Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 18:01, дипломная работа
Цель дипломной работы – выявить основные факторы жизненного самоопределения, учитывающиеся при работе с молодежью в центре занятости, отследить эффективность работы центра на примере трудоустройства молодежи.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:
1. проанализировать причины возникновения проблем молодежи на рынке труда;
2. раскрыть механизмы работы центра занятости с молодежью и эффективность этой работы;
3. рассмотреть понятие профессионального самоопределения в контексте жизненного пути;
4. выяснить, учитывают ли на практике специалисты центра занятости факторы, способствующие жизненному самоопределению клиентов.
Введение
Глава 1. Жизненные факторы профессионального самоопределения
1.1 Основные проблемы современной молодежи в России
1.2 Ценности жизни молодежи в контексте жизненного пути
1.3 Особенности профессионального самоопределения молодежи
Глава 2. Роль социальной работы в сфере занятости в решении проблем трудоустройства молодежи
2.1 Роль профориентационной работы в выборе профессии: формы и методы профориентационной работы со школьниками
2.2 Социальная работа с молодежью в центре занятости: оценка эффективности
Заключение
Список используемой литературы
Подводя итог вышесказанному,
мы можем отметить, что нахождение
работы, безусловно, вносит в жизнь
бывших безработных перемены. Согласно
данному опросу в большинстве
случаев услуги, предоставленные
центром занятости (по профобучению,
переобучению, поиску работу) в той или
иной мере способствовали положительным
изменениям в жизни молодых людей и девушек.
Возможно, что на сегодняшний день система
занятости не настолько эффективна, как
хотелось бы, так как не всегда оплата
предложенного труда соответствует требованиям
молодежи, но имеющийся положительный
эффект говорит о функционировании системы
содействия занятости на достойном уровне.
Таким образом, принимая
во внимание результаты эмпирической
части данной работы, мы подошли
к следующим выводам. В деятельности
ЦЗН Ленинского района нами были обнаружены
как плюсы, так и минусы. В отношении
помощи клиентам в реализации жизненного
сценария, учета специалистами
Центр занятости
помимо трудоустройства занимается
профессиональной ориентацией молодежи,
профобучением, переобучением. Как показало
проведенное нами исследование, этот вид
услуг ЦЗ оказывает на жизненный путь
клиента положительный отпечаток. Тем
или иным образом получение специальности,
повышение квалификации или переобучение
раскрывает перед клиентом новые горизонты
в плане трудоустройства. В результате,
даже если клиент не устраивается на работу
с помощью службы занятости, он в скором
времени самостоятельно находит себе
работу.
В целом, анализируя
все вышесказанное, мы можем отметить,
что, несмотря на материальные трудности,
с которыми сталкивается молодежь в
процессе выбора профессиональной деятельности,
услуги, оказанные центром занятости,
имеют положительное влияние
на жизненный путь клиента.
Таким образом, услуги
центра занятости предполагают более
широкий контекст жизненных событий,
нежели чем работа и переобучение.
Но это только подразумевается как
специалистами, так и клиентами.
Покажем, что это так, на примере
анкетирования переобучаемых на базе
Поволжского межрегионального учебного
центра. Было проанкетировано 100 человек
(выборка целевая – 50% от генеральной совокупности
– число обучаемых за год).
Исследование «Планирование
жизни» переобучаемых в ПРУПЦ
Ленинского района выявило список наиболее
важных жизненных проблем и событий.
Они сведены в следующие
1. Какие жизненные
проблемы сейчас стоят перед
вами …?
- финансовые
-социальные
- квартирный вопрос
- безработица (поиск
работы, временно без работы)
- окончание учебы
- смена жительства
- карьера
- получение второго
высшего образования
- хорошая высокооплачиваемая
работа
- устроить ребенка
в детский сад
- найти работу
по специальности
- доучить детей
- выйти замуж
- организация столярной
мастерской
- материальная помощь
для открытия своего бизнеса
- оплата обучения
- нет проблем
Здесь мы видим разномасштабные
проблемы по времени реализации, связанные
с основными фазами жизненного цикла:
учеба, работа, семья.
3. Что составляет
для вас успех в жизни?
- успешный карьерный
рост (успехи в работе, карьера)
- открытие своего
дела
- успех в бизнесе
- востребованность
- планомерность
- когда работа
нравится
- хороший заработок
- финансовая обеспеченность
- материальное благополучие
- иметь деньги
- быть обеспеченным
- приобретение жилья
- стабильность
- счастливая семья
- вырастить и поставить
на ноги ребенка
- семейное благополучие
- иметь любимого
человека
- семейное спокойствие
- воспитание детей
хорошими людьми
- родить ребенка
- уверенность в
завтрашнем дне
- здоровье
- самореализация
- самодостаточность
- рост и усвоение
новых знаний
- достижение целей
- дожить до пенсии
- поступить в институт
- переезд в другой город
- гармония с внешним
и внутренним миром
- сдать успешно
сессию
- получение прав
Успех в жизни
понимается: от карьерного плана, до жизненной
планомерности, от самореализации, до
ситуативной мотивации
Это означает, что
в социальной работе с клиентом в
службе занятости, если использовать биографический
подход, анализ конструкта «успех»
ещё более проективен и эвристичен,
нежели чем анализ жизненных проблем.
4. Какие цели в
жизни вы ставите перед собой?
- профессиональный
рост
- успешная работа
-успех в бизнесе
- достичь уважения
на работе
- хорошая высокооплачиваемая
работа
- карьерный рост
- чтобы работа
доставляла радость
- заниматься любимым
делом
- начать свой бизнес
- создание семьи
- семейное благополучие
- красивая жена, добрая
- завести ребенка
- дать ребенку
образование и хорошо его
- обучение
- выйти удачно
замуж
- вырастить внуков
- погулять на свадьбе
внуков
- финансовая обеспеченность
- достичь успеха
- приобрести жилье
(дом, квартира)
- переехать в другой
город
- получить хорошее
положение в обществе
- купить машину
- хорошее здоровье
детей и родителей
- поехать за границу
- стать независимым
Жизненные цели ещё
более разнообразны, так как включают
в себя не только параметры успеха,
но и нормальной жизненной траектории.
Это говорит о том, что анализ
жизненных целей может быть использован
при профориентации клиента в
ситуации выбора направления переобучения.
15. Как переобучение
повлияет на желание иметь
2-го ребенка?
- увы не уверен, что
положительно
- никак
- иметь ребенка
безответственно
- если смогу обеспечить
первого
Как мы видим, расширенное
воспроизводство не входит в планы
ряда респондентов и переобучение,
как и последующая работа, не рассматриваются
как возможное средство для реализации
планов рождения 2-го ребенка. Это говорит
о слабой мотивационной стимуляции
жизненных планов клиентов со стороны
службы занятости, так как обучение
и предлагаемая работа (прежде всего
зарплата) имеют низкую адаптационную
способность по отношению реализации
жизненного сценария. Таким образом,
если рассматривать эффективности
службы занятости с широких позиций
понятия жизненного пути (каковой
выступает объектом социальной работы),
то она оказывается достаточно низка,
особенно в свете национального
демографического проекта.
17. Стать профессионалом
и связь с переобучением…
- не знаю
- хорошо
- не знаю, чего
хочу
- получу высокую
должность
- улучшит профессиональные
качества, поможет стать счастливым
- со знанием компьютера
мой профессионализм будет
- события все впереди
Здесь мы видим, что
не все респонденты чётко осознают
связь переобучения и достижения
профессионализма. Это говорит или
о низкой эффективности переобучения
в целом, или случайном характере
мотивации части респондентов, что
в свою очередь свидетельствует
о низкой эффективности процедуры
отбора и направления на переобучение.
Это ведёт к неэффективному расходованию
средств, что также снижает
ЖИЛЬЁ
28. Живу с родителями,
свое жилье, общежитие
Здесь разные типы экономического
капитала стартовых позиций, которые
надо учитывать.
На чью помощь
можно рассчитывать?
29. Да, нет, на друзей
и бога
Но не на службу занятости!
30. Состояние здоровья:
- отличное
- стабильное
- хорошее
- здоров
- нормальное
- доброе
- среднее статистическое
- удовлетворительное
В основном переобучаемые
обладают хорошим капиталом здоровья,
но где молодёжь со слабым здоровьём?
Ей, возможно, ещё больше нужно переобучение!
(первичное распределение):
Для опрошенных респондентов
на данный момент наиболее важными
являются следующие проблемы:
- финансовые- 35 % (Приложение
Таб. 1)
- квартирный вопрос-
25% (Таб. 2)
- безработица(поиск
работы, временно без работы)- 25% (Таб. 3)
Менее важными являются:
- окончание учебы-1,1
- смена жительства-
2,1
Информация о работе Социальная работа с молодёжью в службе занятости