Народное прикладное искусство

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 12:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Определить возможности использования народного прикладного искусства при развитии творческих способностей на занятиях по декоративному рисованию у детей старшей дошкольной группы.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования были определены следующие задачи исследования:
- Проанализировать особенности народного прикладного искусства и его значение в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
- Изучить своеобразие развития детского творчества.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы значения прикладного искусства в развитии творческих способностей детей
1.1.Своеобразие развития детского творчества 5
1.2.Особенности использования народного прикладного искусства в развитии детского творчества 9
Глава 2. Исследование уровня развития творческих способностей у детей старшей группы при знакомстве с народно-прикладным искусством
2.1.Характеристики детей исследуемой группы. Диагностика уровня развития творческих способностей у детей старшей группы 11
2.2.Методы и приемы развития творческих способностей детей на основе знакомства с народно-прикладным искусством 17
Заключение 20
Список литературы 21
Приложения 23

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 245.00 Кб (Скачать)

7. Развитие чувства  ритма.

4-я неделя

1. Развитие речевого  дыхания. Используются султанчики.

2. Развитие артикуляционного  аппарата: формировать и развивать  артикуляционный праксис звука [х].

 Упражнение

 «Теплый ветерок»

 Теплый воздух выдыхай,

 Свои ручки согревай!

 Дети должны тактильно  ощутить теплую выдыхаемую струю.

3. Развитие фонематического  слуха.

 Игра

 «Угадай, кто кричит?»

 Логопед подражает  крику домашних животных и просит угадать, кто придет к ним в гости.

4. Развитие речи.

 Тема «Домашние  животные». Задание: «Назови ласково:  собака – собачка, хвост –  хвостик и т.д.»

5. Развитие мелкой  моторики. Задание такое же, как  и на 3-й неделе. Используется маркер. При затруднении логопед помогает.

6. Развитие пространственного  праксиса: составить целую картинку  с изображением домашнего животного  из трех частей.

7. Развитие чувства  ритма.

 Апрель

1-я неделя

1. Развитие речевого  дыхания.

 Компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры», блок «Дыхание», модуль «Мельница», «Чья мельница вертится быстрей?».

2. Развитие артикуляционной  моторики: формировать и развивать  артикуляционный праксис звука  [к].

 Упражнение

 «Потеряли мы кота»

 Язык книзу –  та-та-та.

 Потеряли мы кота.

 Язык книзу –  та-та-та.

 Где же нам найти  кота?

 Ребенок многократно  повторяет слог «та», а логопед  прижимает кончик его языка  книзу (шпателем или зондом), постепенно  отодвигая язык назад. Вначале  получается «тя», затем «кя» и,  наконец, «ка».

3. Развитие фонематического  слуха. Дети закрывают глаза,  логопед тихо встает в стороне  от них и звенит в колокольчик.  Дети должны повернуться лицом  к тому месту, откуда слышен  звук и, не открывая глаз, рукой  показать направление.

4. Развитие речи.

 Тема «Домашние животные». Уточнить понятие «один – много». «Кто где спрятался?» (предлоги под, за, в, на). По разрезным картинкам учить составлять целое из трех-четырех частей, используя вертикальные и горизонтальные разрезы.

5. Развитие мелкой  моторики: обводить контуры домашних животных по шаблонам, раскрасить их.

6. Развитие чувства  ритма.

2-я неделя

1. Развитие речевого  дыхания. Используется набор игр  из сборника С.А. Василевой  «Загони мяч в ворота».

2. Развитие фонематического  слуха.

 Игра «Угадай, кто идет?»

 Дети рассматривают  картинки с изображением цапли  и воробья. Логопед объясняет  (показывает), как цапля ходит  важно и медленно, а воробей  прыгает быстро. Если логопед  медленно стучит в бубен, дети  должны ходить, как цапля, если  быстро – дети скачут, как воробьи.

3. Развитие артикуляционного  аппарата: формировать и развивать  артикуляционный праксис звука  [г].

 Игра «Молоточки  стучат»

 Молоточки стучат -

 да-да-да-да,

 Строят дом для  ребят -

 да-да-да-да.

 Ребенок многократно  повторяет слог «да», а логопед прижимает ему кончик языка книзу шпателем или зондом, постепенно отодвигая язык назад. Вначале получается «дя», затем «гя» и, наконец, «га».

4. Развитие речи.

 Игры «Дикие животные»,  «Давай познакомимся» проводятся  аналогично игре из темы «Домашние животные» («Помоги маме найти детеныша», «Угадай, кто это?»).

5. Развитие мелкой  моторики: разобрать и собрать  матрешку из четырех предметов.

6. Развитие чувства  ритма.

3-я неделя

1. Развитие речевого  дыхания. Игра «Сдуй шмеля с  цветка» (из методического пособия С.А. Васильевой).

2. Развитие фонематического  слуха.

 Упражнение

 «Так ли это звучит?»

 Используются две  большие карточки с изображением  мишки и лягушки; набор картинок, сходных по звучанию (шишка, мышка,  фишка; кукушка, катушка, хлопушка). Задание: подобрать картинки, названия которых звучат сходно. Если дети не справляются, логопед помогает им.

3. Развитие артикуляционного  аппарата.

 Чтение сказки про  маленького котенка, который хотел  научиться говорить.

 Упражнение «Качели»

 Напряженным языком тянуться к носу, подбородку; прямые руки одновременно с языком вытягивать то вверх, то вниз.

4. Развитие фонематического  слуха: отобрать картинки, в названии  которых есть звук [а] (мак, сук,  рак, стол и др.); гласные звуки  проговаривать утрированно: мааак, сууук.

5. Развитие речи.

 Тема «Весна»: признаки  весны, наблюдения за снегом; одежда  людей. Игра «Оденем куклу Лялю  на прогулку».

6. Развитие реакции,  мелкой моторики. Используется пособие  по методике Е.А. Стребеловой  «Желобок». Дети ловят катящиеся с желобка шарики разных размеров и цветов.

7. Развитие чувства  ритма.

4-я неделя

1. Развитие речевого  дыхания.

 Игра «Сдуй стрекозу»

(из методического  пособия С.А. Васильевой)

2. Развитие артикуляционнго  аппарата.

 Упражнение «Футбол»

 Напряженным языком упереться попеременно в одну и другую щеку.

3. Развитие фонематического  слуха: отобрать картинки, в названии  которых есть звук [a] (мак, суп,  рак, сок, лук и др.); гласные  в этих словах произносить  утрированно: мааак, суууп.

4. Развитие речи. Тема «Игры детей весной». Беседы по сюжетным картинкам, наблюдение за жизнью растений.

5. Развитие моторики.

 Игра в мяч «Попади  в цель»

6. Закрепление знаний  основных цветов: составить веночек,  используя основные цвета.

7. Развитие чувства  ритма.

 Май

2-я неделя

1. Развитие речевого  дыхания, длительного плавного  вдоха. Используется цветок сирени (Ах, какой аромат!).

2. Развитие артикуляционного  аппарата.

 Упражнения

 «Лопаточка», «Иголочка»

3. Развитие фонематического  слуха: узнать звук [у] среди  гласных.

4. Развитие речи.

 Тема «Дикие животные»  (заяц).

 Назвать части тела  животного, чем оно покрыто?  Где живет? Что любит? Используются  сюжетные картинки. Разъяснить понятия:  заяц – зайцы, заяц – зайчик.

5. Развитие моторики.

 Игра «Ушки»

 Указательный и средний пальцы вытянуть (повторить 3-5 раз).

6. Закрепление знаний  основных цветов.

 Тема «Клумба». Цветы  красные, желтые; листочки зеленые.

7. Развитие чувства  ритма.

3-я неделя

1. Развитие плавного, длительного вдоха. Используются  цветы яблони (Ах, какой аромат!).

2. Развитие артикуляционного  аппарата.

 Упражнение

 «Громкий барабан»

 Широкий язык поднять  вверх, произносить громко, отрывисто,  не опуская кончика языка: «Д-д-д-д-д».

3. Развитие фонематического  слуха. Звук [о] среди гласных.

4. Развитие речи.

 Тема «Дикие животные»  (лиса) (см. занятие на предыдущей  неделе).

5. Развитие моторики.

 Упражнение

 «Солнечные лучики»

 Пальцы вытянуть, затем  сжать в кулак (повторить 3-5 раз).

6. Закрепление знаний  основных цветов. Картинка «Цветные  коврики» составлять из четырех частей.

7. Развитие чувства  ритма.

4-я неделя

1. Развитие плавного, длительного вдоха. Используется  одуванчик (Ах, какой аромат!).

2. Развитие артикуляционного  аппарата.

 Упражнение «Лошадка»

 Используется прием  подражания.

3. Развитие фонематического слуха. Звук [и] среди гласных.

4. Развитие речи.

 Тема «Дикие животные»  (белка) (см. занятие 2-й недели).

5. Развитие мелкой  моторики: лепить из пластилина  «орешки» для белочки.

6. Закрепление знаний  основных цветов. Игра «Конфетные обертки».

7. Развитие чувства  ритма.

 Список использованной

 и рекомендуемой  литературы

1. Галанова Т.В. Развивающие  игры с малышами до 3 лет. Ярославль, 1996.

2. Гришина А.В. Игры-занятия  с детьми раннего возраста. М., 1988.

3. Громова О.Е. Стимульный материал для развития речи детей раннего возраста. М., 2005.

4. Жукова О.С. Серия  «Обучение с пеленок». СПб., 2001.

5. Жукова Н.С. Учимся, играя. М., 1998.

6. Зворыгина Е.В. Дидактические  игры и занятия с детьми  раннего возраста. М., 1985.

7. Козак О.Н. Считалки, дразнилки, мирилки и прочие дет-ские забавы. СПб., 1995.

8. Краузе Е.Н. Логопедия.  Логопедические занятия с детьми  раннего возраста. М., 2006.

9. Репина З.А., Доросинская  А.В. Опосредованная артикуляционная  гимнастика для детей преддошкольного возраста. Екатеринбург, 2004.

10. Стребелова Е.А.  Наглядный материал для обследования  детей. М., 2005.

11. Стребелова Е.А.  Методические рекомендации к  психолого-педагогическому изучению  детей 2-3 лет. М., 1994.

12. Ткаченко Т.А. Логопедические  упражнения. Речевое и слуховое внимание, фонетическая память, активизация словаря, тренировка дикции и артикуляции, познавательная активность, развитие речи. М., 2006.

13. Цвынтарный В.В.  Играем пальчиками и развиваем  речь. Н. Новгород, 1955.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Народное прикладное искусство