Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 21:41, курс лекций
Тема 1. Понятие, предмет, метод и система трудового права
1. Общая характеристика трудового права, его становление и развитие
2. Понятие трудового права как отрасли права
3. Сфера действия норм трудового права
4. Предмет и метод трудового права
5. Система трудового права
6. Соотношение трудового и смежных отраслей права
7. Функции трудового права
1. Общая характеристика трудового права, его становление и развитие
Труд является главным и неотъемлемым условием существования любого общества. Отношения, возникающие в обществе по поводу применения труда, нуждаются в том или ином способе их регулирования со стороны общества. На первых этапах развития человеческого общества эти отношения регулировались обычаями. С возникновением государства - правом.
Сегодня трудовое право занимает одну из ведущих позиций в любой правовой системе. В качестве самостоятельной отрасли трудовое право сформировалось относительно недавно.
Сначала государство практически не регулировало такой вид человеческой деятельности, как труд. Свободные граждане пользовались своими способностями к труду как им заблагорассудится (или не пользовались ими вовсе), труд же "несвободных" (рабов, крестьян, находящихся в феодальной зависимости и т.п.) не нуждался в специальном регулировании, так как сами эти "несвободные" граждане приравнивались к вещам и рассматривались лишь как орудия труда (instrumentum vocale - "говорящее орудие"). Взаимоотношения хозяина и его "несвободного" работника-орудия, который являлся не субъектом, а объектом правового регулирования, регулировались нормами гражданского права.
Постепенно еще в Древнем Риме разделили право на вещь, вещное право на личность раба и право на его способность к труду.
К 17-18 вв с развитием буржуазных отношений подавляющее большинство граждан стало формально свободными людьми. Буржуазные революции превратили этих граждан из объекта права в его субъект. Однако оказалось, что у них практически ничего нет, кроме способности к труду, которую можно "продать".
"Продать" эту способность к труду можно различными способами. Можно изготовить какие-либо изделия и реализовать их на рынке, получив плату за свой труд. Можно подрядиться к кому-нибудь для выполнения конкретных работ. Это будет регулироваться нормами гражданского права, будут входить в его предмет.
Но можно "продать" свой труд (способность к труду), например, поступив на работу к какому-нибудь работодателю и работая у него в качестве наемного работника в течение определенного срока (который может быть достаточно продолжительным). В данном случае, речь идет об отношениях, отличных от гражданско-правовых. "Равенство" сторон такого вида отношений отсутствует.
При том, следует учитывать, что труд не является товаром. Это прямо подчеркивается, в т.ч. в Декларации о правах и задачах Международной организации труда (далее - МОТ) 1944 г. Труд неотъемлем от личности человека.
Первые попытки регулирования общественных отношений в сфере наемного труда были предприняты в XIX в., в эпоху промышленных революций.
Общество и государство осознало необходимость защищать лиц наемного труда от чрезмерной эксплуатации. Необходимо было создать максимум условий для нормального воспроизводства рабочей силы и сохранения здоровья нации.
Началось выделение трудового права из гражданского. Трудовое право стало регулировать общественные отношения в сфере применения наемного труда.
В середине XIX в. в европейских странах были приняты первые законы об ограничении рабочего времени (прежде всего это касалось рабочего времени женщин и детей, затем этот подход был распространен и на мужчин).
Так был дан старт формированию новой отрасли права. С самого своего появления оно имело социальное назначение. Задачей новой отрасли права изначально являлось такое правовое регулирование отношений, связанных с применением наемного труда, которое обеспечило бы, с одной стороны, равенство сторон при заключении соответствующих договоров и учет их интересов, а с другой - необходимость защиты экономически более слабого работника от экономически более сильного работодателя.
В России первые законодательные акты, регулирующие трудовые отношения, появились в конце XIX в. Однако говорить о появлении самостоятельной отрасли права еще было нельзя. В начале XX в. имелся уже достаточно большой по количеству и по объему нормативный материал, регулирующий многие аспекты трудовых отношений (например, Устав о промышленном труде, стал основным источником фабрично-заводского законодательства России
физические лица, вступающие в трудовые отношения с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства.
Факт работы у работодателя может быть подтвержден не только письменными доказательствами, но и свидетельскими показаниями.
В
качестве работодателя - физического
лица могут выступать лица, достигшие
возраста 18 лет либо признанные в
установленном порядке
Данные требования обусловлены тем, что работодатель призван организовать процесс труда работника и обеспечить его безопасность. За свои действия, которые нарушают трудовые права работников, работодатель должен нести установленную законодательством ответственность, то есть обладать полной деликтоспособностью. Деликтоспособностью в полном объеме обладают лица, достигшие возраста 18 лет либо признанные эмансипированными. После достижения указанного возраста или установления эмансипации физические лица могут обладать статусом работодателя. Тогда как правовой статус работника может быть приобретен и лицом в возрасте от 14 до 18 лет. Выполнение трудовой функции работника возможно и в том случае, когда физическое лицо не обладает в полном объеме деликтоспособностью, так как работник не несет ответственность за организацию и безопасность труда других лиц.
В
ч. 3 ст. 20 ТК РФ в качестве работодателей
помимо юридических и физических
лиц названы иные субъекты. В качестве
иных работодателей могут выступать
филиалы, представительства, другие структурные
подразделения организаций, руководители
которых в соответствии с законодательством
и учредительными документами наделены
правом приема и увольнения работников.
Трудовые споры, вытекающие из деятельности
филиала, представительства, иного структурного
подразделения, могут рассматриваться
в суде по месту их нахождения. Таким образом,
руководители структурных подразделений,
наделенные правом приема и увольнения
работников, могут выступать в качестве
представителя ответчика в суде. Поэтому
указанные структурные подразделения
могут быть отнесены к иным работодателям,
поскольку они не являются ни юридическим,
ни физическим лицом. Однако названные
структурные подразделения обладают элементами
правового статуса работодателя, так как
их руководители реализуют полномочия
работодателей, в частности, по приему,
увольнению, выступлению в качестве представителя
ответчика в суде и другие.
Работодателями
могут быть не только российские граждане,
но и иностранцы и лица без гражданства.
4. Представители работодателей как субъекты трудового права
Интересы юридических и физических лиц, выступающих в качестве работодателей, также могут представлять организации и отдельные граждане на основании доверенности.
По общему правилу интересы юридических лиц представляют либо уполномоченные работники организации, либо физические лица, имеющие статус адвоката.
Права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются физическим лицом, являющимся работодателем, органами управления юридического лица, уполномоченными ими лицами в порядке, установленном законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического лица и локальными нормативными актами. Приказ об увольнении работника, о применении мер дисциплинарной ответственности, который издан представителем работодателя, не наделенным полномочиями в соответствии с учредительными документами, не должен порождать правовых последствий. Тогда как допуск работника к работе таким лицом является основанием для возникновения трудовых отношений, поскольку указанное лицо действует по поручению полномочного представителя работодателя, что позволяет признать допуск работника к работе состоявшимся с ведома лица, пользующегося правом приема и увольнения работников. Полномочия работодателя - физического лица, в том числе по приему, увольнению, применению дисциплинарных взысканий, могут быть переданы путем выдачи доверенности.
Особые правила действуют по наделению полномочиями представителей работодателя, являющегося юридическим лицом.
Физические
и юридические лица, являющиеся работодателями,
могут создавать объединения для защиты
коллективных интересов. Такие объединения
должны руководствоваться в своей деятельности
Федеральным законом "Об объединениях
работодателей" от 30 октября 2002 года.
Наличие в уставе объединения работодателей
положения, согласно которому оно вправе
защищать права своих членов во взаимоотношениях
с профсоюзами, органами государственной
власти и органами местного самоуправления,
позволяет ему выступать в защиту прав
неопределенного круга работодателей,
в том числе и членов объединения работодателей.
5. Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Региональные, отраслевые и территориальные комиссии по заключению соглашений как субъекты трудового права
Деятельность Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений помимо ТК РФ регламентируется Федеральным законом "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" от 2 апреля 1999 года. Комиссия вправе принимать участие в подготовке нормативных правовых актов федерального уровня, осуществлять контроль за исполнением своих решений. Проведение такого контроля может повлечь обращение в государственную инспекцию труда и в суд с целью реализации принятых решений. За невыполнение решений комиссии может наступать административная ответственность, в том числе и лиц, входящих в ее состав. Поэтому следует признать, что Российская трехсторонняя комиссия как непосредственный участник отношений по договорному регулированию отношений в сфере труда, по контролю за соблюдением трудового законодательства, урегулированию трудовых споров обладает элементами, необходимыми для признания субъектом трудового права. В ТК РФ полномочия Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений существенно расширены.
В
соответствии со ст. 35 ТК РФ на региональном,
отраслевом, территориальном уровнях
могут быть созданы и создаются
комиссии по регулированию отношений
в сфере труда. Такие комиссии
обладают аналогичными по сравнению с
Российской трехсторонней комиссией по
регулированию социально-трудовых отношений
полномочиями с той лишь разницей, что
их деятельность ограничивается определенной
территорией или отраслью.
6. Юрисдикционные органы как субъекты трудового права
Государственные органы контроля за соблюдением трудового законодательства, в частности инспекции труда, органы государственного надзора за безопасным ведением работ в промышленности, органы государственного энергетического надзора, органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора, органы государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью могут участвовать в отношениях по надзору за соблюдением правил поведения другими субъектами трудового права, а также по урегулированию трудовых споров.
Из ст. 2 Конституции РФ следует, что защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе и в сфере труда, является обязанностью государства. Одним из направлений выполнения данной государственной обязанности является осуществление государственного контроля за соблюдением трудового законодательства. В связи с чем праву работников и их представителей на обращение в органы государственного надзора за соблюдением законодательства о труде корреспондирует обязанность названных органов своевременно устранить нарушения прав и свобод в сфере труда. Невыполнение, а также ненадлежащее выполнение перечисленными органами своих обязанностей может стать основанием для их привлечения к установленным в законодательстве мерам ответственности. Например, работники, их представители вправе требовать возмещения убытков, причиненных по вине органов государственного контроля за соблюдением трудового законодательства, а также компенсации морального вреда, причиненного виновными и неправомерными действиями должностных лиц указанных органов. В свою очередь, органы государственного контроля за соблюдением трудового законодательства вправе потребовать от представителей работодателя устранения нарушений прав и свобод человека и гражданина в сфере труда.
Органы по урегулированию индивидуальных трудовых споров также являются субъектами трудового права. Из ст. 18 Конституции РФ следует, что система судов общей юрисдикции существует с целью обеспечения прав и свобод человека и гражданина правосудием, очевидно, что данное конституционное правило распространяется и на права и свободы в сфере труда. В связи с чем праву работников, их представителей обратиться за судебной защитой корреспондирует обязанность суда обеспечить правосудием права и свободы человека и гражданина в сфере труда. Ненадлежащее выполнение судебными органами данной обязанности может стать поводом для предъявления к государству требований о возмещении понесенных в связи с неправомерными действиями должностных лиц судебной системы убытков и компенсации морального вреда. Работодатели также не лишены возможности требовать возмещения убытков, причиненных по вине нерадивых служителей судебной власти.
КТС как орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров также обязана правильно и своевременно разрешать поступающие на ее рассмотрение заявления. Ненадлежащее выполнение данной обязанности может стать основанием для возмещения работодателем, а в ряде случаев и работником понесенных в связи с вынесением решения КТС убытков. Члены КТС несут ответственность перед работниками и работодателем, наделившими их полномочиями по рассмотрению трудовых споров.
Примирительная
комиссия, трудовой арбитраж, посредник,
служба по урегулированию коллективных
трудовых споров также являются субъектами
трудового права. Перечисленные органы
и лица несут определенные обязанности
и обладают отдельными правами по урегулированию
коллективных трудовых споров. Ненадлежащее
выполнение ими своих функций может стать
основанием для ответственности работодателей
и представителей работников, а также
для отказа от их услуг по урегулированию
коллективного трудового спора. Представители
указанных органов могут участвовать
в деле о признании забастовки незаконной.
7. Органы государственной власти и местного самоуправления как субъекты трудового права
Органы государственной власти и местного самоуправления могут выступать в качестве работодателей для лиц, находящихся на государственной или муниципальной службе. В этом случае их следует рассматривать как одного из участников трудовых отношений, то есть работодателя. Вопрос о работодателях как субъектах трудового права нами уже рассмотрен.
В соответствии со ст. 34 ТК РФ органы государственной власти и местного самоуправления могут осуществлять представительство организаций, финансируемых из соответствующего бюджета, при договорной регламентации отношений в сфере труда. В подобной ситуации они не выступают в качестве работодателя. По этой причине они должны быть признаны особыми субъектами трудового права. Такое признание влечет за собой и определенные правовые последствия. Например, при заключении соглашения участвовал не только работодатель, то есть организация, с которой работники состоят в трудовых отношениях, но и орган местного самоуправления. В этом случае претензии при неисполнении условий заключенного соглашения могут быть предъявлены и непосредственно к работодателю, и к органу местного самоуправления.
В ч. 9 ст. 45 ТК РФ сказано о том, что соглашения по договоренности представителей работодателей и работников могут быть двухсторонними и трехсторонними. Названные соглашения могут быть заключены на федеральном, региональном и территориальном уровнях. Помимо представителей работников и работодателей по их взаимному решению в качестве третьей стороны соглашения могут быть привлечены органы государственной власти или местного самоуправления в зависимости от уровня заключаемого соглашения. Как сторона соглашения органы государственной власти и местного самоуправления обязаны выполнить касающиеся их деятельности условия соглашений. При возникновении спора о предоставлении льгот и преимуществ по соглашению, заключенному с участием органа государственной власти или органа местного самоуправления, этот орган будет выступать в качестве ответчика в КТС или суде. При обжаловании в судебном порядке условий указанных соглашений на предмет признания их недействительными органы государственной власти и местного самоуправления выступают в качестве заинтересованных лиц. Естественно, при невыполнении условий соглашений, заключенных с их участием, органы государственной власти вправе предъявить претензии, в том числе и в судебном порядке, к работодателям и представителям работников по поводу невыполнения содержащихся в таких соглашениях условий.
Тема 5. Правоотношения в сфере трудового права.
1. Понятие и элементы отношений в трудовом праве
2. Система отношений в трудовом праве
3. Понятие и основания возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений