Лекции по "Трудовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 21:41, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Понятие, предмет, метод и система трудового права
1. Общая характеристика трудового права, его становление и развитие
2. Понятие трудового права как отрасли права
3. Сфера действия норм трудового права
4. Предмет и метод трудового права
5. Система трудового права
6. Соотношение трудового и смежных отраслей права
7. Функции трудового права

1. Общая характеристика трудового права, его становление и развитие
Труд является главным и неотъемлемым условием существования любого общества. Отношения, возникающие в обществе по поводу применения труда, нуждаются в том или ином способе их регулирования со стороны общества. На первых этапах развития человеческого общества эти отношения регулировались обычаями. С возникновением государства - правом.
Сегодня трудовое право занимает одну из ведущих позиций в любой правовой системе. В качестве самостоятельной отрасли трудовое право сформировалось относительно недавно.
Сначала государство практически не регулировало такой вид человеческой деятельности, как труд. Свободные граждане пользовались своими способностями к труду как им заблагорассудится (или не пользовались ими вовсе), труд же "несвободных" (рабов, крестьян, находящихся в феодальной зависимости и т.п.) не нуждался в специальном регулировании, так как сами эти "несвободные" граждане приравнивались к вещам и рассматривались лишь как орудия труда (instrumentum vocale - "говорящее орудие"). Взаимоотношения хозяина и его "несвободного" работника-орудия, который являлся не субъектом, а объектом правового регулирования, регулировались нормами гражданского права.
Постепенно еще в Древнем Риме разделили право на вещь, вещное право на личность раба и право на его способность к труду.
К 17-18 вв с развитием буржуазных отношений подавляющее большинство граждан стало формально свободными людьми. Буржуазные революции превратили этих граждан из объекта права в его субъект. Однако оказалось, что у них практически ничего нет, кроме способности к труду, которую можно "продать".
"Продать" эту способность к труду можно различными способами. Можно изготовить какие-либо изделия и реализовать их на рынке, получив плату за свой труд. Можно подрядиться к кому-нибудь для выполнения конкретных работ. Это будет регулироваться нормами гражданского права, будут входить в его предмет.
Но можно "продать" свой труд (способность к труду), например, поступив на работу к какому-нибудь работодателю и работая у него в качестве наемного работника в течение определенного срока (который может быть достаточно продолжительным). В данном случае, речь идет об отношениях, отличных от гражданско-правовых. "Равенство" сторон такого вида отношений отсутствует.
При том, следует учитывать, что труд не является товаром. Это прямо подчеркивается, в т.ч. в Декларации о правах и задачах Международной организации труда (далее - МОТ) 1944 г. Труд неотъемлем от личности человека.

Первые попытки регулирования общественных отношений в сфере наемного труда были предприняты в XIX в., в эпоху промышленных революций.
Общество и государство осознало необходимость защищать лиц наемного труда от чрезмерной эксплуатации. Необходимо было создать максимум условий для нормального воспроизводства рабочей силы и сохранения здоровья нации.
Началось выделение трудового права из гражданского. Трудовое право стало регулировать общественные отношения в сфере применения наемного труда.
В середине XIX в. в европейских странах были приняты первые законы об ограничении рабочего времени (прежде всего это касалось рабочего времени женщин и детей, затем этот подход был распространен и на мужчин).
Так был дан старт формированию новой отрасли права. С самого своего появления оно имело социальное назначение. Задачей новой отрасли права изначально являлось такое правовое регулирование отношений, связанных с применением наемного труда, которое обеспечило бы, с одной стороны, равенство сторон при заключении соответствующих договоров и учет их интересов, а с другой - необходимость защиты экономически более слабого работника от экономически более сильного работодателя.
В России первые законодательные акты, регулирующие трудовые отношения, появились в конце XIX в. Однако говорить о появлении самостоятельной отрасли права еще было нельзя. В начале XX в. имелся уже достаточно большой по количеству и по объему нормативный материал, регулирующий многие аспекты трудовых отношений (например, Устав о промышленном труде, стал основным источником фабрично-заводского законодательства России

Файлы: 1 файл

метод и система трудового права.doc

— 733.00 Кб (Скачать)

    Пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения перерегистрации  не более двух раз в месяц.

    Статья 30 Закона о занятости населения  устанавливает порядок определения размеров пособия по безработице. Так, по общему правилу размер пособия устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, а в отдельных случаях (для впервые ищущих работу, более года не работавших, уволенных по собственному желанию без уважительных причин, уволенных за нарушение дисциплины) размер пособия устанавливается в процентном отношении к величине прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ.

    Размеры минимальной и максимальной величин  пособия по безработице ежегодно определяются Правительством Российской Федерации (на 2008 год минимальная величина пособия 781 рубль и максимальная - 3124 рублей).

    Закон о занятости населения особо оговаривает размеры пособия отдельным категориям безработных граждан (гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенным из организации в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этом периоде оплачиваемую работу менее 26 календарных недель; направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия).

    При наличии лиц, находящихся на содержании безработного, размер пособия увеличивается на 10% величины прожиточного минимума на каждого лица. При этом максимальный размер доплат не должен превышать 30% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ в установленном порядке.

    Продолжительность выплаты пособия по безработице  в каждом периоде безработицы  не может превышать 12 месяцев в  суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев, за исключением  случаев, предусмотренных Законом  о занятости населения. При этом продолжительность выплаты пособия не может превышать 24 календарных месяца в течение 36 календарных месяцев.

    Для граждан, впервые ищущих работу, не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более  одного года) перерыва, уволенных за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ, а также граждан, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия, продолжительность выплаты пособия по безработице в каждом периоде безработицы не может превышать шести месяцев в суммарном исчислении в течение 12 календарных месяцев. При этом максимальная продолжительность выплаты пособия указанных категорий граждан не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.

    Гражданам, не достигшим возраста 60 лет для  мужчин и 55 лет для женщин и имеющим  страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и  женщин соответственно, продолжительность  периода выплаты пособия по безработице увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две календарные недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности.

    Органы  государственной власти субъектов  РФ, органы местного самоуправления могут устанавливать более продолжительные, чем предусмотрено Законом о занятости населения, сроки выплаты пособия по безработице или предусматривать условия продления их выплаты в рамках утвержденных целевых программ за счет средств соответствующих бюджетов.

    Выплата пособия по безработице может  быть приостановлена. Решение о приостановке выплаты пособия по безработице  на срок до трех месяцев принимается  органами службы занятости с обязательным уведомлением безработного в случаях:

    - отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы;

    - увольнения с последнего места  работы (службы) за нарушение трудовой  дисциплины и другие виновные  действия, предусмотренные законодательством  РФ, а также отчисления гражданина, направленного на обучение органами  службы занятости, с места обучения за виновные действия;

    - отказа по истечении трехмесячного  периода безработицы от участия  в оплачиваемых общественных  работах или от направления  на обучение органами службы  занятости граждан, впервые ищущих  работу, не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволившихся по собственному желанию без уважительных причин более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы;

    - явки безработного на перерегистрацию  в состоянии опьянения, вызванном  употреблением алкоголя, наркотических  веществ и других одурманивающих  веществ;

    - нарушения безработным условий  и сроков его перерегистрации;

    - самовольного прекращения гражданином обучения по направлению органов службы занятости.

    Период, на который приостанавливается выплата  пособия по безработице, засчитывается  в общий период выплаты пособия  по безработице и не засчитывается  в общий трудовой стаж.

    Законодательством установлены случаи, когда выплата пособия по безработице не производится. К ним относятся:

    - отпуск по беременности и родам;

    - выезд безработного с места  постоянного жительства в связи  с обучением в вечерних и  заочных учреждениях профессионального  образования;

    - призыв на военные сборы, привлечение к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей.

    Названные периоды продлевают срок выплаты  пособия по безработице. 

7. Меры социально-правовой  защиты безработных  граждан

    В соответствии с Законом о занятости населения государство гарантирует безработным:

    - выплату пособия по безработице,  в том числе в период временной  нетрудоспособности безработного;

    - выплату стипендии в период  профессиональной подготовки, повышения  квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости;

    - возможность участия в оплачиваемых  общественных работах.

    Важной  гарантией социальной поддержки  безработных граждан является положение  о том, что период получения пособия  по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства засчитываются в страховой стаж. Время, в течение которого гражданин получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, не прерывает трудового стажа.

    По  предложению органов службы занятости  при отсутствии возможности для  трудоустройства безработным гражданам из числа уволенных в связи с ликвидацией организации или сокращением штата работников (мужчин, не достигших 60 лет, и женщин, не достигших 55 лет, имеющих страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет соответственно) с их согласия может назначаться пенсия до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста.

    Безработным гражданам, утратившим право на пособие  в связи с истечением периода  его выплаты, органами службы занятости и органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления может оказываться материальная помощь. 

8. Трудоустройство  граждан

    Трудоустройство выступает в качестве важнейшего способа содействия занятости и  относится к мероприятиям по активной политике занятости.

    Трудоустройство в широком смысле объединяет все формы трудовой деятельности, не противоречащей законодательству, включая самостоятельное обеспечение себя работой, в том числе индивидуально-трудовую деятельность, предпринимательство и т.п. Таким образом, анализируемым понятием охватываются как содействие получению возможности трудиться, так и сам процесс осуществления трудовой деятельности (применения труда).

    В узком смысле - такие ситуации, когда установлению трудового правоотношения предшествует содействие государственного посреднического органа.

    Трудоустройство - способ содействия (в отдельных случаях - обеспечения) занятости, который выражается в оказании государственными и иными уполномоченными организациями услуг, направленных на подыскание работы и устройство на нее, с учетом интересов граждан, работодателей (организаций) и государства на рынке труда. 

    Правоотношения  по трудоустройству относятся к так называемым иным, тесно связанным с трудовыми. Данные правоотношения рассматриваются как единство трех взаимосвязанных, но относительно самостоятельных элементов: 1) отношение между трудоустраивающим органом и гражданином по поводу обращения за содействием в подыскании работы и устройстве на нее; 2) отношение между трудоустраивающим органом и работодателем (организацией) по поводу содействия в предоставлении подходящей работы гражданину, с одной стороны, и необходимых работников организации, с другой; 3) отношение между работодателем и гражданином по поводу возможного (в некоторых случаях - обязательного) устройства на работу по направлению трудоустраивающего органа.

    Трудоустраиваемым, по общему правилу, является физическое лицо, которое обращается в орган по трудоустройству с целью получения содействия в подыскании подходящей работы и устройстве на нее. Основную группу трудоустраиваемых составляют граждане РФ. В качестве трудоустраиваемых могут выступать также и иностранные граждане, а также лица без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами РФ. Законодательство о занятости закрепляет принцип приоритета граждан РФ при занятии вакантных рабочих мест.

    В качестве трудоустраивающих органов на сегодняшний день могут выступать государственные органы и негосударственные организации.

    К государственным трудоустраивающим  органам относятся органы по вопросам занятости при Минтруде России (далее - органы службы занятости), а также специальные органы, занимающиеся трудоустройством отдельных категорий граждан (например, учреждения и предприятия социального обслуживания населения, территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры социального обслуживания, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних и др.).

    К негосударственным органам по трудоустройству  можно отнести разного рода агентства  по трудоустройству (кадровые агентства, общества занятости, а также негосударственные организации социального обслуживания и ряд других).

    Правоотношение  между трудоустраиваемым гражданином  и трудоустраивающим органом  устанавливается на основании обращения  гражданина в указанный орган  в целях получения содействия в поиске подходящей работы и устройстве на нее. Органы государственной службы занятости обязаны принять заявление гражданина, осуществить его регистрацию и оказать услуги по подысканию для него подходящей работы. Данные органы осуществляют также учет профессиональной квалификации безработных, содействие в профориентации, переобучении и переподготовке; выдают направления трудоустраиваемым гражданам на подходящие вакантные рабочие места в конкретную организацию; предлагают варианты самостоятельного поиска работы; оказывают иные услуги.

    Правоотношения  по трудоустройству прекращаются в  связи с заключением трудового  или ученического договора.

    В отдельных случаях федеральными законами устанавливаются дополнительные гарантии приема на работу для определенных категорий работников. Например, жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных  с военной службы, при прочих равных условиях имеют преимущественное право поступления на работу на государственные и муниципальные предприятия (ст. 13 Закона о занятости населения); лица, относящиеся к малочисленным народам, имеют право на первоочередной прием на работу в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов малочисленных народов, создаваемые в местностях их традиционного проживания (ст. 8 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации").

    В юридической литературе высказано мнение о том, что заключение гражданско-правового договора является разновидностью трудоустройства, правовой режим которого предстоит разработать. 
 

Информация о работе Лекции по "Трудовому праву"