Административный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 10:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью дипломного исследования является анализ состояния нормативно-правового регулирования административного процесса в условиях административной реформы, выработка предложений, направленных на формирование целостного научного видения данной группы правоотношений.
Для достижения цели поставлены задачи:
• получение целостной характеристики понятий «административный процесс», его сущность и значение в повышении эффективности функционирования органов исполнительной власти;
• рассмотрение теоретических и практических аспектов осуществления правового регулирования разрешения судами дел об административных правонарушениях;
• анализ системы правового регулирования в сфере формирования административных процедур взаимодействия между органами исполнительной власти;
• анализ системы, правового регулирования в сфере формирования административных процедур внутриорганизационной деятельности федеральных органов исполнительной власти.

Оглавление

Введение
1 Теоретические аспекты административного процесса
1.1. Сущность и признаки административного процесса
1.2. Принципы административного процесса
1.3. Значение административного процесса в современном праве
2. Структура и правовое регулирование административного процесса
2.1. Структура и стадии административного процесса
2.2. Правовое регулирование административного процесса
2.3. Административно-процессуальное законодательство в зарубежных странах
3 Проблемы реализации и пути их решения в административном процессе
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Административный процесс.doc

— 328.50 Кб (Скачать)

Базовым элементом структуры  административного процесса является административное производство. Таким  образом, по мнению ученых, любое процессуальное производство содержит три компонента: процессуальные правоотношения, процессуальное доказывание и процессуальные акты-документы. Все указанные положения вполне применимы и к административному производству, которое представляет собой нормативно урегулированный комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных процессуальных действий полномочных субъектов по рассмотрению и разрешению индивидуальных управленческих дел и принятию административно-правовых актов.

Количество административных производств огромно, кроме того, постоянно появляются новые производства. Это связано с тем, что в  сфере государственного управления непрерывно возникают новые общественные отношения, которые требуют своего нормативного, как материального, так и процессуального, закрепления. Таким образом, перечень индивидуальных управленческих дел постоянно пополняется, порядок разрешения многих из них оформляется административно-процессуальными нормами и, следовательно, увеличивается количество административных производств[3, c.24].

По поводу соотношения  административного производства и  административного процесса в юридической  литературе высказываются различные точки зрения, однако, на наш взгляд, логично будет полагать, что административное производство и административный процесс соотносятся как часть и целое. Административный процесс включает множество административных производств, построение которых в определенном порядке и составляет его структуру.

Определяющей для решения  вопроса о структуре административного  процесса является, прежде всего, позиция  каждого ученого по поводу понятия  и границ административного процесса. Сторонники узкого понимания административного процесса ограничивают его структуру перечнем производств по разрешению споров и применению мер принуждения в сфере государственного управления. Сторонники широкого толкования включают в структуру процесса и позитивные, и юрисдикционные производства[9, c. 21].

Один из вариантов  наиболее укрупненной структуры  административного процесса разработал видный теоретик административного  процесса — В. Д. Сорокин. Он выделяет в структуре административного  процесса две группы административных производств. В первую входит производство по принятию нормативных актов государственного управления, во вторую — производства по индивидуально-конкретным делам. Из двух частей состоит структура административного процесса и по мнению других авторов. Так, выделяют административно-процедурную часть административного процесса (совокупность административно-процедурных производств) и административно-юрисдикционную его часть (совокупность административно-юрисдикционных производств). По мнению В. К. Колпакова, наиболее целесообразным следует признать выделение в структуре административного процесса нормотворческих, учредительных и правоприменительных производств.

Признавая отсутствие единой точки зрения по проблеме структуры  административного процесса, необходимо все же избрать определенную конструкцию, которая позволит наиболее оптимально сгруппировать административные производства в структуре административного процесса. Представляется наиболее интересным и эффективным взять за основу конструкцию, предложенную Д. Н. Бахрахом. При таком подходе административный процесс подразделяется на три относительно самостоятельные части, в зависимости от содержания индивидуальных управленческих дел, разрешаемых органами государственного управления: процесс административного правотворчества, правонаделительный (оперативно-распорядительный) процесс и административно-юрисдикционный процесс[3, c. 25].

Следует отметить, что  при характеристике такой структуры  административного процесса можно  выделить также и четвертую его  часть — контрольно-надзорную, которую  составляют очень многочисленные в сфере государственного управления производства по осуществлению контроля или надзора органами исполнительной власти и иными уполномоченными на то органами. Представляется также, что не следует исключать возможность дополнения административного процесса и иными частями и, соответственно, производствами.

Каждое административное производство представляет собой определенную совокупность последовательно совершаемых  действий и принимаемых актов, которое  развертывается во времени, проходя ряд последовательных, сменяющих друг друга и тесно связанных между собой стадий.

Под стадией понимают такую относительно самостоятельную  часть последовательно совершаемых  процессуальных действий, которая наряду с общими целями имеет свойственные только ей цели, а также особенности, касающиеся участников процесса, их прав и обязанностей, сроков совершения процессуальных действий и характера оформляемых процессуальных документов.

Значение стадий связано, прежде всего, с тем, что они отражают логическую последовательность развития административного процесса. Пока дело не инициировано, не возбуждено, невозможна и последующая процессуальная деятельность. Проверка исполнения решения возможна только после его принятия и т. д. В каждой из последующих стадий может быть проведена проверка правильности действий в предыдущей. Каждая стадия имеет свое процессуальное назначение. Процессуальные действия на каждой стадии объединены общими задачами, которые, в свою очередь, являются частными по отношению к общим задачам административного производства. Каждая стадия, как правило, оформляется определенным процессуальным документом, после составления которого начинается новая стадия административного производства.

Таким образом, стадии характеризуются  собственными непосредственными задачами, кругом процессуальных действий и их участников, а также своими итоговыми решениями и их процессуальным оформлением[17, c.11].

Стадии административных производств далеко не всегда закреплены в нормативно-правовых актах, поэтому  выделить их иногда можно лишь путем научного изучения и анализа. В связи с этим, по поводу количества и наименования стадий в одном и том же административном производстве у разных ученых существуют различные мнения.

Общими для всего  административного процесса и, следовательно, для любого из входящих в него административных производств являются следующие стадии:

1. Стадия возбуждения  дела об административном правонарушении. Как правило, здесь возникает  вопрос об основаниях и поводах  к возбуждению дела.

2. Стадия подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению. На данной стадии идет сбор, упорядочение и изучение информации о реальном положении дел, о существующих проблемах. Такая информация фиксируется в виде протоколов, справок, схем, докладов, отчетов и т. д.

3. Стадия рассмотрения  дела об административном правонарушения.

4. Стадия обжалования  и опротестования по делу.

5. Стадия исполнения  постановления о наложении административного  взыскания. На этой стадии происходит  претворение в жизнь принятого  решения. В правотворческих процессах эта стадия выражается в обнародовании акта, доведении его до сведения.

Многие производства дополняются и другими стадиями: пересмотр решения по жалобе, пересмотр  в порядке надзора. В любом  случае, стадии каждого из административных производств обладают своей спецификой.

Все производства в зависимости  от количества и сложности стадий можно разделить на обычные и  упрощенные. Можно говорить также  и об особых (усложненных) производствах (дела о мелком хулиганстве, мелком хищении, рассматриваемые судом)[1, c. 223].

Стадия административного  производства, в свою очередь, состоит  из этапов. Этап — это совокупность действий, имеющих собственную межстадийную цель. К примеру, стадия рассмотрения дела в производстве по делам об административных правонарушениях состоит из таких этапов: подготовка к рассмотрению дела; анализ имеющихся данных; принятие постановления; доведение постановления до сведения заинтересованных лиц.

Таким образом, административный процесс и его производства состоят  из пяти основных элементов, первоначальным из которых является действие. Совокупность определенных действий образует этапы, несколько этапов складываются в стадии, которые и составляют производство[2, c.345].

Решение вопроса о  структуре и стадийности административного процесса имеет как теоретическое, так и весомое практическое значение. Деятельность органов исполнительной власти, а также иных уполномоченных органов, связанная с оказанием управленческих услуг гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям, а также с изданием административно-правовых актов, предполагает четкую процессуально-правовую регламентацию. Это необходимо для их эффективной работы. Кроме того, большинство указанных органов, за небольшим исключением, участвуют одновременно в нескольких видах административных производств: принимают нормативные акты, осуществляют оперативно-распорядительную деятельность, рассматривают обращения граждан, применяют меры административного принуждения. Поэтому весьма актуальной становится задача точного определения круга подведомственных данному органу дел, а также порядка разрешения этих дел, в соответствии с полномочиями, которыми обладает данный орган и его назначением в системе государственного управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

          Заключение

 

Административное право является базовой, ключевой отраслью наряду с конституционным, гражданским и уголовным правом. Оно составляет основу правового регулирования разнообразных общественных отношений, ежедневно возникающих в различных сферах общественной и государственной жизни. В административном праве особое место занимает административный процесс, фактическое содержание которого охватывает четыре типа административно-процессуальной деятельности, реализуемой различными органами публичной власти:

  1. правотворческую деятельность органов и должностных лиц исполнительной власти, а также субъектов, имеющих правотворческие полномочия по принятию подзаконных нормативных актов в сфере исполнительной власти;
  2. положительную, организационно-процедурную деятельность по осуществлению функций и целей управления, возникающая при применении регулятивных норм материального административного права;
  3. юрисдикционную деятельность по рассмотрению споров в сфере реализации исполнительной власти и по применению мер административного принуждения, в том числе административных наказаний, назначаемых судами;

4. судебный контроль за законностью деятельности органов и должностных лиц исполнительной власти.

Таким образом, в административном праве фактически существует три  подхода к пониманию административного  процесса, которые условно можно обозначить: юрисдикционный, управленческий и действительно широкий, за пределами которого стираются границы между формами реализации норм материального права, между материальными и процессуальными нормами, между формами юридической деятельности.

Тем не менее, как представляется, не вызывает обоснованных возражений утверждения о том, что юридический  процесс – это:

  1. сознательная целенаправленная деятельность; разновидность социального процесса;
  2. этой деятельности присущ властный характер, поскольку в ней реализуются властные полномочия государственных и муниципальных органов;
  3. эта деятельность имеет юридическое содержание, направлена на решение юридических дел и достижение определенного юридического результата;
  4. результаты процесса оформляются в официальных юридических документах;
  5. юридический процесс – это правовая форма реализации функций органов власти. Его виды и особенности организации определяются характером, видом власти, которую он обслуживает.
  6. ему свойственна достаточно полная (или в основном) регламентация деятельности юридическими процессуальными нормами.

Таким образом, административный процесс обладает всеми признаками юридического процесса и имеет характерные  особенности, что позволяет с  учётом обширного массива административно-процессуального законодательства поставить его в один ряд с имеющими высокую степень организации уголовными и гражданскими процессами. В отличие, от которых административный процесс имеет более сложную структуру.

Представляется, что административный процесс есть процессуально оформленная урегулированная нормами административно-процессуального права деятельность субъектов публичной власти по разрешению правоприменительных и правотворческих юридических дел в сфере осуществления публичного управления и судебного контроля за ним.

Административные процесс  состоит из тех групп (видов, типов) производств, которые называются также  видами административного процесса. Каждая группа производств имеет  сходство процессуальной формы и  юридического результата, некоторые общие правила разрешения административных дел, но основной объединяющий признак – вид процессуальной деятельности: правотворческая, правонаделительная, юрисдикционная.

Административно-процессуальная норма – это установленное правомочным государственным органом Российской Федерации или субъекта РФ общее правило, регулирующее правовые отношения, возникающие при разрешении административных дел органами публичной власти. Административно-процессуальные нормы имеют некоторые особенности, определяемые предметом и методом правового регулирования.

Информация о работе Административный процесс