Процессы и виды памяти

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 13:23, курсовая работа

Краткое описание

Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Человек, лишенный памяти, как указывал И. М. Сеченов, вечно находился бы в положении новорожденного, был бы существом, не способным ничему научиться, ничем овладеть, и его действия определялись бы только инстинктами. Память создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки, без чего немыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность.

Оглавление

I. Введение.
II. Виды памяти.
1) Классификация видов памяти по характеру психической активности
2) Классификация памяти по характеру целей деятельности
3) Классификация памяти по продолжительности сохранения материала
III. Процессы памяти.
1) Запоминание
2) Сохранение
3) Воспроизведение и узнавание
4) Забывание
IV. Заключение.
V. Список литературы.

Файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 39.37 Кб (Скачать)

Тема:  Процессы и виды памяти. 

План: 

  I. Введение.

  II. Виды памяти.

     1)   Классификация видов памяти по  характеру психической активности

     2)  Классификация  памяти по характеру целей  деятельности  

     3) Классификация  памяти по продолжительности  сохранения материала  

III. Процессы памяти.

     1) Запоминание    

     2) Сохранение     

     3) Воспроизведение  и узнавание     

     4) Забывание

  IV. Заключение.

  V. Список литературы.    
 

                                                        «Без памяти мы были бы существами на мгновение. Наше прошлое было бы мертво для нашего будущего, а

                                  настоящее  безвозвратно исчезало бы в прошлом». (Немов Р.С., Общие основы психологии, «Просвещение», Москва, 1994)    

Введение. 

       Образы  внешнего мира, возникающие в коре головного мозга, не исчезают бесследно. Они оставляют след, который может  сохраняться в течение длительного времени.

       Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение  личностью ее опыта и составляет сущность процесса памяти. Благодаря  памяти расширяются познавательные возможности человека.

       Основное  предназначение памяти – актуализировать  прошлый опыт для выработки решений  возникающих проблем. Память осуществляет связь между прошлым состоянием психики, настоящим и будущими действиями и психическими процессами человека, обеспечивает связность и устойчивость его жизненного опыта, непрерывность  существования сознания и самосознания личности.

       Память  делает возможным накопление впечатлений  об окружающем мире, служит основой  приобретения знаний, навыков и умений. Учитывая ее значение в становлении  человеческого познания, можно сказать, что память – основа всего сознания.

       Память  – это отражение действительности, проявляющееся в сохранении и  воспроизведении следов прошлого опыта.  Посредством памяти человек реагирует на сигналы и ситуации, которые перестали непосредственно действовать на него.

       Значение  памяти в жизни человека очень  велико.  Абсолютно  все,  что  мы знаем, умеем, есть следствие способности  мозга  запоминать  и  сохранять  в памяти образы, мысли, пережитые  чувства, движения  и  их  системы.  Человек, лишенный памяти, как указывал И. М. Сеченов, вечно находился бы в  положении новорожденного, был  бы  существом,  не  способным  ничему  научиться,  ничем овладеть,  и  его  действия  определялись  бы  только  инстинктами.   Память создает, сохраняет  и  обогащает  наши  знания,  умения,  навыки,  без  чего немыслимы  ни  успешное  учение,  ни  плодотворная   деятельность.                 Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс  человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.

       Несмотря  на  то,  что  в  изучении  памяти   многие   вопросы   остаются нерешенными, психология  располагает  сейчас  обширным  материалом  по  этой проблеме. Сегодня  существует много подходов к изучению процессов  памяти.  В целом  их  можно  считать  разноуровневыми,  ибо существуют  теории  памяти, изучающие   эту   сложнейшую    систему    психической    деятельности    на психологическом, физиологическом, нейронном и биохимическом уровнях.  И чем сложнее изучаемая система памяти,  тем,  естественно,   сложнее   теория, пытающаяся найти механизм, лежащий в ее основе.  
 

       Виды  памяти 

         Существует  несколько  основных  подходов  в  классификации   памяти.   В настоящее  время   в  качестве  наиболее  общего  основания   для   выделения  различных  видов  памяти  принято  рассматривать  зависимость   характеристик памяти от особенностей  деятельности по запоминанию  и воспроизведению. 

         Классификация видов памяти по характеру психической активности. 

       Классификация видов  памяти  по  характеру  психической  активности  была впервые  предложена П. П.  Блонским.  Хотя  все четыре  выделенные  им  вида памяти не существуют независимо друг от друга, и более того,  находятся в тесном  взаимодействии.  Блонскому   удалось   определить   различия   между отдельными видами памяти. 

       Двигательная (или  моторная)  память  —  это запоминание,  сохранение  и воспроизведение различных движений.  Двигательная  память  является  основой для формирования различных практических и  трудовых  навыков,  равно  как  и навыков ходьбы, письма и т. д. Без памяти на  движения  мы  должны  были  бы каждым  раз  учиться  осуществлять  соответствующие  действия.  Правда,  при воспроизведении движений мы не всегда повторяем  их  точь-в-точь  в  том  же виде, как раньше. Но общий характер движений все же сохраняется. Признаком хорошей двигательной памяти является точность, меткость и ловкость движений человека. 

       Эмоциональная память — это память на чувства. Данный вид памяти заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Поэтому эмоциональная память имеет очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания. Воспроизведенные, или вторичные, чувства могут значительно отличаться от первоначальных. Это может выражаться как в изменении силы чувств, так и в изменении их содержания и характера.

        

       Образная  память — это запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности. Характеризуя образную память, следует иметь в виду все те особенности, которые характерны для представлений, и, прежде всего их бледность, фрагментарность и неустойчивость. Эти характеристики присущи и для данного вида памяти, поэтому воспроизведение воспринятого раньше нередко расходится со своим оригиналом. Причем с течением времени эти различия могут существенно углубляться.

       Отклонение  представлений от первоначального  образа восприятия может идти по двум путям: смешение образов или дифференциация образов. В первом случае образ восприятия теряет свои специфические черты и на первый план выступает то общее, что есть у объекта с другими похожими предметами или явлениями. Во втором случае черты, характерные для данного образа, в воспоминании усиливаются, подчеркивая своеобразие предмета или явления.

       Особо следует остановиться на вопросе  о том, от чего зависит легкость воспроизведения  образа. Отвечая на него, можно выделить два основных фактора. Во-первых, на характер воспроизведения влияют содержательные особенности образа, эмоциональная  окраска образа и общее состояние  человека в момент восприятия. Во-вторых, легкость воспроизведении по многом зависит от состояния человека в момент воспроизведения. Точность воспроизведения в значительной мере определяется степенью задействования речи при восприятии. То, что при восприятии было названо, описано словом, воспроизводится более точно. 

       Многие  исследователи разделяют образную память на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую. Подобное разделение связано с преобладанием того или иного типа воспроизводимых представлений.

       Зрительная  память - связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов.

       Слуховая  память - это хорошее запоминание и воспроизведение разнообразных звуков: речи,                              музыки.

       Осязательная, обонятельная и вкусовая память - это примеры памяти, не играющей существенной роли в жизни человека, т.к. возможности такой памяти очень ограниченны и ее роль - это удовлетворение биологических потребностей организма. 

       Словесно-логическая память - это разновидность запоминания, когда большую роль в процессе запоминания играет слово, мысль, логика.

       Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас и процессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, разговора с друзьями.

       Особенностью  данного вида памяти является то, что  мысли не существуют без языка, поэтому  память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. При этом словесно-логическая память проявляется в двух случаях:  

       а) запоминается и воспроизводится  только смысл данного материала, а точное сохранение подлинных выражений  не требуется;  

       б) запоминается не только смысл, но и  буквальное словесное выражение  мыслей (заучивание мыслей). Если в последнем  случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже  не логическим, а механическим запоминанием.

       Развитие  обоих видов словесно-логической памяти также происходит не параллельно  друг другу. Заучивание наизусть у детей  протекает иногда с большей легкостью, чем у взрослых. В то же время  в запоминании смысла взрослые, наоборот, имеют значительные преимущества перед  детьми. Это объясняется тем, что  при запоминании смысла прежде всего запоминается то, что является наиболее существенным, наиболее значимым. В этом случае очевидно, что выделение существенного в материале зависит от понимания материала, поэтому взрослые легче, чем дети, запоминают смысл. И наоборот, дети легко могут запомнить детали, по гораздо хуже запоминают смысл. 

       Классификация памяти по характеру  целей деятельности 

       Существует  и такое деление памяти на виды, которое прямо связано с особенностями  самой выполняемой деятельности. Так, в зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную. В первом случае имеется в виду запоминание и воспроизведение, которое осуществляется автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания. При этом отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, т. е. не ставится специальная мнемическая задача. Во втором случае такая задача присутствует, а сам процесс требует волевого усилия.

       Непроизвольное  запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное. Напротив, часто бывает так, что непроизвольно  запомненный материал воспроизводится  лучше, чем материал, который специально запоминался. Например, непроизвольно  услышанная фраза или воспринятая  зрительная информация часто запоминается более надежно, чем если бы мы пытались запомнить ее специально. Непроизвольно запоминается материал, который оказывается в центре внимания, и особенно тогда, когда с ним связана определенная умственная работа. Способность постоянно накапливать информацию являющаяся важнейшей особенностью психики, носит универсальный характер, охватывает все сферы и периоды психической деятельности и во многих случаях реализуется автоматически, почти бессознательно.

       Эффективность произвольной памяти зависит: 

1. От целей запоминания  (насколько прочно, долго человек  хочет запомнить).

       2. От приемов заучивания. Приемы  заучивания бывают:  

       а) механическое дословное многократное повторение — работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие.

       6) логический пересказ, который включает логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами — работает логическая память (смысловая) — вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей.

       в) образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки) — работает образная память. Образная память бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная;

       г) мнемотехнические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения запоминания). 

       Память  есть у всех живых существ. Появились  данные о способности к запоминанию  даже у растений. В самом широком  смысле память можно определить как  механизм фиксации ни формации, приобретенной  и используемой живым организмом. Человеческая память — это прежде всего накопление, закрепление, сохранение и последующее воспроизведение человеком своего опыта, т.е. всего, что с ним произошло. Память — это способ существования психики во времени, удержание прошлого, т. е. того, чего уже нет в настоящем. Поэтому память — необходимое условие единства человеческой психики, нашей психологической идентичности. 

       Классификация памяти по продолжительности  сохранения материала 

       В данном случае выделяют сенсорную или мгновенную, кратковременную и долговременную память, а иногда и промежуточный вариант – оперативную.Мгновенная память – это первый этап обработки поступающей извне информации, она формируется пассивно, с её помощью организм на очень короткое время удерживает довольно точную и полную картину мира, воспринимаемую органами чувств. Объём мгновенной памяти существенно больше, чем кратковременной. Эксперименты показывают, что с помощью иконической (мгновенной зрительной памяти), испытуемый получает и удерживает короткое время (до 0,5 с) значительно больше информации, чем затем может воспроизвести. Однако разрушение этого большого объёма происходит очень быстро. Иконическая память – это, по существу, сохраняющаяся некоторое время зрительная картина. Такой след угасает быстрее, чем человек успевает назвать все предъявленные ему стимулы. 

Информация о работе Процессы и виды памяти