Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 13:23, курсовая работа
Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Человек, лишенный памяти, как указывал И. М. Сеченов, вечно находился бы в положении новорожденного, был бы существом, не способным ничему научиться, ничем овладеть, и его действия определялись бы только инстинктами. Память создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки, без чего немыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность.
I. Введение.
II. Виды памяти.
1) Классификация видов памяти по характеру психической активности
2) Классификация памяти по характеру целей деятельности
3) Классификация памяти по продолжительности сохранения материала
III. Процессы памяти.
1) Запоминание
2) Сохранение
3) Воспроизведение и узнавание
4) Забывание
IV. Заключение.
V. Список литературы.
Способы заучивания следует применять в зависимости от характера материала. При заучивании связного текста лучше пользоваться комбинированным способом, частичный лучше применять при заучивании иностранных слов, географических названий. Небольшой по объему и легкий текст можно заучивать целиком.
Успех
запоминания во многом зависит от
уровня самоконтроля. Проявлением самоконтроля
являются попытки воспроизвести
материал при его заучивании. Такие
попытки помогают установить, что
мы запомнили, какие ошибки допустили
при воспроизведении и на что
следует обратить внимание в последующем
чтении. Кроме того, продуктивность
запоминания зависит и от характера
материала. Наглядно-образный материал
запоминается лучше словесного, а
логически связанный текст
Архивизация - это накопление материала в памяти. В зависимости от того, вовлекается ли при этом эпизодическая или семантическая память, архивизация происходит по-разному. Это важное подразделение двух форм памяти ввел Тульвинг.
Сохранение(архивация) — процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им
Иногда при сохранении наблюдается явление реминисценции. Суть ее в том, что воспроизведение, отсроченное на 2—3 дня, оказывается лучше, чем непосредственно после заучивания. Реминисценция проявляется особенно ярко, если первоначальное воспроизведение не было достаточно осмысленным. С физиологической точки зрения реминисценция объясняется тем, что сразу после заучивания, по закону отрицательной индукции, наступает торможение, а затем оно снимается. Установлено, что сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а статическое – в долговременной. При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается реконструкции и определенной переработке.
Прочность
сохранения обеспечивается повторением,
которое служит подкреплением и
предохраняет от забывания, т. е. от угасания
временных связей в коре головного
мозга. Повторение должно быть разнообразным,
проводиться в разных формах: в
процессе повторения факты необходимо
сравнивать, сопоставлять, их надо приводить
в систему. При однообразном повторении
отсутствует мыслительная активность,
снижается интерес к за
Воспроизведение и узнавание— процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание происходит при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии, воспроизведение же — в отсутствие объекта.
Воспроизведение может быть непроизвольным и произвольным. Непроизвольное — это ненамеренное воспроизведение, без цели вспомнить, когда образы всплывают сами собой, чаще всего по ассоциации. Произвольное воспроизведение — целенаправленный процесс восстановления в сознании прошлых мыслей, чувств, стремлений, действий. Иногда произвольное воспроизведение происходит легко, иногда требует усилий. Сознательное воспроизведение, связанное с преодолением известных затруднений, требующее волевых усилий, называется припоминанием.
Качества памяти наиболее отчетливо обнаруживаются при воспроизведении. Оно является результатом и запоминания, и сохранения. Судить о запоминании и сохранении мы можем только по воспроизведению. Воспроизведение — не простое механическое повторение запечатленного. Происходит реконструкция, т. е. мыслительная переработка материала: изменяется план изложения, выделяется главное, вставляется дополнительный материал, известный из других источников.
Успешность воспроизведения зависит от умения восстановить связи, которые были образованы при запоминании, и от умения пользоваться планом при воспроизведении.
Физиологическая
основа узнавания и воспроизведения
— оживление следов прежних возбуждений
в коре головного мозга. При узнавании
оживляется след возбуждения, который
был проторен при запоминании.
Формы
воспроизведения:
1)
узнавание — проявление памяти,
которое возникает при
2)
воспоминание, которое осуществляется
при отсутствии восприятия
3)
припоминание, представляющее собой
наиболее активную форму
3)
реминисценция — отсроченное
воспроизведение ранее
4)
эйдетизм — зрительная память,
долго сохраняющая яркий образ
со всеми деталями
Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятии и означает, что происходит восприятие объекта, представление о котором сформировалось у человека или на основе личных впечатлений (представление памяти), или на основе словесных описаний (представление воображения). Процессы узнавания отличаются друг от друга степенью определенности. Наименее определенно узнавание в тех случаях, когда мы испытываем только чувство знакомости объекта, а отождествить его с чем-либо из прошлого опыта не можем. Подобные случаи характеризуются неопределенностью узнавания. Между определенным и неопределенным узнаванием есть много общего. Оба этих варианта узнавания развертываются постепенно, и поэтому они часто близки к припоминанию, а следовательно, являются сложным мыслительным и волевым процессом.
Качества
памяти наиболее отчетливо обнаруживаются
при воспроизведении. Оно является
результатом и запоминания, и
сохранения. Судить о запоминании
и сохранении мы можем только по
воспроизведению.
Забывание — естественный процесс. Многое из того, что закреплено в памяти, со временем в той или иной степени забывается. Забывание может быть обусловлено различными факторами. Первый и самый очевидный из них — время. Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия, в дальнейшем забывание идёт медленнее. Для предотвращения забывания необходимо понимание, осмысление информации и её повторение.
Следующими
факторами забывания являются частота
применения материала и степень
его важности для субъекта. Забывается
в первую очередь то, что не применяется,
не повторяется, к чему нет интереса,
что перестаёт быть для человека
существенным. Детали забываются скорее;
дольше сохраняются в памяти общие
положения, выводы.
Заключение
Память имеет огромное значение в жизни людей, и его трудно переоценить. Память лежит в основе всей жизни человека, его развития и сохранения его способностей, является условием научения, приобретения знаний, умений и навыков.
Благодаря своей памяти, особенно ее постоянному совершенствованию, человек в свое время выделился из животного царства и достиг тех вершин психологического развития, на которых он находится в настоящее время.
Дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения его памяти так же немыслим, как и развитие человека в прошлом, поскольку память включает не только указанные выше процессы, но и их динамические характеристики, например скорость доступа к нужной информации.
В общем случае память можно определить как способность к получению, сохранению и воспроизведению человеком полезного для него жизненного опыта. Без постоянного обновления этого опыта, без его систематического накопления и воспроизводства человек не мог бы приспосабливаться к текущим и быстро изменяющимся условиям жизни.
Не помня о том,
что с ним было, человек не смог
бы совершенствоваться дальше, так
как то, что он приобрел, ему не
с чем было бы сравнивать, и вновь
приобретаемое, кроме того, сразу
же и безвозвратно бы утрачивалось.
Список использованной
литературы:
1. Крутецкий В. А. Психология. – М.: Просвещение, 1986.
2. Маклаков А. Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2001.
3. Общая психология. Под редакцией В. В. Богословского. – М.: Просвещение, 1973.
4.
Столяренко Л. Д. Основы