Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 18:01, дипломная работа
Цель дипломной работы – выявить основные факторы жизненного самоопределения, учитывающиеся при работе с молодежью в центре занятости, отследить эффективность работы центра на примере трудоустройства молодежи.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:
1. проанализировать причины возникновения проблем молодежи на рынке труда;
2. раскрыть механизмы работы центра занятости с молодежью и эффективность этой работы;
3. рассмотреть понятие профессионального самоопределения в контексте жизненного пути;
4. выяснить, учитывают ли на практике специалисты центра занятости факторы, способствующие жизненному самоопределению клиентов.
Введение
Глава 1. Жизненные факторы профессионального самоопределения
1.1 Основные проблемы современной молодежи в России
1.2 Ценности жизни молодежи в контексте жизненного пути
1.3 Особенности профессионального самоопределения молодежи
Глава 2. Роль социальной работы в сфере занятости в решении проблем трудоустройства молодежи
2.1 Роль профориентационной работы в выборе профессии: формы и методы профориентационной работы со школьниками
2.2 Социальная работа с молодежью в центре занятости: оценка эффективности
Заключение
Список используемой литературы
Анализ позволяет
заключить, что трудоустройство
молодежи должно быть объектом первоочередных
экономических и правовых мер. Необходимо
позаботиться о создании отвечающих
устремлениям молодежи и уровню ее
квалификации рабочих мест, установить
квоту для молодежи при создании
новых мест на предприятии, поддерживать
молодежное предпринимательство.
Важная ступень
социальной адаптации в условиях
безработицы -осознание факта, что надеяться
надо больше на себя. Легче всего это дается
молодежи. Хотя считается, что ей пока
нет места на рынке труда, шансов адаптироваться
у нее больше, в том числе и потому, что
она в меньшей степени испытывает на себе
давление патерналистских ценностей.
Именно в этой возрастной группе в первую
очередь начинают формироваться индивидуалистические
ориентации относительно трудоустройства.3
Выпускники профессиональных
учебных заведений на рынке труда
демонстрируют низкий уровень информированности
о рынке труда профессий, образовательных
услуг, отсутствие опыта работы, специального
образования, правовую безграмотность,
психологическую неготовность к
самостоятельным действиям, низкий
уровень инициативности, мотивации
собственного трудоустройства. Расширение
возможностей выбора жизненного пути,
повышение собственной
Одним из факторов снижения
остроты проблемы молодежной занятости
является реализация задач опережающей
программы профориентации: обеспечение
единства профессиональной и социальной
мобильности; смены профессиональных
ролей в течение жизни как
Система образования
в настоящее время оказалась,
на наш взгляд, оторванной от работодателя
в отличие от старой системы, когда
государство оплачивало учебу и
давало образование, после чего человек
работал по специальности на благо
государству. Теперь оно ушло от заботы
и опеки каждого: учебное заведение
(как государственное, так и негосударственное)
выпускает большое количество молодых
специалистов, которые, как показывает
практика, не всегда востребованы. Поэтому
получается, что молодые специалисты
не находят применения своим знаниям
и со временем теряют профессиональные
навыки.
Учебные заведения
скорее ориентируются на обучение молодежи
престижным специальностям, чем, на требования
местного рынка труда. Отсюда вытекает
противоречие между производством
и системой образования, что выражается
в изменении социальных приоритетов
молодежи.5
Данное противоречие
можно решить совместными усилиями
трех сторон: работодателя, учебного заведения
и службы занятости при учете
их интересов, а также четкого
выполнения взаимных обязательств.
Для того чтобы заинтересовать
и привлечь молодежь в реальный сектор
экономики, необходимо расширить информационное
поле.6 Публикации о предприятиях, преодолевших
кризис, о профессиях, востребованных
на них, и учебных заведениях, где
можно получить нужную специальность,
можно размещать в местных
еженедельных газетах.
Поскольку молодежь
является одной из самых уязвимых
и восприимчивых к различным
социальным изменениям возрастных групп,
ее проблемы на рынке труда следует
классифицировать отдельно. Выделяют
следующие группы проблем молодежи
на рынке труда.
·
Проблемы, касающиеся причин молодежной
безработицы, объясняющие незащищенность
молодых людей как следствие
нестабильной экономики и проблем
системы высшего и
·
Проблемы, связанные с перспективами
молодежи на рынке труда – описывают
прогнозы, касающиеся будущего молодых
людей, причём акцент смещён на более
негативные перспективы.
·
Проблемы кадрового воспроизводства
молодежи, описывающие комплекс основных
мер и способов снижения и регуляции
молодёжной безработицы[4].
В качестве одной
из основных причин молодежной безработицы,
«по данным факторного анализа, можно
выделить недостаточный уровень
мирового экономического роста, который
неспособен сравняться с уровнем
роста рабочей силы»[5]. Однако, эта
причина, безусловно, не является единственной
и причины безработицы могут
быть связаны с множеством факторов.
Некоторые авторы, к примеру, считают,
что невозможно использование прежних
способов включения молодежи в рыночно-трудовую
систему[6]. Можно также предположить, что
в настоящее время молодежь находится
без работы, так как в ее умах преобладает
стремление к высокооплачиваемой работе,
а такой работы недостает.
Одним из главных
индикаторов настроений, источником
удовлетворенности или
В условиях сложившегося
социально-экономического кризиса
в современной России многие юноши
и девушки оказались в сложной
ситуации. Как известно, процесс
ускоренного социального
К немаловажным особенностям
современной молодежи можно также
отнести и состояние здоровья
молодых. Согласно нейтральному прогнозу
ООН к 2050 году население России составит
всего 121,3 млн. чел, по пессимистическому
прогнозу - 102,5 млн. чел.[8]. Очевидно, что
прогнозы неутешительные, однако, по и
состоянию здоровья молодых людей
можно говорить о том, что значительного
увеличения численности населения
ожидать не следует. Огромную роль в
этом прогнозе играет распространение
таких заболеваний, как наркомания,
алкоголизм, СПИД, которые в свою
очередь порабощают все больше и
больше людей, относящихся к подростковой
и молодежной возрастным группам. По
данным сайта narkotiki. ru «ВИЧ-инфецирование
и СПИД зарегистрированы в 86 субъектах
РФ. Максимальная болезненность ВИЧ-инфекцией
на территории РФ среди больных наркоманией
(данные на 31.12.2000 г. на 100 тысяч населения)
выявлена в Калининградской области (317),
Иркутской (302), Московской (209), Тюменской
(179), Ульяновской (177). Средняя пораженность
населения РФ ВИЧ-инфицированием и СПИДом
- 57 человек на 100 тыс. населения. В 2000 г.
по сравнению с 1999 г. число ВИЧ-инфицированных
лиц увеличилось в 4 раза»[9]. Алкоголизм
и наркомания также присущи молодёжной
среде. Вследствие прогрессирующей деградации
личности люди, подверженные данным болезням
выпадают из нормальной жизни в обществе.
Они не могут функционировать должным
образом в семейной, трудовой и общественно-политической
сферах жизнедеятельности. Кстати, более
80 % среди этой статистики занимает доля
молодежи[10].
Еще одну группу проблем
молодежи можно отнести к нравственно-
Непосредственно социальной
работы касаются также существующие
проблемы молодежной преступности. Так,
среди лиц в возрасте от 25 до 29
лет преступность за последние годы
увеличилась на 13%, от 18 до 24 лет - на
65%, а от 16 до 18 лет - почти на 80%. Иными
словами, в младших возрастных группах
преступность растет опережающими темпами
и, следовательно, речь идет о все более
очевидном процессе активного омоложения
преступности[11]. Об активном процессе
омоложения преступности в определенной
мере могут свидетельствовать и данные
о структуре преступности, хотя показатели
здесь носят статичный характер. Так, доля
виновных в совершении тяжких и особо
тяжких преступлений среди возрастной
группы 18-24 года составляет 31,3%, а среди
возрастной группы 25-29 лет - 14,2%; виновных,
например, в изнасиловании - соответственно
37,6 и 19,5%; в грабежах и разбоях - 40,3 и 16,9%;
в хулиганстве - 31,4 и 17,6%; виновных в преступлениях,
связанных с незаконным оборотом наркотических
веществ, соответственно 44,1 и 22,4%[12]. Как
видно из приведенных цифр, в совершении
различных видов преступлений преобладает
доля более молодой возрастной группы.
На наш взгляд, данная проблема во многом
связана с выше перечисленными. Безусловно,
молодежная преступность не всегда вытекает
из других проблем молодежи, но все же
порождение одного – другим не исключено.
Таким образом, мы рассмотрели
основные проблемы, касающиеся современной
российской молодежи. Конечно, это далеко
не полный перечень существующих проблем,
поскольку весь их спектр слишком
широк. Сюда относятся проблемы алкоголизма
и наркомании, трудоустройства, материально-бытовые
проблемы, не достаточная организованность
досуга, трудности с получением образования,
проблемы здоровья, проблемы с родителями
и непонимание в семье, преступность
и криминал, нравственные и духовные
проблемы молодого поколения, неуверенность
молодежи в завтрашнем дне, трудности
самореализации и многие другие. Все
эти проблемы находятся в поле
деятельности социальной работы. Подводя
итог данного раздела можно выделить
следующие группы проблем: проблемы
на рынке труда, вытекающие из них
материально-экономические трудности,
проблемы здоровья и здорового образа
жизни, нравственно-этические проблемы,
преступность и криминал в молодежной
среде.
На основании анализа
статистических данных, различных исследований
и мнений различных авторов мы
пришли к выводу о том, что в
настоящий момент молодежь в России
испытывает ряд трудностей в разнообразных
сферах жизнедеятельности. У этой сложившейся
ситуации есть множество причин, часть
из которых сводятся к невниманию
к проблемам молодежи со стороны
государства и общества. Однако следует
отметить, что, несмотря на неутешительные
данные, нельзя говорить о том, что
нынешнее молодое поколение потеряно
для общества и что оно не сможет
приносить ему должную пользу.
Эта ситуация поправима, а проблемы
решаемы и заинтересованность в
их решении в первую очередь должна
проявляться со стороны государства,
а реализация поставленных государством
задач должна производиться через
социальную работу с молодежью. Поскольку
данная работа посвящена социальной
работе с молодежью в сфере
занятости, то для более полного
раскрытия темы в последующих
разделах будут рассмотрены основные
принципы жизни и ценности молодежи,
проблемы выбора профессии, трудоустройства,
способы их решения, а также роль
социальной работы с молодыми в органах
содействия занятости.
1.2 ЦЕННОСТИ ЖИЗНИ
МОЛОДЕЖИ В КОНТЕКСТЕ
Для начала нам необходимо
определить понятие «жизненный путь»,
рассмотреть некоторые
Такие известные
психологи как С.Л.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев
сформулировали основные принципы изучения
личности в процессе жизнедеятельности.
Это прежде всего принцип историзма, где
включение личности в историческое время
позволяет рассматривать биографию как
ее личностную историю. Кроме того, это
генетический подход, дающий возможность
выделить разные основания для определения
этапов, ступеней ее развития в жизни.
И, наконец, это принцип связи развития
и жизненного движения личности с ее трудовой
деятельностью, общением и познанием.
Б.Г.Ананьев дал глубокий анализ проблемы
жизненного пути, а также на основе собственных
исследований предпринял попытку интегрирования
природных, возрастных и социально-психологических
изменений личности. Б.Г.Ананьев, как и
Ш.Блюхер, стремился интегрировать биографический
и онтогенетический аспекты жизненного
пути. Однако если в теории Ш.Блюхера в
центре внимания оказались особенности
жизни индивидуальной истории личности,
как истории ее самовыражения, то в центре
концентрации Б.Г.Ананьева – особенности
типичной для всех людей биографии. Выделенные
Б.Г.Ананьевым этапы в жизни человека,
использованные для характеристики каждого
возраста (выбор профессии, создание семьи
и т.д.), представляют собой скорее социально-психологические
и социологические характеристики личности.
Индивидуальный аспект жизненного пути
отодвинулся на задний план, хотя Б.Г.Ананьева
очень интересовала проблема индивидуальности.
Таким образом, центральной единицей анализа
жизненного пути в концепции Б.Г.Ананьева
оказался возраст. Разработанная концепция
личности как субъекта жизненного пути
С.Л.Рубинштейном рассматривает не только
зависимость личности от жизни, но и зависимость
жизни от личности: жизненная периодизация,
события, структуры рассматриваются как
зависимые от личности. Концепция субъекта
жизненного пути решает проблему о том,
как соединить индивидуально-биографический
и социально-типические подходы к изучению
личности.
Информация о работе Социальная работа с молодёжью в службе занятости