Административный процесс: понятие, сущность и виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2014 в 22:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является выяснение понятия и сущности административного процесса, а также выявление основных видов административного процесса. Развитие административного процесса в современной России неразрывно связано с процессом демократизации общественно-экономического строя, продвижением государственно-правовых институтов и к идеям и требованиям правового государства. Как известно, Конституция РФ провозгласила, что Россия – демократическое правовое государство (ст. 1), что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2), что Россия – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7).

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………….. 3
Понятие административного процесса .........……………………………………… 5
Сущность и виды административного процесса ………………………………….
Заключение .....………………………………………………………………………… 26
Список использованной литературы ……………………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 136.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине

на тему:

«Административный процесс: понятие, сущность и виды»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель

К.э.н. доцент или еще что то Ф.И.О.

Выполнил студент

1курса и тд.

Ф.И.О.

 

 

 

 

 

Краснодар 2014г.

 

Содержание

 

Введение ……………………………………………………………………………….. 3

  1. Понятие административного процесса .........……………………………………… 5
    1. Сущность и виды административного процесса ………………………………….

Заключение  .....………………………………………………………………………… 26

Список использованной литературы …………………………………………………. 28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Целью данной курсовой работы является выяснение понятия и сущности административного процесса, а также выявление основных видов административного процесса. Развитие административного процесса в современной России неразрывно связано с процессом демократизации общественно-экономического строя, продвижением государственно-правовых институтов и к идеям и требованиям правового государства. Как известно, Конституция РФ провозгласила, что Россия – демократическое правовое государство (ст. 1), что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2), что Россия – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). 
 
Требования Конституции получают свое развитие и реализацию в правовых институтах. Одним из них является административно-процессуальное законодательство, задача которого – обеспечить эффективное регулирование порядка реализации административно-правовых норм органами публичной власти, в первую очередь органами исполнительной власти.  
 
Административный процесс – понятие сравнительно новое для российского правоведения. Теоретические разработки его важнейших аспектов начались у нас в стране в 60-х гг., хотя нескорые принципиальные положения были высказаны значительно раньше. Многие стороны административного процесса исследованы еще недостаточно полно. 
 
Следует отметить, что в последние десятилетия в научной литературе по административному праву высказано немало идей и предложений, касающихся содержания, видов и принципов административного процесса. Так, проблемам административного процесса значительное внимание уделили такие ученые, как Старилов Ю.Н., Сорокин В.Д., Панова И.В., Бахрах Д.Н., Козлов Ю.М., Попов Л.Л. , Николаева Л.А., Хаманева Н.Ю. и др.  
 
Однако, несмотря на различные подходы к понятию и видам административного процесса, выделяют общепризнанную характеристику административного процесса как самостоятельного вида административного процесса.

Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть временно отстранен от замещаемой должности гражданской службы на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы. Временное отстранение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы производится представителем нанимателя, назначившим служебную проверку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие административного процесса.

Исторически наиболее развиты, детализированы и формально определены уголовный, гражданский и арбитражный процессы, в рамках которых осуществляется рассмотрение дел о преступлениях, а также гражданско-правовых и экономических споров.

Административные процессы - это властная деятельность публичной администрации, осуществляемая в рамках административно-процессуальной формы и состоящая в решении определенных дел путем принятия и исполнения административных актов.

Таким образом, государственное управление проводится посредством деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц, которая осуществляется в соответствующей процессуальной форме и имеет своим назначением реализацию норм административного права. При этом необходимо отметить, что, осуществляя государственно-управленческую деятельность, органы исполнительной власти и их должностные лица совершают административно-процессуальные действия как правоприменительного, так и правоохранительного характера.

Обладая всеми признаками юридических процессов, административные процессы в то же время имеют ряд особенностей.

Во-первых, это властная, целенаправленная деятельность субъектов исполнительной власти.

Во-вторых, властная деятельность публичной администрации направлена на решение в соответствии с законами конкретных дел, порученных ей.

В-третьих, важнейшим результатом административной деятельности является административный акт.

В-четвертых, властная деятельность публичной администрации полно, детально, четко регулируется административным правом, а точнее его административно-процессуальными нормами.

В-пятых, административные процессы, как правило, с точки зрения их процедуры более просты. К особенностям административных процессов относятся возможность устного и письменного ведения дела, допустимость заочного рассмотрения дела, недостаточное использование принципа состязательности.

Проблемы административного процесса начали разрабатываться в науке советского административного права с 1960-х гг. XX в. При этом по данным проблемам были высказаны различные точки зрения и мнения. Так, Н. Г. Салищева трактовала административный процесс с узкой точки зрения по аналогии с судебным процессом - как деятельность, которая связана с решением индивидуальных дел по поводу споров и с применением мер административного принуждения, т. е. с юрисдикционной деятельностью органов государственного управления. Кстати, правосудие, судопроизводство, хотя оно и намного меньше по объему деятельности и является только юрисдикцией, - это несколько процессов: уголовный, гражданский, арбитражный, конституционный.

Однако в науке административного права сформировалось и более широкое понимание административного процесса как государственной исполнительно-распорядительной деятельности по решению любых индивидуальных, а не только юрисдикционных дел (В. Д. Сорокин).

Была высказана точка зрения о том, что административный процесс охватывает процедуры исполнительно-распорядительной деятельности. Его нужно связывать с реализацией органами государственного управления их полномочий, решением любых вопросов, отнесенных к их компетенции.

Панова И.В. высказали мнение, что административное право регулирует разные способы осуществления административной деятельности, разные процессы, такие как: административно-правотворческий, административно-правонаделительный (оперативно-распорядительный) и административно-юрисдикционный.

Указанные обстоятельства обусловили то, что в литературе по административному праву сложилось два подхода к пониманию сущности административного процесса.

Во-первых, административный процесс рассматривается широко, т. е. как совокупность всех действий, совершаемых органами исполнительной власти для реализации своей компетенции. Следовательно, в данном случае речь идет о различного рода административных процедурах и соответствующих им административно-процедурных правилах. Это процедуры осуществления различных видов позитивной управленческой деятельности (процедуры нормотворческой деятельности, процедуры реализации прав и обязанностей граждан и организаций в сфере управления, процедуры контрольной деятельности), а также процедуры, связанные с организацией работы аппарата органов исполнительной власти.

Анализ административного законодательства Российской Федерации позволяет выделить следующие административные процедуры. Так, существуют определенные процедуры подготовки и издания актов управления, а также организации делопроизводства. Законодательством предусмотрены и процедуры разрешительной системы, когда органы исполнительной власти в соответствии с законодательством дают разрешения (лицензии) на занятия определенными видами деятельности, разрешения на приобретение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, ядовитых и радиоактивных материалов.

Определенные процедуры осуществляются и при производстве регистрации. Государственной регистрации подлежат граждане, общественные объединения, средства массовой информации, транспортные средства. Основное назначение регистрации - проверка соответствия учредительных документов или прав требованиям законодательства Российской Федерации.

В рамках административных процедур реализуются многие права граждан, например, процедура получения паспорта, процедура поступления в учебное заведение и др.

Таким образом, данную административно-процессуальную деятельность можно охарактеризовать как организационно-процедурную, осуществляемую органами исполнительной власти в ходе реализации своих функций.

Во-вторых, административный процесс понимается в узком смысле как деятельность органов исполнительной власти по реализации санкций норм административного права при осуществлении правоохранительной деятельности. В данном случае административный процесс понимается как юрисдикционная деятельность. Посредством этой деятельности органы исполнительной власти разрешают административно-правовые споры, привлекают в пределах своей компетенции лиц к административной и дисциплинарной ответственности, а также применяют другие меры административного принуждения.

С учетом изложенного можно отметить, что понятие административного процесса включает в себя следующие виды административно-процессуальной деятельности: административно-процедурную и административно-юрисдикционную.

 

1.1 Сущность и виды административного процесса.

В литературе по административному праву управленческие действия, в рамках которых происходит реализация исполнительной власти и не связанные с осуществлением юрисдикционных функций, охватываются понятием правоприменительного, административно-процедурного процесса или административно-процедурного производства.

Основное отличие административно-процедурного производства от административно-юрисдикционного состоит в том, что административно-процедурное производство не имеет целью применение принудительных мер административного характера, здесь, как правило, отсутствует правовая оценка поведения сторон. Результатом этого производства является обеспечение эффективной исполнительно-распорядительной деятельности органов исполнительной власти, а также осуществление прав физических и юридических лиц, т. е. осуществляется позитивная управленческая деятельность.

Рассмотрим некоторые из видов административно-процедурных производств.

1. Производство по принятию правовых  актов управления. Этот вид производств  используется в деятельности  органов исполнительной власти  при осуществлении ими управленческой  деятельности.

Правовой основой для осуществления данного производства служит прежде всего Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации", а также иные нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие порядок и правила подготовки правовых актов органов исполнительной власти.

Так, согласно данному Федеральному конституционному закону акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющим нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации.

Регламентом Правительства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. № 260, определяется порядок внесения в Правительство Российской Федерации проектов актов, их подготовки, рассмотрения в Правительстве Российской Федерации и принятия.

Проекты актов вносятся в Правительство с пояснительной запиской, содержащей необходимые расчеты, обоснования и прогнозы социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений. В сопроводительном письме указываются основание внесения, сведения о содержании и согласовании проекта. Письмо подписывается членом Правительства или другим руководителем из числа лиц, указанных в Регламенте. Проект акта визируется лицом, вносящим проект.

Проекты актов Правительства до их внесения в Правительство подлежат обязательному согласованию:

с федеральными министрами (их заместителями) - по вопросам, отнесенным к сферам деятельности соответствующих министерств и к сферам деятельности находящихся в их ведении иных федеральных органов исполнительной власти;

с руководителями иных федеральных органов исполнительной власти (их заместителями), руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство, - по вопросам, отнесенным к сферам деятельности этих органов;

при необходимости - с другими государственными органами и иными организациями. Состав органов и организаций, с которыми требуются дополнительные согласования, определяется самостоятельно руководителем федерального органа исполнительной власти, вносящим проект, а также Председателем Правительства и заместителями Председателя Правительства.

Подготовка к рассмотрению внесенных в Правительство актов осуществляется Аппаратом Правительства в 15-дневный срок. Продление указанного срока допускается только по решению Председателя Правительства, заместителями Председателя Правительства, руководителя Аппарата Правительства. Подготовка проектов актов к рассмотрению включает составление экспертного заключения, подготовку проекта протокола рассмотрения вопроса (при необходимости) и оформление документов для подписания.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009 были утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации. Разъяснения о применении указанных Правил дает Министерство юстиции Российской Федерации.

Согласно этим Правилам нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается. Структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты. Нормативный правовой акт может быть издан совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти или одним из них по согласованию с другими.

Информация о работе Административный процесс: понятие, сущность и виды