Административный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 10:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью дипломного исследования является анализ состояния нормативно-правового регулирования административного процесса в условиях административной реформы, выработка предложений, направленных на формирование целостного научного видения данной группы правоотношений.
Для достижения цели поставлены задачи:
• получение целостной характеристики понятий «административный процесс», его сущность и значение в повышении эффективности функционирования органов исполнительной власти;
• рассмотрение теоретических и практических аспектов осуществления правового регулирования разрешения судами дел об административных правонарушениях;
• анализ системы правового регулирования в сфере формирования административных процедур взаимодействия между органами исполнительной власти;
• анализ системы, правового регулирования в сфере формирования административных процедур внутриорганизационной деятельности федеральных органов исполнительной власти.

Оглавление

Введение
1 Теоретические аспекты административного процесса
1.1. Сущность и признаки административного процесса
1.2. Принципы административного процесса
1.3. Значение административного процесса в современном праве
2. Структура и правовое регулирование административного процесса
2.1. Структура и стадии административного процесса
2.2. Правовое регулирование административного процесса
2.3. Административно-процессуальное законодательство в зарубежных странах
3 Проблемы реализации и пути их решения в административном процессе
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Административный процесс.doc

— 328.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение  
1 Теоретические аспекты административного процесса  
1.1. Сущность и признаки административного процесса  
1.2. Принципы административного процесса  
1.3. Значение административного процесса в современном праве 
2. Структура и правовое регулирование административного процесса 
2.1. Структура и стадии административного процесса  
2.2. Правовое регулирование административного процесса  
2.3. Административно-процессуальное законодательство в зарубежных странах 
3 Проблемы реализации и пути их решения в административном процессе 
Заключение 
Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Введение

 

Административное право  является одной из главных отраслей системы российского права. Оно  предназначено для регулирования  общественных отношений в самой многосторонней социальной сфере - сфере государственного управления, деятельности исполнительных органов и многих других. Административное право характеризуется наибольшей мобильностью и широкой сферой охвата в отраслях хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства. В этой связи задачи, стоящие перед административным правом в правовом регулировании общественных отношений, весьма обширны и значимы. Нормы административного права упорядочивают и закрепляют наиболее целесообразные общественные отношения в сфере управления, охраняют урегулированные правом общественные отношения, способствуют зарождению новых отношений, соответствующих духу времени и проводимым реформам.

Посредством административно-правовых норм определяются правовой статус граждан в сфере управления, правовое положение государственных органов исполнительной власти и их взаимоотношения с гражданами. Нормы административного права определяют административно-правовой статус органов местного самоуправления, общественных и иных негосударственных объединений, а также административно-правовой статус государственных служащих и служащих негосударственных объединений.

В ходе правового регулирования  государством общественных отношений  происходит последовательная смена юридических явлений, т. е. движение их от состояния разработки и принятия правовых норм до состояния упорядоченности на основе этих норм отдельных сторон жизни общества. Это движение, смена юридических состояний происходит в результате совершения государством и другими субъектами общественных отношений последовательных волевых действий, направленных на достижение определенных правовых результатов для себя и на упорядочение жизни общества в целом. Совокупность всех этих действий представляет собой административный процесс. Знание сущности административного процесса особенно важно как для юристов, так и для всех субъектов административного процесса, т.к. закон требует, чтобы соблюдались не только нормы административного права, но и соблюдалась процедура разрешения административных дел.

Исполнительная власть является самой многочисленной и  ресурсно-обеспеченной. Она территориально обладает властными полномочиями от федерального центра до районного уровня, тесно соприкасается с населением, органами местного самоуправления, решает тысячи государственных задач.

Ключевая задача здесь — организовать работу данной системы таким образом, чтобы она работала четко и  слаженно. Конституция Российской Федерации  определила исполнительную власть как  самостоятельную ветвь государственной власти, ввела понятие ее единой системы, установила порядок формирования правительства и оставила открытой процедурную составляющую функционирования данной ветви власти. Анализ правового регулирования в этой сфере, представляет собой актуальную теоретическую задачу, решение которой позволит получить представление о правильности пути реформирования в государственном строительстве.

Целью дипломного исследования является анализ состояния нормативно-правового  регулирования административного  процесса в условиях административной реформы, выработка предложений, направленных на формирование целостного научного видения данной группы правоотношений.

Для достижения цели поставлены задачи:

• получение целостной характеристики понятий «административный процесс», его сущность и значение в повышении эффективности функционирования органов исполнительной власти;

• рассмотрение теоретических  и практических аспектов осуществления правового регулирования разрешения судами дел об административных правонарушениях;

• анализ системы правового  регулирования в сфере формирования административных процедур взаимодействия между органами исполнительной власти;

• анализ системы, правового  регулирования в сфере формирования административных процедур внутриорганизационной  деятельности федеральных органов исполнительной власти.

Объектом исследования являются общественные отношения, составляющие сферу административно-процессуальных отношений в деятельности органов  исполнительной власти России в свете  требований административной реформы.

Предмет исследования составляют: сущность и назначение административного  процесса, его связь с нормами материального права;

В науке административного  права проблемы-диссертационного исследования отражены в работах многих авторов. Не утратили своей актуальности труды, И. JI. Бачило, М. И. Еропкина, Ю. М. Козлова, А. П. Коренева, Б. М. Лазарева, F. И. Петрова, Н. Г. Салищевой, С. С. Студеникина, Ю. М. Розенбаума, в которых обосновывалось, что административный процесс представляет собой последовательно осуществляемые действия органов государственной власти. Данную проблематику в своих исследованиях разрабатывали Д. Н. Бахрах, А. А. Демин, П. И. Кононов, С. Н. Махина, А. Ф. Ноздрачев, И. В. Панова, Л. Л. Попов, Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов, Ю. А. Тихомиров, А. П. Шергин и другие известные представители науки российского административного права. Однако комплексно данная проблема в условиях изменений, которые произошли и происходят в процессе административной реформы, на монографическом уровне не рассматривалась.

 

          1 Теоретические аспекты административного процесса  
          1.1. Сущность и признаки административного процесса

 

Одной из актуальных проблем  отечественной юридической науки  является проблема рассмотрения административного процесса в качестве отдельной юридической категории, определения сущности данного вида процесса и выделение его специфических черт.

Научная разработка концепции  административного процесса началась в середине 1960-х годов и продолжается по настоящее время. Надо сказать, что в научной литературе лишь отдельные ученые исследовали вопросы административного процесса в комплексе: это, прежде всего, работы В.Д. Сорокина, И.В. Пановой, И.Ш. Килясханова и некоторых других. В основном предметом изучения выступали лишь отдельные виды административных производств. В частности, в последние годы различными авторами написано много научных статей, монографий, диссертаций, в которых исследовались проблемы производства по делам об административных правонарушениях. Но административный процесс – более широкое понятие, включающее в себя не только производство по делам об административных правонарушениях. Как отмечает В.Д. Сорокин: «…в структуру административного процесса входят производства, имеющие уже определенное законодательное закрепление, а именно:

1) производство по  принятию нормативных актов государственного управления;

2) производство по  предложениям и заявлениям граждан  и обращениям организаций в сфере государственного управления;

3) производство по  административно-правовым жалобам и спорам;

4) производство по  делам о поощрениях;

5) производство по делам об  административных правонарушениях;

6) производство по дисциплинарным  делам; 

7) регистрационное производство;

8) лицензионное производство;

9) исполнительное производство» [1, с. 558–559].

В настоящее время в российском законодательстве представлено несколько  видов процессов.

Исходя из юридического содержания, объема и уровня правового  регулирования выделяют следующие виды процессов: конституционный, законодательный, уголовный, гражданский, арбитражный, административный, бюджетный и другие.

Современный административный процесс, за исключением производства по делам  об административных правонарушениях, не обеспечивается должным правовым регулированием. Уровень регулирования производств, составляющих административный процесс, неоднократно негативно оценивался в отечественной юридической литературе.

Надо сказать, что начиная с 1940–1950 годов в учебниках по административному  праву уже имеются отдельные главы, посвященные анализу действовавшего в тот период советского законодательства, регулировавшего названный вид процесса. Сегодня практически все учебники по административному праву включают в себя целые разделы по административному процессу. Однако в данной учебной литературе отсутствует анализ научно-теоретических проблем административных производств, дается лишь краткое изложение действующих нормативных актов, содержащих административно-процессуальные нормы. Вместе с тем сделана попытка сформулировать саму проблему административного процесса и определить основные подходы к определению его понятия.

Прежде чем перейти к определению  понятия и сущности административного  процесса, необходимо дать определение понятию «процесс».

Слово «процесс» толкуется в  словаре русского языка как «ход какого-либо явления, последовательная смена состояний, стадий развития» [2, с. 417]. Наиболее точное толкование, на наш взгляд, дает И.В. Панова: «Процесс – древнейший регулятор, определенная совокупность действий и событий, приводящих к известному результату, итогу. То есть в нем есть динамика, неоднократность, результат, четкая фиксация и внешнее оформление» [3, с. 17].

Формирование понятия «административный  процесс» предполагает, с позиции  системного подхода, его соотношение с общим понятием «юридический процесс».

Структура юридического процесса может  рассматриваться с нескольких позиций. Рассмотрим этот вопрос с точки зрения содержания и развития процесса.

Юридический процесс  является комплексным образованием, включающим пять самостоятельных, обладающих своими особенностями процессов: конституционный, уголовный, гражданский, арбитражный и административный. Различия между ними обусловлены, прежде всего, теми особенностями, которыми обладают соответствующие отрасли материального права. В связи с этим необходимо учитывать и следующие обстоятельства:

во-первых, отраслей материального  права намного больше, чем процессуальных;

во-вторых, в рамках одной  отрасли материального права  различные нормы обладают

особенностями, которые  требуют определенных различий в процедуре их обеспечения;

в-третьих, нередко возникает  необходимость учитывать особенности  и конкретных дел.

Это приводит к тому, что  в рамках одной процессуальной отрасли  или одного вида юридического процесса появляются различные виды процессуального производства. Так, в гражданском процессе существуют следующие виды производств: исковое производство, связанное с рассмотрением споров участников правоотношений; производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений; особое производство, связанное с необходимостью судебного удостоверения каких-либо фактов, по которым нет споров (например, о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении его умершим) и др.

В уголовном процессе выделяют следующие производства: общее (наиболее распространенное), по делам несовершеннолетних, по применению принудительных мер медицинского характера и др. Содержание юридического процесса можно рассмотреть и с других позиций, отметив определенные юридические комплексы, входящие во все процессуальные производства. Тогда можно назвать следующие элементы процесса: процессуальные правоотношения, процессуальное доказывание и процессуальные акты.

Особое значение имеет  выделение стадий юридического процесса, отражающих его эволюцию. По каждому делу процесс в установленных случаях начинается (это делается по решению управомоченных органов), развивается также на основе закона, соответствующим образом проходя те или иные стадии, и находит в результате определенное завершение.

Некоторые исследователи, в том числе Д.Н. Бахрах, считают, что юридический процесс характеризуется следующими признаками:

– является сознательной, целенаправленной деятельностью;

– состоит в реализации властных полномочий субъектами публичной  власти;

– запрограммирован на достижение определенного юридического результата, решение индивидуально-конкретных дел (избрание губернатора, принятие закона, решение спора, наказание виновного и др.);

– имеет документальное подтверждение: промежуточные и  окончательные итоги процесса отражаются в официальных документах;

– имеется развернутая  детальная регламентация этой деятельности юридическими нормами [4, с. 300].

По мнению А.В. Юсупова, юридический процесс как разновидность  социального процесса является нормативно-властной юридической деятельностью, осуществляемой в процессуальной форме, которая включает в себя судебные и иные процессы в публичных интересах [5, с. 201]. С.Н. Махина подчеркивает, что юридический процесс:

– это разбирательство (рассмотрение) определенного юридического дела, то есть такого обстоятельства, которое разрешается (рассматривается) на основании закона, а его последствия осуществляются во исполнение закона;

– это деятельность по совершению операции с нормами права. При осуществлении любой властной управленческой деятельности органы государства обязаны не только руководствоваться правовыми установлениями, но и практически использовать предписания нормы права для разрешения конкретных юридических дел;

– это правовая форма  деятельности уполномоченных на то органов  государства и должностных лиц. Деятельность субъектов управленческого процесса осуществляется только в правовой форме посредством издания правовых актов управления, заключения административных договоров или совершения юридически значимых действий;

Информация о работе Административный процесс