Декоративно -прикладное искусство в Польше 19 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 19:17, реферат

Краткое описание

В настоящее время Польша сочетает в себе множество культур различных народов и цивилизаций. И в таких условиях не удивительно, что Польша может гордиться своими славными художниками, писателями , музыкантами и т д.
Что говоря об декоративно-прикладном искусстве, то это вид искусства который развивался очень прогрессивно начиная с 11века. И с каждой эпохой оно становилось все ярче, интереснее и в наше современное время в произведениях декоративно-прикладного искусства находятся традиции народного искусства.

Оглавление

Введение.
2. Что такое декоративно-прикладное искусство?
3. История развития архитектуры, изобразительного и декоративно- прикладного искусства.
4. Культура и искусство Польши в 19 веке.
5. «Молодая Польша».
6. Народная керамика.
7. Заключение.
8. Список литературы.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 479.50 Кб (Скачать)

Содержание

1. Введение.

2. Что такое декоративно-прикладное  искусство?

3. История развития  архитектуры, изобразительного и  декоративно- прикладного искусства.

4. Культура и искусство  Польши в 19 веке.

5. «Молодая Польша».

6. Народная керамика.

7. Заключение.

8. Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

  Польша – сравнительно небольшое государство в Западной Европе. Довольно мало появляющаяся на международной арене, Польша не раскрывает в себе обширных сведений и сейчас очень немногие четко представляют себе какого же на самом деле это маленькое государство.

Выбирая именно эту тему для реферата, у меня имелось несколько причин. Во-первых, я хотела бы больше узнать об истории развития изобразительного искусства Польши. Во-вторых, меня заинтересовало именно декоративно- прикладное искусство, потому что это вид искусства, где  произведения обладают эстетическими качествами, служат для оформления быта и интерьера.

  Раскрывая данную тему, для меня оказалось чрезвычайно увлекательно и познавательно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Что такое декоративно-прикладное искусство?

  Декоративно-прикладное искусство, раздел декоративного искусства; охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. Слово «декоративный»(от лат.decorare –украшать) означает- украшающий. Произведениями могут быть: различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, а также одежда и всякого рода украшения. Наряду с делением произведений декоративно-прикладное искусство по их практическому назначению в научной литературе со 2-й половины 19 в. утвердилась классификация отраслей по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево) или по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т.д.). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством . Решая в совокупности, как и архитектура, практические и художественные задачи, декоративно-прикладное искусство одновременно принадлежит к сферам создания и материальных, и духовных ценностей. Произведения неотделимы от материальной культуры современной им эпохи, тесно связаны с отвечающим ей бытовым укладом, с теми или иными его местными этническими и национальными особенностями, социально-групповыми и классовыми различиями. Составляя органическую часть предметной среды, с которой повседневно соприкасается человек, произведения декоративно-прикладного искусства своими эстетическими достоинствами, образным строем, характером постоянно воздействуют на душевное состояние человека, его настроение, являются важным источником эмоций, влияющих на его отношение к окружающему миру.

  Эстетически насыщая  среду, окружающую человека, произведения  декоративно-прикладного искусства в то же время как бы поглощаются ею, так как обычно воспринимаются во взаимосвязи с её архитектурно-пространственным решением, с входящими в неё другими предметами или их комплексами (сервиз, гарнитур мебели, костюм, набор ювелирных изделий). Поэтому идейное содержание произведений может быть понято наиболее полно лишь при ясном представлении (реальном или мысленно воссозданном) об этих взаимосвязях предмета со средой и с человеком.

  Архитектоника предмета, обусловленная  его назначением, конструктивными возможностями и пластическими свойствами материала, часто играет основополагающую роль в композиции художественного изделия. Нередко в декоративно-прикладном искусстве красота материала, пропорциональные соотношения частей, ритмическая структура служат единственными средствами воплощения эмоционально-образного содержания изделия (например, лишённые декора изделия из стекла или др. ничем не тонированных материалов). Здесь наглядно проявляется особое значение чисто эмоциональных, неизобразительных средств художественного языка, использование которых и роднит декоративно-прикладное искусство с архитектурой. Эмоционально-содержательный образ зачастую активизируется образом-ассоциацией (сопоставлением формы изделия с каплей, цветком, фигурой человека, животного, её отдельными элементами, с каким-либо другим изделием — колоколом, балясиной и т.п.). Декор, появляясь на изделии, также существенно влияет на его образную структуру. Нередко именно благодаря своему декору бытовой предмет становится произведением декоративно-прикладного искусства. Обладая собственной эмоциональной выразительностью, своим ритмом и пропорциями (нередко контрастными по отношению к форме, как, например, в изделиях хохломских мастеров, где скромная, простая форма чаши и нарядная, праздничная роспись поверхности различны по своему эмоциональному звучанию), декор зрительно видоизменяет форму и в то же время сливается с ней в едином художественном образе. В декоративно-прикладном искусстве  для создания декора широко привлекаются орнамент и элементы (порознь или в самых различных сочетаниях) изобразительного искусства (скульптура, живопись, реже  графика). Средства изобразительных искусств и орнамент служат в декоративно-прикладном  искусстве  не только для создания декора, но порой проникают и в форму предмета (детали мебели в виде пальметт, волют, звериных лап, голов; сосуды в виде цветка, плода, фигуры птицы, зверя, человека). Иногда орнамент или изображение становятся основой формообразования изделия (узор решётки, кружева; рисунок плетения ткани, ковра). Необходимость согласовать декор с формой, изображение — с масштабом и характером изделия, с его практическим и художественным назначением приводит к трансформации изобразительных мотивов, к условности трактовки и сопоставления элементов натуры (например, сочетание в оформлении ножки стола мотивов львиной лапы, крыльев орла и лебяжьей головы).

  В единстве художественной  и утилитарной функций изделия,  во взаимопроникновении формы  и декора, изобразительного и  тектонического начал проявляется синтетический характер декоративно-прикладного  искусства. Произведения  рассчитаны на восприятие и зрением, и осязанием. Поэтому выявление красоты фактуры и пластических свойств материала, искусность и многообразие приёмов его обработки получают в декоративно-прикладном  искусстве значение особо активных средств эстетического воздействия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История развития архитектуры, изобразительного  и  декоративно-прикладного искусства

  Древнейшие памятники на территории Польши относятся к эпохе неолита - сосуды с "линейно-ленточным", "накольчатым", "шнуровым" и другими орнаментами, к эпохам бронзы и железа - укрепленные общинные поселения (Бискупин, около 550-400 до н. э.), культовые повозки с фигурками птиц и зверей (лужицкая культура), "лицевые" урны (поморская культура), памятники искусства древних славян (керамические сосуды, фибулы и др.). VII-XII вв. датируются обобщённая по формам скульптура (изображения богов и зверей), остатки славянских поселений с деревянно-земляными укреплениями (в Гданьске, Гнезно, Вроцлаве и др.).

С принятием христианства (966) развивается  каменное культовое зодчество (капелла-ротонда  Девы Марии на Вавеле в Кракове). Со второй половины XI в. утверждается романский  стиль: суровые и величественные трехнефные базилики (частично сохранившиеся костёлы в Познани и Гнезно, костёл св. Анджея в Кракове) с монументальными башнями (костёл в Туме, около 1141-61), иногда с перспективными порталами и междунефными столбами, покрытыми богатой резьбой (костёл Марии Магдалины во Вроцлаве). Ясностью и строгостью форм отличались немногочисленные романские крипты (крипта св. Леонарда в соборе на Вавеле в Кракове). Редким памятникам скульптуры (тимпан портала костёла Девы Марии "на песке" во Вроцлаве) присуща мягкая обобщённость форм. Нарядной орнаментальностью и жизненной непосредственностью изображений отличаются рельефы бронзовых дверей костёла Девы Марии в Гнезно. Живописи XII-XIII вв. (фрески костёлов в Туме и Червиньске) присущи плоскостность, локальность расцветки. В XIV-XV вв. укрепление феодальной монархии в Польше способствовало расцвету городской культуры. Распространилась готика, в которой своеобразно преломлялись воздействия Германии, Чехии и Нидерландов. На юге сооружались базиликальные храмы из камня и кирпича (собор на Вавеле и костёл Девы Марии в Кракове), на севере - зальные кирпичные костёлы (костёл Девы Марии в Гданьске), отличающиеся величественностью и строгостью облика. Просторные интерьеры перекрыты крестовыми, звездчатыми или трехдольными "пястовскими" сводами. В конце XV - начале XVI вв. нарастает декоративность. Появляются кристаллические своды с живописной орнаментацией. Деревянные костёлы (в Дембно, вторая половина XV в.) сохраняют связь с народным зодчеством. Бурно растущие города в XIV-XV вв. застраиваются по регулярному плану и окружаются каменными стенами с воротами, башнями, а иногда и с предвратными укреплениями-барбаканами (в Кракове, Варшаве). Городские постройки отличаются многообразием готического декора (ратуши в Торуни и Вроцлаве, Ягеллонский университет в Кракове). Замки в XIV-XV вв. имели на юге нерегулярный план (Бендзин), на севере - прямоугольный (Цеханув). На севере сохранились укрепленные монастырские комплексы крестоносцев (Мальборк, XIII-XV вв.). В изобразительном искусстве XIV-XV вв. нарастает реалистическое начало (готические надгробия с наивно-выразительными фигурами "плакальщиков" и схематичными фигурами умерших). Деревянная скульптура в начале XV в. отражает влияние "мягкого стиля". В главных произведениях готической скульптуры Польши - алтаре костёла Девы Марии в Кракове (1477-89, скульптор Вит Стош; см. Ф. Штос) - реалистические устремления поздней готики сочетаются с веяниями Возрождения.

Живопись XIV-XV вв. отражает контакты на юге с чешским, на севере с нидерландским, на востоке с древнерусским (росписи капеллы замка в Люблине, 1418) искусством. В стенных росписях, отличающихся утонченным линейным ритмом, появляются пейзажные и жанровые мотивы (костёл в Неполомице, 1360-70), нарядная орнаментация (костёл в Дембно, около 1500). Алтарной живописи XV в. при декоративной плоскостности свойственно стремление к передаче национальных типов, жизненных ситуаций, а со второй половины XV в. (отчасти под нидерландским влиянием) - и к передаче пространства и объёма. Но сохраняется и любовь к декоративному узорочью (триптих с "Успением богоматери", около 1508, Марцин Чёрный) Высокого расцвета достигает в XI-XV вв. декоративно-прикладное искусство (серебряное утварь, оружие, витражи).

В конце XV - начале XVI вв. с распространением гуманистических идей в Польше складывается культура Возрождения. Главным образом итальянскими архитекторами в XVI - начале XVII вв. перестраиваются дворцы и замки (замок на Вавеле в Кракове, с внутренним двором, обнесённым аркадными галереями, 1502-16), в костёлах создаются ренессансные капеллы (капелла Сигизмунда I в соборе на Вавеле в Кракове, 1517-33). Ренессансные формы в городском строительстве вплоть до XVII в. переплетаются с готическими традициями. В домах и ратушах наряду с лоджиями, аркадными внутренними дворами, ордерными порталами широко применяются декоративные аттики с нарядной орнаментальной резьбой (торговые ряды суконщиков "Сукеннице" в Кракове, ратуша в Познани). В северных и центральных районах Польши в конце XVI - начало XVII вв. проявляется воздействие нидерландского маньеризма (арсенал в Гданьске, дома в Казимеже-Дольны). В изобразительном искусстве XVI в. нарастает светское начало (живописные фризы в залах замка на Вавеле в Кракове). Развивается портретная и батальная живопись, высокого уровня достигает миниатюра (миниатюры "Кодекса Бальтазара Бехема" со сценами жизни городских сословий, 1505). Широкое распространение получают скульптурные надгробия с ордерным декором. В конце XVI - начале XVII вв. в них усиливается маньеристический декоративизм (Санти Гуччи, Ян Михалович из Ужендова). В алтарной живописи, отмеченной наивно-реалистическими чертами, ощутимо воздействие венецианского Позднего Возрождения. В декоративно- прикладном искусстве XVI в. (серебряные реликварии, оружие, ткани) готические традиции уживаются с отдельными мотивами ренессанса.

С наступлением феодально-католической реакции (начало XVII в.) начинается строительство  церквей в стиле барокко (костёл св. Петра и Павла в Кракове, 1605-19), которые достигают особой пышности, композиционной сложности и динамики в конце XVII - начале XVIII вв. (костёл сакраменток в Варшаве, костёл бернардинцев в Кракове). С середины XVIII в. интерьеры костёлов отделываются в стиле рококо. В деревянном зодчестве уживаются барочные и готические формы. Для замков конца XVI - начала XVII вв. характерна усложнённость плана (пятиугольный замок в Уязде, 1631-44). С конца XVII в. под воздействием французского зодчества сооружаются парадные загородные резиденции с курдонёрами и регулярными парками (дворец в Вилянуве, ныне в черте Варшавы), а также городские дворцы без боковых флигелей (дворец Красиньских в Варшаве). Со второй половины XVII в. применяется декоративная скульптура из стукко, с конца XVII в. - иллюзионистические росписи. В середине XVIII в. получают широкое распространение деревянные алтари с пышной резьбой. В портретной, батальной и отчасти алтарной живописи сосуществовали барочные и наивно-реалистические черты. Бытовавшим в мелкошляхетской среде парадным и надгробным (так называемым сарматским) портретам были свойственны декоративная плоскостность, острая жизненная выразительность изображений. Портретная гравюра Польши XVII-XVIII вв. отражала воздействие Нидерландов. В декоративно-прикладном искусстве, отличавшемся необычной пышностью, мотивы европейского барокко сочетались с восточными и национальными орнаментами (мебель, ворсовые ковры, гобелены, шёлковые "персидские" пояса).

С конца XVIII в. на развитие искусства  влияли просветительство, антифеодальное и национально-освободительное движение. Архитектуре классицизма (с 1770-х гг.) свойственны вначале отдельные барочные черты (дворцово-парковьй комплекс Лазенки в Варшаве). Для построек конца XVIII - начала XIX вв. характерны камерность, изысканная простота форм (церкви и дворцы архитекторов Ш. Б. Цуга, X. П. Айгнера, Я. Кубицкого). В конце 1810-20-х гг. архитектура классицизма становится более парадной, приобретает пространственный размах (ансамбли центр, площадей Варшавы, архитектор А. Корацци). В период политической реакции 1830-х гг. строительство сокращается, усиливаются тенденции стилизаторства и эклектизма. Во второй половине XIX в. хаотически разраставшиеся города застраивались доходными домами с дворами-колодцами. На рубеже XIX и XX вв. архитектор С. Виткевич в поисках национального своеобразия создал так называемый стиль Закопане, использующий традиции народной архитектуры. В начале XX в. распространился стиль "Модерн" (Старый театр в Кракове, архитекторы Т. Стрыеньский, Ф. Мончиньский; Банк кооперативных обществ в Варшаве, архитектор Я. Хёйрих-младший).

При королевском дворе в Варшаве в последней трети XVIII в. главную роль играли иностранные художники (живописцы М. Баччарелли, И. Б. Лампи, Б. Беллотто). Придворному искусству противостояли художники, стремившиеся выразить в исторических композициях гражданственно-патриотические настроения эпохи [Ф. Смуглевич (П. Смуглявичюс), М. Стахович]. Зарождение демократического бытового жанра связано с Я. П. Норблином и его последователями М. Плоньским и А. Орловским. В первой трети XIX в. господствующим направлением был академический классицизм. Но развивался и бытовой жанр, основанный на непредвзятом наблюдении натуры (сцены городской жизни Ф. Пиварского, Ф. Пенчарского). В 1840-50-х гг., в эпоху подъёма национально-освободительного движения, утвердился романтизм, проникнутый национально-демократическими тенденциями (П. Михаловский и др.). С середины XIX в. получила развитие историческая живопись, достигшая своей вершины в 1860-80-х гг. в творчестве Я. Матейко. Демократическая пейзажная и жанровая живопись в 1860-х гг. проникнута социально-критическими нотами (А. Котсис, Ю. Шерментовский, В. Герсон). Тенденции демократического реализма достигают вершины в 70-80-х гг. в картинах на темы сельской и городской жизни М. и А. Герымских, Ю. Хелмоньского. В батальной живописи романтизм Ю. Коссака сменяется бытовизмом Ю. Брандта. С конца 1880-х гг. возникают тенденции натурализма и салонного академизма, отмеченные порой фольклорно-символическими чертами (Х. Семирадский, В. Прушковский и др.). На рубеже XIX и XX вв. распространяются импрессионизм (Ю. Панкевич, О. Бознаньская, Я. Станиславский, Л. Вычулковский) и стиль "модерн". Искусству "модерна" в Польше наряду с изощрённой декоративной фантазией, а иногда и чертами салонности свойственны национально-демократические устремления и тенденции символизма (Я. Мальчевский, С. Выспяньский, Ф. Рущиц, В. Войткевич). Социально-реалистические тенденции проявились в гравюрах А. Каменьского, картинах С. Ленца. Новый подъём переживала графика (гравюры Вычулковского, книжное оформление Выспяньского, архитектурные рисунки С. Ноаковского, плакаты Ю. Мехоффера, К. Фрыча). В скульптуре реализм и стиль "модерн" сосуществовали с импрессионизмом (В. Шиманевский, К. Лящка, К. Дуниковский). После периода упадка на рубеже XIX и XX вв. возникают попытки обновления декоративно- прикладного искусства, возрождения народных промыслов Например: керамика, мебель, килимы Выспяньского, К. Тихы, Щепковского.(Щепковский Ян (Szczepkowski) (1878-1964), польский скульптор и мастер декоративно-прикладного искусства. Представитель стиля "модерн". Учился в Школе обработки дерева в Закопане (1892-96), в Школе изящных искусств в Кракове (1896-1900) и в Париже (1904-07) у О. Родена и Э. А. Бурделя. Профессор (с 1922) и директор (1925-29) Городской школы декоративного искусства и живописи в Варшаве. Использовал отдельные приёмы кубизма. В своих произведениях (алтарь Рождества на Всемирной выставке в Париже, 1925; памятник В. Богуславскому перед Большим театром, 1936, рельефы на здании сейма, 1928-54, - оба в Варшаве; портреты), отличающихся плоскостностью и декоративной изощрённостью композиции, прибегал к стилизации форм в духе народной резьбы по дереву.

Информация о работе Декоративно -прикладное искусство в Польше 19 века