Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 18:01, дипломная работа
Цель дипломной работы – выявить основные факторы жизненного самоопределения, учитывающиеся при работе с молодежью в центре занятости, отследить эффективность работы центра на примере трудоустройства молодежи.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:
1. проанализировать причины возникновения проблем молодежи на рынке труда;
2. раскрыть механизмы работы центра занятости с молодежью и эффективность этой работы;
3. рассмотреть понятие профессионального самоопределения в контексте жизненного пути;
4. выяснить, учитывают ли на практике специалисты центра занятости факторы, способствующие жизненному самоопределению клиентов.
Введение
Глава 1. Жизненные факторы профессионального самоопределения
1.1 Основные проблемы современной молодежи в России
1.2 Ценности жизни молодежи в контексте жизненного пути
1.3 Особенности профессионального самоопределения молодежи
Глава 2. Роль социальной работы в сфере занятости в решении проблем трудоустройства молодежи
2.1 Роль профориентационной работы в выборе профессии: формы и методы профориентационной работы со школьниками
2.2 Социальная работа с молодежью в центре занятости: оценка эффективности
Заключение
Список используемой литературы
Система ценностных
ориентации не является чем-то абсолютно
упорядоченным и неподвижным, она
противоречива и динамична, отражает
как главные, существенные, стержневые
изменения взаимозависимости
3.Профессиональное
обучение как освоение
4.Профессиональная
адаптация характеризуется
Итак, профессиональное
самоопределение
Согласно И.С.Кону,
профессиональное самоопределение
начинается далеко в детстве и
заканчивается в ранней юности, когда
уже необходимо принять решение,
которое повлияет на всю дальнейшую
жизнь человека[31]. Необходимо рассмотреть
процесс формирования профессионального
самоопределения средствами профориентационной
работы на школьном этапе. На каждом периоде
этого этапа необходима реализация различных
целей профориентационной работы:
-начальная школа
(1-4кл.) – формирование представлений
о мире профессий, о понимании
роли труда в жизни человека
через участие в различных
видах деятельности;
-первая ступень
основной школы (5-7кл.) – развитие
интересов и способностей, связанных
с выбором профессии;
-вторая ступень
основной школы (8-9кл.) – формирование
профессиональной мотивации,
-старшие классы (10-11кл.)
– формирование ценностно-
Н.С.Пряжников рассматривает
формы реальной профориентационной помощи
для разных возрастных групп. Они представлены
в ниже следующей таблице.
Формы профориентационной
работы
Образовательные возрастные группы
Формы реальной профориентационной
работы
1.Учащиеся младших классов и средней школы (1-7 кл.)
Увлекательные рассказы
об интересующих профессиях. Помощь в
выборе увлечения, хобби, кружка, секции.
Постепенное расширение представлений
о мире профессионального труда
вообще и установление взаимосвязи
учебных предметов с
2.Учащиеся 8-х -9-х классов
Помощь в выборе
профиля учебного заведения. Помощь
в самопознании. Большой акцент -
на ценностно-смысловые стороны
профессионального труда. Знакомство
с особенностями профессий и
учебных заведений.
3. Учащиеся 10-х -11-х классов
Основной акцент
- на ценностно-смысловую сторону
самоопределения (дискуссии, обсуждения
разных позиций). Больший акцент на
особенности поступления в
Профориентационная
работа может осуществляться как на уроке,
так и вне его. Практически все учебные
предметы могут информировать учащихся
о различной профессиональной деятельности.
Именно на уроке педагог должен сообщать
учащимся определенные знания о профессиях;
раскрывать социальные, экономические
и психологические стороны профессий;
информировать учащихся о путях овладения
избранными профессиями; формировать
ценностные ориентации, стойкие профессиональные
интересы и мотивы выбора профессии. Успех
профориентационной работы на уроке во
многом будет зависеть от умения учителя
связать профориентационный материал
с программным, сформировать положительное
отношение у старшеклассников к тому или
иному виду деятельности, от его знаний
и владения методами обучения. Вне урока
возможна организация бесед, экскурсий,
встреч с представителями той или иной
профессии.
Важным звеном в
профориентационной работе школы является
работа с родителями, поскольку истинные
причины проблем профессионального самоопределения
старшеклассников могут крыться в семье,
в трудностях семейного воспитания, в
гиперопеке или недостаточном внимании
родителей к своему ребенку. Как отмечает
И.С.Кон[32], попытки родителей ускорить,
форсировать процесс профессионального
самоопределения путем прямого психологического
нажима, как правило, дают отрицательные
результаты, вызывая у детей рост тревожности,
а иногда и негативистский отказ от всякого
самоопределения, нежелания вообще чего-либо
выбирать.
Представления родителей
о «правильном» выборе часто отстают
от реальной жизни и больше соотносятся
с уже прошедшими социально-экономическими
периодами развития страны. Причина
этого – в появлении на рынке
труда большого количества новых
профессий. Не всегда родители знают
и объективно оценивают интересы
и способности детей. Нередко
их советы основываются на «престижности»
той или иной профессии. Зачастую
родители современных подростков (а
это поколение 35-45-летних) просто не
имеют позитивного опыта жизни
в изменившихся условиях, находятся
в ситуации тотального неуспеха. Родителям
нынешних подростков сложно предположить,
какие ценности будут адекватны
завтрашнему дню, передать своему ребенку
те ценностно-нормативные модели, которым
не следуешь сам и не всегда можешь
полностью принять[33]. Исходя из этого,
возникает необходимость
Ранее было отмечено,
что большая роль в профориентационной
работе должна отводиться изучению личности
школьника. Как справедливо считает Е.И.Головаха,
профессиональная ориентация учащихся
должна быть органически увязана с их
ценностными ориентациями[34]. Ведь ценности
– один из главных факторов, определяющих
поведение человека, его активность, направленность
значимых для него действий. Каждая личность
стремится к усвоению тех ценностей, которые
наиболее соответствуют ее целям и интересам.
Применительно к
профессиональной деятельности человека
А.Д.Сазонов выделяет следующие ценности[35]:
1.
Самоутверждение в обществе, в
ближайшей социальной среде;
2.
Авторитет в трудовом
3.
Признание знакомых, друзей;
4.
Самосовершенствование и
5.
Применение своих знаний, умений,
способностей;
6.
Творческий характер труда;
7.
Материально-практические, утилитарные
ценности – хороший заработок;
8.
Должность, удовлетворяющая
9.
службе.
Главную роль при
изучении мотивов выбора профессии,
по мнению А.Д.Сазонова[36], играет их вид
и характер. По виду мотивы выбора профессии
можно разделить на шесть групп:
общая мотивировка; романтика профессий;
мотивы познавательного характера;
мотивы, в которых подчеркивается
общественная значимость профессии; ссылка
на пример; немотивированный выбор. По
характеру все мотивы можно разделить
на четыре группы:
1.
Мотив, четко и
2.
Мотивация нечеткая, недостаточно
мотивированная;
3.
Мотивация неуверенная,
4.
Никак неаргументированная
В процессе изучения
личности школьника в целях
Для определения
эффективности
Сложность проблемы
определяется тем, что реальная эффективность
может быть оценена только по прошествии
многих лет, когда станет ясно, насколько
успешно молодой человек реализовал себя
в избранной профессии.
На наш взгляд,
школа должна не только формировать
у учащихся общую готовность к
труду, но и ориентировать их на работу
в соответствии с потребностями
рынка труда. Иначе невозможно преодолеть
сложившуюся негативную ситуацию с
положением молодежи в начале их трудового
пути.
Размышляя о проблемах
профориентации в современной России,
Н.С. Пряжников отмечает[38], что все больше
ощущается необходимость не только в расширении
ее масштабов, но и поднятие качественного
уровня содействия в профессиональном
и личностном самоопределении. Ученый
замечает, что в нашей стране все еще нет
должной системности, целенаправленности
в профориентационной работе.
Структуру профориентации
можно представить в виде треугольника,
одной из сторон которого является
знание требований профессии к человеку,
второй – учет требований рынка
профессий. В основании треугольника
– учет индивидуально-психологических
и других особенностей молодежи.
На наш взгляд,
важно отметить, что вокруг школы
существует множество государственных
учреждений, которые готовят специалистов
и принимают их на работу. И они
тоже в соответствии со своими интересами
проводят профориентационную работу.
Также значительная
и реальная профориентационная работа
ведется в районных службах занятости,
относящихся к Министерству здравоохранения
и социальной поддержки населения.
Например, профориентационные
услуги в Ленинском районе г. Саратова
в 2005 году получили 3771 человек (в 2003 году
– 7417 чел., в 2004 году – 6219 граждан). В последние
годы стали уделять все больше внимания
молодежи, причем не только незанятой,
но и учащейся. Это обусловлено экономическими
процессами и демографической обстановкой.
Профориентационная работа с молодежью
актуальна и перспективна. В районном
центре занятости сложилась система профориентационной
работы с молодежью, предусматривающая
индивидуальные и групповые консультации,
вовлечение молодых людей в различные
целевые программы и массовые мероприятия.
В профориентационной работе с молодежью
можно выделить следующие направления:
превентивная профориентационная работа
с выпускниками школ, средних специальных
и высших учебных заведений; оказание
организационно-методической помощи психологам
и преподавателям учебных заведений; психологическая
поддержка и мониторинг молодежного рынка
труда и прогноз его развития; совместная
деятельность с управлением и отделами
образования; консультирование родителей
выпускников по вопросам выбора профессии;
профориентационная помощь слабозащищенным
категориям: детям-сиротам, детям-инвалидам,
трудным подросткам; информирование молодежи
о ситуации на рынке труда, востребованных
профессиях, возможностях трудоустройства
и обучения; ориентация молодежи, не имеющей
профессии, на получение базового профессионального
образования; обучение безработной и незанятой
молодежи, имеющей профессию, навыкам
поиска работы, самопрезентации (курс
«Основы поиска работы»).
Информация о работе Социальная работа с молодёжью в службе занятости