Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2014 в 22:48, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является выяснение понятия и сущности административного процесса, а также выявление основных видов административного процесса. Развитие административного процесса в современной России неразрывно связано с процессом демократизации общественно-экономического строя, продвижением государственно-правовых институтов и к идеям и требованиям правового государства. Как известно, Конституция РФ провозгласила, что Россия – демократическое правовое государство (ст. 1), что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2), что Россия – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7).
Введение ……………………………………………………………………………….. 3
Понятие административного процесса .........……………………………………… 5
Сущность и виды административного процесса ………………………………….
Заключение .....………………………………………………………………………… 26
Список использованной литературы ……………………………
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
на тему:
«Административный процесс: понятие, сущность и виды»
Руководитель
К.э.н. доцент или еще что то Ф.И.О.
Выполнил студент
1курса и тд.
Ф.И.О.
Краснодар 2014г.
Содержание
Введение ………………………………………………………………………………
Заключение .....…………………………………………………………………
Список использованной литературы …………………………………………………. 28
Введение
Целью данной курсовой работы является
выяснение понятия и сущности административного
процесса, а также выявление основных
видов административного процесса. Развитие административного процесса
в современной России неразрывно связано
с процессом демократизации общественно-экономического
строя, продвижением государственно-правовых
институтов и к идеям и требованиям правового
государства. Как известно, Конституция
РФ провозгласила, что Россия – демократическое
правовое государство (ст. 1), что признание,
соблюдение и защита прав и свобод человека
и гражданина – обязанность государства
(ст. 2), что Россия – социальное государство,
политика которого направлена на создание
условий, которые обеспечивают достойную
жизнь и свободное развитие человека (ст.
7).
Требования Конституции получают свое
развитие и реализацию в правовых институтах.
Одним из них является административно-процессуальное
законодательство, задача которого –
обеспечить эффективное регулирование
порядка реализации административно-правовых
норм органами публичной власти, в первую
очередь органами исполнительной власти.
Административный процесс – понятие сравнительно
новое для российского правоведения. Теоретические
разработки его важнейших аспектов начались
у нас в стране в 60-х гг., хотя нескорые
принципиальные положения были высказаны
значительно раньше. Многие стороны административного
процесса исследованы еще недостаточно
полно.
Следует отметить, что в последние десятилетия
в научной литературе по административному
праву высказано немало идей и предложений,
касающихся содержания, видов и принципов
административного процесса. Так, проблемам
административного процесса значительное
внимание уделили такие ученые, как Старилов
Ю.Н., Сорокин В.Д., Панова И.В., Бахрах Д.Н.,
Козлов Ю.М., Попов Л.Л. , Николаева Л.А.,
Хаманева Н.Ю. и др.
Однако, несмотря на различные подходы
к понятию и видам административного процесса,
выделяют общепризнанную характеристику
административного процесса как самостоятельного
вида административного процесса.
Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть временно отстранен от замещаемой должности гражданской службы на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы. Временное отстранение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы производится представителем нанимателя, назначившим служебную проверку.
Исторически наиболее развиты, детализированы и формально определены уголовный, гражданский и арбитражный процессы, в рамках которых осуществляется рассмотрение дел о преступлениях, а также гражданско-правовых и экономических споров.
Административные процессы - это властная деятельность публичной администрации, осуществляемая в рамках административно-процессуальной формы и состоящая в решении определенных дел путем принятия и исполнения административных актов.
Таким образом, государственное управление проводится посредством деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц, которая осуществляется в соответствующей процессуальной форме и имеет своим назначением реализацию норм административного права. При этом необходимо отметить, что, осуществляя государственно-управленческую деятельность, органы исполнительной власти и их должностные лица совершают административно-процессуальные действия как правоприменительного, так и правоохранительного характера.
Обладая всеми признаками юридических процессов, административные процессы в то же время имеют ряд особенностей.
Во-первых, это властная, целенаправленная деятельность субъектов исполнительной власти.
Во-вторых, властная деятельность публичной администрации направлена на решение в соответствии с законами конкретных дел, порученных ей.
В-третьих, важнейшим результатом административной деятельности является административный акт.
В-четвертых, властная деятельность публичной
администрации полно, детально, четко
регулируется административным правом,
а точнее его административно-
В-пятых, административные процессы, как правило, с точки зрения их процедуры более просты. К особенностям административных процессов относятся возможность устного и письменного ведения дела, допустимость заочного рассмотрения дела, недостаточное использование принципа состязательности.
Проблемы административного процесса начали разрабатываться в науке советского административного права с 1960-х гг. XX в. При этом по данным проблемам были высказаны различные точки зрения и мнения. Так, Н. Г. Салищева трактовала административный процесс с узкой точки зрения по аналогии с судебным процессом - как деятельность, которая связана с решением индивидуальных дел по поводу споров и с применением мер административного принуждения, т. е. с юрисдикционной деятельностью органов государственного управления. Кстати, правосудие, судопроизводство, хотя оно и намного меньше по объему деятельности и является только юрисдикцией, - это несколько процессов: уголовный, гражданский, арбитражный, конституционный.
Однако в науке административного права сформировалось и более широкое понимание административного процесса как государственной исполнительно-распорядительной деятельности по решению любых индивидуальных, а не только юрисдикционных дел (В. Д. Сорокин).
Была высказана точка зрения о том, что административный процесс охватывает процедуры исполнительно-распорядительной деятельности. Его нужно связывать с реализацией органами государственного управления их полномочий, решением любых вопросов, отнесенных к их компетенции.
Панова И.В. высказали мнение, что административное
право регулирует разные способы осуществления
административной деятельности, разные
процессы, такие как: административно-
Указанные обстоятельства обусловили то, что в литературе по административному праву сложилось два подхода к пониманию сущности административного процесса.
Во-первых, административный процесс рассматривается широко, т. е. как совокупность всех действий, совершаемых органами исполнительной власти для реализации своей компетенции. Следовательно, в данном случае речь идет о различного рода административных процедурах и соответствующих им административно-процедурных правилах. Это процедуры осуществления различных видов позитивной управленческой деятельности (процедуры нормотворческой деятельности, процедуры реализации прав и обязанностей граждан и организаций в сфере управления, процедуры контрольной деятельности), а также процедуры, связанные с организацией работы аппарата органов исполнительной власти.
Анализ административного законодательства Российской Федерации позволяет выделить следующие административные процедуры. Так, существуют определенные процедуры подготовки и издания актов управления, а также организации делопроизводства. Законодательством предусмотрены и процедуры разрешительной системы, когда органы исполнительной власти в соответствии с законодательством дают разрешения (лицензии) на занятия определенными видами деятельности, разрешения на приобретение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, ядовитых и радиоактивных материалов.
Определенные процедуры осуществляются и при производстве регистрации. Государственной регистрации подлежат граждане, общественные объединения, средства массовой информации, транспортные средства. Основное назначение регистрации - проверка соответствия учредительных документов или прав требованиям законодательства Российской Федерации.
В рамках административных процедур реализуются многие права граждан, например, процедура получения паспорта, процедура поступления в учебное заведение и др.
Таким образом, данную административно-процессуальную деятельность можно охарактеризовать как организационно-процедурную, осуществляемую органами исполнительной власти в ходе реализации своих функций.
Во-вторых, административный процесс понимается в узком смысле как деятельность органов исполнительной власти по реализации санкций норм административного права при осуществлении правоохранительной деятельности. В данном случае административный процесс понимается как юрисдикционная деятельность. Посредством этой деятельности органы исполнительной власти разрешают административно-правовые споры, привлекают в пределах своей компетенции лиц к административной и дисциплинарной ответственности, а также применяют другие меры административного принуждения.
С учетом изложенного можно отметить,
что понятие административного процесса
включает в себя следующие виды административно-процессуальной
деятельности: административно-процедурную и административно-
1.1 Сущность и виды административного процесса.
В литературе по административному праву управленческие действия, в рамках которых происходит реализация исполнительной власти и не связанные с осуществлением юрисдикционных функций, охватываются понятием правоприменительного, административно-процедурного процесса или административно-процедурного производства.
Основное отличие административно-процедурного
производства от административно-юрисдикционног
Рассмотрим некоторые из видов административно-процедурных производств.
1. Производство по принятию
Правовой основой для осуществления данного производства служит прежде всего Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации", а также иные нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие порядок и правила подготовки правовых актов органов исполнительной власти.
Так, согласно данному Федеральному конституционному закону акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющим нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации.
Регламентом Правительства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. № 260, определяется порядок внесения в Правительство Российской Федерации проектов актов, их подготовки, рассмотрения в Правительстве Российской Федерации и принятия.
Проекты актов вносятся в Правительство с пояснительной запиской, содержащей необходимые расчеты, обоснования и прогнозы социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений. В сопроводительном письме указываются основание внесения, сведения о содержании и согласовании проекта. Письмо подписывается членом Правительства или другим руководителем из числа лиц, указанных в Регламенте. Проект акта визируется лицом, вносящим проект.
Проекты актов Правительства до их внесения в Правительство подлежат обязательному согласованию:
с федеральными министрами (их заместителями) - по вопросам, отнесенным к сферам деятельности соответствующих министерств и к сферам деятельности находящихся в их ведении иных федеральных органов исполнительной власти;
с руководителями иных федеральных органов исполнительной власти (их заместителями), руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство, - по вопросам, отнесенным к сферам деятельности этих органов;
при необходимости - с другими государственными органами и иными организациями. Состав органов и организаций, с которыми требуются дополнительные согласования, определяется самостоятельно руководителем федерального органа исполнительной власти, вносящим проект, а также Председателем Правительства и заместителями Председателя Правительства.
Подготовка к рассмотрению внесенных в Правительство актов осуществляется Аппаратом Правительства в 15-дневный срок. Продление указанного срока допускается только по решению Председателя Правительства, заместителями Председателя Правительства, руководителя Аппарата Правительства. Подготовка проектов актов к рассмотрению включает составление экспертного заключения, подготовку проекта протокола рассмотрения вопроса (при необходимости) и оформление документов для подписания.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009 были утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации. Разъяснения о применении указанных Правил дает Министерство юстиции Российской Федерации.
Согласно этим Правилам нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается. Структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты. Нормативный правовой акт может быть издан совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти или одним из них по согласованию с другими.
Информация о работе Административный процесс: понятие, сущность и виды