Лекции по "Трудовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 21:41, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Понятие, предмет, метод и система трудового права
1. Общая характеристика трудового права, его становление и развитие
2. Понятие трудового права как отрасли права
3. Сфера действия норм трудового права
4. Предмет и метод трудового права
5. Система трудового права
6. Соотношение трудового и смежных отраслей права
7. Функции трудового права

1. Общая характеристика трудового права, его становление и развитие
Труд является главным и неотъемлемым условием существования любого общества. Отношения, возникающие в обществе по поводу применения труда, нуждаются в том или ином способе их регулирования со стороны общества. На первых этапах развития человеческого общества эти отношения регулировались обычаями. С возникновением государства - правом.
Сегодня трудовое право занимает одну из ведущих позиций в любой правовой системе. В качестве самостоятельной отрасли трудовое право сформировалось относительно недавно.
Сначала государство практически не регулировало такой вид человеческой деятельности, как труд. Свободные граждане пользовались своими способностями к труду как им заблагорассудится (или не пользовались ими вовсе), труд же "несвободных" (рабов, крестьян, находящихся в феодальной зависимости и т.п.) не нуждался в специальном регулировании, так как сами эти "несвободные" граждане приравнивались к вещам и рассматривались лишь как орудия труда (instrumentum vocale - "говорящее орудие"). Взаимоотношения хозяина и его "несвободного" работника-орудия, который являлся не субъектом, а объектом правового регулирования, регулировались нормами гражданского права.
Постепенно еще в Древнем Риме разделили право на вещь, вещное право на личность раба и право на его способность к труду.
К 17-18 вв с развитием буржуазных отношений подавляющее большинство граждан стало формально свободными людьми. Буржуазные революции превратили этих граждан из объекта права в его субъект. Однако оказалось, что у них практически ничего нет, кроме способности к труду, которую можно "продать".
"Продать" эту способность к труду можно различными способами. Можно изготовить какие-либо изделия и реализовать их на рынке, получив плату за свой труд. Можно подрядиться к кому-нибудь для выполнения конкретных работ. Это будет регулироваться нормами гражданского права, будут входить в его предмет.
Но можно "продать" свой труд (способность к труду), например, поступив на работу к какому-нибудь работодателю и работая у него в качестве наемного работника в течение определенного срока (который может быть достаточно продолжительным). В данном случае, речь идет об отношениях, отличных от гражданско-правовых. "Равенство" сторон такого вида отношений отсутствует.
При том, следует учитывать, что труд не является товаром. Это прямо подчеркивается, в т.ч. в Декларации о правах и задачах Международной организации труда (далее - МОТ) 1944 г. Труд неотъемлем от личности человека.

Первые попытки регулирования общественных отношений в сфере наемного труда были предприняты в XIX в., в эпоху промышленных революций.
Общество и государство осознало необходимость защищать лиц наемного труда от чрезмерной эксплуатации. Необходимо было создать максимум условий для нормального воспроизводства рабочей силы и сохранения здоровья нации.
Началось выделение трудового права из гражданского. Трудовое право стало регулировать общественные отношения в сфере применения наемного труда.
В середине XIX в. в европейских странах были приняты первые законы об ограничении рабочего времени (прежде всего это касалось рабочего времени женщин и детей, затем этот подход был распространен и на мужчин).
Так был дан старт формированию новой отрасли права. С самого своего появления оно имело социальное назначение. Задачей новой отрасли права изначально являлось такое правовое регулирование отношений, связанных с применением наемного труда, которое обеспечило бы, с одной стороны, равенство сторон при заключении соответствующих договоров и учет их интересов, а с другой - необходимость защиты экономически более слабого работника от экономически более сильного работодателя.
В России первые законодательные акты, регулирующие трудовые отношения, появились в конце XIX в. Однако говорить о появлении самостоятельной отрасли права еще было нельзя. В начале XX в. имелся уже достаточно большой по количеству и по объему нормативный материал, регулирующий многие аспекты трудовых отношений (например, Устав о промышленном труде, стал основным источником фабрично-заводского законодательства России

Файлы: 1 файл

метод и система трудового права.doc

— 733.00 Кб (Скачать)

    ответственность сторон, обеспечение нормальной деятельности представителей работников;

    отказ от забастовок при выполнении условий  коллективного договора;

    другие  вопросы, определенные сторонами.

    С правовой точки зрения положения, включенные в коллективный договор, принято подразделять на:

    1) нормативные (содержащие локальные нормы, регулирующие социально-трудовые отношения в организации);

    2) обязательственные (содержащие конкретные  обязательства сторон с указанием  сроков их выполнения и исполнителей, ответственных за выполнение, например, работодатель обязуется оборудовать  комнату отдыха в конкретном  структурном подразделении организации.  Эти условия действуют до их выполнения, а затем погашаются и уже не действуют);

    3) информационные (информирующие работников  организации об основных нормах  трудового законодательства, об  условиях отраслевых соглашений  и др.).

    Изменения и дополнения коллективного договора производятся в порядке, установленном для его заключения.

    Срок  действия коллективного договора согласно ст. 43 ТК не может превышать трех лет, а вступление его в силу происходит со дня подписания договора сторонами либо с даты, установленной в коллективном договоре. По истечении указанного срока действие коллективного договора может быть продлено не более чем на три года.

    Коллективный  договор сохраняет свое действие в случае изменения наименования организации, расторжения трудового  договора с ее руководителем.

    При реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) организации коллективный договор  сохраняет свое действие в течение  всего срока реорганизации.

    При смене формы собственности организации  коллективный договор сохраняет свое действие в течение трех месяцев со дня перехода прав собственности.

    При реорганизации или смене формы  собственности организации любая  из сторон вправе направить другой стороне предложения о заключении нового коллективного договора или  продлении действия прежнего на срок до трех лет.

    При ликвидации организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока проведения ликвидации.

    Действие  коллективного договора распространяется на всех работников данной организации, т.е. на всех тех, кто состоит с данным работодателем в трудовых отношениях независимо от того, является ли работник членом профсоюза, подписавшего коллективный договор, относится ли он к штатным или внештатным работникам, совместителям, надомникам и т.п. 

7. Коллективные соглашения

    Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

    Соглашение  является формой социально-партнерского регулирования трудовых отношений.

    Виды  соглашений: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения.

    Иные  соглашения - соглашения, которые могут  заключаться сторонами на любом  уровне социального партнерства  по отдельным направлениям регулирования  социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

    Соглашения, как правило, заключаются между  тремя социальными партнерами: помимо представителей работников и работодателей  в них участвуют исполнительные органы власти соответствующего уровня.

    Порядок разработки проекта  соглашения и его заключения предусмотрен ст. 47 ТК. Проект разрабатывается в ходе коллективных переговоров, которые ведут стороны в комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Порядок и сроки разработки проекта соглашения и его заключения определяет сама комиссия. Соглашение подписывается представителями сторон, и это означает его заключение.

    Содержание  и структура любого соглашения определяется по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение.

    В ТК (ст. 45) даются краткие  рекомендации по содержанию соглашений.

    В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по вопросам оплаты труда, условий и охраны труда, режима труда и отдыха, развития социального партнерства, иные вопросы, определенные сторонами.

    Изменения и дополнения соглашения должны производиться  в том же порядке, что и его  принятие.

    Срок  действия соглашения в пределах трех лет определяется сторонами. Они  же вправе продлить действие соглашения на срок не более трех лет. 

8.Контроль за выполнением коллективных договоров и соглашений.

    Контроль  за выполнением коллективных договоров, соглашений начинается с проведения уведомительной регистрации органом  по труду. Обязанность направить в семидневный срок подписанные сторонами коллективный договор, соглашение возлагается на работодателей.

    Реализации  коллективных договоров, соглашений способствует контроль за выполнением содержащихся в них положений. Он осуществляется сторонами социального партнерства и их представителями, соответствующими органами по труду. При осуществлении уведомительной регистрации коллективного договора, соглашения орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда.

    Условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников по сравнению с действующим законодательством, недействительны и не подлежат применению.

    При проведении указанного контроля представители  сторон обязаны предоставлять друг другу, а также соответствующим  органам по труду необходимую  для этого информацию не позднее  одного месяца со дня получения соответствующего запроса. 

9. Ответственность за нарушение законодательства о коллективных договорах и соглашениях

    За  нарушение законодательства о коллективных договорах и соглашениях предусмотрена  административная, дисциплинарная, материальная ответственность.

    В ст. 5.28 КоАП РФ предусматривает ответственность за следующие виды правонарушений:

    - за уклонение от участия в переговорах о заключении, об изменении или дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно за необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки в виде штрафа в размере от десяти до тридцати минимальных размеров оплаты труда.

    - за непредоставление в срок, установленный законом, информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашений.

    - за необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного договора, соглашения

    - за нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению.

    Кроме того, полномочные представители  работодателей за невыполнение законодательства о коллективных договорах и соглашениях  могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности. При причинении материального ущерба работодателю в связи с нарушением законодательства о коллективных договорах и соглашениях полномочные представители работодателя могут быть привлечены к материальной ответственности.

    Профсоюзы, которые организовали забастовку вопреки  условиям коллективного договора, могут  быть привлечены работодателем к  имущественной ответственности  в виде возмещения убытков, причиненных  проведением незаконной забастовки.  

Тема 7. Занятость и трудоустройство.

1. Общая характеристика  законодательства  о занятости населения

2. Понятие и формы  занятости в Российской  Федерации

3. Понятие безработного  гражданина

4. Порядок регистрации  безработных граждан  в органах государственной  службы занятости

5. Подходящая работа

6. Условия и сроки  выплаты пособия  по безработице

8. Трудоустройство  граждан

7. Меры социально-правовой  защиты безработных  граждан 

1. Общая характеристика  законодательства  о занятости населения

    Правовую  основу регламентации отношений, возникающих в сфере занятости и трудоустройства, составляют следующие источники:

    1) ст. ст. 34, 37 Конституции, гарантирующие гражданину свободное распоряжение своими способностями к труду, включая свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

    2) международно-правовые акты.

    2.1) Международный пакт об экономических социальных и культурных правах, Всеобщая декларация прав человека, где закреплено право на труд.

    2.2) Конвенции МОТ: Конвенция N 122 о политике в области занятости и трудоустройства, Конвенция N 29 о принудительном или обязательном труде, Конвенция N 105 об упразднении принудительного труда, Конвенция N 111 о дискриминации в области труда и занятий и некоторые другие.

    2.3) Декларация об основополагающих принципах и правах в сфере труда даны принципы, которые применимы и при регламентации отношений, возникающих в сфере труда и занятий.

    3)  Специальный нормативный правовой  акт - Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" от 19 апреля 1991 года с последующими изменениями и дополнениями. В Законе 1) даны понятия "занятость", "безработный", "подходящая работа", 2) определены основные направления государственной политики в области занятости и основополагающие права органов государственной власти и органов местного самоуправления, 3) перечислены основные права граждан в области занятости, 4) определены основные государственные гарантии в области занятости, 5) освещены вопросы регулирования и организации занятости населения, 6) помещены нормы, регламентирующие участие работодателей в обеспечении занятости населения, 7) имеются нормы, посвященные социальным гарантиям и компенсациям, а также подготовке и переобучению граждан, 8) включены две нормы об осуществлении контроля за соблюдением законодательства о занятости и ответственности за нарушение его положений.

    4) Подзаконные акты- Постановлением Правительства РФ N 458 от 22 апреля 1997 года утвержден Порядок регистрации безработных граждан, Постановлением Правительства РФ N 875 от 14 июля 1997 года утверждено Положение об организации общественных работ.

    5) Законодательство субъектов Российской Федерации, что прямо предусмотрено Законом О занятости. Однако субъекты не могут ограничить права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, международно-правовыми актами, а также федеральным законодательством.

    6) Акты органов местного самоуправления.  

2. Понятие и формы занятости в Российской Федерации

    Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (далее - заработок).

Информация о работе Лекции по "Трудовому праву"