Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 11:49, реферат
Декоративное искусство прошло огромный путь развития -- от элементарных украшений первобытными людьми различных орудий, глиняной посуды, одежды до сложного комплекса многочисленных изделий в современном интерьере, городе. Развитие это шло в нескольких направлениях, или срезах.
1. Исторические закономерности развития декоративного творчества 3
2. Задачи по знакомству в детском саду 11
3. Программы по обучению декоративно-прикладному искусству 14
4. Методика знакомства детей с декоративно-прикладным искусством 16
5. Практическая часть 19
Декоративно-прикладное искусство в детском саду - реферат
Оглавление
1. Исторические закономерности развития декоративного творчества 3 2. Задачи по знакомству в детском саду 11 3. Программы по обучению декоративно-прикладному искусству 14 4.
Методика знакомства
детей с декоративно- 5. Практическая часть 19 1. Исторические
закономерности развития Декоративное искусство прошло огромный путь развития -- от элементарных украшений первобытными людьми различных орудий, глиняной посуды, одежды до сложного комплекса многочисленных изделий в современном интерьере, городе. Развитие это шло в нескольких направлениях, или срезах. Одним из них выступает жанровое развитие декоративного искусства. Декоративное творчество захватывает в свою орбиту постепенно все более широкий круг объектов окружения и сегодня стало едва ли не универсальным. Новые жанры возникали и возникают в нем не только при втягивании в сферу декоративного творчества новых явлений, например кораблестроения в Х -- XI веках, книгопечатания в XIV -- XV веках, садово-паркового дела в XVI -- XVII веках и т. д. Они появляются также в силу развития технологий декоративной обработки материалов. Так, в XVII -- XVIII веках возникает европейское производство фарфоровой посуды, вскоре давшее толчок развитию мелкой декоративной пластики. В XIX веке зарождается и результате прогресса в металлургии и металлообработке жанр станковой художественной чеканки, ныне получившей весьма широкое распространение наряду с новым ее жанром -- монументальным, вышедшим на улицу. Характерно, что вскоре после появления первых электрических приборов освещения предпринимаются попытки использовать их для вечерней иллюминации города («русский свет» в Париже на Эйфелевой башне). Сегодня благодаря простоте и безопасности устройства сложных систем электрической иллюминации декоративная театрализация пространства и действий с помощью света, применявшаяся уже в древности с использованием факелов (например, факельные шествия), получила грандиозный размах. На жанровое развитие декоративного искусства существенное влияние оказывает социальное развитие общества, неуклонно ведущее к демократизации жизни, вовлечению в активную деятельность все больших слоев общества. В частности, с переходом от рабовладельческой общественно-экономической формации к феодальной начинается развитие собственно народного декоративного творчества и его своеобразных жанров, зачастую неповторимых у разных народов: расшитых или вышитых полотенец, глиняной игрушки, резной декорировки фасадов изб, ковроделия и др. В современную эпоху декоративное творчество ознаменовалось еще большим развитием самодеятельного начала, в том числе самодеятельности у детей и школьников. Оно прочно проникло в общественный быт, производственный и учебный процессы, став их необходимым элементом в виде стенгазет, досок объявлений, пригласительных билетов, плакатов, наглядных учебных пособий и др. Особенностью
развития декоративного искусства,
связанной со спецификой его эстетической
функции служить Строгой классификации жанров декоративного искусства нет. Принято их различать по признакам материала, техники исполнения и типам назначения. В настоящее время существуют следующие основные жанры декоративного искусства: оформление интерьеров (бытовых, общественных, производственных, учебных), оформление музеев, выставок и выставочных территорий, садово-парковое искусство, оформление улиц, в том числе вечернее, в праздники и т.п., театрально-декорационное искусство, одежда, декоративные бытовые изделия и украшения, сувениры и значки, игрушки, малые графические, формы, декоративный плакат и стенгазета, станковая чеканка, монументальные виды чеканки, живописи и графики (входят в оформление интерьеров, территорий, улицы), гобелен, художественная мебель, ювелирное искусство и др. Другой срез в развитии декоративного искусства -- смена художественных стилей. В декоративном творчестве своеобразные черты художественного стиля наиболее ярко обнаруживаются в организации и оформлении интерьеров, уличных и садово-парковых ансамблей, то есть в специфических для той или иной эпохи принципах, приемах и средствах комплексного решения декоративной среды. Ведущая роль этих жанров в стилевом развитии всего декоративного искусства объясняется тем, что импульсы стилевого развития исходят от архитектуры, с которой эти жанры связаны самым тесным образом. Стили в архитектуре в своих основных чертах почти сразу находят отклик и поддержку, развитие в декоративном творчестве. Поэтому периодизация стилей последнего в основном совпадает со стилевой периодизацией истории архитектуры. Однако, изучая историю декоративно-прикладного искусства, нужно учитывать, что наблюдались отдельные периоды, когда этот вид искусства играл сравнительно с архитектурой более важную роль в создании художественного образа интерьера. Это относится, в частности, к современному интерьеру жилых и общественных зданий. Их архитектурно-строительная основа отличается конструктивным рационализмом, одной из причин чего являются жесткие экономические нормативы массового строительства. Третий срез исторического развития декоративного искусства -- темы, мотивы и сюжеты произведений, в том числе орнаментации. Их изменение происходит в прямой связи с появлением в декоративном искусстве новых жанров и сменой стилей. В тематике декоративного искусства всегда находили и будут находить отображение преимущественно такие темы и мотивы, которые связаны с хозяйственно-производственной и общественной деятельностью людей. В памятниках искусства кочевых племен мы видим почти исключительно изображения животных, на которых были сосредоточены интересы и помыслы человека. В тематике декоративного творчества оседлых земледельческих народностей решительно преобладает растительный мир и разнообразная, порой космологическая, символика, связанная с основными циклами жизни природы и сельскохозяйственной деят ельности. В последующие
столетия тематическая структура декоративного
искусства значительно Значительно прочнее
сохранялись и во многом дошли
до наших дней национальные особенности
в художественной трактовке, манере,
почерке построения форм и характере
выразительных приемов и Сегодня в декоративном
искусстве также находят О народных умельцах рассказывается в Ипатьевской летописи. Наглядное представление о красочности древних хором дают миниатюры Остроумова евангелия. В Изборнике Святослава 1073 года содержатся изображения расписных фасадов зданий. Народное ремесло Киевской Руси было представлено мастера множества профессий, в том числе художественных и отделочных. Места концентрации народных художественных промыслов определились давно и связаны прежде всего с наличием того или иного природного материала, а также с перекрестками торговых путей, центрами культуры и рядом других факторов. К XVI -- XVII векам на землях нашего государства в основном уже сложилась нынешняя география промыслов, определилось их национальное и местное своеобразие в композиционном решении формы, в понимании материала, в рисунке и пластике, цвете и отделке. Тесная связь
народного прикладного Народное прикладное искусство зачастую впитывает в себя те или иные достижения в творчестве профессиональных мастеров. Известна, в частности, роль живописцев конца XIX -- начала XX века в деятельности подмосковных и Смоленских художественных промыслов, в возрождении вятской игрушки, в развитии мелкой костяной пластики. Основным видом
материала художественного В центральной полосе страны много изделий вырабатывалось из лозы черемухи и ивы -- в Костроме, Кинешме, в Ивановской области. Почти повсеместно применялась и береста, из которой изготавливались бураки (туески) для воды, молока и кваса, набирухи, или корзины, для ягод и грибов, короба и пестери (вид заплечного короба). Для изготовления разных бытовых изделий и игрушек шла также солома злаковых растений (в Прибалтике и на юге -- камыш, на Кавказе -- бамбук). Изготовление глиняной посуды всегда было одним из самых распространенных промыслов на всей территории страны. От века к веку оно совершенствовалось: научились подбирать сорта глины, замешивать ее с добавками, обжигать при различных режимах, обливать стеклом, расписывать, штамповать. В зависимости от ресурсов сырья и топлива появилась специализация: гончарные изделия производятся в Скопине, Балхаре, Дымкове, Чернигове и др., майолика -- в Гжели, Косове и др., фаянс и фарфор -- на Верхней Волге. Украшение одежды -- один из самых массовых и самобытных видов творчества у всех народов нашей страны. Ткань, являющаяся почти всегда основным материалом для изготовления одежды, подвергается самой разнообразной художественной отделке. На нее набивается орнамент с резных досок (набойка), ее расписывают, вышивают, в том числе жемчугом и бисером, гофрируют, украшают вязаными кружевами (Вологда, Вятка, Елец, Рязань и т.д.). Бытовал промысел узорного ткачества в России, на Украине, в Белоруссии. В Прибалтике, на Украине и Кавказе давно было распространено шерстяное вязание. Ковроделие, первоначально появившись в кочевом хозяйстве, было воспринято и развито оседлыми народами. На Севере ковры делались из шкур, в Казахстане и в горном Кавказе -- валяные. У оседлых земледельческих народов Средней Азии, Украины и других высокого совершенства достигает многодельный тканый ковер, вырабатываемый вручную на больших станках. Север страны славился
изделиями из меха и кожи. По ним
вышивали цветной ниткой, бусами, бисером.
Часто в одном изделии Как и изделия из глины, изделия из металла издревле получили повсеместное распространение в качестве продукта народного промысла. Металл ковали, гнули, лили, чеканили, гравировали, чернили. Жестяные изделия в Жостове расписывались. Из металла изготовлялся довольно большой круг бытовых изделий, постепенно расширявшийся. Часто декоративные детали из металла, в основном из листового и полосового железа, применялись как украшения здания с полезной функцией: дымники, водолеи, оковка дверей и др. Широко они применялись и в мебели. В северных районах страны (Холмогоры, Тобольск, Якутия) видное место заняла мелкая скульптура из кости, гравировка на бивнях моржей, прорезная кость для декорировки мелкой утвари. При раскопках древнего Новгорода также было найдено много костяных изделий, среди которых и шахматные фигуры. Южнее, например, под Москвой в Хотькове, но особенно в горных районах Кавказа (Кисловодск, аулы Дагестана и др.) до сих пор существует промысел обработки рога. В республиках Прибалтики по сей день видное место занимает янтарный промысел. С древних времен Прибалтика была поставщиком янтаря для всего мира. Польский писатель Я. Маховский в книге «История морского пиратства» писал, что флибустьеры, корсары, каперы специально охотились за кораблями, которые шли из Прибалтики в Египет с грузом янтаря. В Паланге во дворце Тышкевичей в настоящее время создан музей янтаря. Позже других промыслов начали развиваться обработка камня (Урал, Алтай) и изготовление изделий из стекла (Ленинград, Гусь-Хрустальный и др.). В Центральных районах России в конце XIX века начала появляться на базе иконописания и лакокрасочного промысла замечательная лаковая миниатюра на мелких шкатулках и позже на небольших платках (Федоскино, Палех, Мстеры, Холуй). Это один из примеров сравнительно недавнего появления нового жанра в народном декоративно-прикладном творчестве. Весьма большое распространение получило также гипсовое литье (копилки в виде кошечек, статуэтки), лубочные картинки и др. Следует отметить также такие, видимо, древние виды художественных промыслов, как роспись яиц (Украина, юг России) и выпечка фигурных и узорчатых резных пряников (Тула, Москва и др.). Вообще разнообразие промыслен необычайно. Они появляются, по сути дела, там, где в наличии имеется какой-то свободный материал и, конечно, определенная художественная идея. Сегодня порой можно видеть на рынке, например, сравнительно немного обработанные (без сюжета) наплывы на стволах деревьев, интересные и что-то напоминающие корни растений и т. п. Слава российских мастеров художественных промыслов давно стала всемирной. Наша страна богата художественными дарованиями. Только в Российской Федерации ныне работает свыше 70 тысяч мастеров. Среди них видные художники, как Герой Социалистического Труда, народный художник СССР Н. Зиновьев, кружевница Н. Васильева, народные и заслуженные художники РСФСР палешанин Б. Ермолаев, мастер хохломской живописи О. Лушина, кубачинец Р. Алиханов и многие другие. За последние несколько лет более 30 художников народных промыслов стали лауреатами премий имени И.Е. Репина. В разных городах страны организуются выставки народного творчества. Огромная роль
в пополнении кадров мастеров художественных
промыслов принадлежит 2. Задачи по знакомству в детском саду Задача развития творчества детей, воспитателей, учителей, преподавателей вузов была выдвинута как одна из центральных задач всей системы образования в нашей стране. Развитие творчества в обществе, отвергающем «духовную монополию» становится одной из первоочередных задач воспитания подрастающего поколения. В наши дни подчеркивается необходимость формирования нового человека, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Задачи перестройки системы народного образования в стране, поставленные в документах реформы общеобразовательной и профессиональной школы, включая первое ее звено -- дошкольные учреждения, требуют развития самостоятельности, инициативы и творчества детей во всех областях их деятельности. Работа эта должна начинаться с раннего детства и осуществляться разными средствами, среди которых особое место принадлежит художественно-творческим деятельностям. Одной из таких деятельностей является декоративно-прикладное искусство. Оно рано начинает привлекать внимание На занятиях
по декоративно-прикладной росписи
развиваются эстетическое восприятие,
представление, эстетические чувства.
Накапливается сенсорный опыт, обогащается
речь. У детей развиваются Обучение декоративно- Исключительно важное значение в духовном развитии дошкольников, в их трудовом и эстетическом воспитании, в подготовке их к труду в народном хозяйстве имеет декоративно-прикладное искусство. Народное декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью культуры, активно влияет на формирование художественней вкусов. Высокая духовно-идейная
значимость народного декоративно- |
Информация о работе Декоративно-прикладное искусство в детском саду