Лекции по Трудовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 14:43, курс лекций

Краткое описание

Понятие Трудового права.
Правовой механизм обеспечения трудовых прав и обязанностей.
Субъекты трудового права.
Особенности правового статуса иностранных граждан как работников.
Юридические факты в трудовом праве.

Файлы: 1 файл

труд.doc

— 1.61 Мб (Скачать)

(часть третья в ред. Федерального  закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Если ни одна из первичных профсоюзных организаций или в совокупности первичные профсоюзные организации, пожелавшие создать единый представительный орган, не объединяют более половины работников данного работодателя, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может определить ту первичную профсоюзную организацию, которой при согласии ее выборного органа поручается направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников. В случаях, когда такая первичная профсоюзная организация не определена или работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации, общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями.

(часть четвертая в ред. Федерального  закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Первичная профсоюзная организация, единый представительный орган либо иной представитель (представительный орган) работников, наделенные правом выступить с инициативой проведения коллективных переговоров в соответствии с частями второй - четвертой настоящей статьи, обязаны одновременно с направлением работодателю (его представителю) предложения о начале указанных коллективных переговоров известить об этом все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя, и в течение последующих пяти рабочих дней создать с их согласия единый представительный орган либо включить их представителей в состав имеющегося единого представительного органа. Если в указанный срок данные первичные профсоюзные организации не сообщат о своем решении или ответят отказом направить своих представителей в состав единого представительного органа, то коллективные переговоры начинаются без их участия. При этом за первичными профсоюзными организациями, не участвующими в коллективных переговорах, в течение одного месяца со дня начала коллективных переговоров сохраняется право направить своих представителей в состав единого представительного органа. В случае, когда представителем работников на коллективных переговорах является единый представительный орган, члены указанного органа представляют сторону работников в комиссии по ведению коллективных переговоров.

(часть пятая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашений от имени работников на уровне Российской Федерации, одного или нескольких субъектов Российской Федерации, отрасли, территории предоставляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов). При наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, формируемого с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов. При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).

(в ред. Федерального закона  от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной). Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

(в ред. Федерального закона  от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров.

 

 

 

 

 

026. Праввые акты социального  партнерства (коллективные договоры  и соглашения): понятие, содержание, особенности действия, регистрация  и ее значение.

 

Колл. договор это центральной элемент правового регулирования на локальном уровне. Его иногда называют локальной конституцией. Соотношение коллективного договора и локальных актов всегда будут в пользу улучшения работников. Коллективный договор это своеобразный правовой акт. С одной стороны это договор, который порождает права и обязанности, но одновременно он имеет еще нормативную природу, т.е. он заключает условия, которые действуют на определенный круг субъектов, и определённый круг работников.

Структура кол. договора это его условия:

1. Нормативные условия, которые  действуют в течение всего  срока.

2. Обязательственные условия, это  те которые предполагают возникновения  взаимных, но разовых прав и  обязанностей, т.е. они утрачивают  свою силу после исполнения.

3. Информационные условия коллективного договора – включаются в целях уведомления работников о особенностях их правового положения, которые содержаться в подзаконных актах и которые малоизвестны большинству работников.

4. Организационные условия –  касаются правил внесения изменений, дополнений кол. договора, его разработки, а также контроля за исполнением.

Помимо этой группы есть еще фактический  аспект содержания в ст. 41 ТК.

 

Коллективное соглашения

КС заключаются на всех уровнях  партнерства выше локального. Здесь  все принципы взаимодействия – есть территориальный принцип и отраслевой принцип или комбинированный. В территориальном принципе есть территориальные коллективные соглашения, региональные и федеральные (генеральные). Если берем смешанный терр. отраслевой.

Фактический аспект представлен в ст. 46 ТК. В основном это сводится к декларациям.

 

Действие актов соц. партнёрства.

Действие во времени – кол. договор  может быть принят на любой срок, не более чем на три года, в  последствии он может продлеваться каждый раз на три года до бесконечности.

Максимальный срок действие любого кол. договора это 6 лет. т.е. три плюс три. применятся ст. 12.

В пространстве

Кол. договор действует на всей территории и объектах, если иное не указано в законе.

Коллективное соглашение действует  в пределах территории на которой принято, за пределами не может.

Действие по кругу лиц – распространяется на всех работников и работодателей, т.е. и на работников филиала, независимо от того участвовал ли он в кол. переговорах  или передавал свои полномочия.

Ограничения

1. Применяется только на работников  этой отрасли.

2. Представители работников и  работодателей не участвуют в  кол. переговорах – соглашение  по общему правилу распространяется  только на тех работников и  работодателей, которые участвовали  в переговорах, однако орган отраслевого управления в сфере труда имеет право после опубликования предложить не участвовавшим в переговорам присоединиться к соглашению. Если в теч .30 кал. дней эти работодатели не направят мотивированный отказ, то соглашение считается распространенным на их. Но даже те, кто направил мотивированный отказ не освобождаются в обязанности участия в консультации в т.ч. с представителем министерства.

Акты соц. партнерства подлежат уведомительной регистрации соотв. органом по труду. Регистрация необходима что бы определить положение….. В случае выявления противоречия эти условия считаются недействительными и не подлежат применению об этом уведомляется соотв. инспекция труда.

 

 

 

 

027. Коллективный трудовой спор (понятие, стророны, объект, содержание).

 

Коллективный трудовой спор ст. 398 ТК РФ.

Признаками КТС являются субъекты (стороны) предмет, содержание и момент возникновения.

Поскольку речь идет о коллективных отношениях, то сторонами спора могут  быть лишь стороны коллективных правоотношений т.е. работники и работодатели или их объединения. Представители сторон сами по себе субъектами спора не являются, это лишь правовое средство для разрешения спора. Но порой представители берут на себя больше прав, чем положено.

Предмет КТС это результат социального сотрудничества или форма социальных взаимоотношений, чаще всего это результат коллективных переговоров. Все переговоры ведутся для установления или изменения труда это и есть предмет спора, но условий именно производственно-экономического характера, Например споры по распределению прибыли (т.е. не правовые, а экономические споры). Эти условия труда касаются всех работников или территории или отрасли, здесь и заработная плата, время отдыха и др. Еще может быть вопрос о участии представительных органов по принятии локальных актов, в данном случае выступает предметом положение локального акта, который оспаривается в результате применения ст. 372 ТК РФ.

Содержание спора – можно  сформулировать разногласием, т.е. противостояние или противоречие, или различная оценка обстоятельств сторонами в отношении спора, т.е. разные взгляды, если есть спор, но нет разных оценок, это не спор.

Момент возникновения спора  – спор всегда связан с фактом, т.е. нужно определить факт возникновения. их несколько:

1. Подписание протокола разногласий при закл. колл. договора.

2. Подписание протокола разногласий  при проведении консультаций, только  тех, что предусмотрены законом.

3. Когда работодатель отказывается  удовлетворить коллективные требования  работников направленные ему  в письменном виде, либо, когда он не отвечает на эти требования.

Все эти элементы должны быть в  совокупности.

КТС это разногласия, которые не были урегулированы сторонами в  рамках установленных процедур по поводу установления изменения колл. условий  труда, либо нарушение правил учета мнения представителей органов работников, разрешение которого осущ. в рамках специальной процедуры и основанных на определенных законах и юр. фактах.

КТС это социально-экономическое  явления, поэтому законодатель избрал специальную правовую форму для их разрешения. ЕЕ нельзя назвать процессуальной т.к. нет суда. Здесь ПРИМЕРИТЕЛЬНЫЕ процедуры, которые можно еще именовать  КОЛЛЕКТИВНО-ПРАВОВОЕ РАЗРЕШЕНИЕ СПОРА или ПРИМЕРИТЕЛЬНО- ЗАБАСТОВОЧНОГО СПОСОБА. Этот способ находиться в конце кодекса.

Существует несколько этапов в  рамках забастовочного способа. Их четыре:

1. Рассмотрение спора в примирительной  комиссии.

2. Рассмотрение спора с участием  посредника.

3. Рассм. спора в трудовом  арбитраже (Не путать с арбитражным  судом).

4. Возможен, но преимущественно не допускается это ЗАБАСТОВКА или СТАЧКА.

Формально обязательным является только первый этап. Все остальные процедуры  явл. факультативные или альтернативные но с учетом ст. 401 ТК стороны обязаны  участвовать в примени тельных  процедурах.

 

 

 

 

 

028. Органы, разрешающие коллективные  трудовые споры (порядок образования,  компетенция). Компетенция государственных  органов по урегулированию коллективных  трудовых споров.

 

Существует несколько этапов в  рамках забастовочного способа. Их четыре:

1. Рассмотрение спора в примирительной  комиссии.

2. Рассмотрение спора с участием  посредника.

3. Рассм. спора в трудовом  арбитраже (Не путать с арбитражным  судом).

4. Возможен, но преимущественно  не допускается это ЗАБАСТОВКА  или СТАЧКА.

Формально обязательным является только первый этап. Все остальные процедуры явл. факультативные или альтернативные но с учетом ст. 401 ТК стороны обязаны участвовать в примени тельных процедурах.

Если стороны уклоняются от участия  в первом этапе, То обязательным этапом является 3 п. т.е. Трудовой арбитраж.

Правило рассмотрения примирительной комиссии определены ст. 402 ТК и пост. Мин труда от 14 авг 2002 г. № 57. Результаты работы примирительной комиссии :

Или предмет распадается или  подписывается протокол разногласий  и затем стороны должны выбрать второй этап.

Посредник это физ. лицо, которое  определяется сторонами, Призванное разрешить  кол. трудовой спор и которое прямо  или косвенно не заинтересованно  в исходе спора. Здесь в основном лица, которые имеют опыт и знание в решении таких дел, обычно такие спецы находятся в реестре и если стороны сами не нашли такового им предоставляются из реестра специалисты. У специалиста должно быть специальное образование (юридическое, психологическое или экономическое). При участии посредника спор урегулируется или подписывается протокол разногласий и наступает третий этап ТРУДОВОЙ АРБИТРАЖ.

Тр. арбитраж это временно создаваемый  орган по рассмотрению коллективно  трудового спора если между сторонами  заключено письменное соглашение об обязательности его решения. Арбитраж согласно ст. 404 и пост. труда № 59 от 14 авг. ??г.

Порядок регламент работы арбитража  определяется письменным соглашением, если стороны не пришли к соглашению и при этом, то подписывается протокол разногласий и работники вправе объявлять забастовку. Если позволяют условия организовать забастовку. Если органы подписали соглашение и не выполняют с ними проводят беседу, а если работодатель не выполняет, то можно провести забастовку, если она не запрещена законом.

Объявление и проведение забастовки. Забастовка это способ защиты коллективных трудовых прав Конст. ст. 37. но в ст. 413 ТК она ограничена законом. Забастовка это временный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей в целях разрешения коллективно- трудового спора, индивидуальной забастовки быть не может. Индивидуально это способ самозащиты. Забастовка является добровольной. Процедура объявления забастовки начинается с определения объема требований. В уведомлении (Предупреждении) о проведении забастовки это письменный акт, должны быть обязательно указаны четыре группы сведений:

1. Перечень разногласий

2. Наименование органа возгл.  забастовку.

3. Дата начала. и время начала, и предполагаемы срок забастовки. И Количество участников.

4. Предложение по минимуму необходимых работ, т.к. нельзя отказаться от всех работ.

Если забастовка не была начата в  срок, которое указывает предупреждение, то разрешение КТС начинается с первого  этапа.

 

Коллективными Трудовыми спорами  называется разрешаемые юрисдикционными  органами разногласия трудового коллектива или профсоюза и администрации прпр, учреждения, организации по вопросам установления на предмет новых или изменении существующих социальных, хозяйственных, экономических условий труда и быта, заключения коллективных договоров и иных соглашений, а также об их исполнении и применении труд.законодательства. Если требования администрации удовлетворяет то разногласия погашаются и спора не возникает. Если же они полностью или частично отклонены то м.возникнуть коллективный Трудовой спор решаемый примерительной комиссией. Когда же комиссия спор не разрешила или ее решение не выполняется то спор разрешает трудовой арбитраж.

Информация о работе Лекции по Трудовому праву"