Народное декоративно-прикладное искусство Зауралья как фактор творческого развития школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 09:24, статья

Краткое описание

Динамические процессы преобразований во всех сферах жизни нашего общества требуют от современного человека: способности гибко реагировать на изменения, происходящие в социуме, переносить имеющиеся знания, умения, навыки и другие виды деятельности, быстро включаться в решение трудных задач, находя неординарные, нестереотипные выходы из сложных ситуаций, самостоятельно реализуя их.

Файлы: 1 файл

Бутина НДПИ Зауралья.docx

— 24.29 Кб (Скачать)

НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ЗАУРАЛЬЯ КАК ФАКТОР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ

О.В. Бутина

МБОУ г. Кургана «СОШ № 38», учитель ИЗО

 

Динамические процессы преобразований во всех сферах жизни нашего общества требуют от современного человека: способности гибко реагировать на изменения, происходящие в социуме, переносить имеющиеся знания, умения, навыки и другие виды деятельности, быстро включаться в решение трудных задач, находя неординарные, нестереотипные выходы из сложных ситуаций, самостоятельно реализуя их. Все это ставит перед современной школой задачу воспитания человека высокой творческой культуры, способного к активному образу жизни.

Одним из способов творческого развития личности является приобщение школьников к народной художественной культуре своего края: знакомство с характерными особенностями национальной одежды, обычаями, традициями, народными промыслами. Изучение искусства своего народа - мощное средство эстетического, трудового и нравственного воспитания. Самобытные художественные изделия передают детям представления народа о красоте и доброте, учат любить и уважать труд и мастерство, восстанавливать утраченные национальные традиции, которые раньше тесно связывали поколения.

«Литературное краеведение  и искусство родного края», «Историческое  краеведение», «Географическое краеведение» - название предметов, которые входят в обязательный перечень тех учебных дисциплин, которые изучаются в образовательных учреждениях нашей области. Региональный компонент представляет собой систему знаний о литературе, искусстве, истории, географии Курганской области.

Различные аспекты приобщения подрастающего поколения к эстетическим ценностям региональной культуры рассматривались  в системе образования (Р.И. Атутовым, М.М. Будаевой, В.В. Судаковым, Н.Х. Сопоевой, Н.С. Ширяевой и др.). Проблемам совершенствования эстетического образования при изучении народного декоративно-прикладного искусства (НДПИ) Курганской области посвящены работы: А.Н. Зырянова, В.С. Медведевских, В.Н. Никитина, Ю.Н. Окунева, Р.Н. Пономаревой и др..

Обязательный минимум содержания курса регионального (национально-регионального) компонента ГОСТа предлагает изучение модуля «НДПИ Зауралья» в 5 классе. К сожалению, остается без внимания знакомство детей с архитектурой родного края, творчеством художников, мастеров синтетических видов искусств Курганской области. Но даже использование педагогического потенциала только НДПИ в образовательно-воспитательном процессе способно существенно повлиять на творческое развитие личности школьника, поскольку оно объединяет в своем содержании художественное, познавательное, трудовое начало и может рассматриваться как важное средство формирования многообразных творческих интересов обучающихся.

Народные промыслы способствуют развитию местных самобытных культурных традиций, выражению народного художественного  мировоззрения, эстетики коллективного  труда. Содержание курса неразрывно связано с историей и географией, литературой и искусством Зауральского региона, и, соответственно, тесно взаимосвязано с дисциплинами учебного плана образовательного учреждения.

При ознакомлении с НДПИ родного края, отражающим опыт многих поколений, накопленный на протяжении веков, исключительно важным является формирование эстетического ценностного отношения к нему. Именно этот вид искусства, как часть отечественной и мировой художественной культуры, впитавший в себя мудрость и талант многовекового коллективного творчества, позволяет открыть широкий простор для эстетического образования детей, делает их жизнь духовно богаче.

Однако остаётся нерешённым ряд вопросов, связанных с обоснованием структуры, содержания и технологии приобщения к эстетическим ценностям  детей школьного возраста при  изучении НДПИ Зауралья.

Уроки искусства родного края, имеют свои особенности:

• планировать их нужно, учитывая специфику ДПИ как вида искусства;

• подбирать изделия НДПИ и художественный материал высокой художественно-эстетической ценности;

• сочетать ознакомление с региональными промыслами с использованием изобразительного искусства, музыки, архитектуры, истории, религии, географического расположения своего края и т.д.;

• производить личностное отношение к данному виду искусства, чтобы помочь ученику самовыразиться, самоутвердиться и осознать, что мастера ДПИ не только отражают свое восприятие и понимание мира, но и передают энергию собственного видения жизни с ее добром и злом, красотой и уродством и этим помогают ребенку творить свое «Я» в единстве с природой, человечеством, нацией.

Интерес школьников к НДПИ родного края появится тогда, когда будут выдержаны как специфические особенности таких уроков, так и методологические принципы их:

• понимание обучающимися искусства, как художественного отражения духовной жизни народа;

• учета возрастных, психологических  и познавательных возможностей школьников, их общего развития;

• соблюдение возрастной динамики личностного восприятия искусства;

• формирование умения воспринимать художественные ценности и шлифовать свою культуру чувств;

• отбор художественного материала с учетом принципа от простого к сложному;

• глубокое знание учителем истории родного края;

• целесообразность и разнообразие учебных форм работы и типов уроков, которые усиливали бы заинтересованность художественным наследием земляков;

• личностно ориентированный  подход в формировании учебных вопросов и задач, а также в выборе модели урока с четко предсказуемыми и контролируемыми результатами.

Основными методами обучения и формами организации учебно-познавательной деятельности на занятиях по НДПИ родного края для 5-х классов являются: беседа; заочное путешествие; конкурс знатоков ДПИ Зауралья; встречи с мастерами, викторины, экскурсии, посещение краеведческого музея, выставок ДПИ. Освоение материала идет через собственную творческую деятельность, что позволяет обучающимся самоактуализироваться в рамках изучаемого материала, проявить свои творческие способности в различных видах деятельности, использовать свой витагенный опыт, превратиться из пассивных слушателей в активных участников занятий.

В методических работах описаны  разные позиции в оценке характера  и специфики изучения различных видов искусств в школе и классификации уроков. К сожалению, занятия по искусству родного края обойдены вниманием. Специфика таких уроков очевидна, на них рассматривается материал большего объема, чем на обычном занятии; учебная деятельность обучающихся обозначена большей самостоятельностью.

Детский возраст имеет  богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени  необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в школьном возрасте. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Одним из условий является использование местного краеведческого материала по НДПИ, учет художественных традиций родного края, практический выход на знакомство с традиционными приемами обработки различных материалов, наиболее распространенных в Курганской области.

 


Информация о работе Народное декоративно-прикладное искусство Зауралья как фактор творческого развития школьников