Народное прикладное искусство

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 12:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Определить возможности использования народного прикладного искусства при развитии творческих способностей на занятиях по декоративному рисованию у детей старшей дошкольной группы.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования были определены следующие задачи исследования:
- Проанализировать особенности народного прикладного искусства и его значение в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
- Изучить своеобразие развития детского творчества.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы значения прикладного искусства в развитии творческих способностей детей
1.1.Своеобразие развития детского творчества 5
1.2.Особенности использования народного прикладного искусства в развитии детского творчества 9
Глава 2. Исследование уровня развития творческих способностей у детей старшей группы при знакомстве с народно-прикладным искусством
2.1.Характеристики детей исследуемой группы. Диагностика уровня развития творческих способностей у детей старшей группы 11
2.2.Методы и приемы развития творческих способностей детей на основе знакомства с народно-прикладным искусством 17
Заключение 20
Список литературы 21
Приложения 23

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 245.00 Кб (Скачать)

 

 

 

Содержание

Введение                                                                                                             3

Глава 1. Теоретические основы значения прикладного искусства в развитии творческих способностей детей

1.1.Своеобразие развития детского творчества                                                  5

1.2.Особенности использования народного прикладного искусства в развитии детского творчества                                                                                         9

Глава 2. Исследование уровня развития творческих способностей у детей старшей группы при знакомстве с народно-прикладным искусством

2.1.Характеристики детей исследуемой  группы. Диагностика уровня развития творческих способностей у детей старшей группы                                    11                                                                                                                 

2.2.Методы и приемы развития творческих способностей детей на основе знакомства с народно-прикладным искусством                                            17

Заключение                                                                                                    20

Список литературы                                                                                             21

Приложения                                                                                                  23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Дошкольное образовательное учреждение должно заложить основу для развития творческого мышления дошкольников, их эстетического развития.

На эстетическое и  творческое развитие личности влияет народное искусство. Народное искусство  способствует глубокому воздействию  на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению К.Д.Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.

Важную роль декоративно-прикладного  искусства в художественно –  творческом развитии отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи  детского изобразительного творчества: А.П.Усова, Т.С.Комарова, Т.Я.Шпикалова, Н.Б.Холезова,Т.Н.Доронова, А.А.Грибовская

и другие [17]. Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного. Они не раз отмечали, что ребенок тянется ко всем яркому, красочному.

Важное воспитательное значение народного искусства неоднократно подчёркивала в своих работах  Н.П.Сакулина: «Детям дошкольного возраста близки и понятны многие работы мастеров декоративной росписи, резьбы, вышивки, понятно искусство игрушечников. Маленькие дети воспринимают их глубже и полнее, чем большие полотна живописи и станковую скульптуру, и это очень помогает педагогу детского сада в развитии творческих способностей детей» [22].

Объект исследования: Развитие творческих способностей в декоративном рисовании у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: Народное прикладное искусство как средство развития творческих способностей в декоративном рисовании у детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: Определить возможности использования народного прикладного искусства при развитии творческих способностей на занятиях по декоративному рисованию у детей старшей дошкольной группы.

В соответствии с целью, объектом, предметом исследования были определены следующие задачи исследования:

- Проанализировать особенности народного прикладного искусства и его значение в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

- Изучить своеобразие развития детского творчества.

- Разработать примерный план ознакомления детей старшего дошкольного возраста с народным прикладным искусством и применение данных знаний в декоративном рисовании.

- Выделить для своей исследовательской работы наиболее эффективные приемы развития детей старшего дошкольного возраста декоративному рисованию.

Методы исследования:

- Беседа с детьми.

- Наблюдения за работой детей.

- Диагностика уровня развития творческих способностей у детей.

- Анализ результатов.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  основы значения прикладного искусства  в развитии творческих способностей детей

1.1. Своеобразие  развития детского творчества

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка в детском саду. Еще Аристотель подчеркивал, что знания по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребенка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого: Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ф.Фребель, многие русские преподаватели, педагоги и писатели. Работы специалистов свидетельствуют, что художественно–творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно включать в педагогический процесс детского сада занятия изобразительным искусством. Каждый ребенок сможет наиболее полно проявить в нем себя без давления со стороны взрослого [17].

Руководство детской  изобразительной деятельностью  требует от воспитателя знания специфики  творчества ребенка, умения тактично способствовать приобретению необходимых навыков. Известный исследователь А. Лилов свое понимание творчества выразил так: «Оно имеет общие, качественно новые, определяющие его признаки и характеристики, часть которых уже достаточно убедительно раскрыта теорией». Эти общие закономерные моменты творчества таковы: творчество есть общественное явление. Его глубокая социальная сущность заключается в том, что оно создает общественно необходимые и общественно полезные ценности, удовлетворяет общественные потребности, является высшей концентрацией преобразующей роли сознательного, общественного субъекта (класса, народа, общества) при его взаимодействии с объективной действительностью» [17].

Специфика детского творчества состоит, прежде всего, в том, что  создать объективно новое по целому ряду причин (отсутствие  определенного  опыта, ограниченность необходимых  знаний, навыков и умений и др.) не может. Тем не менее, детское творчество имеет объективное и субъективное значение. Объективное значение детского творчества заключается в том, что в процессе этой деятельности и в ее результате ребенок получает такое разностороннее развитие, имеющее огромное значение для жизнедеятельности, в котором заинтересована не только семья, но и наше общество. Творческая личность – это достояние всего общества. Рисуя, вырезая и наклеивая, ребенок создает нечто субъективно новое, в первую очередь для себя. Продукт его творчества не имеет общечеловеческой новизны. Но субъективная ценность как средство творческого роста значима не только для конкретного индивида, но и для общества [17].

Многие специалисты, анализируя детское творчество и выделяя его сходство с творческой деятельностью взрослого художника, отмечали его своеобразие и огромную значимость.

Исследовательница изобразительного творчества ребенка Н.П. Сакулина: «Дети, конечно, не делаются художниками оттого, что в течение дошкольного детства им удалось создать несколько действительно художественных образов. Но в развитии их личности это оставляет глубокий след, так как они приобретают опыт настоящего творчества, который в дальнейшем приложат к любой области труда» (Сакулина) [22].

Изобразительная работа детей как прообраз деятельности взрослого  художника заключает в себе общественно – исторический опыт поколений. Ребенок не может усвоить данный опыт самостоятельно. Именно взрослый является носителем и передатчиком всех знаний и умений. Сам изобразительный труд способствует развитию детской личности.

Е.А. Флерина указывала: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании; отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к изображаемому» (Флерина) [27].

И.Я Лернер утверждал, что творчеству можно учить. Но этот процесс отличается от привычного обучения. Формирование этих черт, выделенных ученым, как показывает многолетний опыт и исследования, может начинаться в дошкольном детстве на занятиях по рисованию, лепке, аппликации.

Анализ положений отечественных  ученых о детском творчестве и  многолетние исследования позволили  вывести определение детского творчества.

Творчество детей дошкольного  возраста – это создание ребенком значимого, прежде всего для субъектов нового  продукта (рисунок, лепка, рассказ, танец, песенка, игра); дополнение к уже известным, ранее не использованным деталям, по-новому характеризующим создаваемый образ; придумывание сюжетных элементов, действий, характеристик героев и т.п.; применение усвоенных способов изображения или средств выразительности в новой ситуации (для изображения предметов знакомой формы, для передачи образов на основе овладения мимикой, жестами, вариациями голосов и т.д.); использование и создание разных вариантов изображения, ситуаций, движения, проявление инициативы во всем. Под творчеством мы будем понимать и сам процесс создания образов, и поиск способов, путей решения задач (изобразительной, игровой, музыкальной) [17].

Творческое начало ребенка проявляется даже в изменении величины предметов, в дополнении изображений какими – то деталями, в изменении цвета. Усложняется и решение изобразительной задачи. Дети с огромным удовольствием передают фантастические образы, придумывают сказочных героев, волшебную природу. У большинства дошкольников творчество само по себе не развивается и не проявляется. Для полноценного эстетического развития и формирования творческих  способностей детей необходимы определенные условия.

Творческие  способности  –  это  индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность  выполнения  им творческой деятельности различного рода.

Для достижения результатов  необходимо обладать соответствующими способностями. Критериями этих способностей являются: быстрота и быстрое овладение знаниями, умениями и навыками; логичность, самостоятельность мышления; находчивость и сообразительность; быстрота запоминания материала; целеустремленность.

Девочки старшей группы Эля К. и Ира Б. показали высокий уровень развития творческих способностей при знакомстве с народно прикладным искусством: правильно называли все геометрические фигуры, самостоятельно составляли узоры из растительных форм, используя ритм и симметрию в композиционном построении. В рисунках прослеживается уравнивание левой и правой стороны рисунка, прослеживается центр,  соблюдается повторяемость одних и тех же компонентов рисунка. Дети использовали всю цветовую гамму самостоятельно, работали с оттенками.

Лиза Ж., Андрей Р. и Даша Ш. показали средний результат: не всегда правильно называли геометрические фигуры, обращались за помощью к педагогу, допускали незначительные ошибки при украшении геометрических форм растительным и геометрическим орнаментом.

Соня Ч. и Дима Щ. показали низкий результат: затруднялись называть основные геометрические фигуры, постоянно обращались за помощью к педагогу,  допускали значительные ошибки при украшении растительным и геометрическим орнаментом геометрических форм и испытывали затруднения при смешивании на палитре красок.

Н.К. Крупская указывала: «Если мы хотим, чтобы дети овладели техникой, мы должны развивать их зрительную память, должны развивать умение отображать виденное и мыслить определенным образом».

1.2. Особенности использования народного прикладного искусства в развитии детского творчества

Народное искусство, как  и искусство вообще, многофункционально, и одна из функций – восприятие. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере [7].

И если говорить о возможности выбора своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений подрастающим поколением, то надо говорить и о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства.

Народное искусство, являясь  первоосновой профессионального искусства, способствует формированию художественного вкуса, основных эстетических критериев, развитию эстетического отношения детей к профессиональному искусству, окружающей действительности.

Источниками народного  творчества является родная природа, окружающий быт, а его произведения становятся частью окружающей жизни, повседневного быта [20].

Народное искусство, как проявление творчества народа, близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа), именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему. В народном декоративно-прикладном искусстве окружающий мир отражается условно, символами. Здесь нет натуралистического воспроизведения, художник избегает излишней детализации, но сохраняет целостность, законченность образов.

Информация о работе Народное прикладное искусство