Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:03, дипломная работа
Цель исследования: описание приемов выполнения мягкой игрушки, способствующих повышению уровня познавательной самостоятельности младших школьников при изучении народных традиций на уроках технологии.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников на уроках технологии.
Предмет исследования: изготовление мягкой игрушки на уроках технологии.
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы декоративно- прикладного искусства в учебно-воспитательном процессе……………………………………………...6
1.1. Декоративно-прикладное искусство и современность………..………......6
1.2. Влияние декоративно- прикладного искусства на развитие личности ребенка…………………………………………………………..……………......12
1.3. Мягкая игрушка – вид декоративно – прикладного искусства ………….17
Глава 2. Опытно- экспериментальная деятельность по изучению декоративно- прикладного искусства в учебно-воспитательном процессе при изготовлении мягкой игрушки………………..………………………..22
2.1. Специфика и типы уроков технологии…………………………….…...…22
2.2. Методика изготовления мягкой игрушки на уроках технологии……….26
2.3. Описание результатов педагогической деятельности при изготовлении мягкой игрушки………………………………………………………………….32
Заключение………………………………………………………...……….…...38
Список литературы………………………………..…….……………………..40
Приложение……………………………
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы декоративно- прикладного искусства в учебно-воспитательном процессе……………………………………………...6
1.1.
Декоративно-прикладное
1.2. Влияние
декоративно- прикладного искусства на
развитие личности ребенка………………………………………………………….
1.3. Мягкая игрушка – вид декоративно – прикладного искусства ………….17
Глава 2. Опытно- экспериментальная деятельность по изучению декоративно- прикладного искусства в учебно-воспитательном процессе при изготовлении мягкой игрушки………………..………………………..22
2.1. Специфика и типы уроков технологии…………………………….…...…22
2.2.
Методика изготовления мягкой
игрушки на уроках технологии……
2.3. Описание
результатов педагогической деятельности
при изготовлении мягкой игрушки……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы………………………………..…….………
Приложение……………………………………………………
Введение
Декоративно-прикладного искусства тесно связано с образованием и обучением, а эффективность этого единства во многом зависит от организационно-методического уровня постановки учебно-воспитательного процесса. В современном, быстро меняющемся мире возникает необходимость позаботиться об укреплении связей ребенка с природой и культурой, трудом и искусством.
Декоративно-прикладное искусство по своему происхождению - искусство народное: народ создает вещи, народ находит им нужную форму и выражение, народ сохраняет найденную в них красоту и все свои достижения передает в наследство потомкам. В произведениях декоративно-прикладного искусства мы видим мудрость народа, его характер, уклад жизни.
Народное декоративно-прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует становлению гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство благотворно влияет на формирование будущего. Произведения декоративно-прикладного искусства формируют художественный вкус, создают эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности. На занятиях по изготовлению мягкой игрушки школьники убеждаются в том, что многие из выполняемых ими заданий носят общественно полезный характер, что, несомненно, повышает их интерес к этому виду деятельности. Первое наше знакомство с миром, его познание и понимание проходят через игрушку. Это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, она служит целям нравственного и трудового воспитания.
Мягкая
игрушка - это один из видов декоративно-
прикладного искусства, в котором сочетаются
различные элементы рукоделия: шитье,
вышивка, аппликация. Работа с мягкой игрушкой
помогает ребенку развить воображение,
чувство формы и цвета, точность и аккуратность,
трудолюбие, познакомит с традициями русского
народного художественного творчества.
Познание народных традиций вырабатывает
уважение к русской культуре, вооружает
способностью понимать язык народного
искусства». [27, 176]
Игрушка важна для развития личности ребенка. Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что игрушка всегда была действенным средством развития психики и широко использовалась в народной педагогике для социального воспитания и приобщения ребенка к жизни взрослых.
Н.К. Крупская писала о важности игрушки для ознакомления детей с окружающей действительностью, для их сенсорного развития [18, 26-28]. Как говорила известный психолог Урунтаева Г.А., что главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка действовать с игрушками. Для этого педагогу надо знать, как использовать игрушку в качестве средства психолого-педагогической работы [36, 81-85].
Проблема исследования: какое значение имеет изготовление мягкой игрушки в учебно-воспитательном процессе.
Цель исследования: описание приемов выполнения мягкой игрушки, способствующих повышению уровня познавательной самостоятельности младших школьников при изучении народных традиций на уроках технологии.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников на уроках технологии.
Предмет исследования: изготовление мягкой игрушки на уроках технологии.
Гипотеза:
изучение народных традиций на уроках
технологии становится эффективным средством
всестороннего развития и воспитания
младших школьников. Необходима система
работы по изготовлению мягкой игрушки.
Задачи исследования:
1. Познакомиться с основными видами декоративно-прикладного искусства;
2. Изучить существующие подходы к выполнению мягкой игрушки;
3. Изучить развитие познавательной и творческой активности детей в декоративном творчестве.
Методы исследования:
- анализ методической литературы по проблеме;
- наблюдение;
-беседа;
- сравнение и обобщение.
Теоретическая значимость исследования: состоит в том, что в данной работе рассмотрены современные подходы к проблеме декоративно- прикладного искусства в учебно-воспитательном процессе при изготовлении мягкой игрушки.
Практическая значимость исследования: Дипломная работа может быть использована студентами-практикантами и учителями начальной школы.
База исследования: МОУ «Колосковская СОШ», 2 - 4 классы.
Дипломная
работа состоит из двух глав, введения,
заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1.
Теоретические основы
декоративно- прикладного
искусства в учебно-воспитательном
процессе
1.1. Декоративно-прикладное искусство
и
современность
Декоративно-прикладное искусство – вид художественной деятельности по созданию предметов быта, соединяющих в себе эстетические и практические качества. Этот вид искусства отражает все многообразие человеческих потребностей. Декоративно-прикладное искусство - особая область художественной деятельности людей, в продуктах которой предназначенность для практической цели органически сливается с эстетически целесообразным формальным решением.
Декоративно-прикладное искусство играет значительную роль в эстетическом и трудовом воспитании школьников.
Декоративно-прикладное искусство особенно доступно для ребят, т.к. его красота и естественность пробуждает у них любовь к природе, интерес к истории и культуры Родины. Эстетическое и трудовое воспитание, основанное на традиционных видах народного искусства, является эффективным средством приобщения ребят к национальной культуре [10:24:25].
Среди многообразия декоративно-прикладного искусства особой популярностью у ребят младшего и среднего школьного возраста пользуются те, где изучаются лучшие художественные традиции старинного ремесла, которые нашли свое продолжение в современной жизни. Это - художественное оформление тканей: ткачество, вышивка, кружевоплетение, узорного и ажурного вязания, конструирование и моделирование одежды, изготовление игрушек из различных материалов и т.д.
Главная
задача декоративно-прикладного
Изучение
декоративно-прикладного
Трудовая деятельность школьников на занятиях творчеством органически связывается с художественной. Практическое выполнение задания – это творческий процесс, который носит эмоциональный характер и может быть использован как для приобретения навыков технического мастерства, так и для общего эстетического развития ребят, воспитание у них здорового нравственного начала, уважения к труду, приобщения к истокам народного творчества.
Следует помнить, что занятия тем или иным видом декоративно-прикладного творчества дают хорошие результаты только в том случае, если они проводятся систематически, по специально разработанной программе, учитывающей возрастные особенности ребят, их знания и навыки, полученные на занятиях технологии и конструирования и основам наук.
Другое обязательное условие – общественно полезный характер объектов труда: изделия, создаваемые учащимися, должны украшать быт, одежду, жилой или общественный интерьер.
Предоставляя детям как можно больше самостоятельности, учитель должен направлять их творческую активность, развивать у ребят способности подбирать тему для художественного оформления изделия, наиболее подходящий материал и способы его обработки.
За несколько столетий почти не изменилась техника кружевоплетения. Она традиционна, как и орнаменты старинных кружев, мотивы которых подсказаны кружевницам образами живой природы. Этот вид народного искусства по-новому зазвучал в детских работах, передавая красоту неяркой северной природы, морозные узоры на окнах.
На занятиях декоративно-прикладным искусством особое внимание уделяется приобщению школьников к общественно полезному, производительному труду через изготовление различных сувениров, игрушек для младших школьников.
Декоративно-прикладное
Декоративно-прикладная деятельность отличается большим разнообразием художественных видов работ и техники: роспись гуашью; различные виды аппликации; мозаика из цветной бумаги, из осколков стекла; конструирование из бумаги, тканей; декоративная лепка из глины и многое другое.
Занятия декоративно-прикладной деятельностью требует большого иллюстрированного материала для показа.
Обратимся к отдельным художественным техникам и видам заданий.
1.
Декоративное рисование - работа
в цвете на плоскости по
воображению или на основе
творческой переработки
Задача этого вида деятельности – развитие фантазии, чувства цветовой гармонии, ритма, композиции, умения оценивать роль взаимного расположения элементов, их согласованности по цвету, по величине, по форме [32, 35-42].
Эти задания хороши тем, что при выполнении их почти все дети добиваются интересных результатов и получают удовлетворение от процесса рисования и от работы красками. Даже если ребенок обладает минимальным навыком изображения, то декоративные задания позволяют ему утверждаться в изобразительной деятельности.
Необходимо требовать от ребят заполнять краской весь лист, не оставляя пустых незавершенных мест. Следует приучать учащихся к крупному изображению, к использованию всей поверхности листа, и наоборот – отучать их от мелких рисунков в одном углу листа, когда вся остальная поверхность неиспользована.
2. Декоративная роспись – украшение поверхности плоских или объемных предметов узорами или сюжетными рисунками. Выполняется гуашью или другими красками с помощью различных приемов кистевой росписи.
В декоративной росписи допустима творческая переработка элементов народного искусства. При этом обязателен показ образцов декоративного народного творчества. Жостовские подносы, национальная расписная посуда (Хохлома), Дымковская глиняная игрушка [32, 46- 55].