Лекции по "Трудовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 21:41, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Понятие, предмет, метод и система трудового права
1. Общая характеристика трудового права, его становление и развитие
2. Понятие трудового права как отрасли права
3. Сфера действия норм трудового права
4. Предмет и метод трудового права
5. Система трудового права
6. Соотношение трудового и смежных отраслей права
7. Функции трудового права

1. Общая характеристика трудового права, его становление и развитие
Труд является главным и неотъемлемым условием существования любого общества. Отношения, возникающие в обществе по поводу применения труда, нуждаются в том или ином способе их регулирования со стороны общества. На первых этапах развития человеческого общества эти отношения регулировались обычаями. С возникновением государства - правом.
Сегодня трудовое право занимает одну из ведущих позиций в любой правовой системе. В качестве самостоятельной отрасли трудовое право сформировалось относительно недавно.
Сначала государство практически не регулировало такой вид человеческой деятельности, как труд. Свободные граждане пользовались своими способностями к труду как им заблагорассудится (или не пользовались ими вовсе), труд же "несвободных" (рабов, крестьян, находящихся в феодальной зависимости и т.п.) не нуждался в специальном регулировании, так как сами эти "несвободные" граждане приравнивались к вещам и рассматривались лишь как орудия труда (instrumentum vocale - "говорящее орудие"). Взаимоотношения хозяина и его "несвободного" работника-орудия, который являлся не субъектом, а объектом правового регулирования, регулировались нормами гражданского права.
Постепенно еще в Древнем Риме разделили право на вещь, вещное право на личность раба и право на его способность к труду.
К 17-18 вв с развитием буржуазных отношений подавляющее большинство граждан стало формально свободными людьми. Буржуазные революции превратили этих граждан из объекта права в его субъект. Однако оказалось, что у них практически ничего нет, кроме способности к труду, которую можно "продать".
"Продать" эту способность к труду можно различными способами. Можно изготовить какие-либо изделия и реализовать их на рынке, получив плату за свой труд. Можно подрядиться к кому-нибудь для выполнения конкретных работ. Это будет регулироваться нормами гражданского права, будут входить в его предмет.
Но можно "продать" свой труд (способность к труду), например, поступив на работу к какому-нибудь работодателю и работая у него в качестве наемного работника в течение определенного срока (который может быть достаточно продолжительным). В данном случае, речь идет об отношениях, отличных от гражданско-правовых. "Равенство" сторон такого вида отношений отсутствует.
При том, следует учитывать, что труд не является товаром. Это прямо подчеркивается, в т.ч. в Декларации о правах и задачах Международной организации труда (далее - МОТ) 1944 г. Труд неотъемлем от личности человека.

Первые попытки регулирования общественных отношений в сфере наемного труда были предприняты в XIX в., в эпоху промышленных революций.
Общество и государство осознало необходимость защищать лиц наемного труда от чрезмерной эксплуатации. Необходимо было создать максимум условий для нормального воспроизводства рабочей силы и сохранения здоровья нации.
Началось выделение трудового права из гражданского. Трудовое право стало регулировать общественные отношения в сфере применения наемного труда.
В середине XIX в. в европейских странах были приняты первые законы об ограничении рабочего времени (прежде всего это касалось рабочего времени женщин и детей, затем этот подход был распространен и на мужчин).
Так был дан старт формированию новой отрасли права. С самого своего появления оно имело социальное назначение. Задачей новой отрасли права изначально являлось такое правовое регулирование отношений, связанных с применением наемного труда, которое обеспечило бы, с одной стороны, равенство сторон при заключении соответствующих договоров и учет их интересов, а с другой - необходимость защиты экономически более слабого работника от экономически более сильного работодателя.
В России первые законодательные акты, регулирующие трудовые отношения, появились в конце XIX в. Однако говорить о появлении самостоятельной отрасли права еще было нельзя. В начале XX в. имелся уже достаточно большой по количеству и по объему нормативный материал, регулирующий многие аспекты трудовых отношений (например, Устав о промышленном труде, стал основным источником фабрично-заводского законодательства России

Файлы: 1 файл

метод и система трудового права.doc

— 733.00 Кб (Скачать)

    Формы занятости согласно ст.2 Закона о занятости:

    работа  по трудовому договору, в том числе  выполнение работы за вознаграждение на условиях полного либо неполного  рабочего времени, а также иная оплачиваемая работа (служба), включая сезонные, временные  работы;

    индивидуальная  предпринимательская деятельность;

    подсобные промыслы и реализация продукции  по договорам;

    выполнение  работы по договорам гражданско-правового  характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);

    избрание, назначение или утверждение на оплачиваемую должность;

    прохождение военной службы, альтернативной гражданской службы, а также службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

    прохождение очного курса обучения в образовательных  учреждениях, включая обучение по направлению  государственной службы занятости населения. Однако правовому понятию занятости граждан соответствует деятельность обучающегося, который получает стипендию;

    временное отсутствие на рабочем месте в  связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;

    учредители (участники) организаций, за исключением  учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.

3. Понятие безработного  гражданина

    В соответствии Закона о занятости  безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, которые ищут такую работу и готовы приступить к ней. Безработным может быть признан только гражданин, который не является занятым. В качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации.

    Безработными  не могут быть признаны граждане:

    не  достигшие 16-летнего возраста;

    которым в соответствии с законодательством РФ назначена пенсия;

отказавшиеся  в течение 10 дней со дня их регистрации  в органах службы занятости от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее  не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера.

    не  явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации  в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся для регистрации их в качестве безработных;

    осужденные  по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию  в виде лишения свободы;

    представившие заведомо ложные сведения для признания их безработными;

    лица, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы органами службы занятости.

    Граждане, которым в установленном порядке  отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение  в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.

    Признаки  безработного:

  1. трудоспособность гражданина, которая презюмируется по достижении возраста 16 лет
  2. отсутствие работы и заработка. То есть безработный гражданин не может быть занятым. Доказательством могут быть трудовая книжка, в которой отсутствует запись о приеме на работу, справка органов Пенсионного фонда РФ об отсутствии взносов, которые выплачиваются за занятых граждан.
  3. регистрация в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы. Порядок регистрации безработных граждан утвержден Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 года N 458.
  4. готовность гражданина приступить к подходящей работе. Отказ гражданина от трудоустройства служит основанием для лишения его статуса безработного, за исключением случаев, когда предлагаемые гражданину варианты трудоустройства не являются для него подходящей работой.
 

4. Порядок регистрации  безработных граждан  в органах государственной  службы занятости

    В целях трудоустройства осуществляется регистрация безработных граждан в органах государственной службы занятости. Основные этапы регистрации безработных граждан определены Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. "Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан".

    Регистрация безработных граждан осуществляется органами по вопросам занятости по месту жительства в следующей  последовательности:

    - первичная регистрация;

    - регистрация безработных граждан  в целях поиска работы;

    - регистрация граждан в качестве  безработных;

    - перерегистрация безработных граждан.

    При первичной регистрации безработным  гражданам предоставляется информация: о состоянии рынка труда на соответствующей территории; о наличии  вакантных рабочих мест, об оплате и других условиях труда с целью  выбора работы; о возможностях профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации; о правах и ответственности в области занятости населения и защиты от безработицы.

    Для регистрации в целях поиска работы безработный гражданин должен предъявить в органы по вопросам занятости по месту жительства документы: паспорт (иной документ, удостоверяющий личность); трудовую книжку (иные документы, подтверждающие стаж работы); документ об образовании (о квалификации); а также справку о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за три последних месяца по последнему месту работы.

    В течение 10 дней со дня регистрации  в целях поиска работы органы службы занятости должны предложить два  варианта подходящей работы (в том  числе временной) или два варианта получения профессиональной подготовки. В целях содействия в трудоустройстве гражданину может быть предложен план самостоятельного поиска работы.

    Решение о признании безработным принимается  не позднее 11 календарных дней со дня  регистрации в целях поиска подходящей работы.

    Для признания гражданина безработным  причина увольнения с последнего места работы значения не имеет.

    Граждане, которым отказано в признании  их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц  со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.

    В случае отказа гражданину в регистрации  его безработным органы по вопросам занятости устно или письменно  с обязательной отметкой в личном деле уведомляют его о принятом решении  и причинах отказа.

    Граждане, признанные безработными, обязаны проходить перерегистрацию в сроки, установленные органами по вопросам занятости, но не реже двух раз в месяц, а на территориях, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда, - не реже одного раза в месяц.

    Снятие  безработных граждан с регистрационного учета осуществляется на основании  решения органа по вопросам занятости  в следующих случаях:

    - признания граждан занятыми;

    - прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов по вопросам занятости с выплатой стипендии;

    - неявки без уважительных причин  в течение 10 дней со дня их  регистрации в целях поиска  работы в органы по вопросам  занятости для предложения им  подходящей работы, а также неявки  в срок для регистрации их в качестве безработных;

    - длительной (более месяца) неявки  в органы по вопросам занятости  без уважительных причин;

    - переезда в другую местность;

    - установления злоупотреблений со  стороны граждан (сокрытие заработка  (дохода), предоставления документов, содержащих заведомо ложные сведения, а также предоставления других недостоверных данных для признания безработными и т.п.);

    - осуждения к наказанию в виде  лишения свободы;

    - назначения в соответствии с  пенсионным законодательством РФ  пенсии по старости (возрасту), за выслугу лет. 

5. Подходящая работа

    Подходящая  работа - такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.

    Максимальная  удаленность подходящей работы от места  жительства безработного определяется органами службы занятости с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.

    Подходящей  не может считаться работа, если:

    она связана с переменой места  жительства без согласия гражданина;

    условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;

    предлагаемый  заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения по данному субъекту РФ. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке.

    Любая оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, отвечающая требованиям трудового законодательства, считается подходящей без учета профессиональных навыков для граждан:

    впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности); уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия; прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством РФ порядке; стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;

    отказавшихся  повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первого периода выплаты пособия по безработице;

    состоящих на учете в органах службы занятости  более 18 месяцев, а также более  трех лет не работавших;

    обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ. 

6. Условия и сроки выплаты пособия по безработице

    Решение о назначении пособия по безработице  принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными. Гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации или сокращением штата и признанным безработными, но не трудоустроенным в период сохранения по последнему месту работы среднего заработка, пособие по безработице начисляется с первого дня по истечении указанного периода.

Информация о работе Лекции по "Трудовому праву"