Лекции по "Трудовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 21:41, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Понятие, предмет, метод и система трудового права
1. Общая характеристика трудового права, его становление и развитие
2. Понятие трудового права как отрасли права
3. Сфера действия норм трудового права
4. Предмет и метод трудового права
5. Система трудового права
6. Соотношение трудового и смежных отраслей права
7. Функции трудового права

1. Общая характеристика трудового права, его становление и развитие
Труд является главным и неотъемлемым условием существования любого общества. Отношения, возникающие в обществе по поводу применения труда, нуждаются в том или ином способе их регулирования со стороны общества. На первых этапах развития человеческого общества эти отношения регулировались обычаями. С возникновением государства - правом.
Сегодня трудовое право занимает одну из ведущих позиций в любой правовой системе. В качестве самостоятельной отрасли трудовое право сформировалось относительно недавно.
Сначала государство практически не регулировало такой вид человеческой деятельности, как труд. Свободные граждане пользовались своими способностями к труду как им заблагорассудится (или не пользовались ими вовсе), труд же "несвободных" (рабов, крестьян, находящихся в феодальной зависимости и т.п.) не нуждался в специальном регулировании, так как сами эти "несвободные" граждане приравнивались к вещам и рассматривались лишь как орудия труда (instrumentum vocale - "говорящее орудие"). Взаимоотношения хозяина и его "несвободного" работника-орудия, который являлся не субъектом, а объектом правового регулирования, регулировались нормами гражданского права.
Постепенно еще в Древнем Риме разделили право на вещь, вещное право на личность раба и право на его способность к труду.
К 17-18 вв с развитием буржуазных отношений подавляющее большинство граждан стало формально свободными людьми. Буржуазные революции превратили этих граждан из объекта права в его субъект. Однако оказалось, что у них практически ничего нет, кроме способности к труду, которую можно "продать".
"Продать" эту способность к труду можно различными способами. Можно изготовить какие-либо изделия и реализовать их на рынке, получив плату за свой труд. Можно подрядиться к кому-нибудь для выполнения конкретных работ. Это будет регулироваться нормами гражданского права, будут входить в его предмет.
Но можно "продать" свой труд (способность к труду), например, поступив на работу к какому-нибудь работодателю и работая у него в качестве наемного работника в течение определенного срока (который может быть достаточно продолжительным). В данном случае, речь идет об отношениях, отличных от гражданско-правовых. "Равенство" сторон такого вида отношений отсутствует.
При том, следует учитывать, что труд не является товаром. Это прямо подчеркивается, в т.ч. в Декларации о правах и задачах Международной организации труда (далее - МОТ) 1944 г. Труд неотъемлем от личности человека.

Первые попытки регулирования общественных отношений в сфере наемного труда были предприняты в XIX в., в эпоху промышленных революций.
Общество и государство осознало необходимость защищать лиц наемного труда от чрезмерной эксплуатации. Необходимо было создать максимум условий для нормального воспроизводства рабочей силы и сохранения здоровья нации.
Началось выделение трудового права из гражданского. Трудовое право стало регулировать общественные отношения в сфере применения наемного труда.
В середине XIX в. в европейских странах были приняты первые законы об ограничении рабочего времени (прежде всего это касалось рабочего времени женщин и детей, затем этот подход был распространен и на мужчин).
Так был дан старт формированию новой отрасли права. С самого своего появления оно имело социальное назначение. Задачей новой отрасли права изначально являлось такое правовое регулирование отношений, связанных с применением наемного труда, которое обеспечило бы, с одной стороны, равенство сторон при заключении соответствующих договоров и учет их интересов, а с другой - необходимость защиты экономически более слабого работника от экономически более сильного работодателя.
В России первые законодательные акты, регулирующие трудовые отношения, появились в конце XIX в. Однако говорить о появлении самостоятельной отрасли права еще было нельзя. В начале XX в. имелся уже достаточно большой по количеству и по объему нормативный материал, регулирующий многие аспекты трудовых отношений (например, Устав о промышленном труде, стал основным источником фабрично-заводского законодательства России

Файлы: 1 файл

метод и система трудового права.doc

— 733.00 Кб (Скачать)

    коллективные  договоры,

    рекомендации.

    По  степени обобщенности: кодифицированные и некодифицированные.

    По  субъектам, к которым  применяются источники трудового права: общие и специальные. Общие призваны регулировать отношения всех работников. Специальные рассчитаны на применение к отдельным категориям работников, например к женщинам, молодежи, инвалидам.

    По  предмету правового  регулирования  регулирующие отношения по занятости и трудоустройству, трудовой распорядок и дисциплину труда и т.д.

    По  территории применения общефедеральные, межотраслевые и отраслевые, региональные, местные и локальные. 

    Некоторые авторы признают в  качестве источников ТП практику высших судебных инстанций и правовой обычай.

    Однако  общепринятая точка зрения - судебная практика (судебный прецедент) не является источником права в общепринятом смысле. Хотя она и играет существенную роль для правильного понимания  и применения закона. Постановления Пленума Верховного Суда, обобщая правоприменительную практику судов, дают толкование, как единообразно и правильно применять конкретные нормы трудового законодательства. В ряде случаев они восполняют имеющиеся пробелы и неясности трудового законодательства.

    Например, важное значение имеет Постановление  Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса  Российской Федерации". 

    В ходе разработки нового Кодекса удалось  сохранить его преемственность с ранее действовавшим КЗоТ, которая нужна для создания устойчивости в регулировании трудовых отношений. Она прослеживается по ряду направлений, и прежде всего по структуре: на смену главам пришли разделы, в КЗоТ - 18 глав, в ТК - 14 разделов. Преемственность наблюдается и по содержанию: многие положения старого Кодекса в том или измененном виде перешли в новый. Принятие Трудового кодекса РФ означает завершение важнейшего этапа реформы трудового законодательства. Однако наряду с достоинствами ТК имеет противоречия, недостатки, нечеткие формулировки, пробелы.  
 
 

3. Единство и дифференциация  правового регулирования  трудовых отношений

    Единство  правового регулирования труда  проявляется в том, что в трудовом законодательстве имеются общие  нормы, закрепляющие общие принципы правового регулирования труда всех без исключения работников и работодателей. Это нормы-принципы, основные права и обязанности работников и работодателей. Такие нормы носят общий характер, применимы во всех ситуациях. Они обеспечивают единство при регулировании отношений, составляющих предмет трудового права.

    Дифференциация (различия) находит отражение в  специальных нормах, учитывающих  различные факторы: особенности  разных субъектов труда; характер и  специфику труда отдельных категорий работников; особенности и условия производства и труда и др. Дифференциация находит свое проявление в коллективном договоре, иных локальных нормативных актах организации.

Факторы дифференциации.

    Дифференциация  в правовом регулировании труда  происходит по определенным направлениям. Данные направления принято называть факторами дифференциации (объективные и субъективные).

    Объективные факторы дифференциации проявляются независимо от того, кем выполняется тот или иной вид трудовой деятельности.

    1) условия труда в организации.

    2) климатические условия, в которых  протекает трудовая деятельность.

    3) значение отрасли экономики и  выпускаемой продукции. (надбавки  за стаж работы в отдельных  отраслях экономики и при выпуске  определенной продукции).

    4) форма собственности организации. Бюджетные организации лишены, как правило, возможности самостоятельно принимать решения об улучшении условий трудовой деятельности работников.

    5) техническая оснащенность места  работы или выполняемой трудовой  функции. (наличие или отсутствие компьютера и т.п.)

    Субъективные  факторы связаны с личностью работников:

    1) выполнение работы несовершеннолетними  и лицами моложе 21 года.

    2) выполнение работы женщинами. 

    3) выполнение трудовой функции  лицами с семейными обязанностями. 

    Перечень объективных и субъективных факторов дифференциации при регулировании отношений в сфере труда не является исчерпывающим. В законодательстве могут появиться и другие факторы.

    Специальное законодательство о труде отражает особенности труда как объективного, так и субъективного характера. Оно призвано обеспечить предоставление дополнительных льгот работникам. Специальные нормы могут появиться на различных уровнях правовой регламентации труда: федеральном, межотраслевом, отраслевом, региональном, местном и локальном. Однако специальные нормы, ограничивающие права и свободы, гарантированные в общих нормах, могут появиться лишь путем внесения изменений в ТК РФ.

    Общее законодательство о труде устанавливает  основополагающие начала правовой регламентации  труда. Они не могут быть отменены путем принятия специального законодательства. Общее законодательство о труде устанавливает обязательный для всех без исключения работников минимум трудовых прав и может появиться исключительно на федеральном уровне. 

4. Действие нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во времени, в пространстве и по кругу лиц.

    В правоприменительной практике большое  значение имеет действие норм трудового  законодательства и указанных нормативных  правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

    Действие  нормативных правовых актов во времени связано с их вступлением в силу и моментом утраты юридической силы. Так, ТК, принятый и опубликованный в "Российской газете" от 31 декабря 2001 г., был введен в действие с 1 февраля 2002 г.

    Дата  принятия законов, порядок их официального опубликования и вступления в  силу определены ФЗ от 14 июня 1994 г. "О  порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных  законов, федеральных законов, актов  палат Федерального Собрания" (в ред. от 22 октября 1999 г.). Все указанные акты вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования в "Российской газете", либо в "Собрании законодательства Российской Федерации", либо в "Парламентской газете", если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

    Порядок вступления в силу нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства  РФ, а также федеральных органов  исполнительной власти установлен Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" (в ред. от 13 августа 1998 г.). Акты нормативного характера Президента РФ и Правительства РФ вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования в "Российской газете" или "Собрании законодательства РФ".

    Акты  федеральных органов исполнительной власти подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ и публикуются в "Российской газете", а также в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти".

    Нормативные правовые акты федеральных органов  исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу. Указанные акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий.

    Акты  трехстороннего или двустороннего  сотрудничества (генеральное, региональное, отраслевое тарифное и иные соглашения) вступают в силу с момента их подписания сторонами или со дня, указанного в соглашении. Срок этих соглашений не может превышать трех лет.

    Акты  социального партнерства - коллективный договор, иные договоры или локальные  нормативные акты - действуют с  момента подписания их сторонами  или с того срока, который указан в локальном акте. Время их действия, как правило, оговаривается сторонами, или же они действуют до принятия нового договора, соглашения. Однако коллективный договор вступает в силу с даты его подписания сторонами или с иного дня, определенного в договоре. Срок действия - не более трех лет.

    Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, прекращает свое действие в следующих  случаях: а) в связи с истечением срока его действия; б) согласно вступлению в силу другого акта равной или высшей юридической силы; в) в связи с отменой (признанием утратившим силу) данного акта иным актом равной или высшей юридической силы.

    Акт, вступивший в действие, не имеет  обратной силы и применяется к  отношениям, возникшим после его  введения в действие. Исключение - в самом принятом акте прямо предусматривается его распространение на отношения, возникшие до введения этого акта в действие.

    Действие  в пространстве. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты распространяются на территории всех субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации действуют лишь на территории этих субъектов РФ. В случае противоречия закона субъекта Федерации федеральному закону действует закон Российской Федерации. Отдельные федеральные нормативные акты и нормативные акты субъектов Федерации распространяются только на определенные местности, составляющие часть их территории (например, нормативные акты о труде для работников Крайнего Севера). Акты органов местного самоуправления действуют в пределах территории соответствующего муниципального образования. Локальные нормативные акты организаций, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах этой организации.

    Действие  по кругу лиц. Правовые нормы в сфере труда делятся на две группы: 1) общие нормы, распространяющиеся на всех работников наемного труда; 2) специальные нормы, которые действуют только для отдельных категорий работников (женщин; несовершеннолетних; работников бюджетной сферы; лиц, занятых на тяжелых и вредных работах; временных и сезонных работников и др.).

    Нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового  права, распространяются на всех работников, т.е. лиц, заключивших трудовой договор. В отдельных случаях нормы  Трудового кодекса РФ применяются к лицам, еще не состоящим в трудовых отношениях (запрет на необоснованный отказ в приеме на работу и т.п.).

    Действие  российских нормативных правовых актов  о труде распространяется на трудовые отношения иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных ими либо с их участием, работников международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Указанные категории работников и работодателей пользуются теми же правами и несут такие же обязанности, которые предусмотрены ТК РФ для всех работников и работодателей.

    ТК  РФ указывает категории лиц, на которых  не распространяется его действие, если они одновременно не выступают  в качестве работодателей или их представителей:

    - военнослужащие при исполнении  обязанностей военной службы;

    - члены советов директоров (наблюдательных  советов) организаций (за исключением  лиц, заключивших с данной организацией  трудовой договор);

    - лица, работающие по договорам гражданско-правового характера;

    - другие лица, если это установлено  федеральным законом.

    Трудовое  законодательство не распространяется на сотрудников ФСБ. К отношениям, связанным с гражданской службой, применяются нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права лишь в части, не урегулированной ФЗ от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе РФ". Регулирование труда заключенных осуществляется в соответствии с УИК РФ. 

5. Конституция Российской Федерации в системе источников трудового права

    Конституция РФ занимает высшую ступень в иерархии источников трудового права. Другие источники трудового права должны соответствовать конституционным требованиям. С принятием Конституции РФ обеспечено и применение международно-правовых актов о труде. В соответствии с Конституцией РФ общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы РФ. До появления данного правила в Конституции РФ нормы международно-правовой регламентации труда не применялись. Например, Конвенция МОТ о сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю, хотя и ратифицирована в 1956 году, на территории России не применялась. Вплоть до 7 октября 1992 года норма рабочего времени в России составляла 41 час в неделю. Применение соответствующих норм стало возможным с момента принятия Конституции РФ, то есть с 1993 года. В связи с изложенным следует признать, что нормы Конституции РФ имеют приоритет и перед международно-правовой регламентацией труда.

Информация о работе Лекции по "Трудовому праву"