Лекции по "Трудовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 21:41, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Понятие, предмет, метод и система трудового права
1. Общая характеристика трудового права, его становление и развитие
2. Понятие трудового права как отрасли права
3. Сфера действия норм трудового права
4. Предмет и метод трудового права
5. Система трудового права
6. Соотношение трудового и смежных отраслей права
7. Функции трудового права

1. Общая характеристика трудового права, его становление и развитие
Труд является главным и неотъемлемым условием существования любого общества. Отношения, возникающие в обществе по поводу применения труда, нуждаются в том или ином способе их регулирования со стороны общества. На первых этапах развития человеческого общества эти отношения регулировались обычаями. С возникновением государства - правом.
Сегодня трудовое право занимает одну из ведущих позиций в любой правовой системе. В качестве самостоятельной отрасли трудовое право сформировалось относительно недавно.
Сначала государство практически не регулировало такой вид человеческой деятельности, как труд. Свободные граждане пользовались своими способностями к труду как им заблагорассудится (или не пользовались ими вовсе), труд же "несвободных" (рабов, крестьян, находящихся в феодальной зависимости и т.п.) не нуждался в специальном регулировании, так как сами эти "несвободные" граждане приравнивались к вещам и рассматривались лишь как орудия труда (instrumentum vocale - "говорящее орудие"). Взаимоотношения хозяина и его "несвободного" работника-орудия, который являлся не субъектом, а объектом правового регулирования, регулировались нормами гражданского права.
Постепенно еще в Древнем Риме разделили право на вещь, вещное право на личность раба и право на его способность к труду.
К 17-18 вв с развитием буржуазных отношений подавляющее большинство граждан стало формально свободными людьми. Буржуазные революции превратили этих граждан из объекта права в его субъект. Однако оказалось, что у них практически ничего нет, кроме способности к труду, которую можно "продать".
"Продать" эту способность к труду можно различными способами. Можно изготовить какие-либо изделия и реализовать их на рынке, получив плату за свой труд. Можно подрядиться к кому-нибудь для выполнения конкретных работ. Это будет регулироваться нормами гражданского права, будут входить в его предмет.
Но можно "продать" свой труд (способность к труду), например, поступив на работу к какому-нибудь работодателю и работая у него в качестве наемного работника в течение определенного срока (который может быть достаточно продолжительным). В данном случае, речь идет об отношениях, отличных от гражданско-правовых. "Равенство" сторон такого вида отношений отсутствует.
При том, следует учитывать, что труд не является товаром. Это прямо подчеркивается, в т.ч. в Декларации о правах и задачах Международной организации труда (далее - МОТ) 1944 г. Труд неотъемлем от личности человека.

Первые попытки регулирования общественных отношений в сфере наемного труда были предприняты в XIX в., в эпоху промышленных революций.
Общество и государство осознало необходимость защищать лиц наемного труда от чрезмерной эксплуатации. Необходимо было создать максимум условий для нормального воспроизводства рабочей силы и сохранения здоровья нации.
Началось выделение трудового права из гражданского. Трудовое право стало регулировать общественные отношения в сфере применения наемного труда.
В середине XIX в. в европейских странах были приняты первые законы об ограничении рабочего времени (прежде всего это касалось рабочего времени женщин и детей, затем этот подход был распространен и на мужчин).
Так был дан старт формированию новой отрасли права. С самого своего появления оно имело социальное назначение. Задачей новой отрасли права изначально являлось такое правовое регулирование отношений, связанных с применением наемного труда, которое обеспечило бы, с одной стороны, равенство сторон при заключении соответствующих договоров и учет их интересов, а с другой - необходимость защиты экономически более слабого работника от экономически более сильного работодателя.
В России первые законодательные акты, регулирующие трудовые отношения, появились в конце XIX в. Однако говорить о появлении самостоятельной отрасли права еще было нельзя. В начале XX в. имелся уже достаточно большой по количеству и по объему нормативный материал, регулирующий многие аспекты трудовых отношений (например, Устав о промышленном труде, стал основным источником фабрично-заводского законодательства России

Файлы: 1 файл

метод и система трудового права.doc

— 733.00 Кб (Скачать)

    Объединение работодателей несет ответственность  за нарушение или невыполнение заключенных  им соглашений в части, касающейся обязательств этого объединения, в порядке, предусмотренном  законодательством РФ, указанными соглашениями. 

4. Органы социального партнерства

    Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров  и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, заключения коллективных договоров, соглашений, а также для  организации контроля за их выполнением на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон (ст. 35 ТК).

    Согласно  указанной статье ТК и Закона о Российской трехсторонней комиссии, органами социального партнерства являются создаваемые партнерами на всех пяти уровнях системы социального партнерства (ст. 26 ТК) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

    Возглавляет систему социального партнерства на федеральном уровне Российская трехсторонняя комиссия, которая действует на постоянной основе.

    РТК состоит из представителей общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства  РФ, которые образуют соответствующие  стороны Комиссии.

    Правовую  основу деятельности Комиссии составляет Конституция РФ, Закон об РТК, другие ФЗ, иные нормативные правовые акты РФ и международные договоры с ее участием.

    Представители сторон являются членами Комиссии и  количество их от каждой из сторон не может  превышать 30 человек.

    Основными целями РТК являются регулирование социально-трудовых отношений и согласование социально-экономических интересов сторон.

    Основные  задачи Комиссии:

    1) ведение коллективных переговоров  и подготовка проекта генерального  соглашения между общероссийскими  объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ (генеральное соглашение);

    2) содействие договорному регулированию  социально-трудовых отношений на  федеральном уровне;

    3) проведение консультаций по вопросам, связанным с разработкой проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ в области социально-трудовых отношений, федеральных программ в сфере труда, занятости населения, миграции рабочей силы, социального обеспечения;

    4) согласование позиций сторон  по основным направлениям социальной политики;

    5) рассмотрение по инициативе сторон  вопросов, возникших в ходе выполнения  генерального соглашения;

    6) распространение опыта социального  партнерства, информирование отраслевых (межотраслевых), региональных и  иных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений о деятельности Комиссии;

    7) изучение международного опыта,  участие в мероприятиях, проводимых  соответствующими зарубежными организациями  в области социально-трудовых  отношений и социального партнерства, проведение в рамках Комиссии консультаций по вопросам, связанным с ратификацией и применением международных трудовых норм.

    В субъектах РФ могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию  социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ.

    На  территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию  социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.

    На  отраслевом (межотраслевом) уровне могут  образовываться отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Отраслевые (межотраслевые) комиссии могут образовываться как на федеральном, так и на межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

    На  уровне организации образовывается комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного  договора и его заключения. 

5. Коллективные переговоры  и урегулирование  разногласий в  ходе их проведения

    Согласованному  принятию решений в сфере социально-трудовых отношений между представителями  сторон социального партнерства  способствуют коллективные переговоры. В гл. 6 ТК определяется их механизм, сроки начала, порядок ведения и другие вопросы.

    Инициатором переговоров может выступить  любая из сторон, письменно предупредившая об этом другую сторону, которая в  семидневный срок обязана начать переговоры. На практике инициативу по ведению коллективных переговоров обычно проявляют представители работников.

    Участники переговоров свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений. Существуют определенные различия в порядке ведения переговоров  о заключении коллективного договора и соглашений.

    При наличии в организации нескольких первичных профсоюзных организаций  ими создается единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, по разработке единого  проекта коллективного договора и его заключения. Формирование такого единого представительного органа происходит на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза каждой первичной профсоюзной организации.

    Первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации, индивидуального предпринимателя, имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа.

      Если единый представительный  орган работников не создан  в течение пяти календарных  дней с момента начала коллективных  переговоров, то представительство  интересов всех работников организации  осуществляет профсоюз, объединяющий более половины работников.

    Если  ни одна первичная профсоюзная организация  не объединяет более половины работников, то по решению общего собрания (конференции) работников организации тайным голосованием определяется первичная профсоюзная организация, которой и поручается формирование представительного органа, в котором могут участвовать представители иных первичных профсоюзных организаций, но определиться с таким участием они могут только до момента подписания коллективного договора.

    Право на ведение коллективных переговоров  по соглашениям от имени участников на уровне Российской Федерации, субъекта Федерации, отрасли, территории предоставляется  соответствующим профсоюзам и их объединениям. При наличии на соответствующем  уровне нескольких профсоюзов либо их объединений каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, формируемого с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов. При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа право на ведение коллективных переговоров предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза или самих профсоюзов.

    Стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

    Сроки, место и порядок ведения коллективных переговоров определяются представителями  сторон, являющихся участниками указанных переговоров.

    Если  в ходе коллективных переговоров  не было принято согласованное решение  по всем или отдельным вопросам, то составляется протокол разногласий. Урегулирование разногласий, возникших  в ходе коллективных переговоров  по заключению или изменению коллективного договора, соглашения, производится в порядке, установленном гл. 61 ТК.

    Вопрос  о гарантиях и компенсациях, предоставляемых  лицам, участвующим в коллективных переговорах, решен в ст. 39 ТК (1/ на время переговоров освобождаются от основной работы, 2/сохраняется средний заработок, 3/компенсируются все затраты, связанные с участием в переговорах, 4/ представители работников в период переговоров не могут быть без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство, подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя). 

6. Коллективные договоры 

    В современных условиях возросла регулятивная роль коллективного договора. Он является наиболее значимой формой социального партнерства.

    Коллективный  договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ч. 1 ст. 40 ТК).

    Коллективный договор является одной из разновидностей локальных нормативных правовых актов, актов социального партнерства, содержащих общеобязательные правила поведения, установленные сторонами для самих себя в рамках их компетенции. В разработке и одобрении коллективного договора вправе принимать участие все работающие в данной организации непосредственно или через своих представителей. Коллективный договор выражает интересы двух социальных групп: работников и работодателей.

    В отличие от других договоров коллективный договор, в силу своей нормативности, распространяет свое действие не только на непосредственных его участников, но и на тех работников организации, которые не имели прямого отношения к его разработке и одобрению.

    Сторонами коллективного договора выступают работники в лице их представителей; работодатель, представляемый руководителем организации или другим полномочным в соответствии с уставом организации или иным локальным актом лицом.

    При заключении коллективного договора в филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении организации представителем работодателя является руководитель соответствующего подразделения, уполномоченный на это руководителем организации.

    В коллективном договоре могут быть названы  субъекты - исполнители его условий, то есть конкретные представители работодателя или работников, на которых возлагается обязанность по выполнению части условий заключенного договора.

    Порядок подготовки проекта  коллективного договора и его заключения определяется в соответствии со ст. 42 ТК и иными федеральными законами. Разработку проекта ведет комиссия, состоящая из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон. Комиссия готовит первоначальный вариант коллективного договора, направляет его для обсуждения в подразделения организации, обобщает поступившие предложения и замечания и выносит доработанный проект на рассмотрение общего собрания (конференции) работников. Как правило, такой проект принимается в своей основной части с выделением положений, не нашедших поддержки на собрании (конференции) или не принятых работодателем, для последующих переговоров между сторонами.

    Под содержанием коллективного договора понимаются согласованные сторонами условия (положения), призванные регулировать социально-трудовые отношения в данной организации.

    Статья 41 ТК предусматривает, что содержание и структура коллективного договора определяется сторонами. В этой же норме  даны рекомендации сторонам по кругу вопросов, которые могут решаться в коллективном договоре.

    К ним относятся:

    формы, системы и размеры оплаты труда;

    выплата пособий, компенсаций;

    занятость, переобучение, условия высвобождения  работников;

    рабочее время и время отдыха, включая  вопросы предоставления дополнительных отпусков;

    улучшение условий и охраны труда работников;

    контроль  за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений  и дополнений;

Информация о работе Лекции по "Трудовому праву"