Социальная работа с молодёжью в службе занятости

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 18:01, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – выявить основные факторы жизненного самоопределения, учитывающиеся при работе с молодежью в центре занятости, отследить эффективность работы центра на примере трудоустройства молодежи.


Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:


1. проанализировать причины возникновения проблем молодежи на рынке труда;


2. раскрыть механизмы работы центра занятости с молодежью и эффективность этой работы;


3. рассмотреть понятие профессионального самоопределения в контексте жизненного пути;


4. выяснить, учитывают ли на практике специалисты центра занятости факторы, способствующие жизненному самоопределению клиентов.

Оглавление

Введение


Глава 1. Жизненные факторы профессионального самоопределения


1.1 Основные проблемы современной молодежи в России


1.2 Ценности жизни молодежи в контексте жизненного пути


1.3 Особенности профессионального самоопределения молодежи


Глава 2. Роль социальной работы в сфере занятости в решении проблем трудоустройства молодежи


2.1 Роль профориентационной работы в выборе профессии: формы и методы профориентационной работы со школьниками


2.2 Социальная работа с молодежью в центре занятости: оценка эффективности


Заключение


Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 99.85 Кб (Скачать)

К вопросу о психологической  составляющей профессионального самоопределения  молодежи на наш взгляд следует отнести  и аспект влияния на профессиональное самоопределение жизненных стратегий  молодежи. Жизненные стратегии можно  определить как «социальные ориентации (в смысле направленности на достижение желаемого социального положения  путем включения в те или иные социальные группы), культурные ориентации (принятие определенных культурных образцов) и личные ориентации (в плане представления  интимных моментов жизни). Следовательно, они определяют личное, социальное и культурное будущее личности»[24]. Существует разделение жизненных стратегий  на активные и пассивные. Однако данное разделение не отражает в должной степени все разнообразие способов поведения в процессе профессионального выбора. Федотова Н. в своей статье «Жизненные стратегии молодежи» выделяет следующие виды стратегий[25]. Пассивная рефлексивно-запаздывающая стратегия – ее представители сохраняют старое ценностное сознание, они включаются в рыночные отношения, хотя в основе этого лежит только экономическая необходимость. Возрастные границы этой группы – 27-29 лет. Такая стратегия характерна в основном для периферии, где возможности профессиональной мобильности ограничены особенностями рынка труда небольших городов, зачастую имеющих моноструктуру. В этой группе доминирует ориентация на функциональное содержание и условия труда. У представителей пассивной умеренно-приспособительной стратегии сохраняется старое ценностное сознание. К этой группе можно отнести молодых людей до 18 лет и старше 25 лет. У молодежи до 18 лет воспроизводятся ценности родительской семьи, у второй группы наблюдается сохранение ценностей, сформированных ранее. Жизненная позиция этой группы не адаптирована к новым условиям, мышление носит профессионально-ориентированный пассивный характер. В профессиональном плане молодежь этой группы предпочитает государственный сектор экономики, стабильность заработка, возможно в ущерб его размеру. Молодые люди часто наследуют семейную профессию, а образование в данной группе рассматривается как особая ценность. Молодежь, которая относится к активной позитивно-карьерной стратегии, принимает новые ценности, легко адаптируется к новым условиям, и это ее плюс. Образование для таких молодых людей выступает средством получения доходов и достижения успехов в карьере. Эта молодежь ориентирована на создание собственного предприятия, ее возрастная граница – 20-25 лет, эту группу составляют, в основном, мужчины. Такой тип жизненной стратегии характерен для больших городов и регионов с высокой интенсивностью развития частного сектора и малого бизнеса. Следующая стратегия – активная позитивно-инструментальная – направлена на рациональное использование новых возможностей как самоцель. Что касается возрастных границ, то данную группу составляют в основном студенты, желающие проявить себя в карьерном росте и получить связанное с этим благосостояние. Последняя из приведенных Федотовой Н. стратегий является активная криминально-карьерная стратегия, представители которой преследуют цели повышения личного благосостояния за счет привлечения возможностей, связанных прямых или косвенным образом с криминалом. Возрастные границы этой группы – от 17 до 29 лет. 

Таким образом, можно  сказать, что молодежь в зависимости  от стратегии поведения, нуждается  в различных способах решения  проблемы занятости. Трудности молодежи, придерживающейся пассивной рефлексивно-запаздывающей  стратегии, заключаются, прежде всего, в неадекватных условиях реализации потенциала этой группы из-за особенностей регионального рынка труда. Поскольку  данная стратегия встречается чаще всего на периферии, то основной проблемой  ее представителей можно выделить неконкурентоспособность  на рынке труда, не адаптивное поведение. Помощь в решении данного вопроса  должна заключаться в преодолении  стереотипов мышления и повышении мобильности молодых людей за счет использования новых форм занятости, создания новых рабочих мест. Преодоление стереотипного видения проблемы занятости также необходимо и для молодежи, представляющей пассивную умеренно-приспособительной стратегию. Также на основании приведенных выше описаний жизненных стратегий, мы можем говорить о том, что наиболее продуктивными в сфере решения проблем занятости являются активная позитивно-карьерная и активная позитивно-инструментальная стратегии.  

В условиях современной  социально-экономической ситуации возникают некоторые противоречия в сфере профессионального самоопределения, разрешением которых призвана заниматься система профориентации. Среди противоречий Шалавина Т.И. в статье «Рыночные отношения и подготовка учащейся молодежи к профессиональному самоопределению» выделяет следующие: 

1. противоречия между  рыночным спросом на квалифицированный  труд специалистов и личностными  особенностями молодежи, включающейся  в рыночные отношения и стремящейся  к достижению материального благополучия  наиболее быстрым путем; 

2. противоречие между  склонностью и способностью к  определенной профессии и необходимостью "выживания" в рыночных условиях; 

3. противоречие между  недостаточным составом личностных  качеств, необходимых для овладения  профессией, и ярко выраженной  мотивацией к овладению ею; 

4. противоречие между  недостаточной мотивацией учащихся  и наличием личностных качеств для успешного овладения профессией; 

5. противоречие между  мотивацией выбора профессии  и отсутствием возможности для  обучения (в том числе и материальной)[26]. 

Таким образом, можно  сказать, что противоречия в сфере  профессионального самоопределения  возникают в основном между психологическими (личными) особенностями молодежи и  материальным фактором, который прямым или косвенным образом оказывает  влияние на выбор той или иной профессии. 

Проблему выбора профессии на наш взгляд лучше  всего рассматривать через призму жизненного пути человека. Как известно, в жизни каждого человека часто  возникают ситуации выбора. Личность с момента начала своего развития выбирает как себя вести, как действовать, как поступить в той или иной ситуации. Мы выбираем друзей, спутников жизни, место учебы, работы. Выбор сферы профессиональной деятельности является одним из наиболее важных выборов, который делается человеком в молодости.  

Проблема выбора «состоит в оптимизации культурно-исторического (жизненного) пути направленного осуществления  результатов деятельности»[27]. Выделяют следующие уровни актуализации выбора: 

1. простой, осуществляемый  повседневно – на уровне быта, развлечений, потребления пищи, одежды, общения; 

2. сложный, смысловой  – решение важных жизненных  задач (жизненная философия, профессия,  спутник жизни, воспитание детей  и т.д.); 

3. Экзистенциальный, конструирующий альтернативы, а  не только критерии. Проявляется  в анализе жизненной ситуации (смысл жизни, принятие важного  решения, жизненный путь и жизненное  пространство)[28]. 

Анализируя выше отмеченные уровни актуализации выбора, можно казать, что профессиональное самоопределение находится на среднем  уровне – между повседневным и экзистенциальным. Следовательно, мы можем предположить, что выбор профессии в какой-то мере будет завить от того, как пройдет выбор на простом уровне, то есть какая будет выбрана манера поведения, какой способ действия, а от сложного уровня, непосредственно выбора профессии, будет зависеть успешность третьего уровня актуализации выбора, то есть нахождение смысла жизни и определения жизненного пространства.  
 

ГЛАВА 2. РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ В  РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ ТРУДОУСТРОЙСТВА  МОЛОДЕЖИ 

2.1 РОЛЬ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ  РАБОТЫ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ.  ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ  РАБОТЫ СО ШКОЛЬНИКАМИ 
 

Как уже не однократно отмечалось ранее, каждому человеку на определенном жизненном этапе  приходится решать вопрос «кем быть?». Важным для нас является то, что  этот выбор жизненно важен не только для него лично, но и для общества в целом. Помочь молодому поколению  в его профессиональном самоопределении, призвана система профессиональной ориентации. Мы будем рассматривать  ее в соответствии с различными аспектами  развития молодежи, которыми в основном занимается школа.  

Психологический словарь  определяет «профессиональную ориентацию»  как систему мер, направленную на оказание помощи молодежи в выборе профессии, то есть по своей сути она  представляет собой систему мероприятий, направленных на формирование у молодежи профессионального самоопределения, готовности к сознательному и  обоснованному выбору профессии, осуществляемому  в соответствии со своими интересами, желаниями, склонностями и способностями  и с учетом имеющихся общественных потребностей в специалистах различного профиля. В настоящее время, согласно документам центра занятости, система профориентационной работы включает в себя деятельность по следующим направлениям: 

1.Профессиональное  просвещение, включающее профинформацию, профпропаганду и профагитацию.  

2.Профессиональная  диагностика – изучение личности  молодого человека в целях  профориентации. В процессе профдиагностики изучают характерные особенности личности: потребности, ценностные ориентации, интересы, способности, склонности, мотивы, профессиональную направленность.  

3.Профессиональная  консультация, имеющая целью установление  соответствия индивидуальных личностных  особенностей специфическим требованиям  той или иной профессии. 

4.Профессиональный  отбор, как правило, осуществляющийся  вне школы в специальных лабораториях  и по преимуществу к тем  профессиям, которые связаны с  условиями максимальной трудности.  Цель профессионального отбора  – выявление пригодности человека  к конкретному труду. 

5.Социально-профессиональная  адаптация, представляющая собой  активный процесс приспособления  молодого человека к новому  социальному окружению, условиям  труда и особенностям конкретной  специализации. Успешность профессиональной  адаптации – один из главных  критериев правильного выбора  профессии, оценка эффективности  всей профориентационной работы. 

6.Профессиональное  воспитание, которое ставит своей  целью формирование у учащихся  чувства долга, ответственности,  профессиональной чести и достоинства. 

Таким образом, мы можем  отметить, что успешность профориентационной работы в целом будет зависеть, прежде всего, от успешности реализации ее направлений, а главным условием успешного профессионального самоопределения будет являться полноценное развитие личности молодого человека. «Каждая личность стремится к усвоению тех ценностей, которые наиболее соответствуют ее целям и интересам. Применительно к профессиональной деятельности человека можно выделить следующие ценности: 

·        самоутверждение в обществе, в  ближайшей социальной среде; 

·        авторитет в трудовом коллективе; 

·        признание родных, знакомых, друзей; 

·        самосовершенствование и самовыражение  – интересная работа; 

·        применение своих знаний, умений, способностей; 

·        творческий характер труда; 

·        материально-практические, утилитарные  ценности – хороший заработок; 

·        должность, удовлетворяющая личность, перспектива продвижения по службе»[29]. 

Данные ценности имеют важное значение для человека и формируются как в семье, так и в школе. Профессиональное самоопределение школьников – очень важный и сложный процесс, который проходит в несколько этапов: 

1.Первичный выбор,  для которого характерны малодифференцированные  представления о мире профессий,  известных учащимся лишь по  названиям и некоторым внешним  признакам. Другая и не менее  важная черта этого этапа –  это неадекватное, часто неопределенное, ситуативное представление о собственном ресурсе и возможностях его развития, к тому же связанное с неумением сопоставить его с условиями и требованиями профессиональной деятельности. Учащийся, находящийся на этапе первичного выбора, обычно неустойчив по своим профессиональным намерениям, что вполне естественно. Первичный выбор характерен для учащихся младших и средних классов основной школы, когда еще и не возникает вопросов о содержании профессии, условиях работы, престиже, вознаграждении и т.д. Но иногда на этой стадии задерживаются подростки и учащиеся старших классов, хотя изменившаяся ситуация социального развития требует уже от современного десятиклассника конкретного решения о выборе своего жизненного пути. 

2.Непосредственно  этап профессионального самоопределения.  На этом этапе учащийся должен  уже вполне реально сформулировать  для себя задачу выбора будущей  сферы деятельности. Именно в  этот период он должен всерьез  задуматься над тем, насколько  готов он к намеченной для  себя профессии, оценить с этих  позиций школьные дисциплины, стремясь  отдать больше времени и сил  тем, которые соотносимы с будущей  профессией. 

Переход от первичного выбора к этапу профессионального  самоопределения происходит у школьников неравномерно, нередко старшеклассники  «застревают» на первом этапе. Причина  этого «застревания» - отсутствие сколько-нибудь выраженных и устойчивых интересов. Эта задержка часто сочетается с общей незрелостью, инфантильностью поведения и социальных ориентации учащегося, что вполне понятно, так как профессиональное самоопределение – один из главных компонентов взросления и устойчивого образа «Я», самоуважения. 

Информация о работе Социальная работа с молодёжью в службе занятости