлением заявителя об этом с указанием причин.
В Регламенте урегулированы основания отказа в рассмотрении обращений (анонимные обращения, обращения, дублирующие ранее направленные, по которым даны исчерпывающие ответы, обращения по проведению экспертиз договоров или учредительных документов и т. п.).
В случае если обращение направлено в ненадлежащий орган, оно в пятидневный срок со дня получения пересылается по подведомственности.
Руководителям федеральных органов исполнительной власти предписано обеспечивать учет и анализ вопросов, содержащихся в обращениях граждан и организаций, и дан примерный перечень данных для такого анализа.
Предусмотрены порядок работы с электронной почтой (интернет-обращениями), порядок личного приема граждан, а также порядок доступа к информации о деятельности федерального органа исполнительной власти, в том числе о работе с обращениями граждан.
Новым
шагом в регулировании
В
указанном постановлении
Информация о работе Понятие и виды административного процесса