Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 10:08, курсовая работа
Целью дипломного исследования является анализ состояния нормативно-правового регулирования административного процесса в условиях административной реформы, выработка предложений, направленных на формирование целостного научного видения данной группы правоотношений.
Для достижения цели поставлены задачи:
• получение целостной характеристики понятий «административный процесс», его сущность и значение в повышении эффективности функционирования органов исполнительной власти;
• рассмотрение теоретических и практических аспектов осуществления правового регулирования разрешения судами дел об административных правонарушениях;
• анализ системы правового регулирования в сфере формирования административных процедур взаимодействия между органами исполнительной власти;
• анализ системы, правового регулирования в сфере формирования административных процедур внутриорганизационной деятельности федеральных органов исполнительной власти.
Введение
1 Теоретические аспекты административного процесса
1.1. Сущность и признаки административного процесса
1.2. Принципы административного процесса
1.3. Значение административного процесса в современном праве
2. Структура и правовое регулирование административного процесса
2.1. Структура и стадии административного процесса
2.2. Правовое регулирование административного процесса
2.3. Административно-процессуальное законодательство в зарубежных странах
3 Проблемы реализации и пути их решения в административном процессе
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
1 Теоретические аспекты административного
процесса
1.1. Сущность и признаки административного
процесса
1.2. Принципы административного процесса
1.3. Значение административного процесса
в современном праве
2. Структура и правовое регулирование административного процесса
2.1. Структура и стадии административного
процесса
2.2. Правовое регулирование административного
процесса
2.3. Административно-процессуальное законодательство
в зарубежных странах
3 Проблемы реализации и пути их решения
в административном процессе
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Административное право
является одной из главных отраслей
системы российского права. Оно
предназначено для
Посредством административно-правовых норм определяются правовой статус граждан в сфере управления, правовое положение государственных органов исполнительной власти и их взаимоотношения с гражданами. Нормы административного права определяют административно-правовой статус органов местного самоуправления, общественных и иных негосударственных объединений, а также административно-правовой статус государственных служащих и служащих негосударственных объединений.
В ходе правового регулирования государством общественных отношений происходит последовательная смена юридических явлений, т. е. движение их от состояния разработки и принятия правовых норм до состояния упорядоченности на основе этих норм отдельных сторон жизни общества. Это движение, смена юридических состояний происходит в результате совершения государством и другими субъектами общественных отношений последовательных волевых действий, направленных на достижение определенных правовых результатов для себя и на упорядочение жизни общества в целом. Совокупность всех этих действий представляет собой административный процесс. Знание сущности административного процесса особенно важно как для юристов, так и для всех субъектов административного процесса, т.к. закон требует, чтобы соблюдались не только нормы административного права, но и соблюдалась процедура разрешения административных дел.
Исполнительная власть
является самой многочисленной и
ресурсно-обеспеченной. Она территориально
обладает властными полномочиями от
федерального центра до районного уровня,
тесно соприкасается с
Ключевая задача здесь — организовать работу данной системы таким образом, чтобы она работала четко и слаженно. Конституция Российской Федерации определила исполнительную власть как самостоятельную ветвь государственной власти, ввела понятие ее единой системы, установила порядок формирования правительства и оставила открытой процедурную составляющую функционирования данной ветви власти. Анализ правового регулирования в этой сфере, представляет собой актуальную теоретическую задачу, решение которой позволит получить представление о правильности пути реформирования в государственном строительстве.
Целью дипломного исследования является
анализ состояния нормативно-
Для достижения цели поставлены задачи:
• получение целостной
• рассмотрение теоретических и практических аспектов осуществления правового регулирования разрешения судами дел об административных правонарушениях;
• анализ системы правового
регулирования в сфере
• анализ системы, правового
регулирования в сфере
Объектом исследования
являются общественные отношения, составляющие
сферу административно-
Предмет исследования составляют: сущность и назначение административного процесса, его связь с нормами материального права;
В науке административного
права проблемы-
1 Теоретические аспекты административного
процесса
1.1. Сущность
и признаки административного процесса
Одной из актуальных проблем
отечественной юридической
Научная разработка концепции административного процесса началась в середине 1960-х годов и продолжается по настоящее время. Надо сказать, что в научной литературе лишь отдельные ученые исследовали вопросы административного процесса в комплексе: это, прежде всего, работы В.Д. Сорокина, И.В. Пановой, И.Ш. Килясханова и некоторых других. В основном предметом изучения выступали лишь отдельные виды административных производств. В частности, в последние годы различными авторами написано много научных статей, монографий, диссертаций, в которых исследовались проблемы производства по делам об административных правонарушениях. Но административный процесс – более широкое понятие, включающее в себя не только производство по делам об административных правонарушениях. Как отмечает В.Д. Сорокин: «…в структуру административного процесса входят производства, имеющие уже определенное законодательное закрепление, а именно:
1) производство по
принятию нормативных актов
2) производство по
предложениям и заявлениям
3) производство по административно-правовым жалобам и спорам;
4) производство по делам о поощрениях;
5) производство по делам об административных правонарушениях;
6) производство по
7) регистрационное производство;
8) лицензионное производство;
9) исполнительное производство» [1, с. 558–559].
В настоящее время в российском законодательстве представлено несколько видов процессов.
Исходя из юридического содержания, объема и уровня правового регулирования выделяют следующие виды процессов: конституционный, законодательный, уголовный, гражданский, арбитражный, административный, бюджетный и другие.
Современный административный процесс, за исключением производства по делам об административных правонарушениях, не обеспечивается должным правовым регулированием. Уровень регулирования производств, составляющих административный процесс, неоднократно негативно оценивался в отечественной юридической литературе.
Надо сказать, что начиная с 1940–1950 годов в учебниках по административному праву уже имеются отдельные главы, посвященные анализу действовавшего в тот период советского законодательства, регулировавшего названный вид процесса. Сегодня практически все учебники по административному праву включают в себя целые разделы по административному процессу. Однако в данной учебной литературе отсутствует анализ научно-теоретических проблем административных производств, дается лишь краткое изложение действующих нормативных актов, содержащих административно-процессуальные нормы. Вместе с тем сделана попытка сформулировать саму проблему административного процесса и определить основные подходы к определению его понятия.
Прежде чем перейти к
Слово «процесс» толкуется в словаре русского языка как «ход какого-либо явления, последовательная смена состояний, стадий развития» [2, с. 417]. Наиболее точное толкование, на наш взгляд, дает И.В. Панова: «Процесс – древнейший регулятор, определенная совокупность действий и событий, приводящих к известному результату, итогу. То есть в нем есть динамика, неоднократность, результат, четкая фиксация и внешнее оформление» [3, с. 17].
Формирование понятия «
Структура юридического процесса может рассматриваться с нескольких позиций. Рассмотрим этот вопрос с точки зрения содержания и развития процесса.
Юридический процесс является комплексным образованием, включающим пять самостоятельных, обладающих своими особенностями процессов: конституционный, уголовный, гражданский, арбитражный и административный. Различия между ними обусловлены, прежде всего, теми особенностями, которыми обладают соответствующие отрасли материального права. В связи с этим необходимо учитывать и следующие обстоятельства:
во-первых, отраслей материального права намного больше, чем процессуальных;
во-вторых, в рамках одной отрасли материального права различные нормы обладают
особенностями, которые требуют определенных различий в процедуре их обеспечения;
в-третьих, нередко возникает
необходимость учитывать
Это приводит к тому, что в рамках одной процессуальной отрасли или одного вида юридического процесса появляются различные виды процессуального производства. Так, в гражданском процессе существуют следующие виды производств: исковое производство, связанное с рассмотрением споров участников правоотношений; производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений; особое производство, связанное с необходимостью судебного удостоверения каких-либо фактов, по которым нет споров (например, о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении его умершим) и др.
В уголовном процессе выделяют следующие производства: общее (наиболее распространенное), по делам несовершеннолетних, по применению принудительных мер медицинского характера и др. Содержание юридического процесса можно рассмотреть и с других позиций, отметив определенные юридические комплексы, входящие во все процессуальные производства. Тогда можно назвать следующие элементы процесса: процессуальные правоотношения, процессуальное доказывание и процессуальные акты.
Особое значение имеет выделение стадий юридического процесса, отражающих его эволюцию. По каждому делу процесс в установленных случаях начинается (это делается по решению управомоченных органов), развивается также на основе закона, соответствующим образом проходя те или иные стадии, и находит в результате определенное завершение.
Некоторые исследователи, в том числе Д.Н. Бахрах, считают, что юридический процесс характеризуется следующими признаками:
– является сознательной, целенаправленной деятельностью;
– состоит в реализации властных полномочий субъектами публичной власти;
– запрограммирован на достижение определенного юридического результата, решение индивидуально-конкретных дел (избрание губернатора, принятие закона, решение спора, наказание виновного и др.);
– имеет документальное подтверждение: промежуточные и окончательные итоги процесса отражаются в официальных документах;
– имеется развернутая детальная регламентация этой деятельности юридическими нормами [4, с. 300].
По мнению А.В. Юсупова,
юридический процесс как
– это разбирательство (рассмотрение) определенного юридического дела, то есть такого обстоятельства, которое разрешается (рассматривается) на основании закона, а его последствия осуществляются во исполнение закона;
– это деятельность по
совершению операции с нормами права.
При осуществлении любой
– это правовая форма деятельности уполномоченных на то органов государства и должностных лиц. Деятельность субъектов управленческого процесса осуществляется только в правовой форме посредством издания правовых актов управления, заключения административных договоров или совершения юридически значимых действий;