Декоративно-прикладное искусство Урала

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 10:18, реферат

Краткое описание

Декоративная роспись Урала — одно из самобытнейших явлений русского народного искусства. Она включает в себя гармоничную и поразительную по своей цельности роспись бытовых вещей: берестяной посуды, деревянной утвари, металлических изделий и распространённый среди крестьянства обычай расписывать свои дома.
Зарождение большинства центров народной уральской росписи протекало сложным путём. Прежде всего это было связано с тем, что с XVII-XVIII века начинается колонизация восточной части России русскими, которая протекала в несколько этапов. Первые переселенцы заложили основу культуры уральского крестьянства близкую к культуре русского Севера, Поморья,а в XVIII-XIX веке Украины, Поволжья, Вятского края внесла в неё серьёзные коррективы.

Оглавление

1. Урало-сибирская роспись, время и место зарождения на Урале.
2. Особенности технологии изготовления предметов искусства.
3. Особенности выразительного языка.
4. Литература

Файлы: 1 файл

реферат декоративно-прикладное исскуство урала.docx

— 27.61 Кб (Скачать)

        Первым  делом художники расписывали  входные двери и голбец. На  них рисовали красивый куст, а  рядом людей и зверей-охранителей.  Затем разрисовывали печь-символ  жизни в доме. Её украшали особенно  тщательно, так как по поверьям  в подполье под печкой жил  домовой — доброе существо  — охранитель дома, без которого  жизнь в доме считалась невозможной. 

        Изба  делилась на «углы»: прихожая  — пространство под полатями, середа-место у печки, где работала  женщина стряпуха, сама изба с «красным углом» — столовая и место приёма гостей.

        Гамма  росписи была ограничена несколькими  цветами красных, синих, жёлтых, зелёных оттенков, редко пользовались  темно-коричневым цветом. Но обязательно  присутствовал белый — для моделировки форм и чёрный-для приписок графических элементов.

        Сама  техника росписи была очень  простой. После определения предварительного  размера мотива и композиции, прописывали подмалёвок, которым  обозначали основные пятна цветов, бутонов, листьев. Затем производили  их моделировку белилами, если  «подмалёвок» был цветной, или  какой либо другой краской, если он был белым. Обмакнув кисть в краску нужного цвета и вращая её вокруг оси, за одно движение превращали подмалёвок в ягодку или лепесток. Благодаря этому приёму, сохранившемуся и развившему традиции травных росписей XVII-XVIII век создавались мягкие переходы от цвета к цвету.

 

       В процессе  развития росписи моделировку  белильными оживками заменили  разбелом, во время которого на один край кисти брали белила, а на другой край краску основного цвета. Кистью проводили таким образом, чтобы белила шли по внешнему краю мотива. Благодаря постепенному переходу к белилам, чистые не всегда сгармонированные цвета смягчались, происходило объединение живописной поверхности.

        Заканчивали  роспись нанесением приписок  и травок, которые разбивали чёткие  контуры форм и повышали орнаментальность  мотивов, связывая их между  собой и с фоном. 

        Изобразительные  мотивы в уральской росписи  были весьма разнообразны; это  и цветочные орнаменты и изображения  птиц и зверей.

        Во  второй половине XIX века особенно  популярным стало изображение  человека. В различных сюжетах  художники воплощали не только  мечты о лучшей жизни, но  и события, связанные с собственными  переживаниями. Более подробно  с домовой уральской росписью  можно ознакомиться в работах  В.А. Барадулииа.

        Как  и многие народные промыслы, к  концу XIX — началу XX в. уральские  расписные промыслы переживают  упадок.

        Берестяные  изделия вытесняются металлической  и стеклянной посудой. Отпадает  нужда в расписных прялках,  так как женщинам нет необходимости  сидеть за такой трудоемкой  работой. Появляется много мануфактур, производящих относительно дешевые  ткани. Меняются ценностные ориентации  в пользу городских предметов  быта. Однако художники не оставляют  попыток возродить расписные  промыслы. Они ищут возможности  применения росписи в оформлении  новых видов изделий.

        В первые послевоенные годы (40-50-е) большое, внимание уделялось восстановлению крупных центров народного художественного ремесла, таких, как Хохлома, Городец и др. Позже, в 50-70-х гг., благодаря широкой экспедиционной деятельности основное внимание стало уделяться и угасающим промыслам Севера. Урала, Сибири.

        На  помощь художникам берестяного  промысла приходят сотрудники  Научно-исследовательского института  художественной промышленности  — НИИХП, которые в 1966 г.  на базе Нижнетагильского завода  эмалированной посуды попытались  возродить уральский бурачный  промысел.

        В  постановлении ЦК КПСС "О художественных  промыслах", опубликованном в  1975 г., уделяется значительное внимание  народным художественным промыслам  как неотъемлемой части культуры  народа, оказывающей непосредственной  влияние на эстетическое воспитание  и формирование художественных  вкусов. Намечаются конкретные меры  по восстановлению заглохших  и забытых промыслов.

        Восстановление  художественных промыслов Урала  проходит те же этапы, что  и в других районах России: "Сначала восстанавливают приемы  письма и технологию росписи  с созданием на их основе  современного ассортимента художественных, утилитарных изделий, сувениров  и игрушек. Затем проводят производственное  апробирование восстановленных  приемов и технологий. И одновременно  обучение художников и мастеров  специфическим особенностям этих  приемов. И наконец, наступает  третий этап, когда роспись приживается  на предприятии, налаживается  выпуск изделий и она начинает жить своей собственной жизнью, подчиняясь законам развития искусства нашего времени" (Барадулин В.А. Уральская народная роспись по дереву).

        Активное  участие в возрождении уральской  росписи и создании нового  ассортимента приняли художники  НИЙХП — 3. Архипова, А. Бабаева,  искусствовед В.А. Барадулип и др. Им удалось восстановить приемы уральской росписи и передать их местным мастерам. Однако искусство росписи не стоит на месте, оно развивается, сохраняя традиционные основы: своеобразный цветовой строй и монументальность композиций.

        Экспериментальной  площадкой НИИХП стал Турусский экспериментальный завод. В возрождении росписи принимали участие Нижнетагильский завод эмалированной посуды, Красно-камская фабрика детской Игрушки, Сысертский завод керамических изделий, Невьянский завод художественной керамики. Появляются новые предприятия, па которых складываются творческие группы, заинтересованные в восстановлении местных промыслов.

        Все  это свидетельствует о том,  что искусство уральских мастеров  росписи по дереву не умерло  и что оно находит своих  подвижников — преданных народному  искусству людей.

 

Литература:

М.С.Соколова "Художественная роспись по дереву"


Информация о работе Декоративно-прикладное искусство Урала