Социальная работа с молодёжью в службе занятости

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 18:01, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – выявить основные факторы жизненного самоопределения, учитывающиеся при работе с молодежью в центре занятости, отследить эффективность работы центра на примере трудоустройства молодежи.


Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:


1. проанализировать причины возникновения проблем молодежи на рынке труда;


2. раскрыть механизмы работы центра занятости с молодежью и эффективность этой работы;


3. рассмотреть понятие профессионального самоопределения в контексте жизненного пути;


4. выяснить, учитывают ли на практике специалисты центра занятости факторы, способствующие жизненному самоопределению клиентов.

Оглавление

Введение


Глава 1. Жизненные факторы профессионального самоопределения


1.1 Основные проблемы современной молодежи в России


1.2 Ценности жизни молодежи в контексте жизненного пути


1.3 Особенности профессионального самоопределения молодежи


Глава 2. Роль социальной работы в сфере занятости в решении проблем трудоустройства молодежи


2.1 Роль профориентационной работы в выборе профессии: формы и методы профориентационной работы со школьниками


2.2 Социальная работа с молодежью в центре занятости: оценка эффективности


Заключение


Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 99.85 Кб (Скачать)

Обобщая выше сказанное, отметим, что в концепции жизненного пути особую роль играет возраст. С  течением времени, с изменением возраста человека у него меняются жизненные  ценности, ориентиры, приоритеты. Молодежь – это возрастная группа, находящаяся  на этапе формирования наиболее важных жизненных ориентиров, планов на будущее, и этот этап является одним из основополагающих на протяжении всего жизненного пути. А вместе с тем, это «одна из наиболее дискриминируемых социальных групп, нерешенность жизненных проблем которой сегодня, с неизбежностью обернется катастрофическими последствиями для всего общества завтра»[15]. В связи с этим, весьма актуальными являются исследования ценностных ориентаций, жизненных приоритетов, профессиональных предпочтений современной молодежи, нового поколения, от которого зависит будущее нашей страны. 

Определим, что же такое «ценности». «Система ценностей  человека является «фундаментом» его  отношения к миру. Ценности —  это относительно устойчивое, социально  обусловленное избирательное отношение  человека к совокупности материальных и духовных общественных благ»[16]. 

По мнению экспертов-социологов, молодежи как единой группы не существует. «Современную молодежь отличает высокая  дифференциация, – говорит заведующая отделом социологии молодежи Института социально-политических исследований РАН Юлия Зубок[17]. – По сути, как единой группы ее не существует, она расслоена, и, прежде всего, по материальному положению. По этой причине у различных групп молодежи возникают свои жизненные миры, интересы и ценностные ориентации. И, кстати, говорить о единой молодежной культуре тоже нельзя».  

Как показали исследования, проведенные Центром социологии молодежи Института социально-политических исследований РАН, в ценностях современного молодого поколения происходят изменения. Большинство в качестве основных желательных личностных качеств  отмечают высокий уровень образования, материальный достаток и трудолюбие. Об этом говорит и статистика. За прошедшие четыре года (с 2002 по 2006) в  два раза возросло количество студентов  вузов, а всего учащейся молодежи, согласно докладу ведомства, в стране 7,2 млн. человек. Однако мотивы, по которым молодые люди ставят во главу угла именно образование, самые разные. Так, около 25–30% молодых людей, прежде всего, ориентируются на получение высшего образования. Но из них, правда, каждый третий делает это не столько для того, чтобы приобрести знания, сколько ради «корочки» или отсрочки от армии. Еще 60% выбирают образование «по инерции», и только 10% предпочитают искать работу, нежели поступать в вуз. Хотя из них больше половины делают это по материальным соображениям. Наряду с этим молодые россияне стали придавать больше значения полезным связям, чем семье, принципиальности и честности.  

По мнению Ю.Зубок, это свидетельствует о том, что  молодежь, как и все российское общество, сейчас переживает кризис двух ценностных систем. «К концу 90-х годов сформировались два пласта сознания – «традиционный» и «современный», – говорит она, – «традиционный» пласт представлен унаследованными от родительского поколения советскими ценностными образцами – коллективизмом, хорошим образованием, законопослушанием, профессионализмом и т.д. В свою очередь, «современный» объединил в себе ценности нарождающегося капитализма: предпринимательский талант, индивидуальность, рационализм, практичность». Пока, как отметила Ю.Зубок, эти две группы ценностей в сознании молодых россиян сосуществуют, не вытесняя друг друга.  

О кризисе системы  ценностей молодежи говорят также  и другие исследования. Например, Е.А.Скриптунова и А.А.Морозов в статье «О предпочтениях городской молодежи» отмечают, что у современной молодежи не сформировано общее ценностное поле: нет сфер жизни являющихся однозначно значимыми или незначимыми для большинства. Они отмечают также, что не проявляются особо яркие различия в ориентации в зависимости от пола, возраста, образования. Структуру предпочтений молодежи Е.А.Скриптунова и А.А.Морозов разделяют на три подгруппы: сферы жизни, значимые в высокой степени – работа, досуг, общение со сверстниками, отношения с родителями; значимые на среднем уровне – учеба, здоровье, семья, брак, любовь, секс; значимые в низкой степени – религия; общество, страна; город, среда обитания. Авторы статьи в своем исследовании (исследование проходило в г.Зеленограде с марта по июнь 2000 года; опрос проводился методом анкетирования в школах, средних специальных и высших учебных заведениях города, на предприятиях и по месту жительства; всего было опрошено 564 респондента – молодые люди от 12 до 29 лет; 47% составили юноши; 5 возрастных групп: 12-14 лет – 20%, 15-17 лет – 22,2%, 18-21 лет – 23,4%, 22-25 лет – 18,3%, 26-29 лет – 16,1%; в качестве контрольной группы было опрошено 50 респондентов старше 30 лет) обнаружили существенные различия у молодежи и взрослого населения в отношении значимости различных сфер жизни. Для молодежи оказались более значимы досуг, работа, общение, а для взрослых – город, среда обитания, страна, общество. 

Таким образом, мы рассмотрели  основные ценностные ориентации молодежи, имеющие значение в контексте  жизненного пути. Но на наш взгляд, необходимо также подробнее остановиться на теме трудовых перспектив выпускников  учебных заведений, поскольку этот этап жизни молодого человека является одним из наиболее значимых, от части определяющим дальнейшую судьбу. Профессиональная деятельность для молодежи на сегодняшний день продолжает оставаться одной из главных жизненных ценностей. При выборе профессии современная молодежь старается ориентироваться на такие виды деятельности, которые престижны в обществе на данный момент времени и которые могут удовлетворить ее материальные потребности в должной мере. 

Молодежь – это  особая социальная группа. Она зачастую находится в центре различных  социологических исследований, которые  связаны с потенциалом развития общества в будущем. Возможно, что  от изучения ценностного мира современной  молодежи, ее жизненных планов, установок  на будущее будет зависеть эффективность  инноваций в образовании, нововведений в сфере занятости. Ценностные ориентации молодежи в своих работах рассматривали такие ученые, российские социологи как С.И.Григорьев В.А.Ядов, В.Г.Лисовский, В.Г.Немировский и др. Многие ученые говорят о том, что современное положение дел на рынке труде и занятости ставит молодежь не в самые выгодные условия, поскольку молодые специалисты находятся в жесткой конкуренции с теми, кто имеет достаточный опыт работы. Если раньше после обучения гарантировалось распределение, трудоустройство выпускников, то теперь, практически всегда, выпускник самостоятельно ищет себе работу, и что особенно интересно, все чаще не по специальности. 

Перспективы молодых  людей в сфере трудовой деятельности прямым образом связаны с понятием профессионального самоопределения, речь о котором пойдет в следующем  разделе.  

1.3 ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ 
 

Рассмотрев основные проблемы молодого поколения, ценности и принципы жизни молодежи, мы переходим  к рассмотрению особенностей профессионального  самоопределения, которые прямым образом  связаны с социальной работой  в сфере занятости молодежи. Выбор  профессионального пути во многом определяет судьбу человека. В жизни каждого  человека наступает время, когда  перед тем, как начать работать, необходимо сделать свой профессиональный выбор. Особенно остро проблема профессионального  самоопределения стоит перед  старшеклассниками, ведь им после окончания  школы предстоит сделать выбор  в пользу того или иного учебного заведения, а возможно и места  работы. Ни для кого не секрет, что  молодежь в сфере занятости –  одна из самых уязвимых социальных групп. Это связано, прежде всего, с  тем, что нет опыта работы, нет  опыта общения с работодателем  и членами трудового коллектива, не сформирован стиль поведения  в новой, еще не знакомой социальной роли – роли профессионала, владельца  знаний, умений и навыков. 

На тему проблемы выбора старшеклассниками профессии  было проведено достаточно много  исследований. Мы можем привести результаты исследования, проведенного Департаментом  ФГСЗН по Московской области в  мае 2004 года, целью которого стало  изучение профессиональных намерений  выпускников общеобразовательных  учреждений и анализ предпочтений молодежи на рынке труда. В анкетном опросе приняли участие 2211 школьников (1450 учащихся 9 классов и 761 одиннадцатиклассник). Данные исследования оформлены в таблицу и представляют собой список пяти наиболее часто выбираемых школьниками профессий. 

9 класс 

11 класс 

девушки 

Юноши 

девушки 

Юноши 

бухгалтер 

Программист 

экономист 

Программист 

врач 

Автомеханик 

менеджер 

Инженер 

юрист 

Автослесарь 

врач 

Юрист 

менеджер 

Врач 

юрист 

Менеджер 

экономист 

Дизайнер 

бухгалтер 

Экономист 
 
 

Согласно приведенной  таблице можно сделать вывод  о том, что предпочтительными  сферами деятельности старшеклассников являются: информационные технологии и коммуникации; культура, спорт, туризм; производство; торговля; транспорт, строительство; медицина, образование. Можно также сказать и о гендерном различии в выборе профессии, которое особенно проявляется среди учащихся девятых классов. Профессии, выбранные юношами и девушками девятых классов, сходятся лишь в одном пункте, а одиннадцатых классов – в трех. Профессии, выбранные девушками девятых и одиннадцатых классов, совпадают, меняется только место расположения специальностей, а профессии, выбранные юношами в разных выпускных классах, значительно отличаются друг от друга, так как в рейтинге профессий, пользующихся спросом среди юношей, учащихся одиннадцатых классов уже отсутствуют технические специальности. 

Понятие «профессиональное  самоопределение» можно определить по-разному, однако суть заключений будет  сводиться примерно к следующему: «Профессиональное самоопределение  – это выбор молодежью своего профессионального пути (профессии, вуза, места работы и др.) и построение профессиональной карьеры»[18]. Вполне очевидным является тот факт, что  профессиональное самоопределение  может касаться не только школьников и выпускников Вуза, но и студентов, которые уже получают профессиональное образование в том или ином учебном заведении. В профессиональном самоопределении студенчества можно  выделить ряд стадий, когда проблема выбора актуализируется в том  или ином ее аспекте[19]. Для первокурсников – это адаптация к новым  условиям обучения, определенные сомнения в правильности сделанного выбора. На выпускных курсах решается вопрос о специализации в рамках выбранной  профессии, о конкретном месте работы. В отличие от первокурсников выпускники осмысливают свой выбор уже не с точки зрения соответствия специальности  своим личным интересам и склонностям, а с точки зрения востребованности на рынке труда. Третий курс является в своем роде переходным, так как адаптационный период завершен и начинают актуализироваться профессиональные интересы и планы на будущее. Можно также отметить, что «в сознании третьекурсников формируется система приоритетов, целей, ценностей, наличие (отсутствие) жизненных планов. На их мнения о мотивах выбора профессии и вуза влияет опыт обучения, удовлетворенность или неудовлетворенность вузом и специализацией»[20]. В целом в период студенчества у молодежи появляются более точные представления об их будущей профессии, возникает понятие жизненной перспективы – «целостной картины будущего в противоречивой взаимосвязи программируемых и ожидаемых событий, с которыми человек связывает смысл своей жизни»[21].  

Процесс профессионального  самоопределения может определяться различными факторами. Шалавина Т.И. в статье «Рыночные отношения и подготовка учащейся молодежи к профессиональному самоопределению» выделяет следующие его факторы[22].Одним из наиболее важных факторов, определяющим формирование профессионального самоопределения, является коммерциализация отношений в обществе. По существу происходит замена профессиональной карьеры – предпринимательской, что в свою очередь может блокировать возможность состояться молодым людям в профессиональном отношении. У молодых все чаще наблюдается смещение ориентации от общественно-производственной сферы в сторону коммерческой, предпринимательской. А желания и стремления этих молодых людей идут вразрез с их способностями, о которых они сами имеют лишь приблизительное представление.  

Шалавина Т.И. в своей статье выделяет еще один фактор профессионального самоопределения, которым является уровневая интеллектуализация профессиональной деятельности. «Развитие личности может осуществляться адекватно способностям, если уровень приложения ее интеллектуально-профессионального потенциала соответствует уровню интеллектуально-профессиональной деятельности. Это в одинаковой мере относится к различным образовательным уровням человека (начальному, среднему, высшему профессиональному)»[23]. Выпускник, окончивший школу, стоит перед выбором: продолжать обучение в профессиональных образовательных учреждениях или искать работу уже сейчас. Если он собирается искать работу, то ему нужны знания о специальностях, которые не требуют профессионального обучения: курьер, мойщик посуды, подсобный рабочий, сторож, упаковщик, фасовщик, грузчик, дворник, уборщица (уборщик), землекоп, кухонный рабочий и др.  

Проблема выбора профессии от части психологическая, поэтому необходимо затронуть вопрос о приоритетах выбора профессии, которые в настоящее время меняются. Задача традиционной профориентации решить проблему выбора профессии, исходя их соотношения возможностей и потребностей личности, но сейчас на первое место выдвигаются мотивы выбора профессии и некоторые личностные качества. Суть этого заключения состоит в том, что наиболее выраженные мотивы выбора профессии (например, достижение материального благополучия в будущем) могут оказаться неадекватными возможностям личности при обучении, возникает дисбаланс между требованиями профессии и способностями обучающегося, преодолеть который и помогают личностные качества, такие как воля, темперамент и др. Но все же наиболее благоприятным для развития личности остается выбор профессии в соответствии и с потребностями, и с возможностями для реализации имеющихся потребностей. 

Информация о работе Социальная работа с молодёжью в службе занятости