Теоретические основы декоративно- прикладного искусства в учебно-воспитательном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:03, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: описание приемов выполнения мягкой игрушки, способствующих повышению уровня познавательной самостоятельности младших школьников при изучении народных традиций на уроках технологии.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников на уроках технологии.
Предмет исследования: изготовление мягкой игрушки на уроках технологии.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы декоративно- прикладного искусства в учебно-воспитательном процессе……………………………………………...6
1.1. Декоративно-прикладное искусство и современность………..………......6
1.2. Влияние декоративно- прикладного искусства на развитие личности ребенка…………………………………………………………..……………......12
1.3. Мягкая игрушка – вид декоративно – прикладного искусства ………….17
Глава 2. Опытно- экспериментальная деятельность по изучению декоративно- прикладного искусства в учебно-воспитательном процессе при изготовлении мягкой игрушки………………..………………………..22
2.1. Специфика и типы уроков технологии…………………………….…...…22
2.2. Методика изготовления мягкой игрушки на уроках технологии……….26
2.3. Описание результатов педагогической деятельности при изготовлении мягкой игрушки………………………………………………………………….32
Заключение………………………………………………………...……….…...38
Список литературы………………………………..…….……………………..40
Приложение……………………………

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 195.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение ………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические  основы  декоративно- прикладного  искусства в учебно-воспитательном процессе……………………………………………...6

1.1.  Декоративно-прикладное искусство  и современность………..………......6

1.2. Влияние  декоративно- прикладного искусства на развитие личности ребенка…………………………………………………………..……………......12

1.3. Мягкая игрушка – вид декоративно – прикладного искусства ………….17

Глава 2. Опытно- экспериментальная  деятельность по изучению  декоративно- прикладного искусства в учебно-воспитательном процессе при изготовлении мягкой игрушки………………..………………………..22

2.1. Специфика и типы уроков технологии…………………………….…...…22

2.2.  Методика изготовления мягкой  игрушки на уроках технологии……….26

2.3. Описание  результатов педагогической деятельности при изготовлении мягкой игрушки………………………………………………………………….32

Заключение………………………………………………………...……….…...38

Список  литературы………………………………..…….……………………..40

Приложение………………………………………………………………….….43 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Декоративно-прикладного искусства тесно связано с образованием и обучением, а эффективность этого единства во многом зависит от организационно-методического уровня постановки учебно-воспитательного процесса. В современном, быстро меняющемся мире возникает необходимость позаботиться об укреплении связей ребенка с природой и культурой, трудом и искусством.

     Декоративно-прикладное искусство по своему происхождению - искусство народное: народ создает  вещи, народ находит им нужную форму  и выражение, народ сохраняет  найденную в них красоту и все свои достижения передает в наследство потомкам. В произведениях декоративно-прикладного искусства мы видим мудрость народа, его характер, уклад жизни.

     Народное  декоративно-прикладное искусство  воспитывает чуткое отношение к  прекрасному, способствует становлению гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство благотворно влияет на формирование  будущего. Произведения декоративно-прикладного искусства формируют художественный вкус, создают эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности. На занятиях по изготовлению мягкой игрушки  школьники убеждаются в том, что многие из выполняемых ими заданий носят общественно полезный характер, что, несомненно, повышает их интерес к этому виду деятельности. Первое наше знакомство с миром, его познание и понимание проходят через игрушку. Это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, она служит целям  нравственного и трудового воспитания.

     Мягкая игрушка - это один из видов декоративно- прикладного искусства, в котором сочетаются различные элементы рукоделия: шитье, вышивка, аппликация. Работа с мягкой игрушкой помогает ребенку развить воображение, чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие, познакомит с традициями русского народного художественного творчества. 
Познание народных традиций вырабатывает уважение к русской культуре, вооружает способностью понимать язык народного искусства». [27, 176]

     Игрушка важна для развития личности ребенка. Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что игрушка  всегда была действенным средством  развития психики и широко использовалась в народной педагогике для социального  воспитания и приобщения ребенка к жизни взрослых.

     Н.К. Крупская писала о важности игрушки для ознакомления детей с окружающей действительностью, для их сенсорного развития [18, 26-28]. Как говорила известный психолог Урунтаева Г.А., что главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка действовать с игрушками. Для этого педагогу надо знать, как использовать игрушку в качестве средства психолого-педагогической работы [36, 81-85].

     Проблема  исследования: какое значение имеет изготовление мягкой игрушки в учебно-воспитательном процессе.

     Цель  исследования: описание приемов выполнения мягкой игрушки, способствующих повышению уровня познавательной самостоятельности младших школьников при изучении народных традиций на уроках технологии.

     Объект  исследования: процесс обучения младших школьников на уроках технологии.

     Предмет исследования: изготовление мягкой игрушки  на уроках технологии.

     Гипотеза: изучение народных традиций на уроках технологии становится эффективным средством всестороннего развития и воспитания младших школьников. Необходима система работы по изготовлению  мягкой игрушки. 

     Задачи  исследования:

    1. Познакомиться с основными видами декоративно-прикладного искусства;   

   2.    Изучить существующие подходы к выполнению мягкой игрушки;

   3. Изучить развитие познавательной и творческой активности детей в декоративном творчестве.

     Методы  исследования:

    - анализ методической литературы по проблеме;

    - наблюдение;

    -беседа;

    - сравнение и обобщение.

     Теоретическая значимость исследования: состоит в том, что в данной работе рассмотрены современные подходы к проблеме декоративно- прикладного искусства в учебно-воспитательном процессе при изготовлении мягкой игрушки.

     Практическая  значимость исследования: Дипломная работа может быть использована студентами-практикантами и учителями начальной школы.

          База исследования: МОУ «Колосковская СОШ», 2 - 4 классы.

     Дипломная работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка литературы и приложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Теоретические  основы  декоративно- прикладного  искусства в учебно-воспитательном процессе 

     1.1. Декоративно-прикладное  искусство

     и современность 

     Декоративно-прикладное искусство – вид художественной деятельности по созданию предметов  быта, соединяющих в себе эстетические и практические качества. Этот вид искусства отражает все многообразие человеческих потребностей. Декоративно-прикладное искусство - особая область художественной деятельности людей, в продуктах которой предназначенность для практической цели органически сливается с эстетически целесообразным формальным решением.

     Декоративно-прикладное искусство играет значительную роль в эстетическом и трудовом воспитании школьников.

     Декоративно-прикладное искусство особенно доступно для  ребят, т.к. его красота и естественность пробуждает у них любовь к природе, интерес к истории и культуры Родины. Эстетическое и трудовое воспитание, основанное на традиционных видах народного искусства, является эффективным средством приобщения ребят к национальной культуре [10:24:25].

     Среди многообразия декоративно-прикладного искусства особой популярностью у ребят младшего и среднего школьного возраста пользуются те, где изучаются лучшие художественные традиции старинного ремесла, которые нашли свое продолжение в современной жизни. Это - художественное оформление тканей: ткачество, вышивка, кружевоплетение, узорного и ажурного вязания, конструирование и моделирование одежды, изготовление игрушек из различных материалов и т.д.

     Главная задача декоративно-прикладного искусства  – воспитать и сформировать  у школьников художественный вкус, привить определенные трудовые навыки в изготовлении различных поделок, развить творческую активность, фантазию, изобретательность. Увлеченность в овладении техническими приемами вышивки, ткачества, кружевоплетения перерастает у ребят в желание творить самостоятельно.

     Изучение  декоративно-прикладного искусства  представляет большие возможности  для профессиональной ориентации учащихся – знакомит их с рабочими профессиями  художественного производства и  традиционными народными промыслами, творческой лабораторией художников, модельеров и мастеров по вышивке, кружевоплетению, художественной обработке древесины, камня, металла.

     Трудовая  деятельность школьников на занятиях творчеством  органически связывается  с художественной. Практическое выполнение задания – это творческий процесс, который носит эмоциональный характер и может быть использован как для приобретения навыков технического мастерства, так и для общего эстетического развития ребят, воспитание у них здорового нравственного начала, уважения к труду, приобщения к истокам народного творчества.

     Следует помнить, что занятия тем или  иным видом декоративно-прикладного  творчества дают хорошие результаты только в том случае, если они  проводятся систематически, по специально разработанной программе, учитывающей возрастные особенности ребят, их знания и навыки, полученные на занятиях технологии и конструирования и основам наук.

     Другое  обязательное условие – общественно  полезный характер объектов труда: изделия, создаваемые учащимися, должны украшать быт, одежду, жилой или общественный интерьер.

     Предоставляя  детям как можно больше самостоятельности, учитель должен направлять их творческую активность, развивать у ребят  способности подбирать тему для  художественного оформления изделия, наиболее подходящий материал и способы его обработки.

     За  несколько столетий почти не изменилась техника  кружевоплетения. Она традиционна, как и орнаменты старинных кружев, мотивы которых подсказаны кружевницам образами живой природы. Этот вид народного искусства по-новому зазвучал в детских работах, передавая красоту неяркой северной природы, морозные узоры на окнах.

     На  занятиях декоративно-прикладным искусством особое внимание уделяется приобщению школьников к общественно полезному, производительному труду через  изготовление различных сувениров, игрушек для младших школьников.

       Декоративно-прикладное творчество  способствует художественному развитию  детей, учит видеть красоту  в реальной действительности, развивает  фантазию и воображение, изобразительность  и технические навыки, чувство композиционного равновесия и цветовой гармонии. Кроме того, декоративная работа развивает композиционное мышление, способствует овладению материала, активному использованию цвета, фактурных средств.

     Декоративно-прикладная деятельность отличается большим разнообразием художественных видов работ и техники: роспись гуашью; различные виды аппликации; мозаика из цветной бумаги, из осколков стекла; конструирование из бумаги, тканей; декоративная лепка из глины и многое другое.

     Занятия декоративно-прикладной деятельностью требует большого иллюстрированного материала для показа.

     Обратимся к отдельным художественным техникам и видам заданий.

     1. Декоративное рисование - работа  в цвете на плоскости по  воображению или на основе  творческой переработки впечатлений от действительности.

     Задача  этого вида деятельности – развитие фантазии, чувства цветовой гармонии, ритма, композиции, умения оценивать  роль взаимного расположения элементов, их согласованности по цвету, по величине, по форме [32, 35-42].

     Эти задания хороши тем, что при выполнении их почти все дети добиваются интересных результатов и получают удовлетворение от процесса рисования и от работы красками. Даже если ребенок обладает минимальным навыком изображения, то декоративные задания позволяют ему утверждаться в изобразительной деятельности.

     Необходимо  требовать от ребят заполнять  краской весь лист, не оставляя пустых незавершенных мест. Следует приучать  учащихся к крупному изображению, к  использованию всей поверхности  листа, и наоборот – отучать их от мелких рисунков в одном углу листа, когда вся остальная поверхность неиспользована.

     2. Декоративная роспись украшение поверхности плоских или объемных предметов узорами или сюжетными рисунками. Выполняется гуашью или другими красками с помощью различных приемов кистевой росписи.

     В декоративной росписи допустима  творческая переработка элементов  народного искусства. При этом обязателен показ образцов декоративного народного  творчества. Жостовские подносы, национальная расписная посуда (Хохлома), Дымковская глиняная игрушка [32, 46- 55].

Информация о работе Теоретические основы декоративно- прикладного искусства в учебно-воспитательном процессе