Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 10:18, реферат
Декоративная роспись Урала — одно из самобытнейших явлений русского народного искусства. Она включает в себя гармоничную и поразительную по своей цельности роспись бытовых вещей: берестяной посуды, деревянной утвари, металлических изделий и распространённый среди крестьянства обычай расписывать свои дома.
Зарождение большинства центров народной уральской росписи протекало сложным путём. Прежде всего это было связано с тем, что с XVII-XVIII века начинается колонизация восточной части России русскими, которая протекала в несколько этапов. Первые переселенцы заложили основу культуры уральского крестьянства близкую к культуре русского Севера, Поморья,а в XVIII-XIX веке Украины, Поволжья, Вятского края внесла в неё серьёзные коррективы.
1. Урало-сибирская роспись, время и место зарождения на Урале.
2. Особенности технологии изготовления предметов искусства.
3. Особенности выразительного языка.
4. Литература
Первым
делом художники расписывали
входные двери и голбец. На
них рисовали красивый куст, а
рядом людей и зверей-
Изба
делилась на «углы»: прихожая
— пространство под полатями,
середа-место у печки, где
Гамма
росписи была ограничена
Сама
техника росписи была очень
простой. После определения
В процессе развития росписи моделировку белильными оживками заменили разбелом, во время которого на один край кисти брали белила, а на другой край краску основного цвета. Кистью проводили таким образом, чтобы белила шли по внешнему краю мотива. Благодаря постепенному переходу к белилам, чистые не всегда сгармонированные цвета смягчались, происходило объединение живописной поверхности.
Заканчивали
роспись нанесением приписок
и травок, которые разбивали чёткие
контуры форм и повышали
Изобразительные
мотивы в уральской росписи
были весьма разнообразны; это
и цветочные орнаменты и
Во
второй половине XIX века особенно
популярным стало изображение
человека. В различных сюжетах
художники воплощали не только
мечты о лучшей жизни, но
и события, связанные с
Как и многие народные промыслы, к концу XIX — началу XX в. уральские расписные промыслы переживают упадок.
Берестяные
изделия вытесняются
В первые послевоенные годы (40-50-е) большое, внимание уделялось восстановлению крупных центров народного художественного ремесла, таких, как Хохлома, Городец и др. Позже, в 50-70-х гг., благодаря широкой экспедиционной деятельности основное внимание стало уделяться и угасающим промыслам Севера. Урала, Сибири.
На
помощь художникам берестяного
промысла приходят сотрудники
Научно-исследовательского
В
постановлении ЦК КПСС "О художественных
промыслах", опубликованном в
1975 г., уделяется значительное
Восстановление
художественных промыслов
Активное
участие в возрождении
Экспериментальной площадкой НИИХП стал Турусский экспериментальный завод. В возрождении росписи принимали участие Нижнетагильский завод эмалированной посуды, Красно-камская фабрика детской Игрушки, Сысертский завод керамических изделий, Невьянский завод художественной керамики. Появляются новые предприятия, па которых складываются творческие группы, заинтересованные в восстановлении местных промыслов.
Все
это свидетельствует о том,
что искусство уральских
Литература:
М.С.Соколова "Художественная роспись по дереву"