Управление качеством на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 22:18, курс лекций

Краткое описание

1. Понятие качества.
2. Система БИП (бездефектное изготовление продукции).
3. Показатели качества как основная категория оценки потребительских ценностей.
4. Сущность стандартизации.
5. Методы анализа затрат на качество.

Файлы: 1 файл

управление качеством.doc

— 344.00 Кб (Скачать)

К нормативным  документам по стандартизации в России согласно закону «О техническом регулировании» относятся:

- национальные  стандарты;

- общероссийские классификаторы технико-экономической информации;

- нормы, правила  и рекомендации по стандартизации;

- стандарты  организаций.

Национальные  стандарты и общероссийские классификаторы представляют собой национальную систему  стандартизации. 

 

1.3. Функции стандартизации 

 

Стандартизация  имеет 4 функции.

Экономическая функция выражает себя через вклад стандартизации в научно-технический прогресс, поскольку она оказывает активное влияние на все составляющие производственного процесса, способствует совершенствованию предметов и средств труда, технологии и самого труда. С помощью нормативных документов предупреждается неоправданное разнообразие деталей, изделий, материалов, технологических процессов,устанавливается рациональная их номенклатура, определяются оптимальные параметрические и размерные ряды, обеспечивается высокий уровень взаимозаменяемости, устанавливаются оптимальные качественные характеристики.

Информационная функция стандартизации проявляет себя через создание нормативных документов, классификаторов и каталогов продукции, эталонных мер и т.п.

Социальная функция стандартизации проявляется через включение в нормативные документы и достижение в производстве таких показателей качества продукции и услуг, которые содействовали бы здравоохранению, отвечали бы санитарно0-гигиеническим нормам и возможности экологической утилизации отходов.

Коммуникативная функция выражает себя через достижение взаимопонимания в обществе путем обмена информацией. Этому служат стандартизованные термины, трактовки понятий, символы, единые правила оформления деловой, конструкторской и технологической документации.

16 вопрос 

Спецификация — (позднелат. specificatio, от лат. species — род, вид, разновидность и facio — делают) может означать:

  1. определение и перечень специфических особенностей, уточнённая классификация чего-нибудь;
  2. инженерный термин, обозначающий набор требований и параметров, которым удовлетворяет некоторый технический объект (к примеру, мост через реку удовлетворяет таким параметрам, как максимальный общий вес нагрузки, максимальная нагрузка на ось, максимальная скорость ветра и т. д.)

Согласно  определению, приведенному в Единой системе конструкторской документации (ЕСКД), спецификация — основнойконструкторский документ, определяющий состав сборочной единицы, комплекса, комплекта. В спецификации содержится подробное перечисление узлов и деталей какого-либо изделия, конструкции, установки и т. п., входящих в состав сборочного или рабочего чертежа.

Согласно  определению, приведённому в Политехническом словаре, спецификация — выполненный в форме таблицы документ, определяющий состав какого-либо изделия. Содержит обозначения составных частей, их наименования и количество.

  • [править]Разновидности


  • Спецификация, дополненная ценами на позиции и дополнительными условиями (цена, упаковка, условия и сроки поставки, реквизиты сторон) может являться неотъемлемой частью договора поставки, либо выступать в роли коммерческого предложения. Такого рода спецификации формируются в качестве ответа на техническое задание (ТЗ) к договору поставки (изготовления) механизмов, оборудования и пр., либо по опросному листу. Спецификация может содержать набор технических (и иных) условий (ТУ), но этот набор как правило подтверждает технические требования по ТЗ. Сама по себе спецификация ТЗ не является, а только ответом на ТЗ по условиям поставки.

    Спецификация  может содержать:

    • Описательное название, номер или другой идентификатор спецификации
    • Время последнего пересмотра и отметку, кем был выполнен пересмотр
    • Логотип или торговую марку, указывающую кому принадлежит право на копирование, владельца и происхождение документа
    • Содержание документа, если документ длинный
    • Ответственное лицо или организацию по вопросам по спецификации, по обновлениям и отклонениям
    • Важность, область применения спецификации и её назначение
    • Термины, определения и аббревиатуры для пояснения сути спецификации
    • Способы проверки для всех установленных требований и характеристик
    • Материальные требования: физические, механические, электрические, химические и другие. Целевые и допустимые
    • Требования по эксплуатационному тестированию. Целевые и допустимые
    • Изображения, фотографии или технические иллюстрации
    • Требования по мастерству
    • Требования к сертифицированности
    • Требования по технике безопасности
    • Экологические требования
    • Контроль по обеспечению качества, образец для проверки, проверка, критерий приёма работы
    • Лицо или организация ответственное за выполнение спецификации
    • Выполнение и доставка
    • Условия по отклонениям, перепроверке, пересмотре, корректировке измерений и характеристик
    • Ссылки и цитаты в тексте спецификации которые могут потребоваться для установки ясности документа
    • Подписи и разрешения, если они необходимы
    • Контроль изменений (с помощью специальных компьютерных программ) для последовательной разработки, проверки и выполнения, если документ предназначен для внутреннего использования
    • Приложения, которые раскрывают детали, добавляют ясности, или пояснения по оплате

     

    17 вопрос 

    ИСО 9000

    Международные стандарты качества ISO 9000

     

    © В. Нестеров  
    Статья была опубликована на сайте RuSale

    Глобализация  экономики и развитие международных  торговых и производственных связей повышают требования, предъявляемые потребителями к качеству продукции. Для подтверждения качества продукции, предлагаемой различными поставщиками, необходимо наличие международных стандартов качества и соответствующих им документов - сертификатов качества, признаваемых в разных странах мира. До середины 80-х годов такими стандартами являлись различные национальные и международные стандарты качества на товары и услуги. На рубеже десятилетия ситуация изменилась.

    Потребитель получил возможность выбирать из большого числа поставщиков и  диктовать свои требования к качеству товаров, которые он готов приобрести. И если раньше потребитель довольствовался подтверждением качества самих товаров и услуг, то теперь он хочет иметь подтверждение того, что производство товаров, за которые он собирается платить деньги, организовано таким образом, что оно действительно обеспечивает декларируемое качество.

    Качество  стало одним из наиболее популярных лозунгов конца двадцатого - начала двадцать первого века. Качество товаров  и услуг. Качество в технологиях  и бизнес-процессах, связанных с производством товаров и услуг. Качество, которое существует и которое можно доказать, потому что оно документировано. Стандартом, позволяющим подтвердить качество различных аспектов работы предприятия, является группа стандартов ISO 9000 - серия международных стандартов управления качеством и подтверждения качества, которые приняты более чем 90 странами мира. Стандарты ISO 9000 применимы к любым предприятиям независимо от их размера и сферы деятельности.

    Стандарты ISO 9000 разработаны Международной организации по стандартизации (International Standard Organization - ISO) и образуют основу нового подхода к вопросам качества. Стандарты изложены в форме требований (ISO 9001 - 9003) и общих рекомендаций (ISO 9000 и 9004). В стандартах отсутствует описание методов, с помощью которых изложенные требования и рекомендации могут быть реализованы. Разработчики стандартов полагаются на инициативу и творчество конкретных исполнителей, которые в своих специфических условиях применят требования и рекомендации стандартов.

    Требования  стандартов относятся к:

    • Наличию стандартного языка документирования процессов управления качеством.
    • Наличию системы отслеживания и получения подтверждения того, что процессы управления качеством применяются корректно на всем предприятии.
    • Наличию подтверждения - аудита, сертификации - от третьей стороны.

    Для получения сертификата необходимо создать на предприятии систему  управления качеством и выполнить  ряд условий, в том числе, пройти аудиторскую проверку организации, которая будет выдавать сертификат. После получения сертификата такие проверки (наблюдательный аудит) будут проводиться регулярно для подтверждения сертификации.

    Согласно  практике международной и национальной стандартизации стандарты ISO 9000 вводятся в практику национальной стандартизации методом "смены обложки", то есть международный стандарт переводится и получает новое наименование в национальной системе стандартизации. В России эти стандарты введены как серия стандартов ГОСТ Р ИСО 9000 - 96.

    • Основное содержание Международных стандартов качества ISO 9000

    Основополагающим  стандартом серии стандартов качества является документ ISO 9000 "Стандарты  на управление качеством и обеспечение  качества. Руководящие положения  по выбору и применению". Он определяет основные принципы политики руководства организаций в области обеспечения качества, описывает три возможных модели управления, устанавливает и разъясняет взаимосвязь между различными понятиями в области качества. Стандарт устанавливает новое для экономических процессов понятие "степень подтверждения", определяющее представление потребителю (заказчику) доказательств того, что система управления качеством и продукция изготовителя (поставщика) соответствует установленным в договорах техническим требованиям. В стандарте ISO 9004 "Система качества. Элементы системы управления качеством. Руководящие положения" рассматриваются 20 элементов системы управления качеством на предприятии и их применение. На основе рекомендаций этого стандарта руководитель предприятия может выбрать соответствующие элементы управления, отвечающие специфике организации. Используя рекомендации стандарта при проектировании системы управления качеством можно сократить затраты и одновременно, за счет применения уже апробированного опыта, повысить экономический эффект от проектируемой системы.

    Три модели обеспечения качества, входящие в состав стандартов серии ISO 9000, отражают различные виды (сочетания) производственных этапов предприятия, которые могут  быть сертифицированы. Они позволяют  сделать обоснованный выбор заказчику и поставщику продукции, а также корректно зафиксировать взаимные обязательства в договоре (контракте) на разработку, поставку или испытание продукции.

    Первая  модель - стандарт ISO 9001 "Система качества. Модель обеспечения качества на стадиях разработки (проектирования, производства, монтажа и обслуживания)". Он используется тогда, когда изготовитель (поставщик) должен обеспечить соответствие продукции установленным требованиям на всех стадиях жизненного цикла продукции - от проектирования до обслуживания. Область организационного применения - договор (контракт) на поставку, включающий проведение опытно-конструкторских работ. Требования к продукции выражаются в основном с позиций эксплуатационных характеристик. Данная первая модель качества содержит наиболее полный набор требований при строгом соблюдении всех элементов управления качеством.

    Вторая  модель - стандарт ISO 9002 "Система качества. Модель обеспечения качества на стадиях производства и монтажа". Стандарт применяется в условиях, когда требования к продукции устанавливаются с точки зрения уже разработанного проекта. В этих случаях необходимо подтвердить возможности изготовителя (поставщика) в части производства и монтажа продукции. Хотя в договоре (контракте) рекомендуется использовать полный набор требований, строгость соблюдения некоторых из элементов управления качеством может быть ослаблена.

    Третья  модель - стандарт ISO 9003 "Система качества. Модель обеспечения качества на стадии контроля и испытания готовой продукции". Эта модель устанавливает возможности и обязанности изготовителя (поставщика) в части контроля и испытания поставляемой продукции. Третья модель качества может содержать полный набор требований или только часть наиболее важных элементов.

    • Получение сертификата ISO 9000: "Как получить?", "А надо ли получать?"

    или

    • Что дает сертификация

    Процедура получения сертификата ISO 9000 является трудоемкой, дорогостоящей и длительной. Поэтому, прежде чем начинать процесс  подготовки к получению сертификата, целесообразно понять, насколько он необходим предприятию. Несмотря на то, что применение стандартов ISO 9000 становится все более распространенным, оно является добровольным, то есть, не существует ни национальных, ни международных юридических требований по их обязательному применению. Однако, в ряде случаев, по мнению одного зарубежного эксперта, "отсутствие сертификата означает, что вы вне игры". Что же это за игра? Кому и в каких случаях необходим сертификат ISO 9000?

    Сертификат ISO 9000 необходим предприятиям: 

    • работающим на международных рынках или с международными поставщиками, которые требуют наличия такого сертификата;
    • работающим в секторах экономики, регулируемых правительством, или с правительственными организациями стран, в которых наличие сертификата ISO 9000 является обязательным;
    • совершенствующим свои системы управления качеством, например, внедряющим cистему тотального управления качеством (Total Quality Management – TQM).

    В некоторых странах предприятия  должны иметь сертификат ISO 9000 для  того, чтобы предлагать свою продукцию не только правительственным организациям, но и потребителям определенных сегментов.

    В интернете на одном из серверов, посвященных вопросам внедрения  стандартов ISO 9000, опубликован любопытный список вопросов, позволяющий оценить

    Информация о работе Управление качеством на предприятии