Лекции по Трудовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 14:43, курс лекций

Краткое описание

Понятие Трудового права.
Правовой механизм обеспечения трудовых прав и обязанностей.
Субъекты трудового права.
Особенности правового статуса иностранных граждан как работников.
Юридические факты в трудовом праве.

Файлы: 1 файл

труд.doc

— 1.61 Мб (Скачать)

2. Государственные муниципальные органы – здесь они именуются не стороны, а участники. Они только на тех уровнях взаимодействия, которые выше локального.

Объектами:

Коллективные права и обязанности  в сфере индивидуальных трудовых отношений. Разрешение конфликтов и  споров. Проведение консультаций сторонами.

Содержанием этого правоотношения зависит от объекта и цели.

Различие между сторонами и  участниками.

Стороны правоотношений всегда обладают субъективным интересом. Участники  как правило не имеют субъективного  интереса и сводятся они к предупреждению возможных противоречий и реализации функции гос. управления через общественные структуры.

Органы социального партнёрства  это органы, которые имеют компетенцию  в рамках трудового права. Органами выступают комиссию по регулированию  соц. трудовых отношений, но их функция чтобы выполнить процедуры предусмотренные законом, при заключении изменений актов коллективного трудового права. Комиссии на локальном уровне могут быть и двухсторонние и с тремя участниками (напр. Российская трехсторонняя комиссия).

 

Коллективные переговоры.

Каждая сторона имеет право  на то что бы начать коллективные переговоры, для этого она должна уведомить  др. сторону не позднее чем за 7 кал. дней другую сторону. За уклонение  от переговоров предусмотрена ответственность, которую несет только работодатель, что позволяет работникам безнаказанно отказываться от соглашений. Предлагать участие переговоров можно только в том случае если работодателю известно о создании представительного органа работы. При этом работодатель не вправе требовать от работников, что бы они объединились.  Существует специальная процедура с ведением переговоров ст. 37ТК. Здесь речь идет о правильном определении представителей. Определение зависит от числа объединений, определить количество членов этих объединений, а затем выбрать то объединение, которое заключает большинство из работников данного работодателя. Если это невозможно, то должен быть создан единый представитель, а дальше это проблемы самих работников. В конце должен быть составлен письменный документ, который определяет единый орган и этот протокол направляется работодателю.

В рамках кол. переговоров стороны  должны предоставлять информацию любую  касающуюся рабочих моментов. Они  имеют право приглашать специалистов , экспертов, и в рамках этих переговоров должна быть предоставлена информация с ограниченным доступом.

Лица которые участвуют в  опр. переговорах имеют определенные гарантии, они например освобождаются  от работы, но не более чем на три  месяца и не могут быть уволены  без предварительного согласия уполномочившего их органа за исключением дисциплинарных поступков. Существуют и другие институты, в частности это консультации по отельным вопросам. Такая форма, как участие работников в управлении производственной деятельностью ст. 52, 53 ТК, Пример получение информации по любым вопросам. и др.

Разработка и принятие трудовых актов.

Это коллективный договор и коллективное соглашение.

Колл. договор это центральной  элемент правового регулирования  на локальном уровне. Его иногда называют локальной конституцией. Соотношение коллективного договора и локальных актов всегда будут в пользу улучшения работников. Коллективный договор это своеобразный правовой акт. С одной стороны это договор, который порождает права и обязанности, но одновременно он имеет еще нормативную природу, т.е. он заключает условия, которые действуют на определенный круг субъектов, и определённый круг работников.

Структура кол. договора это его  условия:

1. Нормативные условия, которые  действуют в течение всего  срока.

2. Обязательственные условия, это те которые предполагают возникновения взаимных, но разовых прав и обязанностей, т.е. они утрачивают свою силу после исполнения.

3. Информационные условия коллективного  договора – включаются в целях  уведомления работников о особенностях  их правового положения, которые содержаться в подзаконных актах и которые малоизвестны большинству работников.

4. Организационные условия –  касаются правил внесения изменений,  дополнений кол. договора, его  разработки, а также контроля  за исполнением.

Помимо этой группы есть еще фактический аспект содержания в ст. 41 ТК.

 

Коллективное соглашения

КС заключаются на всех уровнях  партнерства выше локального. Здесь  все принципы взаимодействия – есть территориальный принцип и отраслевой принцип или комбинированный. В территориальном принципе есть территориальные коллективные соглашения, региональные и федеральные (генеральные). Если берем смешанный терр. отраслевой.

Фактический аспект представлен в  ст. 46 ТК. В основном это сводится к декларациям.

 

Действие актов соц. партнёрства.

Действие во времени – кол. договор  может быть принят на любой срок, не более чем на три года, в  последствии он может продлеваться каждый раз на три года до бесконечности.

Максимальный срок действие любого кол. договора это 6 лет. т.е. три  плюс три. применятся ст. 12.

В пространстве

Кол. договор действует на всей территории и объектах, если иное не указано в законе.

Коллективное соглашение действует  в пределах территории на которой  принято, за пределами не может.

Действие по кругу лиц – распространяется на всех работников и работодателей, т.е. и на работников филиала, независимо от того участвовал ли он в кол. переговорах или передавал свои полномочия.

Ограничения

1. Применяется только на работников  этой отрасли.

2. Представители работников и работодателей не участвуют в кол. переговорах – соглашение по общему правилу распространяется только на тех работников и работодателей, которые участвовали в переговорах, однако орган отраслевого управления в сфере труда имеет право после опубликования предложить не участвовавшим в переговорам присоединиться к соглашению. Если в теч .30 кал. дней эти работодатели не направят мотивированный отказ, то соглашение считается распространенным на их. Но даже те, кто направил мотивированный отказ не освобождаются в обязанности участия в консультации в т.ч. с представителем министерства.

Акты соц. партнерства подлежат уведомительной регистрации соотв. органом по труду. Регистрация необходима что бы определить положение….. В  случае выявления противоречия эти  условия считаются недействительными и не подлежат применению об этом уведомляется соотв. инспекция труда.

 

 

 

 

 

 

Особенная часть- здесь институты  подотраслей. Иногда и чаще всего  можно увидеть простое деление. В структуре особенной части  есть образование это Коллективное трудовое право, т.е. отношение возникающие между работодателями и работниками. Здесь профсоюзы, забастовки и др.

 

Социальное партнерство — это  система взаимоотношений между  ра¬ботниками (предста-вителями работников), работодателями (предста¬вителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования тру¬довых отношений и иных непосред-ственно связанных с ними отноше¬ний (ст. 23 ТК).

Сторонами социального партнерства  являются работники и рабо¬тодатели  в лице уполно-моченных в установленном  порядке предста¬вителей (ст. 25 ТК).

Основное предназначение социального  партнерства — предупреж¬дать возникновение  конфликтов между работниками и работодателя¬ми в сфере трудовых отношений, добиваться со-гласования интересов работников, работодателей, государства.

Формами социального партнерства  являются:

¦ коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров и соглашений;

¦ взаимные консультации (переговоры) по вопросам установления трудовых и иных связанных с ними отношений, обеспечение га¬рантий трудовых прав работников и совершенствование трудо¬вого законодательства;

¦ участие работников и их представителей в управлении организа¬цией;

¦ участие представителей работников и работодателей в досудеб¬ном разрешении трудовых споров.

Органами социального партнерства  являются комиссии по регули¬рованию социально-трудовых отношений, которые создаются на всех уровнях (федеральном, региональном, террито-риальном, отраслевом) на равноправной основе из представителей сторон социального парт¬нерства.

На федеральном уровне создана  постоянно действующая Россий¬ская  трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых

отношений, членами которой являются представители общероссий¬ского объединения  профсоюзов, общероссийского объединения  рабо¬тодателей и Правительства  РФ. Деятельность ее регулируется Зако¬ном РФ от 1 мая 1999 г.

На уровне субъектов РФ могут создаваться трехсторонние комис¬сии по регулированию соци-ально-трудовых отношений, действующие в соответствии с законодательством субъектов РФ.

Деятельность территориальных  комиссий (городских, районных) осу¬ществляется  в соот-ветствии с законами субъектов РФ и положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представи-тельными органами местного самоуправления.

Отраслевые комиссии могут создаваться  на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ для подготовки отраслевых соглашений и их заключения

 

 

 

025. Коллективные переговоры (определение  представителей, порядок и сроки  ведения, результаты).

Каждая сторона имеет право  на то что бы начать коллективные переговоры, для этого она должна уведомить  др. сторону не позднее чем за 7 кал. дней другую сторону. За уклонение от переговоров предусмотрена ответственность, которую несет только работодатель, что позволяет работникам безнаказанно отказываться от соглашений. Предлагать участие переговоров можно только в том случае если работодателю известно о создании представительного органа работы. При этом работодатель не вправе требовать от работников, что бы они объединились.  Существует специальная процедура с ведением переговоров ст. 37ТК. Здесь речь идет о правильном определении представителей. Определение зависит от числа объединений, определить количество членов этих объединений, а затем выбрать то объединение, которое заключает большинство из работников данного работодателя. Если это невозможно, то должен быть создан единый представитель, а дальше это проблемы самих работников. В конце должен быть составлен письменный документ, который определяет единый орган и этот протокол направляется работодателю.

В рамках кол. переговоров стороны  должны предоставлять информацию любую  касающуюся рабочих моментов. Они имеют право приглашать специалистов , экспертов, и в рамках этих переговоров должна быть предоставлена информация с ограниченным доступом.

Лица которые участвуют в  опр. переговорах имеют определенные гарантии, они например освобождаются  от работы, но не более чем на три месяца и не могут быть уволены без предварительного согласия уполномочившего их органа за исключением дисциплинарных поступков. Существуют и другие институты, в частности это консультации по отельным вопросам. Такая форма, как участие работников в управлении производственной деятельностью ст. 52, 53 ТК, Пример получение информации по любым вопросам. и др.

 

Статья 36. Ведение коллективных переговоров

 

 

Представители работников и работодателей  участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров.

(в ред. Федерального закона  от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий. Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа.

(часть вторая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Не допускаются ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени  работников лицами, представляющими  интересы работодателей, а также организациями или органами, созданными либо финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

(часть третья введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

 

Статья 37. Порядок ведения коллективных переговоров

 

 

Представители сторон, участвующие  в коллективных переговорах, свободны в выборе вопросов регулирования  социально-трудовых отношений.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Две или более первичные профсоюзные  организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного  работодателя, по решению их выборных органов могут создать единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и заключения коллективного договора (далее - единый представительный орган). Формирование единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом в его состав должен быть включен представитель каждой из первичных профсоюзных организаций, создавших единый представительный орган. Единый представительный орган имеет право направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора от имени всех работников.

(часть вторая в ред. Федерального  закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации, индивидуального предпринимателя, имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение  о начале коллективных переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа.

Информация о работе Лекции по Трудовому праву"