Понятие и виды административного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2011 в 08:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – рассмотреть понятие и виды административного процесса.

Для реализации данной цели, необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие и основные черты административного процесса

2. Определить основные виды административного процесса и дать им характеристику

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3

1. Понятие и основные черты административного

процесса…………………………………………………………………..5

2. Основные виды административного процесса………………….9

2.1. Административные процедуры………………………………………9

2.2. Административная юстиция………………………………………...16

2.3.Административная юрисдикция …………………………………….24

Заключение………………………………………………………………..27

Список использованной литературы…………………………………….29

Файлы: 1 файл

административный процесс 1.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

      Естественно, что многие нормы проекта Кодекса  аналогичны нормам, содержащимся в ГПК РФ и АПК РФ, имея в виду разделы Кодексов, регулирующие порядок рассмотрения дел, возникающих из публично-правовых отношений, поскольку все виды судопроизводства должны реализовывать общие принципы правосудия, закрепленные в нормах Конституции РФ. Речь идет о принципах правосудия и судопроизводства, в том числе о состязательности и равноправии сторон, гласности судебного разбирательства, языке судопроизводства, об институте отвода судей и других участников процесса, о доказательствах по делу и их видах, о принципе оценки доказательств, о судебных расходах и т. п. 

      2.3.Административная  юрисдикция 

      Административная  юрисдикция — урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность органов исполнительной власти (их должностных лиц) по рассмотрению в административном порядке (внесудебном и досудебном) жалоб и претензий физических и юридических лиц (организаций) на неправомерные действия нижестоящих в порядке субординации органов (должностных лиц), а также применение мер административного принуждения в случаях нарушения указанными лицами норм и правил, установленных законом1.

      Административную  юрисдикцию в предусмотренных законом случаях осуществляют также судьи, применяющие меры административной ответственности.

      Субъектами  административной юрисдикции выступают  уполномоченные на то органы исполнительной власти и их должностные лица, которые  осуществляют правовую оценку поведения участников спора и применяют к правонарушителям меры принуждения, предусмотренные в санкциях административно-правовых норм. К  основным видам административно-юрисдикционной детальности относят производство по делам об административных правонарушениях, производство по жалобам и дисциплинарное производство. Наибольшей сложностью отличается первое из указанных производств.

      Цель  производства по делам об административных правонарушениях — полное, всестороннее, объективное и своевременное  выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения решений, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ). Это производство осуществляется в строгих процессуальных формах, гарантирующих права и интересы участников административного процесса. КоАП РФ четко определяет четыре стадии производства: возбуждение дела, его рассмотрение, пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях (см. разд. IV КоАП РФ).

      В настоящее время обсуждается вопрос о подготовке проекта федерального закона об административном порядке рассмотрения жалоб физических и юридических лиц на действия и решения органов (должностных лиц) исполнительной власти и органов муниципальных образований. Цель предполагаемого закона — разгрузить суды от рассмотрения жалоб, не требующих длительной процедуры рассмотрения и в то же время предполагающих оперативное вмешательство в урегулирование возникшего спора. Судебная практика, особенно арбитражных судов, свидетельствует о том, что во многих случаях суды лишь санкционируют назначенные налоговыми органами или органами государственного внебюджетного пенсионного фонда административные штрафы за нарушение юридическими лицами правил уплаты налоговых платежей или взносов предприятий в фонд социального страхования и пенсионный фонд1.

      По  мнению В. Ф. Яковлева, арбитражные суды превращены в придаток административных органов, поскольку в 2004 г. из 445 тысяч  рассмотренных арбитражными судами административных дел 320 тысяч возбуждались по заявлениям государственных органов. В таких делах обычно подтверждается наличие задолженности и суд выносит решение о взыскании. Однако по сути дела вместо решения правового спора судья принужден заниматься бухгалтерскими расчетами по поводу недоплаты иногда мелких сумм.

      Поэтому возникло предложение создать эффективную  административную процедуру разрешения возникшей коллизии с тем, чтобы до обращения с жалобой в суд негосударственный орган, а именно юридическое лицо могло оспорить принятое в отношении него решение о взыскании того или иного административного штрафа.

      Таким образом, в данной главе работы рассмотрены  основные виды административного процесса: 1) административные процедуры; 2) административная юстиция; 3) административная юрисдикция. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение 

      Подведем  итоги.

      Итак, административный процесс можно рассматривать как совокупность юридических действий, последовательно сменяющих друг друга, обеспечивающих реализацию норм материального права, приводящих в действие субъективные права и обязанности сторон конкретных правоотношений.

      Таким образом, административный процесс, так  же как гражданский или уголовный процесс, является правоприменительным процессом, органической частью, составным элементом механизма жизни административно-правовых норм, а также норм ряда других отраслей права, в том числе финансового и экологического права.

      Административный  процесс — сложный и комплексный  административно-правовой институт, состоящий из ряда обособленных видов, поскольку он связан с различными видами деятельности органов публичной власти в их взаимоотношениях друг с другом и особенно с не подчиненными этим органам субъектами — физическими и юридическими лицами, а также с судебным контролем за законностью действий и решений органов публичной власти и их должностных лиц.

      В зависимости от содержания прав и  обязанностей субъектов правовых отношений и их взаимоотношений можно логически выделить три основных вида административно-процессуальных отношений соответственно, три вида административного процесса: административно-процедурный процесс; административно-юрисдикционный процесс; административное судопроизводство.

      Процедурное производство осуществляется по делам  бесспорного характера. Его цель – удовлетворение законных интересов граждан и организаций.

      Административно-юрисдикционное производство в теоретическом и  нормативном отношении разработано  более основательно. Его определяют как административно-процессуальную деятельность по рассмотрению и разрешению административно-правовых споров, возникающих в сфере государственного управления, и дел об административных правонарушениях.

      Особенность административного судопроизводства (административной юстиции) в том, что  субъектом юрисдикции по административным делам выступают не исполнительные органы, а судьи, и рассмотрение таких дел осуществляется по правилам судопроизводства. Институт административной юстиции в нашей стране находится в стадии формирования.

      В заключение отметим, что институт административной юстиции прочно завоевывает свои позиции в системе юридических институтов правового государства, которым, в конечном счете, станет Россия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Список  использованной литературы

       Нормативно-правовые акты

      1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.). –М., 2002.

      2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (КоАП РФ) (с изм. и доп.) . –М., 2003.

      3. Постановление Правительства РФ от 19 января 2005 г. № 30. «Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти» //Собрание законодательства. - 2005. - № 4. - Ст. 305.

      4. Постановление Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452 «Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства. - 2005. № 31. Ст. 3233.

      5. Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2005 г. № 679. Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг //Собрание законодательства. - 2005. № 47. Ст. 4933 

      Учебная и научная литература:

      6. Административное право. – СПб.: Питер, 2004. – С.199-202

      7. Административное право: учеб./ под ред. Ю.М. Козлова и Л.Л. Попова. – М., 1999. – С. 384-385

      8. Административное право России: курс лекций /К.С. Бельский {и др.}; под ред. Н.Ю. Хаманевой. – М.: ТК Велби, 2007. – С.505-515

      9. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов  Ю.Н. Административное право: Учебник. – М.: Норма, 2005. – 800 с.

      10. Николаева Л.А., Соловьева А.К. Административная юстиция и административное судопроизводство. – СПб.,  2004

      11. Панова И.В. Административно-процессуальная деятельность в Российской Федерации. – Саратов, 2001.

      12. Сатышев В.Е. Административное право России курс лекций /В.Е. Сатышев. – М.: Омега-Л, 2006. – 220 с.

      13. Тихомиров Ю. А. Административное право и административный процесс. М., 2002. С. 383, 384. 

      Периодические издания:

      14. Бахрах Д.Н. Административное судопроизводство, административная юстиция и административный процесс //Государство и право. – 2005. -№ 2. –С. 19-25

      15. Беседа с советником Президента РФ по правовым вопросам В. Ф. Яковлевым. // Российская газета.- 2005. -15 июля.

      16. Салищева Н.Г., Хаманева Н.Ю. Административная юстиция, административное судопроизводство //Государство и право. – 2002. - № 1

      17. Старилов Ю.Н. Административный процесс в системе современных научных представлений об административной юстиции // Государство и право. – 2004. -№ 6. –С. 5-13  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Понятие и виды административного процесса