Социальная работа с молодёжью в службе занятости

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 18:01, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – выявить основные факторы жизненного самоопределения, учитывающиеся при работе с молодежью в центре занятости, отследить эффективность работы центра на примере трудоустройства молодежи.


Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:


1. проанализировать причины возникновения проблем молодежи на рынке труда;


2. раскрыть механизмы работы центра занятости с молодежью и эффективность этой работы;


3. рассмотреть понятие профессионального самоопределения в контексте жизненного пути;


4. выяснить, учитывают ли на практике специалисты центра занятости факторы, способствующие жизненному самоопределению клиентов.

Оглавление

Введение


Глава 1. Жизненные факторы профессионального самоопределения


1.1 Основные проблемы современной молодежи в России


1.2 Ценности жизни молодежи в контексте жизненного пути


1.3 Особенности профессионального самоопределения молодежи


Глава 2. Роль социальной работы в сфере занятости в решении проблем трудоустройства молодежи


2.1 Роль профориентационной работы в выборе профессии: формы и методы профориентационной работы со школьниками


2.2 Социальная работа с молодежью в центре занятости: оценка эффективности


Заключение


Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 99.85 Кб (Скачать)

В ходе интервью со специалистами  центра занятости нам удалось  узнать и о других программах, которыми руководствуется данная организация  при работе с молодежью. В своей  деятельности ЦЗН уделяет большое внимание профориентационной работе с молодежью. Поскольку в настоящее время предприятия города испытывают потребность в рабочих руках, то одним из приоритетных направлений профориентационной работы среди учащихся и незанятой молодежи является направление на приобретение таких специальностей, как станочник (токарь, фрезеровщик, шлифовщик, резчик и др.), строительные профессии (маляр, штукатур, плотник, столяр, газоэлектросварщик и др.). В связи с такой тенденцией, к участию в профориентационных мероприятиях центром занятости привлекаются начальные профессиональные учебные заведения, ведущие подготовку по этим специальностям. 

Следующей программой центра для молодежи является проводимая в прошлом году акция для учащихся и студенческой молодежи «Фестиваль профессий – 2007». В рамках этой акции  ЦЗН проводил ряд мероприятий, имеющих  профориентационную направленность, со школьниками нескольких школ района. 

Таким образом, мы обозначили основные молодежные программы, которые  реализуются центром занятости. Это далеко на полный их перечень, но те, о которых мы рассказали, на наш  взгляд, отражаю общую картину  деятельности центра в отношении  молодежи. Исходя из документов, отчетов, аналитических докладов центра занятости, в которых зафиксированы программы  данной организации, мы можем сказать, что они ориентированы сугубо на трудоустройство, профессиональную ориентацию, профобучение и переобучение клиентов. В программах не учитываются жизненные события клиентов, их проблемы, жизненный путь. В итоге мы можем отметить, что в перечисленных программах нет четкой ориентации на социальную работу. 

Как уже отмечалось ранее, интервью было проведено с 10 специалистами центра занятости. Ответы специалистов по поводу организации  деятельности центра, технологий работы, о программах совпадали, из чего можно  сделать вывод о довольно слаженной  и организованной работе Ленинского ЦЗН.  

На вопрос: «Какая информация о клиенте для вас  является наиболее значимой?» большинство  «8 специалистов» специалистов ответили, что наиболее важными для них  являются цели, с которыми обращаются клиенты. На самом раннем этапе они  стараются узнать, зачем обращается клиент: чтобы просто трудоустроиться  или профобучиться, переобучиться, получить смежную профессию для повышения своей конкурентоспособности. На этот же вопрос профконсультант ответил следующим образом: «Важно узнать, какую работу клиент рассчитывает получить, выяснить по каким причинам. Если желания клиента не совпадают с реальной картиной на рынке труда, то клиенту предлагаются другие варианты, оцениваются плюсы и минусы». Исходя из утверждений всех опрошенных работников центра занятости, касающихся наиболее значимой для них информации о клиенте, мы можем сделать вывод о том, что значительное место при работе с клиентом уделяется его пожеланиям.  

Чтобы отследить  реальную картину работы специалиста  с безработным, клиентам и специалистам задавались схожие вопросы. Например, клиентам задавался вопрос «Учитывают ли специалисты центра занятости  ваши пожелания при подборе для  вас вакансий?», на который все  опрашиваемые клиенты ответили, что  «да, учитывают», однако, в каждом ответе после этих слов было слово «но». К примеру, один из респондентов ответил: «Да, они стараются подобрать  наиболее выгодный вариант, но пока в  тех местах, куда меня направляли, мне  работодатели отказывали, то у них  уже кто-то должность занял, то мне  не хватало опыта и квалификации». Другой респондент на этот вопрос сказал, что «В самом начале, когда меня ставили на учет, спрашивали, на какую  работу я рассчитываю, что хочу получить. Но у меня очень конкретная специальность  – бухгалтерия предприятия, так  что тут особых пожеланий нет». Заметим, что ответы клиентов и специалистов, касающиеся учета пожеланий безработных  при подборе вакансий в большинстве  своем совпадают, то есть мы можем  сделать вывод о том, что мнение клиента, его представления о  будущей работе учитывается работниками  цента занятости при подборе  вакансии. Однако в некоторых ответах  клиентов присутствует неуверенность  в том, что они получат именно такую работу, на которую претендуют. Приведем пример ответа состоящей на учете девушки: «Меня спрашивали, какие критерии, требования я предъявляю к будущей работе, но объяснили, что  банк вакансий, то есть какие на данный момент предлагаются вакансии, не зависит  от центра, они конечно, если будет  альтернатива, подберут более выгодный для меня вариант». Таким образом, в данном случае видно, что специалист настроен учитывать интересы клиента, но вакансии, которые есть в наличии на данный момент, возможно, не смогут отвечать его представлениям о подходящей работе. Итак, подводя промежуточный итог эмпирической части данной работы, мы можем выявить одну из проблем молодежи в сфере занятости и на рынке труда: предлагаемые вакансии зачастую не отвечают требованиям молодых безработных.  

В интервью с работниками  центра занятости нам удалось  затронуть вопросы, касающиеся непосредственно  реализации задач социальной работы в центре. На вопрос как поступает  специалист, если клиент игнорирует назначенную  регистрацию, нам ответили, что ведется  работа по выяснению причин неявки клиента, среди которых может  быть болезнь, отказ от дальнейшего  сотрудничества с центром или  трудоустройство. Если клиент трудоустроился или отказывается посещать регистрацию, то специалист начинает процедуру снятия с учета. При ответе на вопрос отслеживается  ли специалистами центра занятости, как долго работает клиент на новом  рабочем месте, предоставленном  ЦЗ, специалисты единодушно ответили, что нет, не отслеживается. На наш  взгляд, это в какой-то мере является упущением в технологии работы центр. Нельзя до конца оценить эффективность  работы такой организации, если не знать  долго ли проработал клиент на своем  рабочем месте, или он разочаровался  в услугах центра занятости и  решил продолжить поиск более  подходящей работы самостоятельно. 

В качестве одной  из основных задач интервью выступает  задача по выявлению значимости в  ЦЗ задач социальной работы в осуществлении  помощи в реализации жизненного сценария. Безусловно, оценить этот фактор в  работе центр занятости мы сможем только после завершения анализа  всей эмпирической части, однако, в  интервью со специалистами, мы решили узнать, как сами работники центра занятости оценивают реализацию данных задач в своем центре. Подавляющее  большинство специалистов ответили, что основные задачи социальной работы в ЦЗН реализуются и помощь в реализации жизненного сценария клиента оказывается. В качестве подтверждающего примера мы можем привести высказывание одного из специалистов: «Поскольку мы ищем работу, значит, и, в какой-то степени, участвуем в судьбе клиента. Работа – это одна из главных составляющих жизни, ее важная часть». Все опрошенные специалисты ответили подобным образом, следовательно, мы можем сделать вывод о том, что под помощью в реализации жизненного сценария клиента в центре, прежде всего, понимается помощь в поиске работы, как одной из жизненных составляющих. Другие аспекты жизни ни специалистами, ни самими клиентами не отмечаются как необходимые. Иначе говоря, общение с клиентом регламентировано рамками услуги по трудоустройству и переобучению, а широкий жизненный контекст остается вне поля зрения. 

Проведенное интервью с клиентами центра занятости  было направлено на выявления причин, по которым им необходима работа, и  жизненных планов в ближайшей  перспективе. Обобщая ответы респондентов на вопрос «Для чего вам необходима работа?» можно выявить следующие  причины. Молодым безработным работа нужна, чтобы зарабатывать деньги, быть самостоятельным, независимым и  обрести уверенность в завтрашнем дне. Вопрос о причинах необходимости  работы можно связать с вопросом о ближайших жизненных планах. На вопрос: «С чем на данный момент связаны  ваши жизненные планы, какие вы преследуете  цели на данном этапе жизни?», молодые  люди и девушки высказали следующие  цели: стать независимым и начать зарабатывать, обеспечивать себя и  создать семью, получить высокооплачиваемую работу, решить материальные проблемы, создать семью. Анализируя вышесказанное, мы можем отметить, что основные жизненные цели молодых связаны  с решением материальных проблем  и направлены на перспективу создания семьи. 

Специалистам ЦЗН  и их клиентам мы задавали схожие вопросы, касающиеся определения подходящей работы, а также определения успеха и возраста, в котором он наступает. Работники центра занятости охарактеризовали подходящую для клиента работу, как  соответствующую его образованию, квалификации и личным особенностям, а также удовлетворяющую материальные потребности. Двое из 10 специалистов ответили, что подходящая для клиента работа помимо вышеперечисленного должна отвечать требованиям работодателя. Все опрошенные клиенты ответили, что подходящая для них работа должна быть высокооплачиваемой, плюс к этому 3 человека ответили, что  должна быть перспектива карьерного роста, и 5 человек, что это работа по специальности. Важно отметить, что  при ответе на вопрос о подходящей работе специалисты называли заработок  или удовлетворение материальных потребностей в последнюю очередь, а клиенты (7 из 10) – в первую. Что же касается понятия успеха, то специалисты определили его как способность обеспечивать себя, свою семью, наличие работы и  собственного жилья. Такие же критерии к успеху предъявили и клиенты  центра занятости. Определяя возраст  достижения успеха, специалисты давали различные формулировки ответов, но все они сводились к тому, что  «успех достигается со временем, не сразу». Среди клиентов этот вопрос вызвал больше затруднений, чем среди  работников центра. Одна девушка (21 год) для которой успех – это  наличие денег, работы и семьи, ответила, что сможет достигнуть успеха к 30 годам. Девушка 25 лет, одна воспитывающая 3-х  летнюю дочку, определила возраст достижения успеха к 40 годам. Самый оптимистичный  ответ на вопрос, «В каком возрасте, на ваш взгляд, вы сможете достичь  успеха?» мы получили от 24-х летней девушки, которая ответили следующим  образом: «Я думаю, что уже очень скоро, как только найду подходящую работу». В целом, можно сделать вывод, что, говоря о возрасте наступления успеха, респонденты описывают достаточно далекие перспективы. 

Одной из целей проведения интервью является анализ эффективности  работы центра занятости при трудоустройстве  молодежи. У специалистов нам удалось  выяснить, каким образом и кем  отслеживаются успехи работы центра. Внутри самой организации ее деятельность оценивается с помощью отчетов  о проделанной за определенное время  работе, в которых отмечается также  процент реализации плана. Руководящей  организацией является Управление федеральной  государственной службы занятости  населения по Саратовской области. 

На оценку эффективности  работы центра занятости были направлены следующие вопросы для специалистов: «Что дает клиенту трудоустройство, какие помогает решить проблемы?»  и «Помогает ли клиенту работа, полученная в центре занятости в  достижении успеха?». Все специалисты  ответили, что трудоустройство позволяет  молодому безработному решить материальные проблемы, стать независимым. Один из специалистов ответил, что трудоустройство  помимо самостоятельности, позволяет  человеку сделать шаг к созданию семьи. На вопрос, касающийся роли работы в достижении успеха мы не получили таких четких ответов как на предыдущий вопрос. Всего 2 из 10 опрошенных ответили, что работа, которую предоставляют в центре занятости помогает клиенту на пути к достижению успеха. В связи с этим, можно заметить противоречия в ответах специалистов ЦЗ, так как вначале они отвечали, что трудоустройство дает решение материальных проблем и материальный аспект является одной из составляющих успеха, а из их ответов на вопрос «Помогает ли клиенту работа, полученная в центре занятости в достижении успеха?» можно сделать вывод, что работа в достижении успеха не помогает.  

Ответы специалистов центра занятости отчасти перекликаются  с ответами клиентов. Все клиенты  на вопрос «Поможет ли вам работа, которую  вы найдете с помощью центра занятости  достичь успеха?» ответили «Нет». К тому же все требования клиентов к будущей работе сходятся в одном  – работа, по их мнению, должна быть высокооплачиваемой. На сегодняшний  день центр занятости предлагает недостаточно вакансий с высокой  оплатой труда и слишком много  – с низкой. Один из респондентов – девушка, 25 лет, с высшим образованием, одна воспитывающая 3-х летнюю дочь, отметила, что согласилась бы и  на неквалифицированный труд при  условии, что заработок будет  ее устраивать. Действительно, имеющиеся  в избытке на рынке труда вакансии, не требующие специального образования, оплачиваются очень плохо, и в  этом заключается одна из проблем  сферы занятости. Еще одну проблему можно определить, как отсутствие у клиентов ЦЗН веры в то, что  данная организация сможет предложить им такую работу, которая удовлетворяла  бы их требованиям. Об этом свидетельствуют  и данные нашего интервью. 9 опрошенных клиентов на вопрос «Как вы считаете, сможет ли центр занятости предложить вам  работу, соответствующую вашим требованиям?», ответили отрицательно. 

Для того, чтобы проанализировать эффективность работы центра занятости и посмотреть, влияет ли нахождение работы на жизненный путь клиента и каким образом, мы провели мини-интервью по телефону с бывшими клиентами центра занятости. На наш взгляд оценка эффективности работы данной организации определяется не только количеством трудоустроенных клиентов. Критерием эффективности в этом случае может являться также, и продолжительность времени в течение которого работает человек после трудоустройства центром занятости, и положительные или отрицательные перемены, которые возникают в жизни клиента после получения места работы.  

Нами были опрошены шесть молодых людей и девушек  в возрасте от 18 до 27 лет, которые  состояли на учете в центре занятости  от полугода до года назад. Всем респондентам задавался один вопрос: продолжают ли они работать на том же рабочем  месте, на которое были устроены и  довольны ли они услугами, которые  им оказали в центре занятости. В  ходе опроса нам удалось также  выявить, какие перемены в жизни  бывших клиентов центра занятости принесла работа. 

Как показал мини-опрос, 5 из 6 опрошенных респондентов довольны услугами, которые им оказал центр  занятости. Недовольной осталась только одна девушка, которая хотела переобучиться, но так как по ее специальности  вакансий много, то она была устроена на работу, после чего вскоре уволилась  из-за низкой заработной платы.  

Проанализируем, как  изменились жизненные планы респондентов, после того, как они состояли на учете в центре занятости. Что  касается молодых людей, то те, у  кого не было семьи с появлением работы, ответили, что в скором будущем  собираются ее создать, а один молодой  человек, который после семинаров, проводимых центром занятости открыл свою фирму, и у которого семья была, ответил так: «Открытие фирмы позволило мне наконец-то встать на ноги и более или менее обеспечивать свою семью всем необходимым». Таким образом, полученная работа у молодых людей, прежде всего, связана с улучшением материального положения, что в свою очередь отражается на желании создать семью и на возникновении «уверенности в завтрашнем дне». 

В отличие от молодых  людей, которые преимущественно  были устроены на работу без переобучения, ожидания девушек в первую очередь  были связаны с получением дополнительной профессии. Одна девушка из троих  опрошенных не была переучена, так как  по ее специальности были вакансии. Девушка, которая не имела специальности, профобучалась на курсах офис-менеджера, после чего самостоятельно нашла работу и на момент опроса продолжала работать там же. Молодая женщина, одна воспитывающая ребенка, получала дополнительную профессию с целью повышения конкурентоспособности на рынке труда. Место работы она поменяла, однако, благодаря полученному опыту и специальности устроилась в другую организацию. Свой уход с первоначального места работы, полученного с помощью центра занятости, она аргументирует следующим образом: «Была маленькая зарплата, и не хватало средств, чтобы прокормить ребенка».  

Информация о работе Социальная работа с молодёжью в службе занятости