Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 13:23, курсовая работа
Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Человек, лишенный памяти, как указывал И. М. Сеченов, вечно находился бы в положении новорожденного, был бы существом, не способным ничему научиться, ничем овладеть, и его действия определялись бы только инстинктами. Память создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки, без чего немыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность.
I. Введение.
II. Виды памяти.
1) Классификация видов памяти по характеру психической активности
2) Классификация памяти по характеру целей деятельности
3) Классификация памяти по продолжительности сохранения материала
III. Процессы памяти.
1) Запоминание
2) Сохранение
3) Воспроизведение и узнавание
4) Забывание
IV. Заключение.
V. Список литературы.
Кратковременная память – это память, в которой сохранение материала ограничено, определенным, как правило, небольшим периодом времени. Информация о внешнем объекте попадает из мгновенной памяти в кратковременную.
Кратковременная
память характеризуется очень коротким
сохранением после
Эта
форма памяти отличается по ряду свойств
от мгновенной: во-первых, другим механизмом
сохранения; во-вторых, другими формами
преобразования информации; в-третьих,
другими объёмами и, наконец, иными
способами продления срока
Роль кратковременной памяти состоит в обобщении, схематизации полученной информации, через неё эта информация поступает в долговременное хранение. Роль кратковременной памяти этим не ограничивается. Именно её свойства выявляются в момент принятия решений, поскольку здесь происходит непосредственное сличение информации, поступающей извне и из долговременной памяти, и выносится решение о правильности гипотезы, выдвинутой на основе сведений, полученных и накопленных при обучении.
Ограниченный объём кратковременной памяти служит дополнительным стимулом обобщения информации. Чем более обобщённая информация поступает из долговременной памяти, тем больше её может уместиться в кратковременной памяти и тем более сложное решение может приниматься человеком.
Постоянное
обобщение информации в самой
кратковременной памяти и обобщённость
понятий, поступающих в неё из
долговременной памяти, приводят к
тому, что увеличивается ёмкость
оперативных единиц и оперативное поле
кратковременной памяти как бы раздвигается
по мере обучения. Однако важнейшее качество
образа (его обобщённость) не может быть
обеспечено на уровне преобразования
в кратковременной памяти. Оно достигается
только с определяющим включением долговременной
памяти.
Долговременная память обеспечивает продолжительное сохранение знаний, умений и навыков и содержит огромный объём информации, которая может понадобиться человеку на протяжении его жизни.
Экспериментальные
данные показывают - в долговременной
памяти одновременно задействованы
несколько форм организации знаний.
Её нередко сравнивают с книгохранилищем
огромной библиотеки, где доступ к
фолиантам открывает правильно
выданный код каталога. Считается, что
объём долговременной памяти практически
не ограничен. Несмотря на эти ценные
качества долговременного хранилища,
человек часто не получает доступа
к хранящимся там знаниям, когда
в них возникает необходимость.
Доступность информации определяется
в значительной степени организацией
хранения. В отличие от кратковременной
памяти, где припоминания не требуется,
при долговременной памяти оно необходимо
всегда, т.к. связанные с восприятием
сведения уже не находятся в сфере
актуального сознания. При пользовании
долговременной памятью для припоминания
нередко требуются волевые
Сведения, хранящиеся в памяти, связаны между собой невидимыми нитями – ассоциациями, поэтому быстрее опознаётся и лучше всего запоминается информация, содержание которой позволяет установить наибольшее число различных ассоциаций с информацией, хранящейся в структуре памяти. Любое понятие, поступающее в долговременное хранилище, обязательно активизирует целую систему других понятий, близких к первому. Ассоциативные связи определяются не только частотой совпадения, но и их эмоциональной значимостью и актуальностью.
Главной
особенностью долговременной памяти всё
же является недоступность произвольному
считыванию хранящейся в ней информации.
Вместе с тем имеются случаи, хотя
и не частые, когда у отдельных
личностей обнаружены свойства хранения
и использования необычно большого
объёма информации. Здесь речь идет
о случаях феноменальной
Известный
математик и кибернетик Д.Нейман
подсчитал, что человеческий мозг может
вместить примерно 1020 единиц информации.
То есть каждый из нас способен запомнить
сведения, содержащиеся в миллионах томов
книг. История знает немало людей, обладавших
феноменальной памятью. Так, великий русский
полководец А.В.Суворов, как утверждают
современники, помнил всех своих солдат
в лицо. Исключительная память была у Наполеона.
Однажды, ещё будучи поручиком, он был
посажен на гауптвахту и нашёл в помещении
книгу по римскому праву, которую прочитал.
Спустя два десятилетия он ещё мог цитировать
выдержки из неё.
Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определённого, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оперативной памяти. Этот вид памяти по длительности хранения информации и своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной.
Процессы
памяти.
Сохранение в памяти какой-то информации включает три процесса. Первый из них - это запоминание и кодирование, в ходе которого выделяется та информация, которая будет храниться. Второй - это собственно хранение информации и ее связывание с той, которая уже есть в памяти. И, наконец, третий этап-это узнавание и воспроизведение хранящейся информации; без него мы никогда не могли бы знать, что именно мы действительно запомнили.
Запоминание — это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (или произвольное).
Непреднамеренное запоминание — это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Это простое запечатление того, что воздействовало на нас и сохранило некоторый след от возбуждения в коре головного мозга: окружающие предметы, явления, события повседневной жизни, поступки людей, содержание кинофильмов, книг, считанные без всякой учебной цели, и т.п., хотя не все они напоминаются одинаково хорошо. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: все, что связано с его интересами и потребностями, с целями и задачами его деятельности. Даже непроизвольное запоминание носит избирательный характер, определяется отношение к окружающему.
В отличие от непроизвольного запоминания произвольное (или преднамеренное) запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель — запомнить некую информацию — и использует специальные приемы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить. Кроме того, произвольное запоминание включает в себя разнообразные действия, выполняемые для того, чтобы лучше достичь поставленной цели. К таким действиям относится заучивание, суть которого заключается в многократном повторении учебного материала до полного и безошибочного его запоминания.
Преимущества произвольного запоминания со всей очевидностью выступают лишь на первый взгляд. В ходе многих исследований, посвященных этому вопросу, П. И. Зинченко, Д. А. Смирновой подтвердило, что непроизвольное запоминание может быть продуктивнее, чем намеренное. Анализ конкретных условий, при которых непроизвольное запоминание, т.е., по существу, запоминание, включенное в какую-нибудь деятельность, оказывается наиболее эффективным, вскрывает характер зависимости запоминания от деятельности, в ходе которого оно совершается.
Главная
особенность преднамеренного
Запоминается,
как и осознается, прежде всего то,
что составляет цель действия. Однако
то, что не относится к цели действия, запоминается
хуже, при произвольном запоминании, направленном
именно на данный материал. При этом все
же необходимо учитывать, что подавляющее
большинство наших систематических знаний
возникает в результате специальной деятельности,
цель которой — запомнить соответствующий
материал, с тем чтобы сохранить его в
памяти. Такая деятельность, направленная
на запоминание и воспроизведение удержанного
материала, называется мнемической деятельностью.
По другому признаку — по характеру связей (ассоциаций), лежащих в основе памяти,— запоминание делится на механическое и осмысленное.
Механическое запоминание — это запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала. Основой механического запоминания являются ассоциации по смежности.
В отличие от этого осмысленное запоминание основано на понимании внутренних логических связей между отдельными частями материала.
Если сравнивать эти способы запоминания материала, то можно прийти к выводу о том, что осмысленное запоминание намного продуктивней. При механическом запоминании в памяти через один час остается только 40 % материала, а еще через несколько часов — всего 20 %, а в случае осмысленного запоминания 40 % материала сохраняется в памяти даже через 30 дней.
Осмысление материала достигается разными приемами, и прежде всего выделением в изучаемом материале главных мыслей и группированием их в виде плана. Полезным приемом осмысления материала является сравнение, т. е. нахождение сходства и различия между предметами, явлениями, событиями и т. д.
Важнейшим методом осмысленного запоминания материала и достижения высокой прочности его сохранения является метод повторения. Повторение -важнейшее условие овладения знаниями, умениями, навыками. Но, чтобы быть продуктивными, повторения должны отвечать определенным требованиям. Во-первых, заучивание протекает неравномерно: вслед за подъемом в воспроизведении может наступить некоторое его снижение. Во-вторых, заучивание идет скачками. Иногда несколько повторений подряд не дают существенного прироста в припоминании, но затем, при последующих повторениях, происходит резкое увеличение объема запомненного материала. В-третьих, если материал в целом не представляет труда для запоминании, то первые повторения дают лучший результат, чем последующие. В-четвертых, если материал труден, то запоминание идет, наоборот, сначала медленно, а потом быстро. Это объясняется тем, что действия первых повторений из-за трудности материала недостаточны и прирост объема запоминаемого материала возрастает лишь при многократных повторениях. В-пятых, повторения нужны не только тогда, когда мы учим материал, но и тогда, когда надо закрепить в памяти то, что мы уже выучили. При повторении наученного материала его прочность и длительность сохранения возрастают многократно.
Очень
важно также правильно
Очень
близок к методу распределенного
заучивания метод воспроизведения
во время заучивания. Его суть состоит
в попытках воспроизвести материал,
который еще полностью не выучен.
Например, выучить материал можно
двумя способами:
а) ограничиться только чтением и читать до тех пор, пока не возникнет уверенность, что он выучен;
б)
прочитать материал один-два раза,
затем попытаться его произнести,
после чего снова прочитать его
несколько раз и вновь
Из указанных способов наиболее целесообразным является комбинированный (исследования М. Н. Шардакова). Он обеспечивает равномерное запоминание всех частей материала, требует глубокого осмысления, умения выделить главное. Такая деятельность осуществляется при большей coсpeдотoчeннocти внимания, отсюда и большая ее продуктивность. В опытах М. Н. Шардакова учащимся, которые заучивали стихотворение комбинированным способом, потребовалось всего 9 повторений, при заучивании в целом — 14, а при заучивании по частям — 16 повторений.