Управление качеством на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 22:18, курс лекций

Краткое описание

1. Понятие качества.
2. Система БИП (бездефектное изготовление продукции).
3. Показатели качества как основная категория оценки потребительских ценностей.
4. Сущность стандартизации.
5. Методы анализа затрат на качество.

Файлы: 1 файл

управление качеством.doc

— 344.00 Кб (Скачать)

Относительные показатели – это, например:

– коэффициент использования материалов

    ,

где МГ – количество материала в готовой продукции;

МВ – количество материала, введенного в технологический процесс;

показатель удельной себестоимости

    ,

где SУД – удельная себестоимость;

S – общая себестоимость изделия;

B – определяющий параметр изделия (мощность, вес и т.п.).

6. Показатели стандартизации и унификации характеризуют насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными частями, а также уровень унификации с другими изделиями.

Основные показатели унификации – коэффициенты применяемости, повторяемости, взаимной унификации для групп изделий, удельный вес оригинальных деталей (узлов). Стандартными являются все части продукции, выпускаемые по государственным и отраслевым стандартам.

7. Патентно-правовые показатели характеризуют степень обновления технических решений, использованных в продукции, их патентную защиту, а также возможность беспрепятственной реализации продукции в нашей стране и за рубежом (количество или удельный вес запатентованных или лицензированных деталей (узлов) и т.п.).

8. Экологические показатели характеризуют уровень вредных воздействий на окружающую среду, возникающих при эксплуатации или потреблении продукции. Например: содержание вредных примесей, выбрасываемых в окружающую среду, вероятность выброса вредных частиц, газов, излучений при хранении, транспортировании и использовании продукции, уровень ПДК.

9. Показатели безопасности характеризуют особенности продукции, обусловливающие при ее эксплуатации или потреблении безопасность человека. Они отражают требования к нормам и средствам защиты людей, находящихся в зоне возможной опасности при возникновении аварийной ситуации, и предусмотрены системой госстандартов по безопасности труда, а также международными стандартами.

10. Экономические показатели характеризуют затраты на разработку, изготовление, эксплуатацию или потребление продукции, учитываемые в интегральном показателе качества продукции (различные виды затрат, себестоимость, цена и пр.), при сопоставлении различных образцов продукции – технико-экономические показатели.

В таблице 2.1 приведен пример использования некоторых  основных показателей для продукции, расходуемой при использовании  и расходующей свой ресурс

Таблица 2.1 

Применяемость некоторых показателей качества продукции по ее видам

Показатели качества продукции

Продукция, расходуемая при использовании

Продукция, расходующая свой ресурс

 

Сырье и

природное топливо

Материалы и продукты

Расходуемые изделия

Ремонтируемые изделия

Не ремонтируемые изделия

Функциональной пригодности

+

+

+

+

+

Надежности:

+

+

+

(+)

(+)

безотказности

-

-

(+)

+

+

долговечности

-

-

(+)

+

+

ремонтопригодности

-

-

(+)

-

+

сохраняемости

+

+

+

+

(+)

Эргономичности

-

-

+

(+)

(+)

Эстетичности

(+)

(+)

(+)

(+)

(+)

Технологичности

         

в производстве

+

+

+

+

+

при применении

(+)

(+)

+

(+)

+

Ресурсопотребления

-

-

-

(+)

(+)

Безопасности

(+)

(+)

(+)

(+)

(+)

Экологичности

(+)

(+)

(+)

(+)

(+)


знак «+» означает применяемость, знак «-» неприменяемость знак «(+)»  ограниченную применяемость некоторых  групп данного вида продукции.

 

  

ОБОБЩЕННЫМ ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА - показатель качества, относящийся к такой совокупности свойств объекта, по которой принято решение оценивать его качество в целом.

Как правило, - это так называемые существенные свойства.

  

 

12 вопрос

Политика  качества задает направление развития организации. В этом документе руководство организации публично определяет основные приоритеты и ценностные ориентации, которых оно будет придерживаться в отношении всех своих заинтересованных сторон (потребителей, сотрудников, поставщиков, общества и пр.). Также в этом документе указывается, что собирается делать руководство организации для реализации заявленных приоритетов и ценностных ориентаций.

Политика  качества является открытым, «публичным»  документом. Поэтому его содержание часто напоминает лозунги. Но все  лозунги политики качества должны быть подкреплены конкретными целями и планами по достижению этих целей. Исходя из этого, возникает еще одно назначение политики качества – создание имиджа организации. Предполагается, что документально оформленная и публично заявленная политика в области качества не даст возможности руководству организации «на словах» заявлять одно, а на практике делать совершенно противоположное. Конечно, в том случае, когда система качества создается формально, только ради получения сертификата, имидж роли уже не играет.

Отдельного  пояснения требует понятие - «в области  качества». У организации могут  быть различные составляющие политики и целей, например, маркетинговые, рыночные, социальные и пр. В том случае, когда организация (руководители организации) принимают систему качества как основную систему управления, все эти составляющие будут являться элементами политики и целей в области качества. Такая позиция принята в организациях, исповедующих принципы всеобщего менеджмента качества (TQM). В том случае, когда организация рассматривает систему качества только как отдельную часть совокупности систем управления, политика качества и цели в области качества ограничиваются вопросами контроля, обеспечения и управления качеством.


 

Петля качества  
Важнейшим элементом системы качества является жизненный цикл продукции, или «петля качества». «Петля качества» («спираль качества») — концептуальная модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество на различных стадиях: от определения потребностей до оценки их удовлетворения.  
Объектами управления качества продукции являются все элементы, образующие петлю качества. Под петлей качества в соответствии с международными стандартами ИСО понимают замкнутый в виде кольца (рис.1) жизненный цикл продукции, включающий следующие основные этапы: маркетинг; проектирование и разработку технических требований, разработку продукции; материально-техническое снабжение; подготовку производства и разработку технологии и производственных процессов; производство; контроль, испытания и обследования; упаковку и хранение; реализацию и распределение продукцию; монтаж; эксплуатацию; техническую помощь и обслуживание; утилизация. Нужно иметь в виду, что в практической деятельности в целях планирования, контроля, анализа и пр. эти этапы могут разбивать на составляющие. Наиболее важным здесь является обеспечение целостности процессов управления качеством на всех этапах жизненного цикла продукции.  
С помощью петли качества осуществляется взаимосвязь изготовителя продукции с потребителем и со всеми объектами, обеспечивающими решение задач управления качеством продукции.  
Управление качеством продукции осуществляется циклически и проходит через определенные этапы, именуемые циклом Деминга. Реализация такого цикла называется оборотом цикла Деминга.  
Понятие цикла Деминга не ограничивается только управлением качества продукции, а имеет отношение и к любой управленческой и бытовой деятельности. Последовательность этапов цикла Деменга показана на рис.2 и включает: планирование (PLAN); осуществление (DO); контроль (CHECK); управление воздействием (ACTION).  
 SHAPE  \* MERGEFORMAT     
Рис.2 Цикл Деминга  
 
В круговом цикле, который мы подсознательно используем в повседневной жизни, заключается сущность реализации, так называемых, общих функций управления, рассмотренных ранее, имея в виду, что эти функции направлены на обеспечение всех условий создания качественной продукции и качественного ее использования.  
Таким образом, при управлении качеством в целях обеспечения системности этого процесса необходимо объединить кольцо качества с циклом (кругом) Деминга, что будет характеризовать основные виды действий на протяжении жизненного цикла продукции. Тогда полнота основных видов деятельности на всем поле полученной матрицы будет характеризовать степень комплексности процесса управления качеством по отдельным видам продукции.  
Управление качеством отличается от контроля, который в основном сводится к отделению хороших изделий от плохих. Качество продукта после завершения процесс производства не может быть изменено в результате контроля. 

Вопрос 13

 факторы управления качеством

К факторам, формирующим качество продукции, относятся:

• качество исходного сырья;

• качество материалов и комплектующих изделий;

• конструкция изделия;

• качество технологических процессов.

К факторам, обеспечивающим сохранность  качества, относятся:

• соответствующая маркировка;

• упаковка;

• рациональные условия доставки, хранения, профилактика и уход в процессе эксплуатации.

К факторам, стимулирующим производство продукции высокого уровня качества, относятся:

• улучшение социально-экономических условий работы, отдыха, быта, медицинского обслуживания;

• предоставление льгот и привилегий персоналу и т. д.

Следующая группа факторов, влияющих на качество, делится на объективные и субъективные.

К объективным факторам относятся:

• качество проектной и нормативно-технической документации;

• бесперебойность работы оборудования и инструмента;

• уровень стандартизации, унификации и типизации. К субъективным факторам качества относятся:

• квалификация, мастерство и опыт персонала; культура труда и производства;

• материальное и моральное стимулирование и мотивация труда;

• соблюдение трудовой и технологической дисциплины.

 
14 условия ук

В современной теории и практике управления качеством выделяют следующие пять основных этапа:

1. Принятие решений “что производить?”  и подготовка технических условий. Например. При выпуске автомобиля той или иной марки важно решить: "для кого автомобиль" (для узкого круга весьма состоятельных людей или для массового потребителя).

2. Проверка готовности производства  и распределение организационной  ответственности.

3. Процесс изготовления продукции или предоставления услуг.

4. Устранение дефектов и обеспечение  информацией обратной связи в  целях внесения в процесс производства  и контроля изменений, позволяющих  избегать выявленных дефектов  в будущем.

5. Разработка долгосрочных планов  по качеству.

Осуществление перечисленных этапов невозможно без взаимодействия всех отделов, органов управления фирмой. Такое взаимодействие называют единой системой управления качеством. Этообеспечивает системный подход к управлению качеством.

 

15 вопрос

Сущность стандартизации 

 

Стандартизация - деятельность по установлению правил и характеристик в целях многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения

Объект стандартизации - продукция, работа, процесс и услуги, подлежащие ли подвергающиеся стандартизации.

В процессе трудовой деятельности специалисту приходится решать систематически повторяющиеся  задачи: измерение и учет количества продукции, составление технической  и управленческой документации, измерение  параметров технологических операций, контроль готовой продукции, упаковывание и т.д. Существуют различные варианты решения этих задач. Цель стандартизации - выявление наиболее правильного и экономичного варианта, т.е. нахождение оптимального решения. Для того, чтобы наилучшее решение позволило достичь упорядочения в определенной области необходимо, чтобы это наилучшее решение стало достоянием большого числа предприятий и специалистов. Только при всеобщем и многократном использовании наилучшего решения существующих и потенциальных задач возможен экономический эффект от проведенного упорядочения.

Можно выделить 4 стадии работ по стандартизации:

  • отбор объектов стандартизации;
  • моделирование объекта стандартизации;
  • оптимизация модели;
  • стандартизация модели.

Если основная цель ТР заключается в защите жизни и здоровья граждан, охране окружающей среды, то применение стандартов в первую очередь направлено на повышение конкурентоспособности продукции.

Основным результатом  работ по стандартизации является принятие такого нормативного документа, как стандарт.

1.2.Нормативные  документы по стандартизации 

 

Реальные условия  функционирования российской экономики  и интегрирование в мировую экономику  потребовали принятия ФЗ «О техническом  регулировании», устанавливающего государственное  регулирование в области определения, подтверждения соответствия и государственного надзора обязательных требований, а также иных требований, на добровольной основе, позволяющих повысить уровень безопасности и качество продукции, обеспечивающих ее экологическую безопасность и конкурентоспособность.

Таким образом, просматривается двухуровневая  модель технического регулирования, которая  предполагает наличие двух основных видов документов:

-          технических регламентов, имеющих статус законодательного документа, содержащего требования, обязательные к исполнению;

-          национальных стандартов - добровольно применяемых документов, содействующих соблюдению требований технических регламентов, являющихся доказательной базой при их реализации.

Нормативный документ - это документ, устанавливающий правила, общие принципы и характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов.

Принцип добровольного  использования стандарта, прежде всего, означает добровольность его выбора субъектом хозяйственной деятельности. Но выбранный стандарт может предусматривать его обязательное выполнение (в целом или отдельных разделов) в случае, если этот документ:

- конкретизирует  общие требования технического  регламента (закона, директивы);

- включен в  контракт, между субъектами хозяйственной деятельности, который имеет ссылку на стандарт.

В зависимости  от сферы действия в нашей стране и за рубежом различают стандарты  разного статуса: международные, региональные, национальные (рис.4).

К международным  стандартам относятся стандарты Международной организации по стандартизации - ИСО, Международной электротехнической промышленности - МЭК, Международный союз электросвязи - МСЭ, Европейская экономическая комиссия - ЕЭК ООН, Международный союз по атомной энергии - МАГАТЕ. В практике международной стандартизации основное значение при разработке стандартов на продукцию придается установлению единых методов ее испытаний, требований к маркировке, терминологии. Международными стандартами также устанавливаются требования к продукции с точки зрения безопасности ее для жизни и здоровья людей, окружающей среды, взаимозаменяемости и технической совместимости.

Международные стандарты не являются обязательными, однако, в условиях острой конкуренции  изготовители продукции, стремясь поддержать высокую конкурентоспособность своих изделий, вынуждены обеспечивать соответствие своей продукции требованиям международных стандартов.

 

Рис.4 Пирамида нормативных документов

 

Рис.5. Знак соответствия европейским нормам

Нормативные документы регионального уровня представлены документами ЕС, СНГ и др.

В рамках ЕС действует  техническое законодательство, представленное постановлениями и директивами Совета ЕС, а также евростандартами. Если евростандарт направлен на обеспечение конкретной директивы, то он имеет обязательный характер и называется гармонизированным стандартом. Продукция, отвечающая требованиям гармонизированного евростандарта и соответствующей директивы, маркируется знаком СЄ (рис.5). Маркировка товара этим знаком дает ему дополнительные преимущества. Особенность большинства евростандартов заключается в том, что в их основу закладываются, как правило, лучшие стандарты отдельных европейских стран.

Стандарты СНГ - это региональные стандарты - ГОСТы, существующие как категория нормативных документов с 1992 г. В рамках крупных государств функционируют национальные стандарты: BSI Британского института стандартов, NF Французской ассоциации по стандартам, DINНемецкого института стандартизации и т.д.

Информация о работе Управление качеством на предприятии