Декоративно прикладное искусство

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 21:06, доклад

Краткое описание

Актуальность исследования : резьба по дереву является важной частью декоративно прикладного искусства башкирского народа.

Цель: использование технологий резьбы по дереву, как средства развития декоративно прикладного искусства.

Оглавление

1.Введение…………………………………………………………………………………….2

2. Традиции резьбы по дереву у башкир…………………………………….....3

3. Художественное выпиливание лобзиком…………………………………….5

4. Материал для резьбы по дереву……………………………………..…….…..7

5. Мастер по дереву Ибатуллин Ришат…………………………………..…..….9

6. Заключение………………………………………………………………………………11

7. Список литературы………..…………………………………………………………12

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 107.00 Кб (Скачать)

Содержание

1.Введение…………………………………………………………………………………….2

2. Традиции резьбы  по дереву у башкир…………………………………….....3

3. Художественное  выпиливание лобзиком…………………………………….5

4. Материал  для резьбы по дереву……………………………………..…….…..7

5. Мастер  по дереву Ибатуллин Ришат…………………………………..…..….9

6. Заключение………………………………………………………………………………11

7. Список  литературы………..…………………………………………………………12

 

                      Введение

Резьба по дереву - это изображение, рисунок  или узор, выполненные на деревянных изделиях. Резьба по дереву является одним  из видов монументально-декоративного искусства и применяется для отделки и украшения интерьеров общественных зданий и архитектурных сооружений. Резные работы по дереву - национальный вид искусства у многих народов России..

Украшение домов  деревянными резными узорами и элементами — традиционное для народного декоративно-прикладного искусства — широко распространено в нашей стране. Орнаментовке подвергаются не только наличники, карнизы, фронтоны, двери, ворота, беседки, террасы, но и различные ограждения. Одевая скромный дом в деревянные кружева, хозяин не только украшает его, но и показывает свое мастерство, художественный вкус.

Актуальность исследования : резьба по дереву является важной частью декоративно прикладного искусства башкирского народа.

Цель: использование технологий резьбы по дереву, как средства развития декоративно прикладного искусства.

Задачи: 1) показать традиции резьбы по дереву у башкир;

2) техника  выполнения художественного выпиливания  лобзиком;

3) рассмотреть  различные породы древесины для  резьбы;

4) познакомиться  с мастером Ибатуллиным Ришатом.

Объект  исследования: декоративно прикладное искусство.

Предмет: технология резьбы по дереву.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                1. Традиции резьбы по дереву у башкир

Резьба по дереву, один из ранних видов декоративного народного творчества. В Башкортостане получила развитие в зоне липовых и березовых лесов. Резьбой орнаментировались седла, стремена, чехлы для оружия, посуда, детали ткацкого станка и др.

     Домовая резьба покрывала карнизы, наличники  и двери домов и мечетей, калиточные проемы, опорные столбы и створки ворот; с заделкой фронтонов стали украшаться причелины, фризы дома; изредка полосу узора помещали на углах. Технические  приемы резьбы были разнообразными: пропильная - ажурная и накладная, старинная глухая долбленая (ногтевидная, желобчатая, двугранно-, трехгранно-выемчатая) резьба. Распространенным приемом башкирских  мастеров резьбы по дереву было углубление фона. Характерные орнаментальные мотивы домовой резьбы - солярные узоры, роговидные мотивы в форме отд. или сдвоенных завитков, интеграла, в виде "бегущей волны" и др. В Юго-Восточном Башкортостане узоры на плоскости наличников копировали мотивы вышивки и аппликации на сукне и войлоке. В пропильной резьбе, особенно в центральных районах, преобладали растительные композиции, иногда в узор вплетались изображения птиц и зверей, часто стилизованные. В Северном Башкортостане зооморфные сюжеты сочетались с геометрическими фигурами. Со второй половины XXв. домовая резьба сочетается с раскраской дерева, с выделением орнамента, часто детального и многоцветного1.

        2. Художественное выпиливание лобзиком

     

Художественное выпиливание лобзиком — вид обработки древесины. Древесина — доступный материал, ее обработка не требует сложных инструментов. Детали орнаментальных украшений предназначены для воспроизведения по ним изделий.

Что заставляет людей, большую часть времени  отдающих основной работе, заниматься выпиливанием, резьбой? Заниматься творчеством человека побуждает желание самовыразиться, желание запечатлеть в своих творениях отношение к окружающему миру. Несмотря на кажущуюся простоту выпиливания, сделать самую простую вещь непросто. Но в любом случае человек делает вещь, украшающую быт, а главное, делает это с удовольствием и желанием. Многие посетители антикварных магазинов, музеев с интересом и удовольствием рассматривают предметы убранства, старинную мебель. Людям нравятся изделия, удобные для повседневной жизни и радующие своим внешним видом. Все чаще в отделке современной мебели встречаются элементы ручной работы. Очень многие желают иметь мебель, предметы домашнего обихода, существующие в единственном экземпляре. Выпиливание лобзиком близко к резьбе по дереву. Популярным видом художественной обработки дерева является пропильная (сквозная ажурная) резьба.

Пропильная резьба — вид декоративной обработки древесины, при котором намеченные на плоской поверхности узоры выпиливаются с помощью лобзика или выкрутной пилы. В пропильной резьбе декоративность достигается ажурной сеткой.

Пропильная резьба

    Пропильная  резьба — разновидность прорезной, она наиболее пригодна к выпиливанию лобзиком. Основы пропильной резьбы — плосткостной сквозной орнамент. Красивы узоры пропильных деревянных полос, расположенных на фасадах домов. Завитки сквозного растительного или геометрического орнаментов прекрасно смотрятся на фоне стены. Самый распространенный мотив — S-образный завиток с закрученными концами. Очень привлекательны в пропильной резьбе (или при выпиливании лобзиком, пилами) животные и птицы. Интересны мотивы змеи, являющейся в древности покровительницей дома, змея чаще всего принимает вид дракона. Женская фигура также является орнаментом в пропильной резьбе 2.

           3. Материал для резьбы по дереву

Для резьбы по дереву используют различные породы древесины. Выбор той или иной породы зависит от назначения и формы  украшаемого изделия и вида резьбы.

Из лиственных пород деревьев часто для резьбы применяет липу. Древесина липы легко и чисто режется, мало подвержена растрескиванию и короблению. Из-за низкой твердости липу не используют для изготовления мебели, поэтому ее применение ограничено мелкими бытовыми изделиями.

Древесина ольхи также легко режется, мало коробится, хорошо воспринимает отделку и имитируется под другие породы, например под красное дерево. Все это делает ее пригодной для всех видов работ.

Прекрасный  материал для резьбы - древесина березы. Она тверже липы и ольхи и режется труднее, но качество резьбы лучше. Древесина березы хорошо окрашивается и отделывается. Ее недостатки - способность легко поглощать и отдавать влагу, а также склонность к короблению и растрескиванию, что не позволяет применять ее в больших изделиях. Из березы можно делать накладные резные украшения и детали мебели и других изделий.

Для резьбы на мелких изделиях - посуде, сувенирах - используют древесину тополя и осины.

Дуб издавна применяли для крупных декоративных резных работ и изготовления мебели с резьбой. Резьба по дубу сложна и трудоемка из-за высокой твердости древесины и склонности скалываться, но очень выразительна и декоративна.

Древесина бука по твердости близка к дубовой, но дает меньше сколов, так как она более однородна. Бук хорошо окрашивается водными растворами красителей и отделывается. Применяют бук в основном для мелких резных работ.

Древесина ореха - наилучший материал для резных работ. Она прекрасно режется во всех направлениях, редко скалывается и позволяет выполнять самую точную резьбу. Древесина ореха хорошо отделывается и особенно полируется. Ее используют при изготовлении мебели как для резьбы на массиве, так и для накладной резьбы в сочетании с другими породами. Для высокохудожественных резных изделий малых форм и становой скульптуры древесина ореха также считается наилучшим материалом.

Для мелких изделий, украшаемых резьбой, используют и более редкие породы древесины: яблонючерешню и т.д.

Из хвойных  пород для резьбы применяют древесину сосныеликедратиса. Из сосны издавна вырезали украшения для наличников, икон, карнизов, ворот. Эта резьба крупная, поэтому неравномерность в плотности слоев ранней и поздней древесины хвойных пород не затрудняет работу.

Ель режется  легче сосны, но у нее больше сучков и она очень твердая, поэтому  она реже применяется для резьбы3.

             4. Мастер по дереву Ибатуллин Ришат

    Интервью 19.12.2011.

Ибатуллин Ришат мастер по резьбе по дереву. Родился в деревне Верхнеарметово Ишимбайского района,где и по сей день продолжает жить.

- Давно ли Вы занимаетесь этим видом творчества и где этому научились?

- Вырезаю, примерно, десять лет. Научился вырезать у нашего односельчанина Хафизова Агзама. Его работы мне всегда нравились и вызывали интерес, я попросил его научить меня, он не отказался, все подробно показал, рассказал. Затем сам начал делать наличники для окон.

- Узоры придумываете сами?

- Использую шаблоны моего мастера, придумываю сам.(слайд 1-5)

- Какую породу дерева вы используете?

- Липу, так как она легко режется и не растрескивается.

- Продаете ли Вы свои работы?

- Я не привык брать денег, люди которые заказывают работы приносят краску и материал. Родственникам и друзьям дарю свои работы.

- Есть ли желающие у Вас научиться вашему искусству?

- Пока никто не интересовался. Но мой сын Рустам занимается резьбой, только он работает в другом направлении: делает столы, стулья, тумбы под телевизор, сундуки и т.д.(слайд 6) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение 

     Редкий  дар резьбы становился занятием всей жизни некоторых мужчин. Резные изделия, изготовленные их золотыми руками, пользовались широким спросом на местных базарах и ярмарках. Опытные резчики бережно хранили и передавали тайны и секреты прикладного творчества от поколения к поколению. Молодые мастера обогащали и усовершенствовали его. Декоративно-прикладное искусство башкир претерпело в своей истории периоды взлёта и упадка. Но все же и до сегодняшнего дня оно донесло замечательные образцы произведений культуры, созданные руками народных мастеров из башкир. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список литературы

  1. Шитова С.Н. Резьба и роспись по дереву у башкир. Уфа: Китап, 2001. С.11-13.
  2. Энциклопедия технологий и методик.

    3. Интервью 19.12.2011. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Декоративно прикладное искусство