Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 10:08, курсовая работа
Целью дипломного исследования является анализ состояния нормативно-правового регулирования административного процесса в условиях административной реформы, выработка предложений, направленных на формирование целостного научного видения данной группы правоотношений.
Для достижения цели поставлены задачи:
• получение целостной характеристики понятий «административный процесс», его сущность и значение в повышении эффективности функционирования органов исполнительной власти;
• рассмотрение теоретических и практических аспектов осуществления правового регулирования разрешения судами дел об административных правонарушениях;
• анализ системы правового регулирования в сфере формирования административных процедур взаимодействия между органами исполнительной власти;
• анализ системы, правового регулирования в сфере формирования административных процедур внутриорганизационной деятельности федеральных органов исполнительной власти.
Введение
1 Теоретические аспекты административного процесса
1.1. Сущность и признаки административного процесса
1.2. Принципы административного процесса
1.3. Значение административного процесса в современном праве
2. Структура и правовое регулирование административного процесса
2.1. Структура и стадии административного процесса
2.2. Правовое регулирование административного процесса
2.3. Административно-процессуальное законодательство в зарубежных странах
3 Проблемы реализации и пути их решения в административном процессе
Заключение
Список использованной литературы
Таким образом, каждый процесс,
его производство имеют четырехуровневую структуру:
действия—этапы—стадии—производ
2.2. Правовое регулирование административного
процесса
Административно-процессуальная
деятельность осуществляется в соответствии
с порядком, установленным административно-
Во-первых, это нормы управленческие, поскольку они регулируют отношения, складывающиеся в ходе реализации управленческих функций и полномочий органов исполнительной власти и иных органов публичной власти. Они имеют общий предмет правового регулирования с нормами материального административного права управленческие общественные отношения.
Во-вторых, административно-процессуальные нормы обеспечивает реализацию, прежде всего норм материального административного права, а также материальных норм иных отраслей российского права. Поэтому, предмет правового регулирования (система регулируемых общественных отношений) у административно-процессуальных норм несколько шире, чем у норм материального административного права и норм иных процессуальных отраслей, в частности уголовно-процессуального права.
В-третьих, действие административно-процессуальной нормы параллельно реализации нормы материального права. Вторичный, вспомогательный характер административно-процессуальной нормы проявляется в том, что она регулирует не фактические отношения, а сложившиеся под действием материальной нормы правоотношения. Она устанавливает процессуальный порядок, процессуальную форму, показывающую, каким образом и в каком порядке могут или должны быть реализованы субъективные права и обязанности участников материальных правоотношений. Содержание процессуальной нормы, как правило, состоит из процессуальных прав и обязанностей участников процесса, реализация которых и придает административному процессу организованность, упорядоченность, процессуальную форму.
В-четвертых, они регулируют общественные отношения, возникающие при разрешении административных дел не только государственными органами исполнительной власти, но и иными органами публичной власти: представительными органами, судами, органами местного самоуправления, а в отдельных случаях и общественными объединениями, организациями. Примером может служить, рассмотрение жалобы гражданина в отношении поведения служащего или должностного лица в быту, что достаточно типично для обращений граждан. Управленческие отношения и административные дела имеют место в деятельности всех органов публичной власти, прежде всего исполнительных, но не исключительно, что важно подчеркнуть. Поэтому круг субъектов, применяющих административно-процессуальные нормы не ограничивается органами исполнительной власти.
В-пятых, в отличие от иных процессуальных норм, административно-процессуальные нормы устанавливаются нормативными актами различной юридической силы, принятыми на уровне Российской Федерации и субъектов федерации, так как на основании п. «к» ст. 72 Конституции Российской Федерации административно-процессуальное законодательство относится к предмету их собственного ведения. [12, c. 123] Как известно, гражданско- и уголовно-процессуальные нормы устанавливаются федеральным законодательством.
В-шестых, содержание норм зависит от особенностей вида административно-процессуальной деятельности и направленности регулируемых правоотношений (правотворческие, правонаделительные, юрисдикционные), что определяет содержание диспозиции процессуальной нормы, устанавливающей соответствующий существу деятельности порядок разрешения административного дела и действий участников процесса.
В-седьмых. Применение административно-процессуальных норм при разрешении большинства административных дел, как правило, не связано с необходимостью принудительного воздействия на участников правоотношений. Принуждение предусматривается лишь нормами, регулирующими юрисдикционные производства, составляющие не основную часть административно-процессуальной деятельности.
Этим объясняется ещё одна особенность процессуальных норм – их структура. Классическая схема построения норм материального права (гипотеза, диспозиция, санкция) приемлема к профессиональным нормам с определенными оговорками. Административно-процессуальные нормы состоят преимущественно из гипотез и диспозиций в различных сочетаниях. Возможность применения административной и иной ответственности за нарушение правил производства, процессуальных прав и обязанностей (например, ответственность свидетелей, экспертов, препятствующих производству граждан и должностных лиц) предусматривается санкциями норм административного и иных материальных отраслей права. Но в структуре административно-процессуальных норм встречаются так называемые «процессуальные» санкции, влекущие ухудшение процессуального положения участников процесса, в случае не выполнения каких-либо правил процедуры рассмотрения дела, что содержат элемент принудительного воздействия. Например, принудительный привод в производстве по делам об административных правонарушениях или исключение из числа допущенных к участию в конкурсе субъектов, не предоставивших необходимые документы.
Классификация административно-процессуальных
норм производиться по различным основаниям: по
сферам и отраслям их действия; по юридической
силе; по кругу субъектов права; по характеру
диспозиции и другим основаниям. Наиболее
существенное значение для понимания
сущности административного процесса
и административно-
Законодательство не располагает единым нормативным актом, который бы содержал общие правила, регулирующие основы организации административного процесса. Группировка правил проводится на уровне теоретического обобщения, для формирования полного представления о нормативном регулировании административного процесса. К общим нормам относятся: административно-процессуальные нормы, регулирующие принципы административного процесса; нормы, определяющие основы правового статуса участников административного процесса; нормы, регулирующие стадии административного процесса. Специальные нормы устанавливают конкретные правила производства по видам административных дел и содержатся в одном или нескольких нормативных актах.
Система административно-процессуальных
норм образует административно-процессуальное право,
которое можно определить как отрасль
российского права, регулирующую общественные
отношения, возникающие в связи с разрешением
административных дел в сфере публичного
управления. Факт существования административно-
Административно-процессуальное право обладает рядом признаков,
позволяющих обособить его в самостоятельную
отрасль ограничив в первую очередь от
административного права, основные институты
которого административно-процессуальное
право обслуживает, обеспечивая реализацию
материальных норм. О наличии отрасли
административно-
Административно-процессуальное
право имеет собственный предмет правового регулирования –
процессуальные правоотношения, возникающие
в связи с разрешением административных
дел. Административно-процессуальное
право обслуживает материальные нормы
личных отраслей права, не только административного
материального права. Основным системообразующим
отрасль права является метод предписания
(обязывания). Специфика административно-
Административно-процессуальные правоотношения
Правовое регулирование
административно-процессуальной деятельности
придает ей юридический характер
и создает основу для возникновения
в рамках административного процесса особого вида правовых отношений
– административно-процессуальные правоотношения,
которые понимаются как урегулированные
нормами административно-
Субъектами административно-
Объем процессуальных правомочий у участников административного процесса не одинаков, что предполагает выделение нескольких групп участников: органы и должностные лица ведущие (организующие) производство по административному делу и принимающие по нему решение; участники производства, заинтересованные в определенном результате разрешения административного дела (заявитель заинтересованного лица, потерпевший, защитник и иные); участники, содействующие выяснению истины по делу (эксперты, переводчики, специалисты и другие); иные участники административного процесса (например, прокурор).
Административно-процессуальная деятельность занимает наряду с уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью, пожалуй, ведущую роль в реализации функций, возложенных на органы внутренних дел. Они направлены как на внутренние элементы системы органов внутренних дел, так проявляется и во внешней управленческой, или, как принято говорить применительно к органам внутренних дел, административной деятельности. В деятельности ОВД имеют место различные виды производств, что определяется разнообразием разрешаемых административных дел. Это служебно-кадровые, дисциплинарные и поощрительные производства; производства по регистрации граждан по месту их жительства и пребывания, мигрантов, оружия, транспорта; лицензирование частной деятельности и охранной деятельности, иные разрешительные процедуры; масса контрольно-надзорных производств и процедур, направленных на обеспечение общественного порядка и безопасности; производства по жалобам граждан; основное юридическое производство – производство по делам об административных правонарушениях. Нормотворческие и иные административно-правового статуса органы внутренних дел и их должностные лица во внешней административной деятельности выступают в качестве властных участников, уполномоченных вести производство по административным делам и принимать по ним решения. При обжаловании действий органа внутренних дел или должностного лица, они участвуют в административном процессе в качестве заинтересованной стороны.