Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 19:17, реферат
В настоящее время Польша сочетает в себе множество культур различных народов и цивилизаций. И в таких условиях не удивительно, что Польша может гордиться своими славными художниками, писателями , музыкантами и т д.
Что говоря об декоративно-прикладном искусстве, то это вид искусства который развивался очень прогрессивно начиная с 11века. И с каждой эпохой оно становилось все ярче, интереснее и в наше современное время в произведениях декоративно-прикладного искусства находятся традиции народного искусства.
Введение.
2. Что такое декоративно-прикладное искусство?
3. История развития архитектуры, изобразительного и декоративно- прикладного искусства.
4. Культура и искусство Польши в 19 веке.
5. «Молодая Польша».
6. Народная керамика.
7. Заключение.
8. Список литературы.
Стани́слав Выспя́ньский (польск. Stanisław Wyspiański; 15 января 1869, Краков — 28 ноября 1907, там же) — польский поэт, драматург, живописец, дизайнер мебели и интерьеров. Будучи патриотически настроенным писателем, создал серию символических национальных драм, проникнутых художественной философией движения «Молодая Польша». Выспяньский являлся одним из наиболее выдающихся и разносторонних художников Европы своего времени. В творчестве он удачно сочетал идеи модернизма с фольклорными и историческими мотивами. Неофициально его называли «четвёртым польским пророком». Творческий тандем оказался весьма успешным, и помимо прочего отметился участием в конкурсе декораторского искусства в Париже и разработкой внешнего вида занавеса для театра им. Юлиуша Словацкого в Кракове.)
После создания самостоятельного буржуазного польского государства (1918) искусство развивалось противоречивым путём. Стремление к освоению достижений западноевропейской культуры, попытки создания современного национального стиля и поиски новых форм реализма сосуществовали с формальным экспериментаторством. В архитектуре 20-30-х гг. тенденции неоклассицизма и функционализма (здание общества "Прюденталь" в Варшаве, Ягеллонская библиотека в Кракове и др.) соседствовали с модернистической стилизацией в духе народного зодчества. Предпринимались попытки регулирования городской застройки, создания рационально организованных районов (Жолибож в Варшаве). Делались первые опыты массовой застройки в духе функционализма (архитекторы Б. и С. Брукальские, Ш. Сыркус, Б. Пневский). Возможности реализации проектов были ограниченны. В изобразительном искусстве проявились черты кубизма и экспрессионизма (живопись и скульптура З. Пронашко, Т. Чижевского). Обращение к традициям народного искусства нередко сочеталось с модернистической стилизацией. Демократическую линию в "фольклорном" направлении представляли гравюры В. Скочиляса, отчасти исходившие из традиций лубка. Они оказали влияние на формирование польской графической школы XX в. (Б. Краснодембска-Гардовска, Т. Кулисевич и др.). Демократическую линию в живописи представляли Ю. Т. Маковский, своеобразно претворявший приёмы примитивизма и кубизма, и Ф. Коварский, тяготевший к драматизму и неоклассической обобщённости изображений. В творчестве "колористов" (Я. Цибис, X. Рудзка-Цибисова и др.) получили своеобразное национальное воплощение приёмы постимпрессионизма. В 30-х гг. социальный протест выражали в отвлечённо-экспрессивных формах живописцы М. Ярема, И. Стерн, Т. Кантор. Художники X. Краевская, Ю. Краевский, Ф. Бартошек обращались к традициям прогрессивной немецкой графики. Бесчеловечность и лицемерие буржуазного мира разоблачали сатирические рисунки Б. Линке. В скульптуре стилизация в духе народного искусства (Я. Щепковский) сосуществовала с неоклассическими тенденциями (памятники и статуи В. Виттига, А. Замойского). Крупнейший польский скульптор Дуниковский, творчески перерабатывая приёмы кубизма и экспрессионизма, создал героический по духу, национальный монументальный стиль. Большие успехи были достигнуты в рекламной графике и плакате (В. Ястшембовский, Т. Гроновский, Э. Бартломейчик), декоративно-прикладном искусстве (килимы, керамика, мебель, изделия из металла).
Во время второй мировой войны 1939-45 многие населённые пункты Польши были разрушены, памятники культуры уничтожены. После установления народной власти многие города и памятники были восстановлены при участии СССР и других социалистических стран. В послевоенной архитектуре важную роль играли мастера старшего поколения (Сыркус, Пневский, Брукальские). В жилом строительстве строчная застройка с экономичными малоэтажными зданиями с середины 50-х гг. (благодаря внедрению индустриальных методов) сменяется свободными по планировке жилыми комплексами с многоэтажными крупнопанельными и крупноблочными домами, а с начала 60-х гг. - и с домами из взаимозаменяемых сборных элементов. В связи с бурным развитием промышленности в 50-х гг. были созданы новые гг. Нова-Хута (ныне в черте Кракова), Нове-Гыхы близ Катовице и др. Общественные здания в конце 40-х - начале 50-х гг. строились в национальных традициях функционализма ("Дом партии" в Варшаве, универмаг в Познани). После краткого увлечения историческими стилями (площадь Конституции в Варшаве) в конце 50-х гг. возникло тяготение к рациональной простоте форм. Постройкам 60-х - начала 80-х гг. присущи функциональная целесообразность планировки, смелость и оригинальность конструктивных решений, выразительное ритмическое сочетание типовых звеньев (Дом студенток в Кракове, магазин "Суперсам" в Варшаве и др.). Ведётся реконструкция городских центров, в которой проявляется стремление к созданию выразительных объёмно- пространственных композиций (ансамбль Маршалковской улицы в Варшаве, центр г. Катовице). В городских комплексах важную роль играют декоративная скульптура, мозаики, витражи. Достигнуты большие успехи в строительстве больниц и школ, спортивных сооружений, промышленных зданий (фабрики в Калише, Вышкуве и др.).
В становлении изобразительного искусства участвовали крупные старейшие мастера (монументы Дуниковского, исторические и аллегорические композиции Коварского и др.). В начале 50-х гг. к темам социалистического строительства и революционной борьбы обращаются многие художники. Гуманистические национальные традиции получают новое развитие в скульптурном портрете (Дуниковский, А. Карны и др.) станковой графике и плакате, отличающихся богатством художественных форм (графические циклы Кулисевича, плакаты Т. Трепковского и др.). Сохраняются традиции "колоризма" (живопись Цибиса и др.). Отдельные мастера продолжают следовать приёмам фовизма, кубизма и экспрессионизма. С середины 50-х гг. самодовлеющие пластические искания выступают на первый план. Распространяются абстрактное искусство, сюрреализм, а с конца 60-х гг. оп-арт, поп-арт и другие неоавангардистские течения. Вместе с тем возникают и тенденции возврата к реализму. Группы художников-реалистов создаются в Варшаве, Гданьске и др. Создаются картины на тему индустриализации, пейзажи, портреты, бытовые сцены, выразительные монументы (Музей Конечны и др.). Для искусства 70-80-х гг., часто обращающегося к проблемам труда, войны и мира, характерны поиски эмоционально острых, художественно изощрённых решений. Ряд скульпторов и живописцев обращается к традициям народного искусства. Высокий расцвет переживает станковая и книжная графика, отличающаяся экспрессией и декоративным изяществом образов, многообразием художественных приёмов. Композиционной остротой, декоративностью, остроумной выдумкой выделяется плакат. Уделяется большое внимание развитию народных художественных промыслов, художественному конструированию промышленных изделий. В произведениях декоративно-прикладного искусства поиски современных форм сочетаются с использованием традиций народного искусства.
Картина на керамике .
Польша сер. 19в.
Сабля Карабела.Польша 19в. 1
Культура и искусство Польши в 19в.
Своеобразие путей развития польского искусства в 19 века определялось той драматической исторической ситуацией, которая сложилась после раздела Польши (1795) между Россией, Австрией и Пруссией. В труднейших условиях раздробленности страны польский народ вел борьбу за утверждение принципов национальной культуры, явившуюся частью общего национально- освободительного движения, которое развивалось на протяжении 19 века. Патриотическая направленность польского искусства сообщала ему романтический пафос национального самоутверждения.
После окончания
Венского конгресса в 1815 году,
когда в рамках Российской
империи было основано
Неудача восстания в 1830—1831 годах привела к усилению реакции, закрытию в Варшаве и Вильно университетов, перемещению культурного центра в Галицию, в Краков. Многие участники восстания вынуждены были эмигрировать в Париж, где некоторое время работали Мицкевич, Шопен, живописцы Родаковский и Михаловский.
«Молодая Польша» в искусстве
«Молодая Польша» («Młoda Polska»), условное название периода в развитии польской литературы и пластических искусств 1890-1918 и совокупности неоромантических тенденций в польской литературе и пластических искусствах конца 19 - начала 20 вв.
В области пластических
искусств движение ««Молодая
Польша» (в искусстве)»
Народная керамика Польши
Среди других видов народного искусства, до сегодняшнего дня сохранившихся в Польше, керамика относится к числу наиболее интересных. Искусство польских гончаров насчитывает не одну сотню лет. Археологические раскопки свидетельствуют о древней родословной этого ремесла. Народное гончарство на протяжении веков пользовалось у жителей польских деревень и сел огромным спросом , сократившимся лишь в начале XX столетия, когда гончарная посуда стала постепенно вытесняться посудой фабричного производства: фаянсовой, фарфоровой и эмалированной. Работавшие некогда на территории Польши гончарные мастерские почти уже не встречаются. Лишь в восточных районах страны гончарное ремесло занимает еще довольно прочные позиции.
Польская народная
керамика не поражает зрителя
эффектными поливами, изысканностью
форм, богатством украшений. Она
скромна, зато по-земному
В основном продукцию
деревенских мастеров
Особым видом посуды,
характерном для всей
Очень распространены
небольшие миски для еды, чаще
всего сильно суживающиеся к
донцу, прямые или чуть
Необычно разнообразны
по своим формам кувшины. Для
переноски жидкостей
В польском гончарстве
наиболее интересна
Черная керамика в прошлом выделывалась на территории всей Польши. Ныне производством ее заняты в основном только гончарные мастерские восточных и юго-восточных воеводств республики (Келецкого, Жешовского, Любельского и Белостоцкого).
Способ производства
черной керамики прост. На
Наиболее интересны
образцы черной керамики из
мастерской Казимира Роговского
(село Бяла Подласка, Люблинское
воеводство). Мягкого серого цвета,
украшенные классическим по
Другой вид неглазурованной керамики, широко распространенный в Польше, - это керамика, расписанная ангобами по красному черепку. Роспись производится кистью или рожком, либо сразу на сыром сосуде, либо на подсушенном. Она делается всегда до обжига, во время которого ангобы приобретают определенную окраску. Наиболее красивой керамикой, расписанной ангобом, чаще всего белым и коричневым, славится село Денкув под Кельцами. Денкувская керамика успешно соперничает с гончарными изделиями из Болимува под Лодзью, расписанными цветными ангобами по белому фону.
Наибольшим успехом пользуются гончарные изделия из Болимува и Хмельно (Поморье). Болимувская керамика известна росписями птиц, выполненными по белому ангобу, а керамика Хмельно - богатством орнаментальных композиций. Однако, несмотря на высокие декоративные качества изделий этих мастерских, они не могут соперничать с безыскусной свежестью изделий гончарных мастерских Жешувского воеводства (села Лонжек Ордынацки и Домастава). Богатство фантазии, живописная свобода мазка, тонкое чувство пропорций и объемов в сочетании с ясностью назначения - вот что делает эту керамику столь привлекательной.
Помимо росписи,
сосуды украшаются либо
Информация о работе Декоративно -прикладное искусство в Польше 19 века