Социальная работа с молодёжью в службе занятости

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 18:01, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – выявить основные факторы жизненного самоопределения, учитывающиеся при работе с молодежью в центре занятости, отследить эффективность работы центра на примере трудоустройства молодежи.


Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:


1. проанализировать причины возникновения проблем молодежи на рынке труда;


2. раскрыть механизмы работы центра занятости с молодежью и эффективность этой работы;


3. рассмотреть понятие профессионального самоопределения в контексте жизненного пути;


4. выяснить, учитывают ли на практике специалисты центра занятости факторы, способствующие жизненному самоопределению клиентов.

Оглавление

Введение


Глава 1. Жизненные факторы профессионального самоопределения


1.1 Основные проблемы современной молодежи в России


1.2 Ценности жизни молодежи в контексте жизненного пути


1.3 Особенности профессионального самоопределения молодежи


Глава 2. Роль социальной работы в сфере занятости в решении проблем трудоустройства молодежи


2.1 Роль профориентационной работы в выборе профессии: формы и методы профориентационной работы со школьниками


2.2 Социальная работа с молодежью в центре занятости: оценка эффективности


Заключение


Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 99.85 Кб (Скачать)

Система ценностных ориентации не является чем-то абсолютно  упорядоченным и неподвижным, она  противоречива и динамична, отражает как главные, существенные, стержневые изменения взаимозависимости личности с миром, так и смену текущих, мимолетных, в известной мере случайных  жизненных ситуаций[30]. При их существенной переориентации говорят об изменении  системы ценностей, о переоценке ценностей. Каждое новое поколение  молодежи осуществляет личностное и  профессиональное самоопределение  по отношению к иной системе (иерархии) ценностей, существующих в обществе. Задача школы – помочь учащимся расставить акценты в ценностных ориентациях, определить их приоритеты и тем самым помочь им в профессиональном самоопределении. 

3.Профессиональное  обучение как освоение выбранной  профессии осуществляется после  получения школьного образования.  Этап профессионального обучения  играет большую роль в формировании  профессионального самоопределения,  так как именно на этом этапе  молодежь получает специальные  знания, вырабатываются умения и  навыки по избранной специальности,  что способствует формированию  профессионального самосознания  личности. Этап профессионального  обучения нередко не завершает  процесса профессионального самоопределения.  В настоящее время, в условиях  научно-технического прогресса постоянно  появляются новые профессии, изменяется  содержание труда, в связи с  этим к человеку, получившему ту или иную профессию, предъявляется требование профессиональной мобильности, способности быстро обновлять или даже менять профессию. 

4.Профессиональная  адаптация характеризуется формированием  индивидуального стиля деятельности  и включением в систему производственных  и социальных отношений. В период  адаптации молодого специалиста  на рабочем месте, даже если  профессиональное самоопределение  его в целом сформировано, могут  возникнуть проблемы различной  остроты, обусловленные несоответствием  отдельных характеристик личности  и выполняемой работы. В противоречия  могут вступать профессионально-должностные  ожидания молодого специалиста  и характер, содержание труда;  уровень его работоспособности  и напряженность труда и т.п.  Эти обстоятельства могут вызвать  чувство неудовлетворенности, что  легко преодолевается с помощью  мероприятий по социально-профессиональной  адаптации. Несколько иная ситуация  может возникнуть на данном  этапе у молодых специалистов, профессиональное самоопределение  которых не сформировано. Неудовлетворенность  работой, трудности в профессиональной, социально-психологической, психофизической  адаптации могут с большой  вероятностью привести к профессиональной дезидентификации. Процесс профессионального самоопределения в данном случае не завершается, а приобретает циклический характер, вновь возникает ситуация реального выбора профессии. 

Итак, профессиональное самоопределение рассматривается  как процесс, охватывающий весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности. Он пронизывает весь жизненный путь человека. Пиком этого процесса, переломным моментом в жизни является акт выбора профессии. 

Согласно И.С.Кону, профессиональное самоопределение  начинается далеко в детстве и  заканчивается в ранней юности, когда  уже необходимо принять решение, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека[31]. Необходимо рассмотреть  процесс формирования профессионального  самоопределения средствами профориентационной работы на школьном этапе. На каждом периоде этого этапа необходима реализация различных целей профориентационной работы: 

-начальная школа  (1-4кл.) – формирование представлений  о мире профессий, о понимании  роли труда в жизни человека  через участие в различных  видах деятельности; 

-первая ступень  основной школы (5-7кл.) – развитие  интересов и способностей, связанных  с выбором профессии; 

-вторая ступень  основной школы (8-9кл.) – формирование  профессиональной мотивации, готовности  к самоанализу основных способностей  и склонностей; 

-старшие классы (10-11кл.) – формирование ценностно-смысловой  стороны самоопределения, определение  профессиональных планов и намерений  учащихся, развитие способностей  через углубленное изучение отдельных  предметов. 

Н.С.Пряжников рассматривает формы реальной профориентационной помощи для разных возрастных групп. Они представлены в ниже следующей таблице.  

Формы профориентационной работы 

Образовательные возрастные группы 

Формы реальной профориентационной работы 

1.Учащиеся младших  классов и средней школы (1-7 кл.) 

Увлекательные рассказы об интересующих профессиях. Помощь в  выборе увлечения, хобби, кружка, секции. Постепенное расширение представлений  о мире профессионального труда  вообще и установление взаимосвязи  учебных предметов с профессиями. 

2.Учащиеся 8-х -9-х  классов 

Помощь в выборе профиля учебного заведения. Помощь в самопознании. Большой акцент - на ценностно-смысловые стороны  профессионального труда. Знакомство с особенностями профессий и  учебных заведений. 

3. Учащиеся 10-х -11-х  классов 

Основной акцент - на ценностно-смысловую сторону  самоопределения (дискуссии, обсуждения разных позиций). Больший акцент на особенности поступления в профессиональные учебные заведения и на выбор  конкретной специальности. Помощь в  определении мотивов и целей  профессионального выбора. Индивидуальный подход. 
 
 

Профориентационная работа может осуществляться как на уроке, так и вне его. Практически все учебные предметы могут информировать учащихся о различной профессиональной деятельности. Именно на уроке педагог должен сообщать учащимся определенные знания о профессиях; раскрывать социальные, экономические и психологические стороны профессий; информировать учащихся о путях овладения избранными профессиями; формировать ценностные ориентации, стойкие профессиональные интересы и мотивы выбора профессии. Успех профориентационной работы на уроке во многом будет зависеть от умения учителя связать профориентационный материал с программным, сформировать положительное отношение у старшеклассников к тому или иному виду деятельности, от его знаний и владения методами обучения. Вне урока возможна организация бесед, экскурсий, встреч с представителями той или иной профессии. 

Важным звеном в  профориентационной работе школы является работа с родителями, поскольку истинные причины проблем профессионального самоопределения старшеклассников могут крыться в семье, в трудностях семейного воспитания, в гиперопеке или недостаточном внимании родителей к своему ребенку. Как отмечает И.С.Кон[32], попытки родителей ускорить, форсировать процесс профессионального самоопределения путем прямого психологического нажима, как правило, дают отрицательные результаты, вызывая у детей рост тревожности, а иногда и негативистский отказ от всякого самоопределения, нежелания вообще чего-либо выбирать. 

Представления родителей  о «правильном» выборе часто отстают  от реальной жизни и больше соотносятся  с уже прошедшими социально-экономическими периодами развития страны. Причина  этого – в появлении на рынке  труда большого количества новых  профессий. Не всегда родители знают  и объективно оценивают интересы и способности детей. Нередко  их советы основываются на «престижности» той или иной профессии. Зачастую родители современных подростков (а  это поколение 35-45-летних) просто не имеют позитивного опыта жизни  в изменившихся условиях, находятся  в ситуации тотального неуспеха. Родителям  нынешних подростков сложно предположить, какие ценности будут адекватны  завтрашнему дню, передать своему ребенку  те ценностно-нормативные модели, которым  не следуешь сам и не всегда можешь полностью принять[33]. Исходя из этого, возникает необходимость профориентационной работы и с родителями учащихся. 

Ранее было отмечено, что большая роль в профориентационной работе должна отводиться изучению личности школьника. Как справедливо считает Е.И.Головаха, профессиональная ориентация учащихся должна быть органически увязана с их ценностными ориентациями[34]. Ведь ценности – один из главных факторов, определяющих поведение человека, его активность, направленность значимых для него действий. Каждая личность стремится к усвоению тех ценностей, которые наиболее соответствуют ее целям и интересам. 

Применительно к  профессиональной деятельности человека А.Д.Сазонов выделяет следующие ценности[35]: 

1.                Самоутверждение в обществе, в  ближайшей социальной среде; 

2.                Авторитет в трудовом коллективе; 

3.                Признание знакомых, друзей; 

4.                Самосовершенствование и самовыражение  - интересная работа; 

5.                Применение своих знаний, умений, способностей; 

6.                Творческий характер труда; 

7.                Материально-практические, утилитарные  ценности – хороший заработок; 

8.                Должность, удовлетворяющая личность, перспектива продвижения по 

9.                службе. 

Главную роль при  изучении мотивов выбора профессии, по мнению А.Д.Сазонова[36], играет их вид  и характер. По виду мотивы выбора профессии  можно разделить на шесть групп: общая мотивировка; романтика профессий; мотивы познавательного характера; мотивы, в которых подчеркивается общественная значимость профессии; ссылка на пример; немотивированный выбор. По характеру все мотивы можно разделить на четыре группы: 

1.                Мотив, четко и аргументировано  обосновывающий целесообразность  выбора данного направления трудовой  деятельности; 

2.                Мотивация нечеткая, недостаточно  мотивированная; 

3.                Мотивация неуверенная, неаргументированная; 

4.                Никак неаргументированная мотивация. 

В процессе изучения личности школьника в целях профессионального  самоопределения большое значение имеют его профессиональные интересы. Под профессиональным интересом  понимают «непосредственное эмоциональное  практико-познавательное отношение  к профессии, при благоприятных  условиях переходящее в направленность личности на конкретную профессиональную деятельность, мотивы и цели которой  совпадают»[37]. Профессиональный интерес  способствует формированию профессиональной направленности личности. Существует набор довольно доступных и несложных  профориентационных методов, позволяющих ориентировочно выявить профессиональные предпочтения и интересы школьника (например, «Дифференциально-диагностичеслий опросник» (ДДО), «Карта интересов», «Опросник профессиональной готовности модифицированный», опросник «За и против», «Перекресток» и др.). 

Для определения  эффективности профориентационной работы необходимо рассматривать профессиональное самоопределение учащихся в динамике (состояние на «входе» и «выходе»), видеть какие существенные изменения произошли в сознании подростка и юноши (девушки). Важно следить за тем, как идет процесс формирования ценностей, становление мотивов и целей, развитие интересов и способностей. 

Сложность проблемы определяется тем, что реальная эффективность  может быть оценена только по прошествии многих лет, когда станет ясно, насколько успешно молодой человек реализовал себя в избранной профессии. 

На наш взгляд, школа должна не только формировать  у учащихся общую готовность к  труду, но и ориентировать их на работу в соответствии с потребностями  рынка труда. Иначе невозможно преодолеть сложившуюся негативную ситуацию с  положением молодежи в начале их трудового  пути. 

Размышляя о проблемах  профориентации в современной России, Н.С. Пряжников отмечает[38], что все больше ощущается необходимость не только в расширении ее масштабов, но и поднятие качественного уровня содействия в профессиональном и личностном самоопределении. Ученый замечает, что в нашей стране все еще нет должной системности, целенаправленности в профориентационной работе. 

Структуру профориентации можно представить в виде треугольника, одной из сторон которого является знание требований профессии к человеку, второй – учет требований рынка  профессий. В основании треугольника – учет индивидуально-психологических  и других особенностей молодежи.  

На наш взгляд, важно отметить, что вокруг школы  существует множество государственных  учреждений, которые готовят специалистов и принимают их на работу. И они  тоже в соответствии со своими интересами проводят профориентационную работу. 

Также значительная и реальная профориентационная работа ведется в районных службах занятости, относящихся к Министерству здравоохранения и социальной поддержки населения.  

Например, профориентационные услуги в Ленинском районе г. Саратова в 2005 году получили 3771 человек (в 2003 году – 7417 чел., в 2004 году – 6219 граждан). В последние годы стали уделять все больше внимания молодежи, причем не только незанятой, но и учащейся. Это обусловлено экономическими процессами и демографической обстановкой. Профориентационная работа с молодежью актуальна и перспективна. В районном центре занятости сложилась система профориентационной работы с молодежью, предусматривающая индивидуальные и групповые консультации, вовлечение молодых людей в различные целевые программы и массовые мероприятия. В профориентационной работе с молодежью можно выделить следующие направления: превентивная профориентационная работа с выпускниками школ, средних специальных и высших учебных заведений; оказание организационно-методической помощи психологам и преподавателям учебных заведений; психологическая поддержка и мониторинг молодежного рынка труда и прогноз его развития; совместная деятельность с управлением и отделами образования; консультирование родителей выпускников по вопросам выбора профессии; профориентационная помощь слабозащищенным категориям: детям-сиротам, детям-инвалидам, трудным подросткам; информирование молодежи о ситуации на рынке труда, востребованных профессиях, возможностях трудоустройства и обучения; ориентация молодежи, не имеющей профессии, на получение базового профессионального образования; обучение безработной и незанятой молодежи, имеющей профессию, навыкам поиска работы, самопрезентации (курс «Основы поиска работы»). 

Информация о работе Социальная работа с молодёжью в службе занятости