Социальная работа с молодёжью в службе занятости

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 18:01, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – выявить основные факторы жизненного самоопределения, учитывающиеся при работе с молодежью в центре занятости, отследить эффективность работы центра на примере трудоустройства молодежи.


Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:


1. проанализировать причины возникновения проблем молодежи на рынке труда;


2. раскрыть механизмы работы центра занятости с молодежью и эффективность этой работы;


3. рассмотреть понятие профессионального самоопределения в контексте жизненного пути;


4. выяснить, учитывают ли на практике специалисты центра занятости факторы, способствующие жизненному самоопределению клиентов.

Оглавление

Введение


Глава 1. Жизненные факторы профессионального самоопределения


1.1 Основные проблемы современной молодежи в России


1.2 Ценности жизни молодежи в контексте жизненного пути


1.3 Особенности профессионального самоопределения молодежи


Глава 2. Роль социальной работы в сфере занятости в решении проблем трудоустройства молодежи


2.1 Роль профориентационной работы в выборе профессии: формы и методы профориентационной работы со школьниками


2.2 Социальная работа с молодежью в центре занятости: оценка эффективности


Заключение


Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 99.85 Кб (Скачать)

1-й ребенок в  25-30 (связь слабая); стать профессионалом  в 25-30 лет (связь сильная); 2-й  ребенок после 30 лет (связь  слабая); стать материально обеспеченным  в 25-40 лет (связь сильная); сделать  карьеру в 30-45 лет (связь сильная). 

Таким образом, респонденты  при переобучении имеют широкий  контекст жизненных целей и проблем, который обычно не рассматривается  при профконсультации, но который определяет жизненные планы и мотивацию к переобучению. Это требует расширения рамок работы с клиентом в сторону социальной работы, а не только предоставление услуг по информированию о рабочих вакансия и переобучении. Такой центрированный на жизненном сценарии подход может повысить эффективность трудоустройства и переобучения. 
 

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

Молодежь – это  возрастная группа, находящаяся на определенном этапе жизненного цикла, отличающего ее от других групп населения. Молодые люди прибывают в состоянии, когда формируется система принципов, установок и ценностных ориентаций. В данной работе нами были рассмотрены  основные проблемы современной молодежи, ее ценностные ориентации, имеющие  огромное значение в контексте жизненного пути. 

Одной из проблем  и в то же время важной жизненной  перспективой является выбор профессионального  пути, поскольку профессиональная деятельность на сегодняшний день продолжает оставаться одной из главных жизненных ценностей  для молодежи. Как мы выяснили, при  выборе профессии современная молодежь старается ориентироваться на такие  виды деятельности, которые «престижны»  в обществе на данный момент времени  и, что самое важное, которые могут  удовлетворить ее материальные потребности  в должной степени. 

Как показало проведенное  нами исследование, основные требования молодежи к будущему месту работы сводятся к высокой оплате труда, способствующей обеспечению самостоятельности  и независимости. Мы также выяснили, что вакансии, предлагаемые центром  занятости не всегда способны удовлетворить  всем требованиям безработной молодежи. Существует тенденция рассогласованности между действующей системой профессионального  образования и потребностями  рынка труда в молодых специалистах, которая объясняется тем, что  требования работодателей к своим  потенциальным работникам постоянно  повышаются. 

В сфере занятости  молодежи помимо приведенных выше проблем  существует проблема ее низкой конкурентоспособности, которая связана с рядом факторов: 1) недостаток профессиональных знаний, опыта работы и навыков; 2) необходимость  предоставления молодым людям некоторых  льгот, предусмотренных КЗОТом (например, учебный отпуск), что может создать предприятию дополнительные трудности; 3) возможная трудовая нестабильность молодежи, обусловленная призывом в вооруженные силы молодых людей и беременностью девушек.  

Как правило, примерно с 18-22 лет молодежь уже имеет среднее  образование и профессию. В этом возрасте она вступает в начало трудовой деятельности. Однако, в условиях современного рынка труда, многие профессии, даже не смотря на их «престижность», оказываются  невостребованными, и центрами занятости  начинается процесс по переобучению. Современная служба занятости уже в школах начинает проводить профориентационную работу, направленную на то, чтобы выпускники выбрали не только профессию, которая им по душе и отвечает их личным особенностям и склонностям, но и руководствовались потребностями рынка труда в рабочей силе, о которых их специально информируют. 

Неправильно выбранная  профессия может привести как  к общей неудовлетворенности  жизнью, нереализованности жизненных  планов, так и к безработице, которая  вызывает тяжелые последствия для  общества в целом и для конкретного  человека. В качестве эмоциональных  проблем, вызываемых безработицей, можно  выделить депрессию, пониженную самооценку. В свою очередь, последствия эмоционального характера влекут за собой ряд  медицинских проблем – нарушение  здоровья, вызванное стрессами. Кроме  того, не следует забывать о том, что безработица воздействует на маргинализацию в обществе.  

Государственная служба занятости населения осуществляет активную политику занятости населения  на рынке труда. Одним из важнейших  направлений этой политики является профориентационная работа с молодежью. Система профориентационных мероприятий включает в себя превентивную деятельность среди молодежи и учащихся старших классов общеобразовательных учебных заведений. Кроме того, важное место в перечне услуг, оказываемых центром занятости, занимает профессиональное обучение, позволяющее клиентам приобрести знания и навыки по различным профессиям (специальностям) для успешной конкуренции на рынке труда. 

Обращаясь к результатам  исследования, проведенного с бывшими  клиентами ЦЗН Ленинского района, мы можем отметить, что мероприятия, осуществляемые центром занятости  по содействию трудоустройству молодежи: профессиональное обучение, профориентация и переобучение вносят положительные  изменения в жизнь клиентов, что  является важным с точки зрения социальной работы. Однако, результаты интервью со специалистами ЦЗ и их клиентами показали, что большинство предлагаемых вакансий молодым людям не подходят, так как не позволяют им решить основные проблемы. Работодатели неохотно берут к себе на работу молодых специалистов без опыта, а если центром занятости они все-таки устраиваются на работу, то, как правило, на маленькую зарплату. В итоге процесс профессионального самоопределения, выбора молодым человеком своего профессионального пути приобретает несколько иной характер. Молодежь все чаще старается сразу после окончания учебы получить другую специальность в надежде с помощью этого найти работу, отвечающую ее собственным представлениям о подходящей. Сейчас службой занятости реализуются различные программы, направленные на помощь молодежи в трудоустройстве. На наш взгляд, не все из этих программ достаточно эффективны, так как оплата труда молодых специалистов преимущественно остается на низком уровне. Решить эту проблему поможет государство, с помощью совершенствования социальной политики в сфере молодежной занятости. 

Следует отметить, что  служба занятости в немалой степени  реализует главную задачу социальной работы – помощь клиенту в реализации жизненного сценария. Но эта деятельность осуществляется как услуга в соответствии с регламентом по времени и перечню операций. В результате общение с клиентом сводится к информированию о вакансиях и обсуждению его пожеланий в контексте требований работодателя. Кстати сказать, и сами клиенты не готовы обсуждать свою жизнь в более широком ключе.  

Это ведёт к снижению эффективности службы занятости, хотя на первый взгляд плановые показатели выполняются, регламенты соблюдаются, а финансовые средства осваиваются. Наш анализ показал, что консультирование клиента с позиций жизненного пути, используя конструкты «жизненные проблемы», «жизненные цели», «жизненный успех», может быть полезно в работе в молодежью. 

Резюмируя все вышесказанное  и подводя общий итог дипломной  работы, мы можем отметить, что поставленные нами задачи по анализу проблем молодежи на рынке труда, раскрытию механизмов работы центра занятости с молодежью  и эффективности этой работы, определению  понятия профессионального самоопределения  в контексте жизненного пути решены. Гипотеза нашего исследования подтвердилась: в центре занятости не решаются должным  образом задачи социальной работы, заключающиеся в помощи по реализации жизненного сценария клиентов. И в  заключении мы можем отметить, что, несмотря на материальные трудности, с  которыми сталкивается молодежь в процессе выбора профессиональной деятельности, услуги, оказываемые центром занятости  своим клиентам, имеют положительное  влияние на жизненный путь клиента. 

В качестве рекомендации службе занятости можно выдвинуть  предложение более широкого использования  ресурсов социальной работы, которая  предусматривает помощь в реализации жизненного сценария клиента, подход центрированный на его проблемах, совместное обсуждение и планирование жизни, а не только работы или переобучения. Именно проблемы клиента должны быть ведущими, а не требования рынка труда или необходимость снижения уровня безработицы. Такой подход мотивирует клиента, что является залогом успешного трудоустройства и переобучения. В противном случае экономия на работе с клиентом оборачивается фиктивной занятостью и переобучением, растратой финансовых ресурсов, ущербом для клиента, рынка труда, общества и государства. 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

1.       Беленький В.Я., Северчук С.В., Шевченко С.М. Молодежь: кем быть – рабочим или валютным менялой? // Профсоюзы и экономика. №5, 1993. С. 75-79. 

2.       Вишневский Ю.Р., Банникова Л.Н., Дидковская Я.Б. Исследование проблем профессионального самоопределения студенчества Свердловской области // Университетское управление, №2(13), 2000. С. 74-77.  

3.       Воронков С.Г., Иваненков С.П., Кусжанова А.Ж. Социализация молодежи: проблемы и перспективы. Оренбург, 1993. 

4.       Голенкова З.Т. Динамика социокультурной трансформации в России // Социологические исследования, №10, 1998. С. 15-18. 

5.       Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наукова думка, 1988. 

6.       Ежов О.Н. Онтология социального  времени. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2000.  

7.       Жидкова Е.М. Ориентация на  незанятость среди проблемных  групп рынка труда // Социологические  исследования, №3, 2005. С. 52-62. 

8.       Золотова И.К., Зуев А.Э. Молодёжь  на рынке труда // Демография  и социология. Социально-экономические  проблемы рынка труда в России. М.: ИСЭПН РАН, 2002. С. 23-27.  

9.       Зубок Ю. А. Исключение в  исследовании проблем молодежи // Социологические исследования, №8, 1998. С. 9-15. 

10.  Калинина О.  В. Положение молодежи на рынке  труда по материалам контент-анализа опубликованных материалов социологических исследований // Организация работы с молодежью в транзитивном обществе: проблемы и перспективы. Материалы международной научно-практической конференции (24-25 сентября 2004 г.). Воронеж: ОАО Центрально-Чернозёмное книжное издательство, 2004.  

11.  Козырева П.М.  Некоторые тенденции адаптационных  процессов в сфере труда // Социологические  исследования, №9, 2005. С. 37-48. 

12.  Кон И.С. Психология  ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 

13.  Лисовский В.Т.  Ценности жизни и культуры  современной молодежи. Материалы  научной сессии. Серия «Мыслители»,  выпуск 1. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. 

14.  Максименко  А.А. Как российская молодежь  намерена «делать» деньги? // Социологические  исследования, №9, 2005. С. 49-57. 

15.  Малинаускас Р.К. Мотивация студентов разных периодов // Социологические исследования, №2, 2005. С. 134-138. 

16.  Мкртчян Г.М.  Стратификация молодежи в сферах  образования, занятости и потребления  // Социологические исследования, №2, 2005. С. 104-113. 

17.  Назаренко В.В. Личностное самоопределение старшеклассников в контексте социальных изменений в российском обществе / Сборник: Психолого-педагогические исследования. Барнаул, 1997. 

18.  Педагогический  энциклопедический словарь / Под ред. Бим-Бада В.М. М.: Большая Российская Энциклопедия, 2002. 

19.  Профессиональная  ориентация учащейся молодежи / Под ред. А.Д.Сазонова. М.: Просвещение, 1988. 

20.  Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М.: Издательство НПО «Модэк», 2002. 

21.  Руткевич М.Н. Воспроизводство населения и социально-демографическая ситуация в России // Социологические исследования, №7, 2005. С. 22-30. 

22.  Социология  молодежи: Учебное пособие для  Вузов / Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, Ф.Д. Кадария, И.П.Савченко и др. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. С. 48-49. 

23.  Социология  молодёжи в контексте социальной  работы. Саратов, СГТУ, 

2004. С. 98-120. 

24.  Социальная  работа: Методология, теория, технологии: Учебное пособие: в 2ч. Ч.2. / И.Н.Иванова,  В.Т.Кривошеев, Д.В.Петров и др. Саратов: Изд-во Поволж. межрегион. учеб. центра, 1998. С. 87. 

25.  Темницкий А.Л. Справедливость в оплате труда как ценностная ориентация и фактор трудовой мотивации // Социологические исследования, №5, 2005. С. 81-88. 

26.  Технологии  оказания услуг по профессиональной  ориентации и психологической  поддержке гражданам, ищущим работу. Методические рекомендации. Саратов:  Департамент ФГСЗН по Саратовской  области, 2004.  

27.  #"1.files/image001.gif"> 

Таблица № 2 
 

Таблица № 3 
 

Таблица № 4  
 

Таблица № 5 
 

Таблица № 6 
 

Таблица № 7 
 

Таблица № 8 
 

Таблица № 9 
 

Таблица № 10 
 

Таблица № 11 
 

Таблица № 12 
 

Таблица № 13 
 

Таблица № 14 
 

Таблица № 15 
 

Таблица № 16 
 

Таблица № 17 
 

Таблица № 18 
 

Таблица № 19 
 

Таблица № 20 
 

Таблица № 21 
 

Информация о работе Социальная работа с молодёжью в службе занятости