Лекции по "Трудовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 21:41, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Понятие, предмет, метод и система трудового права
1. Общая характеристика трудового права, его становление и развитие
2. Понятие трудового права как отрасли права
3. Сфера действия норм трудового права
4. Предмет и метод трудового права
5. Система трудового права
6. Соотношение трудового и смежных отраслей права
7. Функции трудового права

1. Общая характеристика трудового права, его становление и развитие
Труд является главным и неотъемлемым условием существования любого общества. Отношения, возникающие в обществе по поводу применения труда, нуждаются в том или ином способе их регулирования со стороны общества. На первых этапах развития человеческого общества эти отношения регулировались обычаями. С возникновением государства - правом.
Сегодня трудовое право занимает одну из ведущих позиций в любой правовой системе. В качестве самостоятельной отрасли трудовое право сформировалось относительно недавно.
Сначала государство практически не регулировало такой вид человеческой деятельности, как труд. Свободные граждане пользовались своими способностями к труду как им заблагорассудится (или не пользовались ими вовсе), труд же "несвободных" (рабов, крестьян, находящихся в феодальной зависимости и т.п.) не нуждался в специальном регулировании, так как сами эти "несвободные" граждане приравнивались к вещам и рассматривались лишь как орудия труда (instrumentum vocale - "говорящее орудие"). Взаимоотношения хозяина и его "несвободного" работника-орудия, который являлся не субъектом, а объектом правового регулирования, регулировались нормами гражданского права.
Постепенно еще в Древнем Риме разделили право на вещь, вещное право на личность раба и право на его способность к труду.
К 17-18 вв с развитием буржуазных отношений подавляющее большинство граждан стало формально свободными людьми. Буржуазные революции превратили этих граждан из объекта права в его субъект. Однако оказалось, что у них практически ничего нет, кроме способности к труду, которую можно "продать".
"Продать" эту способность к труду можно различными способами. Можно изготовить какие-либо изделия и реализовать их на рынке, получив плату за свой труд. Можно подрядиться к кому-нибудь для выполнения конкретных работ. Это будет регулироваться нормами гражданского права, будут входить в его предмет.
Но можно "продать" свой труд (способность к труду), например, поступив на работу к какому-нибудь работодателю и работая у него в качестве наемного работника в течение определенного срока (который может быть достаточно продолжительным). В данном случае, речь идет об отношениях, отличных от гражданско-правовых. "Равенство" сторон такого вида отношений отсутствует.
При том, следует учитывать, что труд не является товаром. Это прямо подчеркивается, в т.ч. в Декларации о правах и задачах Международной организации труда (далее - МОТ) 1944 г. Труд неотъемлем от личности человека.

Первые попытки регулирования общественных отношений в сфере наемного труда были предприняты в XIX в., в эпоху промышленных революций.
Общество и государство осознало необходимость защищать лиц наемного труда от чрезмерной эксплуатации. Необходимо было создать максимум условий для нормального воспроизводства рабочей силы и сохранения здоровья нации.
Началось выделение трудового права из гражданского. Трудовое право стало регулировать общественные отношения в сфере применения наемного труда.
В середине XIX в. в европейских странах были приняты первые законы об ограничении рабочего времени (прежде всего это касалось рабочего времени женщин и детей, затем этот подход был распространен и на мужчин).
Так был дан старт формированию новой отрасли права. С самого своего появления оно имело социальное назначение. Задачей новой отрасли права изначально являлось такое правовое регулирование отношений, связанных с применением наемного труда, которое обеспечило бы, с одной стороны, равенство сторон при заключении соответствующих договоров и учет их интересов, а с другой - необходимость защиты экономически более слабого работника от экономически более сильного работодателя.
В России первые законодательные акты, регулирующие трудовые отношения, появились в конце XIX в. Однако говорить о появлении самостоятельной отрасли права еще было нельзя. В начале XX в. имелся уже достаточно большой по количеству и по объему нормативный материал, регулирующий многие аспекты трудовых отношений (например, Устав о промышленном труде, стал основным источником фабрично-заводского законодательства России

Файлы: 1 файл

метод и система трудового права.doc

— 733.00 Кб (Скачать)

Тема 6. Социальное партнерство  в сфере труда

1. Понятие социального  партнерства в  сфере труда, его  особенности и  основные принципы

2. Представительство  интересов работников.

3. Представительство  интересов работодателей

4. Органы социального  партнерства

5. Коллективные переговоры  и урегулирование  разногласий в  ходе их проведения

6. Коллективные договоры 

7. Коллективные соглашения

8.Контроль  за выполнением  коллективных договоров и соглашений.

9. Ответственность  за нарушение законодательства  о коллективных  договорах и соглашениях 

1. Понятие социального  партнерства в  сфере труда, его особенности и основные принципы

    В ТК дается легальное понятие социального  партнерства как системы взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленной на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросу регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 23 ТК).

    Система социального партнерства - это наиболее эффективный способ достижения и поддержания оптимального баланса интересов работодателей и работников.

    Система социального партнерства включает стороны и субъекты, принципы, уровни, формы, органы, принимаемые сторонами (субъектами) акты, процедуры их разработки и заключения

    Субъектами  социального партнерства в сфере труда выступают как работники и работодатели (а также их представители), так и органы государственной власти и органы местного самоуправления. Согласно ст. 25 ТК работники и работодатели, действующие через своих представителей, являются сторонами социального партнерства. Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

    Система взаимоотношений  между сторонами социального партнерства реализуется в разнообразных формах с помощью различных органов. Она включает следующие уровни:

    Социальное  партнерство осуществляется на различных уровнях:

    - федеральном уровне - устанавливаются  основы регулирования отношений в сфере труда в РФ (постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия);

    - межрегиональном уровне - устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах РФ;

    - региональном уровне - устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте РФ;

    - отраслевом уровне - устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

    - территориальном уровне - устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

    - локальном уровне -  устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.

    Формы социального партнерства:

    - коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключение;

    - взаимные консультации по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;

    - участие работников и их представителей в управлении организацией;

    - участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

    Результатом реализации названных форм социального партнерства являются коллективные договоры в организациях и соглашения соответствующего уровня.

    Основные  принципы социального  партнерства:

    - равноправие сторон;

    - уважение и учет интересов  сторон;

    - заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

    - содействие государства в укреплении  и развитии социального партнерства  на демократической основе;

    - соблюдение сторонами и их  представителями трудового законодательства;

    - полномочность представителей сторон;

    - свобода выбора при обсуждении  вопросов, входящих в сферу труда;

    - добровольность принятия сторонами  на себя обязательств;

    - реальность обязательств, принимаемых  на себя сторонами;

    - обязательность выполнения коллективных  договоров, соглашений;

    - контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

    - ответственность сторон, их представителей  за невыполнение по их вине  коллективных договоров, соглашений. 

2. Представительство  интересов работников.

    Стороны социального партнерства вступают в социально-партнерские отношения через своих представителей. Многие вопросы, связанные с функциями представителей работников, регулируются ФЗ от 12.01.1996 (ред. от 23.07.2008) "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".

    Согласно  ст. 2 указанного Закона профсоюз - добровольное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

    ТК  закрепляет за профсоюзами положение и права основного представителя работников и упоминает об иных представителях работников лишь тогда, когда в организации нет профсоюза либо профсоюзная организация объединяет менее половины работников.

    Согласно  Закону о профсоюзах (ст. 8) правоспособность профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичной профсоюзной организации как юридического лица возникает с момента их государственной уведомительной регистрации в Министерстве юстиции РФ. При этом ни Министерство юстиции РФ, ни его территориальные органы на местах не вправе контролировать деятельность профсоюзов, а также отказывать им в регистрации.

    Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные  профсоюзные организации вправе и не регистрироваться, но в этом случае они не приобретают статуса юридического лица.

    Запрещается обусловливать прием на работу граждан, их продвижение по работе, а также  увольнение мотивами принадлежности или  непринадлежности к профсоюзу. Законом  о профсоюзах устанавливаются гарантии его членов (расторжение трудового договора (контракта) с работником - членом профсоюза по инициативе работодателя может быть произведено только с предварительного согласия соответствующего профсоюзного органа).

    Права профсоюзов:

    - на представительство и защиту  социально-трудовых прав и интересов работников. Представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов - указанные права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах.

    Проекты законодательных актов, затрагивающих  социально-трудовые права работников, рассматриваются органами государственной  власти и местного самоуправления с  учетом предложений и  мнения соответствующих  профсоюзов. Профсоюзные представители вправе беспрепятственно посещать организации и рабочие места, где работают члены соответствующих профсоюзов.

    - на содействие занятости. Принимают  участие в разработке государственных  программ занятости, предлагают  меры по социальной защите  членов профсоюзов, высвобождаемых в результате реорганизации или ликвидации организации и т.п.

    - на ведение коллективных переговоров,  заключение соглашений, коллективных  договоров и контроль за их  выполнением.

    - на участие в урегулировании  коллективных трудовых споров.

    - на информацию. Вправе бесплатно  и беспрепятственно получать  от работодателей, органов государственной  власти и органов местного  самоуправления информацию по  социально-трудовым вопросам.

    - на участие в подготовке и  повышении квалификации профсоюзных  кадров.

    - на осуществление профсоюзного  контроля за соблюдением законодательства  о труде. Вправе создавать собственные  инспекции труда.

    - в области охраны труда и  окружающей природной среды. 

    - на социальную защиту работников. Вправе участвовать в формировании соответствующих социальных программ.

    - на защиту интересов работников  в органах по рассмотрению  трудовых споров. Вправе по просьбе  членов профсоюза, других работников, а также по собственной инициативе  обращаться с заявлениями в  защиту их трудовых прав в органы, рассматривающие трудовые споры. Для защиты социально-трудовых и других гражданских прав и профессиональных интересов своих членов профсоюзы могут создавать юридические службы и консультации. 

3. Представительство интересов работодателей

    Согласно ст. 33 ТК РФ интересы работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем представляют руководитель организации, работодатель - индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица в соответствии с ТК, другими ФЗ и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.

    При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей.

    Объединение работодателей - некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

    Статья 34 ТК РФ упоминает иных представителей работодателей. Представителями работодателей - федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов РФ, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за выполнением соглашений, формировании комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и осуществлении их деятельности также являются соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, иные государственные органы, органы местного самоуправления. 

    Помимо  ТК правовое положение объединений  работодателей определяется Федеральным законом от 27 ноября 2002 г. "Об объединениях работодателей" (ред.от 01.12.2007 г.) и иными ФЗ.

    Федеральный закон "Об объединениях работодателей" детально определяет права и обязанности  данных представителей работодателей.

Информация о работе Лекции по "Трудовому праву"