Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 21:16, доклад
Человек издавна стремился украсить свое жилище и все, с чем ему приходилось сталкиваться в быту. При изготовлении любой вещи народный мастер не только думал о ее практическом назначении, но и не забывал о красоте. Красота и польза в его творчестве всегда были неотделимы. Из самых простых материалов — дерева, металла, камня, глины — создавал он истинные произведения декоративно-прикладного искусства, раскрывавшие поэтическое представление мастера об окружающем мире. В народном искусстве всегда находила отражение родная природа. Скромные, хорошо знакомые с детства цветы и травы, преображенные фантазией художника, превращались на поверхности расписного изделия в яркий и выразительный орнамент. Обычный ковш в руках резчика принимал красивую и удобную форму утицы, а охлупень, венчавший крышу крестьянской избы, скульптурно обрабатывался в виде крутогрудого коня.
Декоративно-прикладное искусство
Человек издавна стремился
украсить свое жилище и все, с чем
ему приходилось сталкиваться в
быту. При изготовлении любой вещи
народный мастер не только думал о
ее практическом назначении, но и не
забывал о красоте. Красота и
польза в его творчестве всегда были
неотделимы. Из самых простых материалов
— дерева, металла, камня, глины —
создавал он истинные произведения декоративно-прикладного
искусства, раскрывавшие поэтическое
представление мастера об окружающем
мире. В народном искусстве всегда
находила отражение родная природа.
Скромные, хорошо знакомые с детства
цветы и травы, преображенные
фантазией художника, превращались
на поверхности расписного изделия
в яркий и выразительный
Народное искусство
Декоративно-прикладное искусство имеет свой язык и свои законы. Выражая представление о прекрасном своими специфическими средствами, оно никогда не стремится слепо копировать окружающий мир, а передает только самое характерное и выразительное. Художник творчески перерабатывает формы, найденные в природе, с учетом конкретного материала, его декоративных достоинств и особенностей технологической обработки.
Как уже отмечалось, красота и польза неотделимы, они органично сливаются в каждом подлинном произведении декоративно-прикладного искусства. Представьте себе, что мастер, желая сделать красивой чайную чашку из фарфора, украсил ее ажурным прорезным орнаментом. Разумеется, пить из такой чашки не только неудобно, но и невозможно, ведь достаточно ее наклонить, как чай тут же хлынет из прорезных проемов. Это один из характерных примеров, когда бездумное украшательство приводит к подобным курьезам.
При изготовлении любого предмета
мастер уделяет большое внимание
красоте формы. Но и ее он не может
создавать без учета
Большое значение имеет декоративная
отделка изделий, которая не только
усиливает выразительность
Художник-прикладник должен
уметь видеть тончайшие оттенки
цвета в различных материалах,
так же как их видит живописец
в природе. Скромная древесина сосны
или березы может быть не менее
привлекательна, чем более эффектная
древесина грецкого ореха или
красного дерева. Надо только умело
выявить скрытую красоту этих
материалов и найти им такое применение,
где все их достоинства могут
раскрыться с лучшей стороны. Даже самый
простой естественный материал всегда
лучше, чем грубая подделка под более
дорогой. Антихудожественно и безвкусно
будет выглядеть деревянное изделие,
раскрашенное масляными красками «под
орех». Бесконечным разнообразием
отличаются окраска и рисунок
широко распространенных камней. Даже
обычный кремень поражает богатством
тончайших цветовых оттенков, не говоря
уже о поделочных камнях, цветовое
разнообразие которых безгранично.
Множество цветовых оттенков различают
мастера-косторезы в таком, казалось
бы, ахроматическом материале, как кость.
Известен особый вид инкрустации, в
которой из тонких пластинок, имеющих
самую разнообразную
В произведениях декоративно-
С каждым годом растет интерес
к декоративно-прикладному
Каждая выставка народного искусства — это всегда открытие, открытие мира красоты и мудрости. Изделия, сработанные старыми и современными художниками, неизменно вызывают восхищение посетителей, а у некоторых появляется желание следовать примеру народных мастеров. Поэтому возникают вопросы: как делается туесок или щепная птица? Какие нужны инструменты и материалы? И т. д. Разумеется, ответы на них в залах выставки получить нельзя. Из табличек у экспонатов можно только узнать время их изготовления и имя автора. Указывается иногда и материал, из которого они изготовлены. Ответы на эти и на многие другие вопросы вы найдете в книге, , которая лежит перед вами. Разумеется, эта книга, как и любая другая, не может дать вам рецепт, с помощью которого можно было бы достигнуть творческих вершин,— таких рецептов нет. Она лишь поможет сделать первые шаги на пути к овладению художественным ремеслом. А все остальное будет зависеть только от ваших способностей, вкуса и воображения, помноженных на упорство и трудолюбие.
Осваивать приемы работы над художественным изделием по описаниям очень. трудно, и вы должны быть к этому готовы. Старайтесь более внимательно читать текст и не ограничивайтесь чтением только одного раздела, посвященного интересующему 6 вас материалу. В декоративном искусстве все взаимосвязано. В одном изделии могут сочетаться самые разнородные материалы, которые нужно уметь обрабатывать. Например, в мозаичных наборах, выполненных в технике инкрустации, кроме различных пород дерева для вставок, применяется металл, стекло, кость, рог и многие другие материалы.
Не спешите сразу же браться за сложную работу. Приемы обработки любого материала можно успешно освоить, изготовляя на первых порах самые простые изделия. Только после приобретения определенного опыта можно ставить перед собой более сложные задачи.
Не приступайте к работе
до тех пор, пока не будет тщательно
подготовлено рабочее место, а инструменты
размещены рационально и
Если вы решите более углубленно изучить какое-то отдельное ремесло, например художественную обработку кости или дерева, то следует обратиться к дополнительной литературе, списки которой приведены в конце этой книги. Конечно, нужные книги есть не в каждой библиотеке, но их можно заказать в больших библиотеках по межбиблиотечному абонементу. О том, как это сделать, узнайте в местной библиотеке.
Хочется верить, что, где бы ни пришлось работать вам в будущем, какую бы профессию вы ни избрали, ваш досуг всегда будет занят увлекательным и полезным делом. Не исключено, что для кого-то из вас первые самостоятельные занятия станут началом дороги, ведущей в профессиональное искусство. Эта дорога идет через специальные учебные заведения, адреса которых вы найдете в конце книги.
Занимаясь самостоятельно или под руководством педагога, стремитесь не только как можно лучше изучить технические приемы ремесла, но и постоянно развивать свой вкус и, как принято говорить, воспитывать глаз. При первой же возможности старайтесь посещать художественные выставки. Много прекрасных образцов декоративно-прикладного искусства можно увидеть в художественных, исторических, краеведческих и этнографических музеях; а также в книгах, альбомах и на страницах журналов. Но не оставайтесь праздными зрителями, а стремитесь быть исследователями, всякий раз пытаясь понять, какими художественными и техническими приемами смог достичь мастер совершенства. Если же в вашем районе работает предприятие народных художественных промыслов, то постарайтесь наладить связь с его мастерами. Вы сможете понаблюдать за их работой, а заодно и получить полезные советы. Следите за журналом «Юный техник», регулярно рассказывающим о народных ремеслах. Кстати, очерки из него легли в основу этой книги.
Хотя материалы, применяемые в декоративно-прикладном искусстве, достаточно хорошо изучены, тем не менее они продолжают таить в себе неограниченные возможности. Постоянно ищите новые приемы обработки, пробуйте сочетать в своих работах самые разнообразные материалы и как можно чаще экспериментируйте. Только тогда вы сможете в полной мере испытать настоящую творческую радость, а многое из того, что вы любовно сделаете своими руками, будет доставлять окружающим вас людям радость встречи с рукотворной красотой.