Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 09:24, статья
Динамические процессы преобразований во всех сферах жизни нашего общества требуют от современного человека: способности гибко реагировать на изменения, происходящие в социуме, переносить имеющиеся знания, умения, навыки и другие виды деятельности, быстро включаться в решение трудных задач, находя неординарные, нестереотипные выходы из сложных ситуаций, самостоятельно реализуя их.
НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ЗАУРАЛЬЯ КАК ФАКТОР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ
О.В. Бутина
МБОУ г. Кургана «СОШ № 38», учитель ИЗО
Динамические процессы преобразований во всех сферах жизни нашего общества требуют от современного человека: способности гибко реагировать на изменения, происходящие в социуме, переносить имеющиеся знания, умения, навыки и другие виды деятельности, быстро включаться в решение трудных задач, находя неординарные, нестереотипные выходы из сложных ситуаций, самостоятельно реализуя их. Все это ставит перед современной школой задачу воспитания человека высокой творческой культуры, способного к активному образу жизни.
Одним из способов творческого развития личности является приобщение школьников к народной художественной культуре своего края: знакомство с характерными особенностями национальной одежды, обычаями, традициями, народными промыслами. Изучение искусства своего народа - мощное средство эстетического, трудового и нравственного воспитания. Самобытные художественные изделия передают детям представления народа о красоте и доброте, учат любить и уважать труд и мастерство, восстанавливать утраченные национальные традиции, которые раньше тесно связывали поколения.
«Литературное краеведение и искусство родного края», «Историческое краеведение», «Географическое краеведение» - название предметов, которые входят в обязательный перечень тех учебных дисциплин, которые изучаются в образовательных учреждениях нашей области. Региональный компонент представляет собой систему знаний о литературе, искусстве, истории, географии Курганской области.
Различные аспекты приобщения
подрастающего поколения к
Обязательный минимум содержания курса регионального (национально-регионального) компонента ГОСТа предлагает изучение модуля «НДПИ Зауралья» в 5 классе. К сожалению, остается без внимания знакомство детей с архитектурой родного края, творчеством художников, мастеров синтетических видов искусств Курганской области. Но даже использование педагогического потенциала только НДПИ в образовательно-воспитательном процессе способно существенно повлиять на творческое развитие личности школьника, поскольку оно объединяет в своем содержании художественное, познавательное, трудовое начало и может рассматриваться как важное средство формирования многообразных творческих интересов обучающихся.
Народные промыслы способствуют
развитию местных самобытных культурных
традиций, выражению народного
При ознакомлении с НДПИ родного края, отражающим опыт многих поколений, накопленный на протяжении веков, исключительно важным является формирование эстетического ценностного отношения к нему. Именно этот вид искусства, как часть отечественной и мировой художественной культуры, впитавший в себя мудрость и талант многовекового коллективного творчества, позволяет открыть широкий простор для эстетического образования детей, делает их жизнь духовно богаче.
Однако остаётся нерешённым ряд вопросов, связанных с обоснованием структуры, содержания и технологии приобщения к эстетическим ценностям детей школьного возраста при изучении НДПИ Зауралья.
Уроки искусства родного края, имеют свои особенности:
• планировать их нужно, учитывая специфику ДПИ как вида искусства;
• подбирать изделия НДПИ и художественный материал высокой художественно-эстетической ценности;
• сочетать ознакомление с региональными промыслами с использованием изобразительного искусства, музыки, архитектуры, истории, религии, географического расположения своего края и т.д.;
• производить личностное отношение к данному виду искусства, чтобы помочь ученику самовыразиться, самоутвердиться и осознать, что мастера ДПИ не только отражают свое восприятие и понимание мира, но и передают энергию собственного видения жизни с ее добром и злом, красотой и уродством и этим помогают ребенку творить свое «Я» в единстве с природой, человечеством, нацией.
Интерес школьников к НДПИ родного края появится тогда, когда будут выдержаны как специфические особенности таких уроков, так и методологические принципы их:
• понимание обучающимися искусства, как художественного отражения духовной жизни народа;
• учета возрастных, психологических и познавательных возможностей школьников, их общего развития;
• соблюдение возрастной динамики личностного восприятия искусства;
• формирование умения воспринимать художественные ценности и шлифовать свою культуру чувств;
• отбор художественного материала с учетом принципа от простого к сложному;
• глубокое знание учителем истории родного края;
• целесообразность и разнообразие учебных форм работы и типов уроков, которые усиливали бы заинтересованность художественным наследием земляков;
• личностно ориентированный подход в формировании учебных вопросов и задач, а также в выборе модели урока с четко предсказуемыми и контролируемыми результатами.
Основными методами обучения и формами организации учебно-познавательной деятельности на занятиях по НДПИ родного края для 5-х классов являются: беседа; заочное путешествие; конкурс знатоков ДПИ Зауралья; встречи с мастерами, викторины, экскурсии, посещение краеведческого музея, выставок ДПИ. Освоение материала идет через собственную творческую деятельность, что позволяет обучающимся самоактуализироваться в рамках изучаемого материала, проявить свои творческие способности в различных видах деятельности, использовать свой витагенный опыт, превратиться из пассивных слушателей в активных участников занятий.
В методических работах описаны разные позиции в оценке характера и специфики изучения различных видов искусств в школе и классификации уроков. К сожалению, занятия по искусству родного края обойдены вниманием. Специфика таких уроков очевидна, на них рассматривается материал большего объема, чем на обычном занятии; учебная деятельность обучающихся обозначена большей самостоятельностью.
Детский возраст имеет
богатейшие возможности для развития
творческих способностей. К сожалению,
эти возможности с течением времени
необратимо утрачиваются, поэтому необходимо,
как можно эффективнее