Народное прикладное искусство

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 12:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Определить возможности использования народного прикладного искусства при развитии творческих способностей на занятиях по декоративному рисованию у детей старшей дошкольной группы.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования были определены следующие задачи исследования:
- Проанализировать особенности народного прикладного искусства и его значение в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
- Изучить своеобразие развития детского творчества.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы значения прикладного искусства в развитии творческих способностей детей
1.1.Своеобразие развития детского творчества 5
1.2.Особенности использования народного прикладного искусства в развитии детского творчества 9
Глава 2. Исследование уровня развития творческих способностей у детей старшей группы при знакомстве с народно-прикладным искусством
2.1.Характеристики детей исследуемой группы. Диагностика уровня развития творческих способностей у детей старшей группы 11
2.2.Методы и приемы развития творческих способностей детей на основе знакомства с народно-прикладным искусством 17
Заключение 20
Список литературы 21
Приложения 23

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 245.00 Кб (Скачать)

6. Закрепление знаний  цветов: составить гирлянды из  флажков красного, синего, желтого  цвета.

7. Развитие пространственного  праксиса: выделить голосом предлоги  на и под. (Что под елкой,  что на елке?)

8. Развитие чувства ритма.

3-я неделя

1. Развитие речевого  дыхания. Компьютерная логопеди  ческая игра «Игры для Тигры» (блок «Дыхание», модуль «Одуванчики»).

 Использование компьютерной  технологии осуществляется в  соответствии требованиям СанПиНа.

 Игра «Кто больше

 сдует одуванчиков?»

2. Развитие артикуляционного  аппарата: формировать и развивать  артикуляционный праксис звука  [т].

 Упражнение

 «Игра с язычком»

 Кто же так стучит -

 тук-тук?

 Язычок, наш верный  друг.

 Мы тихонько приседаем,

 Язычками поиграем.

 Нужно домик прибирать.

 Ну-ка, язычок-дружок,

 Побели-ка потолок.

 Упражнение «Маляр»

 В дверку постучим  с тобой:

 «Той, той, той!»

 Дети стучат кончиком  языка за верхними зубами.

3. Развитие фонематического  слуха: узнать бубен среди звучащих  игрушек.

4. Развитие мелкой моторики с использованием прищепок разных цветов, аппликационных шаблонов «Солнышко», «Рыбка», «Метла»,«Гребешок», «Шаль с кистями» и др.: нанизывать прищепки на шаблоны; снять прищепки по инструкции: сначала красные «лучики», затем зеленые, потом желтые.

5. Расширение словарного  запаса по теме «Зима».

 «Что бывает зимой?»  (Идет снег, на деревьях нет  листьев, люди надевают теплую  одежду, дети катаются на санках  и лыжах.)

6. Развитие конструктивного  праксиса: из трех белых кружочков  выложить снеговика сначала по образцу логопеда, затем самостоятельно.

7. Развитие чувства  ритма.

4-я неделя

1. Развитие речевого  дыхания.

 Компьютерная игра  «Игры для Тигры», блок «Дыхание»,  модуль «Кораблики».

 Игра «Чей кораблик

 уплывет дальше?»

2. Развитие фонематического слуха на неречевом материале: используя одинаковые коробочки, наполненные витаминами, солью, бобами, определить, в какой коробочке бобы, соль, витамины.

3. Развитие артикуляционной  моторики: формировать и развивать  артикуляционный праксис звука  [д].

 Упражнение «Строим  дом»

 Мы построить дом  хотим,

 Работу язычкам  дадим.

 Молоточки мы возьмем,

 Дружно гвоздики  забьем,

[Д] легко произнесем.

[Д] легко произнеси,

 Голосок свой подключи!

 Дети легко ударяют  кончиком языка по верхним  зубам.

 Установка: для ощущения работы голоса нужно подключить тактильный контроль – тыльная сторона ладони логопеда и ребенка.

4. Расширение словарного  запаса по теме «Зима» с  использованием настоящего снега,  сосулек. Ответь на вопросы:

 Какого цвета снег, сосулька? (Снег белый, а сосулька прозрачная.)

 Какие они на  ощупь? (Холодные; снег мягкий, а сосулька  твердая.)

 Наблюдать из окна, как снег и сосулька тают  и превращаются в воду. (Что  лежит на земле? Какой снег? Что висит под крышей? Какая  сосулька?)

5. Развитие моторики: рисовать сосульки пальцем на запотевшем стекле.

6. Тренировка конструктивных  умений: из треугольников составить  сосульку разных размеров.

7. Развитие чувства  ритма.

 Февраль

1-я неделя

1. Развитие речевого  дыхания: надувать резиновые игрушки.

2. Развитие артикуляционного аппарата.

 Произносить звук [м], используя тактильный контроль  тыльной стороной руки логопеда  и ребенка.

3. Развитие фонематического  слуха.

 Тема «Домашние  птицы». «Кто как кричит?» (Курица  и цыпленок и т.д.)

4. Развитие словарного запаса.

 Упражнение «Птичий  двор»

 Строить забор из  кирпичиков. (На забор взлетел  петух и закричал: «Ку-ка-ре-ку!»)  Рассказать, что есть у петуха (клюв, гребешок, крылья, голова, хвост,  ноги). Как он кричит? Что умеет  делать? (Ходить, клевать, кукарекать, звать, пить.) При появлении курицы и цыпленка описать их внешний вид, повадки, части тела; тренироваться в звукоподражаниях: «Ко-ко-ко, пи-пи-пи, ку-ка-ре-ку».

5. Развитие пространственного  праксиса: используется разрезная  картинка (два горизонтальных разреза яйца). Игра проводится после чтения сказки «Курочка Ряба». Вопросы: Что получилось? Какого цвета яйцо? Как можно назвать его ласково? Кто снес яичко? После проведенной предварительной работы дети складывают части, чтобы получилось целое яйцо.

6. Развитие мелкой моторики: обвести форму яйца, наложив на рисунок пластинку из прозрачного оргстекла, раскрасить яйцо, используя основные цвета: красный, желтый, зеленый.

7. Развитие чувства  ритма.

2-я неделя

1. Развитие речевого  дыхания плавной, сильной выдыхаемой струей (используется пособие С.А. Васильевой «Развитие речевого дыхания»).

 Упражнения

 «Сдуть Колобка  с пенька», «Помоги убежать  от Лисы»

2. Развитие артикуляционного  аппарата: формировать и развивать  артикуляционный праксис звука  [н].

 Упражнение

 «Закроем ворота»

 Тактильный контроль  выдыхаемой воздушной струи через  нос, контроль за работой голоса.

3. Развитие фонематического  слуха.

 Игра «Игрушка улыбается»

 Плюшевый мишка  услышал, что малыш знает много  слов. Мишка просит научить произносить их. Он плохо слышит, поэтому просит произносить слова внятно и громко. Мишка старается подражать ребенку в произношении звуков, но иногда заменяет один звук другим: «кубик» – «пубик» и т.д. Малыш не соглашается с ответами, более внимательно прислушивается к высказываниям мишки.

4. Развитие речи. Тема  «Домашние животные» (кошка).

 Игра «Давай познакомимся»

 Назвать части тела  животного, уточнить, чем питается, как подает голос, где живет.

5. Закрепление знания  цветов: «Какой бантик завяжем  кошке?» (Красный, желтый, зеленый.)

6. Определение величины  предмета: учим складывать пирамидку  из трех-пяти колец с учетом  их величины.

7. Развитие чувства  ритма.

3-я неделя

1. Развитие воздушной  струи.

 Игра

 «Сдуй бабочку с  цветка»

(используется пособие

 С.А. Васильевой)

2. Развитие артикуляционного  аппарата: формировать и развивать  артикуляционный праксис звука  [н].

 Используется прием  «Подражание» и тактильный контроль  тыльной стороной рук взрослого  и ребенка.

3. Развитие слухового  внимания.

 Игра «Подскажи словечко»

 Чтение стихотворения  (ребенок подсказывает последнее  слово).

 Наша Таня громко  плачет,

 Уронила в речку  …

(мячик).

4. Заучивание стихотворения  про кошку.

5. Развитие конструктивного  праксиса: строить забор, ворота  из брусков (машина должна свободно проехать в построенные ворота).

6. Развитие мелкой  моторики: сжимать пальчики в  кулачки и разжимать (повторять  3-5 раз).

7. Развитие чувства  ритма.

4-я неделя

1. Развитие воздушной  струи.

 Игра «Сдуй зайку

 и его друзей  с одного

 облачка на другое»

(используется пособие

 С.А. Васильевой)

2. Развитие артикуляционного  аппарата: учить переключению с  артикуляции огубленных гласных,  узнавать звуки по артикуляции; [а] – губы кружочком, [у] –  губы трубочкой, форма маленького  кружочка, [и] – губы растянуты  в узенькую полоску.

3. Развитие фонематического слуха: узнавать звук [а] среди гласных [о], [у], [и].

4. Развитие речи.

 Тема «Домашние  животные» (свинья). Изучение животного  с его детенышами в течение  недели.

5. Закрепление знаний  основных цветов: выстроить лодочки  в ряд – красная, желтая, зеленая.

6. Развитие мелкой  моторики.

 Игра

 «Пальчики здороваются»

 Пальчики правой  руки здороваются с одноименными  пальчиками левой.

7. Развитие чувства  ритма.

 Март

1-я неделя

1. Развитие речевого  дыхания выдыхаемой воздушной  струей.

 Игра «Помоги слоненку загнать мяч в ворота» (используется пособие

 С.А. Васильевой)

2. Развитие артикуляционного  аппарата (см. предыдущую неделю).

3. Развитие фонематического  слуха: узнавание звука [у] среди  гласных.

4. Развитие речи.

 Тема «Домашние  животные» (корова). Уточнение и расширение словарного запаса: назвать части тела животного, чем питается, где живет, назвать детенышей.

5. Развитие зрительного  восприятия: узнавать домашних животных  по контурам.

6. Развитие мелкой  моторики: пальчики одной руки  здороваются с большим пальцем.

7. Развитие чувства  ритма.

2-я неделя

1. Развитие речевого  дыхания плавной воздушной струей.

 Игра

 «У кого пузырей  больше?»

 Пускаем мыльные  пузыри.

2. Развитие артикуляционого  аппарата: закрепление гласных, умение  различать по форме губ.

3. Развитие слухового  внимания.

 Игра «Солнце или  дождик»

 Условия игры: погода  хорошая – бубен звенит, идет  дождь – логопед стучит в  бубен, надо прятаться.

4. Развитие речи. Тема  «Домашние животные» (собака).

 Игра «Давай познакомимся»

 Ответы на вопросы: Кто это? Какие части тела у нее есть? (Хвост, уши, спинка, лапы, хвост.) Какого цвета шерсть у собаки? Чем питается? Как она лает? Что умеет делать? Где живет?

 Логопед объясняет,  что собака – домашнее животное, живет рядом с человеком, он заботится о ней.

5. Разрезные картинки: составление целого из трех  частей (например, образ домашнего  животного – кошки, собаки, коровы, лошади).

6. Развитие моторики: обводить контуры домашних животных  через прозрачную пластиковую  пластинку.

7. Развитие чувства ритма.

3-я неделя

1. Развитие речевого  дыхания. Используется имитация  свечи – деревянная палочка  с перышком.

 Упражнение «Кто  задует свечи одним выдохом?»

2. Развитие артикуляционного  аппарата: формировать и развивать  артикуляционный праксис звука [c].

 Упражнение

 «Язычок отдыхает»

 Язычок наш загорает.

 Легко, спокойно  отдыхает

 И тихонько напевает:

 «И-и-и-и».

 Упражнение «Насос»

 Губки улыбаются,

 Зубки появляются…

 Воздух ротиком  вдыхаем,

 Через зубы выдыхаем…

 Мы в насос сейчас  играем!

 

Свист воздуха, выходящего из «насоса», напоминает звук [c]. Дети должны ощутить холодную струю воздуха, используя тыльную сторону руки.

3. Развитие фонематического  слуха.

 Игра «Кто внимательный?»

 Логопед садится  на расстоянии 2-3 м от детей,  рядом с которыми разложены игрушки, и дает инструкции очень тихо, шепотом: «Возьми мишку и посади в машину. Вынь мишку из машины. Посади в машину куклу». Дети должны услышать, понять и выполнить эти команды.

4. Развитие речи.

 Игра «Помоги маме

 найти детенышей»

 На столе картинки с изображением детенышей, изображения взрослых животных у логопеда, который показывает картинку собаки и говорит: «Собачка плачет, она потеряла своих детей. Кто ее дети? Покажи и назови». Дети ищут подходящую картинку и называют детеныша собаки. При необходимости логопед помогает. Игра продолжается, пока все мамы не найдут своих детенышей.

5. Развитие мелкой  моторики: обводить контуры собаки, накладывая на рисунок прозрачную  пластиковую пластинку, затем  раскрасить.

6. Развитие пространственного праксиса: составить картинку собаки из трех частей, имея перед собой образец.

Информация о работе Народное прикладное искусство