Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 18:01, дипломная работа
Цель дипломной работы – выявить основные факторы жизненного самоопределения, учитывающиеся при работе с молодежью в центре занятости, отследить эффективность работы центра на примере трудоустройства молодежи.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:
1. проанализировать причины возникновения проблем молодежи на рынке труда;
2. раскрыть механизмы работы центра занятости с молодежью и эффективность этой работы;
3. рассмотреть понятие профессионального самоопределения в контексте жизненного пути;
4. выяснить, учитывают ли на практике специалисты центра занятости факторы, способствующие жизненному самоопределению клиентов.
Введение
Глава 1. Жизненные факторы профессионального самоопределения
1.1 Основные проблемы современной молодежи в России
1.2 Ценности жизни молодежи в контексте жизненного пути
1.3 Особенности профессионального самоопределения молодежи
Глава 2. Роль социальной работы в сфере занятости в решении проблем трудоустройства молодежи
2.1 Роль профориентационной работы в выборе профессии: формы и методы профориентационной работы со школьниками
2.2 Социальная работа с молодежью в центре занятости: оценка эффективности
Заключение
Список используемой литературы
В 2006 и 2007 годах в
Саратове и Саратовской области
проводилась областная
В рамках областной
межведомственной акции «Дорогами
занятости» проводилось профориентационное
мероприятие «Профессия-компас судьбы»,
в рамках которого был проведен «Мастер-класс»
по профессиям: парикмахер, повар, оператор
ЭВМ, портной, газоэлектросварщик, отделочник.
В рамках акции также были проведены мероприятия:
профориентационная викторина «Все профессии
важны, выбирай на вкус», профориентационная
страничка «Выбери свою профессию» для
детей, состоящих на учете органах внутренних
дел и комиссии по делам несовершеннолетних,
«День профессии», в которых приняли участие
178 выпускников училищ и 874 учащихся выпускных
классов школ района.
Однако в нормативных
документах службы занятости говорится,
что помощь молодежи рассматривается
как «дополнительная услуга». В
результате межведомственная разобщенность
привела к тому, что руководители
российской системы образования
сняли с себя ответственность
за профессиональное самоопределение
выпускников и подготовку их к
выбору профессии, профессиональному
обучению и реальному трудоустройству.
Новые экономические условия
и динамика сферы трудовой деятельности
диктуют рассмотрение правильной организации
профориентационных мероприятий как средства
социального ориентирования и управления
для всех возрастных групп молодежи. Мало
изменить внешние и материальные и социальные
условия жизни молодого человека, нужно
изменить внутренний ресурс личности.
Для успешного включения молодых людей
в экономическую жизнь необходимо создать
условия для самоопределения, самоутверждения,
саморазвития и самореализации, в частности,
в сфере трудовой деятельности. В настоящее
время все большее значение приобретает
развитие не традиционной диагностической,
сопровождающей модели профориентации,
а адаптационной – опережающей. Главное
теперь – подготовка молодежи к социально-экономическому
вживанию в трудовую деятельность в целом,
а не только в пределах конкретной профессии.
При построении профориентационной
работы важен следующий вывод: смена профессиональных
ролей в течение жизни – естественный
процесс; человек готовится к выбору не
одной профессии на всю жизнь, а к возможной
смене профессиональных ролей в будущем.
Профориентационная
работа с молодежью должна отражать как
общие потребности всей молодежи, так
и потребности ее различных социальных
и возрастных групп с учетом специфических
условий различных регионов. Она должна
отвечать следующим требованиям: быть
комплексной, то есть охватывать весь
спектр поставленных проблем, и индивидуальной
– с четкой ориентацией на конкретную
личность, а не абстрактного «молодого
человека». Осуществляемая профориентационная
работа также должна строиться на решении
проблем конкретного человека, она должна
быть направлена на помощь в реализации
его жизненных планов, задач, достижение
целей на определенном этапе жизненного
пути. Одна из основных задач профессиональной
ориентации – помощь в создании благоприятной
жизненной перспективы, реализуемая за
счет учета личностных особенностей молодого
человека.
Подводя итог выше сказанному,
мы можем сделать вывод о том, что, безусловно,
в системе профориентационной работы
еще существуют проблемы, решение которых
повлечет за собой решение проблем молодежной
занятости. Также на сегодняшний день
система защиты от безработицы для молодежи
в виде содействия полной, продуктивной
и свободно избранной занятости должна
оставаться одним из важнейших направлений
российской молодежной политики.
2.2 СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
С МОЛОДЕЖЬЮ В ЦЕНТРЕ
В предыдущем разделе
мы рассмотрели профориентационную
работу в центре занятости как часть социальной
работы с молодежью, которая ведется центрах.
В текущем разделе нами будет подробнее
раскрыт вопрос о том, какие существуют
направления работы с молодыми людьми,
специальные программы в центе занятости,
ориентированные на работу с молодежью,
также мы затронем проблему эффективности
работы центра занятости.
Одной из основных задач
социальной работы является помощь в
реализации жизненного сценария, то есть
социальная работа должна помочь решить
проблемы клиента, в контексте его
жизненной ситуации. Поиск работы
занимает одно из ведущих мест в
жизненных планах молодежи. Для каждого
представителя молодого поколения
является очень важным вопрос о том,
где он будет работать, сможет ли
зарабатывать столько, сколько ему
необходимо, возможен ли будет карьерный
рост и сможет ли он содержать собственную
семью и помогать своим близким.
Нередко происходит так, что работа,
предлагаемая современной молодежи
в центрах занятости, не отвечает
основным требованиям молодых, определение
«подходящей работы», существующее
в законодательстве, зачастую отличается
от реально необходимого. Это связано,
прежде всего, с тем, что в законодательстве
реализация планов клиентов прописана
в достаточно узком ключе, а социальная
работа подразумевает решение проблем
занятости в широком ключе, обеспечивая
реализацию жизненного сценария.
В законе о занятости
населения отмечается, что подходящей
не может считаться работа, если:
она связана с переменой места
жительства без согласия гражданина;
условия труда не соответствуют
правилам и нормам по охране труда;
предлагаемый заработок ниже среднего
заработка гражданина, исчисленного
за последние три месяца по последнему
месту работы; а если среднемесячный
заработок гражданина превышал величину
прожиточного минимума, то подходящей
не может считаться работа, если
предлагаемый заработок ниже величины
прожиточного минимума, исчисленного
в субъекте РФ в установленном
порядке. Подходящей считается такая
работа, в том числе временного
характера, которая соответствует
профессиональной пригодности работника
с учетом уровня его профессиональной
подготовки, условий последнего места
работы (за исключением оплачиваемых общественных
работ), состоянию здоровья, транспортной
доступности рабочего места.
В документах, регламентирующих
работу центра занятости, достаточно редко
встречаются аспекты, которые затрагивают
жизненные планы клиента, его
предпочтения и желания относительно
будущей работы. В ходе анализа технологий
работы центра занятости нам удалось зафиксировать
те моменты, в которых специалист центра
занятости обязан интересоваться личными
особенностями клиента.
В «Технологии оказания
услуг по профессиональной ориентации
и психологической поддержке
гражданам, ищущим работу» указано,
что когда регистратор
В «Технологии оказания
услуг по профессиональной ориентации
и психологической поддержке
гражданам, ищущим работу» дается следующая
схема консультации по профессиональному
самоопределению (для молодежи)[39].
1.
Выяснение наличия или
2.
Знакомство с классификатором
профессий, описанием
3.
Знакомство со стратегией
4.
Определение интересов,
5.
Знакомство с основными
6.
Разработка вариантов личного
профессионального плана.
7.
Определение путей получения
профессии.
8.
Принятие решения или
Как видно из приведенных
выше примеров в технологиях работы
центра занятости отчасти прописана
необходимость информации о личности
клиента. Однако, в законах и документах,
регламентирующих работу центра занятости,
не уделяется большого внимания таким
понятиям как жизненные обстоятельства
клиента, состояние его здоровья,
не встречается понятий «
Мы провели
Было опрошено 10 специалистов
Центра занятости Ленинского района,
среди которых два профконсультанта;
и 10 клиентов, представителей молодежи.
Клиенты – безработные юноши и девушки
(5 юношей и 5 девушек) в возрасте от 18 до
27 лет, состоящие на момент проведения
интервью на учете в Ленинском ЦЗН.
Одной из задач, которою
планировалось решить с помощью
проведения интервью со специалистом
центра занятости, была задача по определению
технологии работы с молодыми. Исходя
из информации, полученной с помощью
проведения интервью и основываясь
на отчетах и аналитических
В 2007 году доля молодежи
от общего числа граждан, состоящих
на учете, составила 28,3%. За 2007 года ЦЗН
Ленинского района обратились с целью
трудоустройства 4584 человек в возрасте
от 16-29 лет, трудоустроено – 4074 человек,
направлены на переобучение 225 человек,
получили профориентационные услуги 3771
человек, трудоустроено в рамках программы
«Первое рабочее место» - 30 человек.
Программа «Первое
рабочее место» реализуется в
соответствии с программой «Молодежь
Саратовской области 2003-2008». Заинтересованность
работодателей в реализации этой
программы обусловлена
Важно отметить, что,
решая проблемы молодежи, центр занятости
взаимодействует со следующими социальными
партнерами: администрация района,
отдел образования, комиссия по делам
несовершеннолетних, молодежное общественное
собрание при мэре г. Саратова, Управление
внутренних дел, Управление социальной
защиты населения, центр социального
обслуживания, военный комиссариат,
женсовет, предприятия района, общественные
организации, студенческими советами
высших учебных заведений, профессиональные
учебные заведения, ГУСО «Социальный
приют для детей и подростков
«Доверие», учреждения исполнения наказаний,
бюро медико-санитарной экспертизы, средства
массовой информации. Посмотрев на этот
перечень, можно определить, какие проблемы
молодежи решаются центром занятости
совместно с вышеперечисленными организациями.
Например, сотрудничество со студенческими
советами ВУЗов обеспечивает решение
вопросов трудоустройства студентов в
свободное от учебы время и т.д.
Информация о работе Социальная работа с молодёжью в службе занятости