Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 10:18, реферат
Декоративная роспись Урала — одно из самобытнейших явлений русского народного искусства. Она включает в себя гармоничную и поразительную по своей цельности роспись бытовых вещей: берестяной посуды, деревянной утвари, металлических изделий и распространённый среди крестьянства обычай расписывать свои дома.
Зарождение большинства центров народной уральской росписи протекало сложным путём. Прежде всего это было связано с тем, что с XVII-XVIII века начинается колонизация восточной части России русскими, которая протекала в несколько этапов. Первые переселенцы заложили основу культуры уральского крестьянства близкую к культуре русского Севера, Поморья,а в XVIII-XIX веке Украины, Поволжья, Вятского края внесла в неё серьёзные коррективы.
1. Урало-сибирская роспись, время и место зарождения на Урале.
2. Особенности технологии изготовления предметов искусства.
3. Особенности выразительного языка.
4. Литература
Министерство образования и науки Российской Федерации
ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет»
Факультет дошкольного образования
Кафедра дошкольной педагогики и психологии
Реферат
по дисциплине « Теория и методика развития детской изодеятельности»
Тема: Народное декоративно-прикладное искусство Урала. Урало-сибирская роспись.
Оценка_____
Проверила____________
«___»____________20__г.
Работа сдана на проверку:
«___»______________20__г.
Содержание
1. Урало-сибирская роспись, время и место зарождения на Урале.
2. Особенности технологии
изготовления предметов
3. Особенности выразительного языка.
4. Литература
Декоративная роспись Урала — одно из самобытнейших явлений русского народного искусства. Она включает в себя гармоничную и поразительную по своей цельности роспись бытовых вещей: берестяной посуды, деревянной утвари, металлических изделий и распространённый среди крестьянства обычай расписывать свои дома.
Зарождение большинства центров народной уральской росписи протекало сложным путём. Прежде всего это было связано с тем, что с XVII-XVIII века начинается колонизация восточной части России русскими, которая протекала в несколько этапов. Первые переселенцы заложили основу культуры уральского крестьянства близкую к культуре русского Севера, Поморья,а в XVIII-XIX веке Украины, Поволжья, Вятского края внесла в неё серьёзные коррективы.
Переселенцы везли с собой не только припасы и одежду, но так же деревянную посуду и металлические орудия труда. Но самым ценным было то, что они везли с собой культуру, обычаи, жизненный уклад той местности, откуда переселялись. Наверное, поэтому на Урале сложились столь разнообразные стили росписи деревянной утвари.
Большой
поток переселенцев положил
Большой подъём в художественной жизни XVII в. охватывает крупные города Прикамья, среди которых ведущую роль играл Соликамск. Кроме промышленного, он приобрёл большое торговое значение, являясь к тому же и крупным торговым центром. Так же как Тюмень и Тобольск.
В
Тобольске иконы писали
2. Особенности технологии изготовления предметов искусства.
В это время на Урале складывается два направления расписной утвари: роспись металлических и деревянных изделий.
Первое
получило распространение в
Различные
сёла специализировались на
Развитию
деревообрабатывающих
В
40х года XIX века широкое распространение
получил промысел по
3. Особенности выразительного языка.
Этот
вид изделий был очень
Покрывали
изделия цветочной росписью. Самой
распространённой композицией
В
композиции и колорите росписи
художники находили
Бураки делились на два вида: "шпаклевка" и "полушпаклевка". Различались они между собой только степенью подготовки. "Полушпаклевку" перед окраской фона немного шпаклевали составом из мела и столярного клея, чтобы заделать соединительный шов. "Шпаклевку" перед покраской фона грунтовали и выглаживали до идеально ровной поверхности — однако при этом совершенно терялась прелесть бересты. Такие бураки и туеса чаще украшались росписью "под малахит", "под черепаху" и т.п.
После
росписи изделие покрывали
Еще
одним центром по производству
и росписи берестяных изделий
была Нижняя Салда, хорошо
Третьим
крупным центром бурачного
Распространенная в первой половине XIX в. центрическая композиция с уравновешенным букетом, вписываемая в квадрат или круг, использовалась всеми промыслами по изготовлению бураков на протяжении всего их производства??
Однако
художники расписывали не
Крестьянский быт, наполненный
обрядовыми элементами декоративно-прикладного
искусства, способствовал устойчивому
сохранению в народных ремёслах древнейших
мотивов. Развитым видом народного
искусства на Урале было создание
праздничных обрядовых прялок. Над
ними трудились мастера-
Детскую
прялку родители дарили
На
Урале прялки чётко
Прялки-корневушки делали сами крестьяне. Проходящие через деревни красильщики расписывали такие прялки цветочными мотивами, стилистически связанными с домовыми росписями.
В Кунгуре и его округе существовали корневые и токарные прялки. Они отличались стройностью пропорций и характерным рисунком верхнего края лопасти в виде гребня с тремя полукруглыми вырезами. Их росписи были разнообразными. В целом кунгурская роспись относится к живописному типу русских кистевых росписей. Особенностью её были цветочные мотивы, плотно заполняющие поверхность. Наиболее любимой и чаще всего используемой была композиция цветущего дерева с сидящими на нём птицами.
В
уральской росписи
В долматовских прялках сложилась своя разновидность живописи с размашистой манерой исполнения. Композиция этих прялок была сродни стенописям, с распространённым принципом панно и необязательной симметрией.
В
горнозаводских селениях
Наиболее
самобытной разновидностью
Обвинская роспись-особый вид народных уральских росписей, в которой получили развитие орнаментально-графические элементы. Это произошло благодаря массовому изготовлению вещей на рынок, что требовало упрощению приёмов росписи. Сказалось влияние поволжских центров народной росписи, в которых были сильны графические элементы. Обвинской росписи был свойственен холодный колорит, как и в целом на Урале. Но иногда использовалась теплая гамма росписи. Графичность мотивов и лаконичность окраски создавали особую декоративность росписи. Художники добивались в своих цветах особого цветового эффекта, рассчитанного на привлечение внимания в базарной сутолоке. Для этого применяли контрастные цвета, что усиливало впечатление насыщенности каждого отдельного цвета и всей росписи в целом. На оранжевом фоне они прописывали голубые листья, а «разживку» писали жёлтой. Если роспись велась по зелёному фону, то в орнаменте обязательно преобладал красный цвет.
Для обвинских прялок характерно традиционное композиционное построение, когда три цветочные группы располагаются на оси симметрии, хотя встречались и непривычные живописные приёмы, что было связано с индивидуальным творчеством мастеров. Все варианты обвинской росписи объединял образ необычного дерева или куста. Крестьяне по-разному понимали мотив растущего дерева. Для одних это было дерево жизни, для других символ райских садов. Но он всегда был основой содержания этого искусства, придавал глубокий смысл росписям уральских прялок.
Наряду с утварью на Урале было принято расписывать жилища. Этот обычай появился с середины XIX века, это объясняется тем, что до этого периода крестьянские избы топились по-чёрному.
Формированию
целостного стиля уральской