Теоретические основы декоративно- прикладного искусства в учебно-воспитательном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:03, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: описание приемов выполнения мягкой игрушки, способствующих повышению уровня познавательной самостоятельности младших школьников при изучении народных традиций на уроках технологии.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников на уроках технологии.
Предмет исследования: изготовление мягкой игрушки на уроках технологии.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы декоративно- прикладного искусства в учебно-воспитательном процессе……………………………………………...6
1.1. Декоративно-прикладное искусство и современность………..………......6
1.2. Влияние декоративно- прикладного искусства на развитие личности ребенка…………………………………………………………..……………......12
1.3. Мягкая игрушка – вид декоративно – прикладного искусства ………….17
Глава 2. Опытно- экспериментальная деятельность по изучению декоративно- прикладного искусства в учебно-воспитательном процессе при изготовлении мягкой игрушки………………..………………………..22
2.1. Специфика и типы уроков технологии…………………………….…...…22
2.2. Методика изготовления мягкой игрушки на уроках технологии……….26
2.3. Описание результатов педагогической деятельности при изготовлении мягкой игрушки………………………………………………………………….32
Заключение………………………………………………………...……….…...38
Список литературы………………………………..…….……………………..40
Приложение……………………………

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 195.50 Кб (Скачать)

     Игрушки должны удовлетворять и развивать эстетический вкус, зачатки которого так рано проявляются у ребенка. И потому, они должны возбуждать и поощрять стремление ребенка к коллективным усилиям. Несомненно, все игрушки должны удовлетворять требованиям гигиены. Особое внимание должно быть обращено на качество окраски игрушек. Краски не должны никоим образом линять и пачкать рук.  Характер игрушек должен меняться не только в зависимости от возраста, он должен меняться и в течение дня в зависимости от состояния ребенка.

     Игрушка – предмет, служащий для забавы и развлечения, но одновременно являющийся средством психического развития ребенка. Игрушка является регулятором психического и физиологического развития ребенка. Чтобы развитие ребенка было своевременным и всесторонним, игрушки следует тщательно отбирать. Человечество веками отрабатывало игрушки, которые наилучшим образом соответствовали бы возможностям ребенка определенного возраста и связанного с ним физического и психического развития.

     Развитие  эмоционально-нравственной сферы личности ребенка в большой степени связано с мягкими игрушками (мишки, зайца, собаки, кошки, коровы и другие игрушки.) Из всех видов игрушек, мягкая игрушка – самая поздняя. Мягкие игрушки прототипы различных животных, которые заботливые мамы шили своим чадам из лоскутков ткани, набивали ватой, украшали, используя различные навыки рукоделия, вязание и вышивку, появились в XIX веке. В конце XIX века широкое развитие получило кустарное производство мягкой игрушки в промышленных масштабах. Сначала ХХ века начался бум в производстве мягких игрушек и возник феномен плюшевого мишки, потому что повсеместно во всем мире, самой любимой игрушкой детей, и даже взрослых, стал плюшевый медвежонок [3, 568]. Мягкая игрушка популярна и сегодня в XXI веке, несмотря на технический прогресс. Сегодня дети играют в компьютерные игры, но самым верным другом остается потрепанный плюшевый, такой любимый Мишка.

                     

     1.3. Мягкая игрушка – вид декоративно – прикладного искусства 

     В современном, быстро меняющемся мире возникает  необходимость позаботиться об укреплении связей ребенка с природой и культурой, трудом и искусством, поэтому очень важно приобщать учащихся к декоративно- прикладному искусству. Процесс приобщения учащихся к декоративно-прикладному искусству осуществляется с учетом психофизиологических особенностей детей на разных этапах их развития [30,350].

     В I–IV классах дети входят в увлекательный мир декоративно - прикладного искусства, осваивая его целостно и во взаимосвязи с окружающим миром. На уроках в начальной школе дети встречаются с произведениями народного искусства.

     В III классе дети знакомятся с разнообразными произведениями декоративно-прикладного  искусства, окружающими их в повседневной жизни, а также сами изготавливают, мастерят и украшают посуду, делают мягкие игрушки, вышивают салфетки и  платки.

     В IV классе, дети знакомятся с произведениями декоративно-прикладного искусства  своего и других народов. Более детально знакомятся с декоративным убранством традиционного жилища, народными  игрушками, праздничными костюмами.

     Мягкие  и деревянные игрушки, костюмы, - все  это становится объектом восприятия школьников. Первое наше знакомство с  миром, его познание и понимание  проходят через игрушку. Это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, она служит целям умственного, нравственного и эстетического воспитания.

     Мягкая  игрушка - это один из видов декоративно- прикладного искусства, в котором  сочетаются различные элементы рукоделия: шитье, вышивка, аппликация.  Работа с мягкой игрушкой помогает ребенку развить воображение, чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие, познакомит с традициями русского народного художественного творчества. 
Познание народных традиций вырабатывает уважение к русской культуре, вооружает способностью понимать язык народного искусства [28,176].

     Целью обучения ребенка декоративно-прикладному  искусству является развитие художественно- творческих способностей каждого ребенка  в процессе постижения мастерства традиционного русского рукоделия.

     В процессе обучения реализуются следующие  задачи:

     1) Обучающие: изучение мастерства  ручного шитья, овладение искусством  цветовых сочетаний, изучение  возможностей корректировки выкройки, изучение технологических процессов шитья игрушки, изучения приемов шитья.

     2) Развивающие: знакомство детей  с различными видами декоративно-  прикладного искусства, знакомство  детей с русским народным творчеством,  развитие у детей художественного  вкуса и творческого потенциала.

     3) Воспитательные: воспитание трудолюбия, воспитание аккуратности, развитие любви к природе, формирование самостоятельности.

     Оценка  знаний и умений в результате деятельности детей проводится на каждом занятии. Проводятся экспресс - опросы, по мере изготовления игрушек, проводятся выставки, где сами дети дают оценку той или иной игрушке. Итогом работы детей является  также участие их в районных и городских выставках.

     Система оценки результатов включает: оценку базовых знаний и навыков элементарного  образования, оценку умений и навыков допрофессиональной подготовки, оценку коллективно - индивидуальную (качество индивидуальной  работы, общая итоговая работа).

     Для построения работы на уроке, учителю  необходимо выбрать программу обучения, по которой будут работать дети. Программа обучения младших школьников декоративно-прикладному искусству рассчитана на три года.

     В результате обучения младших школьников в течение учебного года по программе  первого года обучения предполагается, что дети получат следующие основные знания и умения: знание внешнего вида, обозначения и техники выполнения основных швов, владение приемами изготовления несложных игрушек, владение способами оформления поделок, расширение кругозора в области биологии, литературы, рисования.

     В результате обучения в  течение учебного года по программе второго года обучения предполагается, что дети получат следующие основные знания и умения: знание основ техники шитья, владение приемами изготовления сложных игрушек, умение корректировки выкроек игрушек, владение приемами цветовых решений в изготовлении игрушек.

     В результате обучения декоративно- прикладному  искусству в течение учебного года по программе третьего года обучения предполагается, что дети получат  следующие основные знания и умения: знание видов русского народного творчества, владение приемами самостоятельного конструирования и изготовления игрушек.

     Для большей заинтересованности детей  в занятиях декоративно-прикладному  искусству проводятся совместные занятия  или кружки. Особенность заданий  для выполнения на занятиях кружка состоит в их методическом обеспечении в оптимальные сроки, что позволяет юным мастерам не утратить интерес к своей работе и заверить ее на творческой «нотке». Такой подход позволяет избежать непродуктивных заданий, культивировать вкус к самому процессу постижения мастерства.  Работа в кружке основана на свободном выборе и доброжелательном участии в ней детей, на совместном продуктивном сотрудничестве. Чтобы помочь ребенку сделать правильный выбор, предлагаются наглядные пособия (рисунки, фотографии, поделки и видеоролики.).

     Младшим школьникам предлагаются легкие в изготовлении игрушки, с минимальным количеством  деталей. В первый год обучения дети получают элементарное образование  по мастерству рукоделия. Элементарное образование - это целевое образование на основе специально определенных базовых знаний, умений, навыков и показателей личностно- культурного и творческого роста, важных для дальнейшего развития образования ребенка.

     На  втором году обучения происходит углубление и расширение знаний и возможностей. На третьем году дети, хорошо усвоившие технические приемы ручной и работы по изготовлению мягкой игрушки, постепенно начинают самостоятельно создавать различные поделки. Теоретический материал преподается параллельно с формированием практических навыков у детей.

     Мастерство  рукоделия детей развивается  индивидуально на уровнях: репродуктивном, репродуктивно- творческом и творческом. Все три уровня одинаково важны  в образовательном процессе. Данные уровни могут не соответствовать  годам обучения, так как одни дети к концу первого года обучения могут работать на репродуктивном и репродуктивно- творческом уровнях, а другие и на третьем году обучения продолжают работать на репродуктивном уровне.

     На  занятиях кружка дети учатся жить и  работать в коллективе, для этого  создаются все условия. В  кружке дети могут быть разного возраста, что является идеальным вариантом обучения. В таких группах концентрируются благоприятные условия для занятий, так как здесь царит лад, согласие, порядок и дружелюбное общение. В смешанной группе происходит взаимное обучение: более умелые и знающие охотно помогают младшим освоить какой- либо прием, способ, навык. Здесь действует активный метод помощи: «Из рук - в руки», что способствует интересному творческому общению и деловому дружелюбию. Очень хорошо сплачивает коллектив подготовка к праздникам и проведение их в кружке.

     Занятия декоративно-прикладным искусством очень  увлекательны. Интерес, увлеченность работой  замедляют наступление утомления  и ослабляют его. В процессе увлеченной, целенаправленной работы над изделиями декоративно-прикладного искусства дети нередко забывают, что нужно отдохнуть. Тем не менее, через определенные промежутки нужно делать небольшие перерывы, передышки.  Для каждого перерыв в работе может быть индивидуальным. Это не отвлекает остальных детей, увлеченных выполнением собственного задания, не прерывает творческого процесса создания изделий декоративно-прикладного искусства. Эффективность воспитательного воздействия на учащихся средствами декоративно-прикладного искусства зависит от правильного и своевременного планирования работы детского творческого коллектива.

     Глава 2. Опытно- экспериментальная  деятельность по изучению  декоративно- прикладного искусства в учебно-воспитательном процессе при изготовлении мягкой игрушки

 

     2.1. Специфика и типы уроков технологии 

     Урок  был и остается основной формой организации  учебно-воспитательного процесса. Наибольшей педагогической эффективности достигают  те уроки, на которых комплексно решаются проблемы обучения, воспитания и развития детей.

     По  сравнению с другими учебными дисциплинами уроки трудового обучения в начальных классах имеют  свои специфические особенности.   Основная масса учебного времени  отводится на практическую работу. Практическая работа имеет четко выраженную общественно полезную направленность: все изготавливаемые детьми изделия находят практическое применение в школе [16,26-30]

     Работа  режущими инструментами обязывает  учителя строго соблюдать правила  техники безопасности.

     Изготовление  общественно полезных вещей требует, на каждом уроке постановки четких, конкретных дидактических целей. Различные виды деятельности на уроках технологии требует разностороннего и гибкого использования всех имеющихся в арсенале современного учителя форм, методов и приёмов обучения, связи уроков трудового обучения с другими предметами.

     Типы  уроков определяют по разным критериям. Одни методисты определяют типы уроков по содержанию, например урок по обработке  ткани, бумаги, разных материалов; другие по способу проведения, например уроки-экскурсии, уроки по самостоятельному изготовлению изделий; третьи – по целям обучения, например уроки по формированию трудовых умений, комбинированные уроки [36,355].

     В настоящие время при определении  типов уроков методисты начинают учитывать различные признаки и в основу их характеристики берут структурные единицы. При таком подходе уроки рассматривают не изолированно друг от друга, а в виде серии и подразделяют уроки на простые и комбинированные.

     К простым типам относят уроки, включающие в себя несколько однородных элементов и посвященные выполнению одной дидактической цели, например уроки по изготовлению мягкой игрушки, где тетей знакомят с инструментами шитья и многим другим.

     К комбинированным типам относят  уроки, интегрирующие в себе несколько неоднородных элементов и посвященные выполнению нескольких дидактических целей.

Информация о работе Теоретические основы декоративно- прикладного искусства в учебно-воспитательном процессе