Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 12:19, курсовая работа
Цель исследования: Определить возможности использования народного прикладного искусства при развитии творческих способностей на занятиях по декоративному рисованию у детей старшей дошкольной группы.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования были определены следующие задачи исследования:
- Проанализировать особенности народного прикладного искусства и его значение в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
- Изучить своеобразие развития детского творчества.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы значения прикладного искусства в развитии творческих способностей детей
1.1.Своеобразие развития детского творчества 5
1.2.Особенности использования народного прикладного искусства в развитии детского творчества 9
Глава 2. Исследование уровня развития творческих способностей у детей старшей группы при знакомстве с народно-прикладным искусством
2.1.Характеристики детей исследуемой группы. Диагностика уровня развития творческих способностей у детей старшей группы 11
2.2.Методы и приемы развития творческих способностей детей на основе знакомства с народно-прикладным искусством 17
Заключение 20
Список литературы 21
Приложения 23
К наиболее ярким особенностям
народного прикладного
Другой характерной особенностью произведений народного прикладного искусства является красочность и декоративность. Смелые, часто контрастные цветовые сочетания отличают произведения народного мастера, делают их необыкновенно красивыми [23].
Исследователь русского народного прикладного искусства М.Н. Каменская отмечает, что в декоративно-прикладном искусстве народных мастеров отмечают два вида изображений: сюжетные и орнаментальные. Среди сюжетных изображений следует, прежде всего, отметить изображения птиц и животных. Часто эти образы имели символические значения. Лев, барс и орел символизировали силу, власть; сокол олицетворял собой смелость и отвагу, изображение молодой девушки олицетворяло собой весну и т.д. Помимо символических образов большое распространение получили и сказочные образы: птица сирин, котоврас – получеловек-полузверь, единорог – конь с рогом во лбу, крылатый зверь гриф и т.д. Созданные народной фантазией, они встречаются во всех видах народного искусства на протяжении многих веков. Эти изображения в то же время сохраняли черты традиционной условности [23].
Большое развитие в народном прикладном искусстве прошлого достигает орнамент. Он состоит главным образом из многообразных растительных форм, в которые нередко включаются изображения животных и прочее. Наряду с растительным орнаментом встречается и геометрический. Простейшие геометрические формы в виде концентрических кругов, ромбов, розеток, звезд, переплетающихся между собой в разнообразных направлениях, распространяются во всех видах народного прикладного искусства. Благодаря свойственной народному искусству способности хранить и развивать свои наиболее ценные достижения, оно донесло до нашей эпохи богатое художественное наследие, ставшее основой для развития современного декоративно-прикладного искусства.
Глава 2. Исследование уровня развития творческих способностей у детей старшей группы при знакомстве с народно-прикладным искусством
2.1. Характеристики детей исследуемой группы. Диагностика уровня развития творческих способностей у детей старшей группы
Исследовательская работа проводилась в МБУ «Детский сад № 104 г. Тольятти «Соловушка». Исследование проводилось в старшей группе с детьми в возрасте 5-6 лет с нормальным речевым развитием.
Целью нашего исследования явился поиск наиболее эффективных педагогических условий использования народных промыслов в обучении детей составлению орнамента.
Особенности детей исследуемой группы.
В ходе исследования по теме работы «Использование народных промыслов в обучении детей составлению орнамента» участвовали дети старшего дошкольного возраста в количестве восьми человек. На каждого ребенка на основе беседы с психологом и методистом МБУ была составлена психолого-педагогическая характеристика.
1. Эля К. Общее развитие ребёнка высокое: ребёнок активный, заинтересован в выполнении заданий на занятии, усидчив, работоспособен. Программу детского сада усваивает. Психические функции ребёнка: внимание устойчивое, память хорошая, мышление соответствует возрасту.
2. Лиза Ж. Общее развитие ребёнка высокое: активный не только на занятиях, но и в свободной деятельности, заинтересован в выполнении заданий, выполняет их аккуратно, не мешает другим, усидчив, работоспособен, начатое дело доводит до конца.
3. Соня Ч. Общее развитие ребёнка низкое: не усидчив, вертится, мешает детям и воспитателю, быстро устаёт. В выполнении заданий не заинтересован. Внимание неустойчивое, память развита слабо, трудно даётся пересказ, составление рассказа по картине.
4. Андрей Р. Общее
развитие ребёнка высокое:
Программу детского сада по всем разделам усваивает. Психические функции: внимание устойчивое, переключаемость хорошая, зрительное восприятие в норме.
5. Миша К. Общее развитие
ребёнка среднее - круг представлений
об окружающем неточный, недостаточно
знаний о стране, не выделяет
элементарные причинно следстве
6. Даша И. Общее развитие ребенка среднее - представление об окружающем не точное, ребёнок работоспособный. С удовольствием занимается, активность на занятиях высокая, но свою мысль высказывает с трудом, испытывает небольшие трудности на занятиях по математике. Психические функции: внимание устойчивое, хорошая переключаемость.
7. Ира Б. Общее развитие ребёнка среднее - занимается с удовольствием, но недостаточно активен на занятиях. Программу детского сада усваивает не полностью, испытывает трудности в математике, представление об окружающем мире неполное. Психические функции: внимание часто рассеянное, не очень быстро запоминает и неточно воспроизводит.
8. Дима Щ. Общее развитие ребёнка низкое - недостаточно знает о стране, не выделяет элементарных причинно-следственных связей, не усидчив, работоспособность низкая. Психические функции: внимание развито слабо, не может сравнивать, обобщать.
Для решения поставленных задач нам необходимо было провести диагностику на установление уровня развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1. Подобрать, систематизировать и внедрить в практику диагностические методики, направленные на выявление уровня творческих способностей у детей 5 - 6 лет в рисовании орнамента из растительных и геометрических элементов в различных геометрических формах.
2. Разработать содержание
по обучению рисованию
3. Проверить эффективность
разработанной методики
4. Составить методические
рекомендации по обучению
При отборе диагностики мы придерживались следующих педагогических условий: диагностика должна учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей; знакомить детей с особенностями народного декоративно-прикладного искусства; использовать в работе с детьми задания, направленные на развитие инициативности и самостоятельности детей в продуктивной деятельности, создании предметно-развивающей среды, способствующей проявлению творческих способностей.
Среди изученных нами диагностик мы отобрали наиболее отвечающие данным требованиям и целям нашего исследования.
В ходе работы мы руководствовались требованиями программы для старшей группы: продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о дымковской росписи; предлагать создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с её цветовым строем и элементами композиции, добиваться большего разнообразия используемых элементов, тщательности исполнения; продолжать знакомить с Городецкой росписью, её цветовым решением, спецификой создания декоративных цветов, учить использовать для украшения оживки.
Критерии оценки уровня развития творческих способностей:
Потребность к самостоятельному оригинальному выполнению работ творческого характера; высокая заинтересованность при получении и в процессе выполнения задания; проявление высокой умственной активности, догадливости, сообразительности; высокая степень ответственности в работе; проявление инициативы; способность к фантазированию и воображению при выполнении работ творческого характера; способность моделировать нестандартные ситуации; умение преодолевать возникшие трудности.
Высокий уровень: правильное называние геометрических фигур; самостоятельное составление узоров из растительных форм, используя ритм, симметрию в композиционном построении; использование всей цветовой гаммы самостоятельно; работа с оттенками; хорошее владение техническими навыками и умениями.
Средний уровень: не всегда правильное называние геометрических фигур; обращение за помощью к педагогу при составлении узоров; допущение незначительных ошибок при украшении геометрических форм растительным и геометрическим орнаментом; незначительные затруднения при смешивании на палитре красок для получения нужного оттенка; затруднение в выполнении некоторых декоративных элементов.
Низкий уровень: затруднение при назывании основных геометрических фигур; обращение за помощью к педагогу при составлении узора; значительные ошибки при украшении растительным и геометрическим орнаментом; затруднения при смешивании на палитре красок для получения нужного оттенка; слабые навыки кистевой росписи; затруднения при выполнении декоративных элементов.
Для проведения исследовательской работы было предложено задание «Нарисуй орнамент». (Источник: Программа дополнительного образования. Соломенникова О.А. «Радость творчества: ознакомление детей 5 – 6 лет с народным, декоративно – прикладным искусством»).
Цель: Определить уровень умения рисовать орнамент из растительных и геометрических элементов в различных геометрических формах.
Инструкция к проведению задания.
Предлагаем ребенку на выбор две любые бумажные геометрические фигуры. После того, как ребенок выбрал фигуры, спрашиваем:
«Как называются эти геометрические формы?
На что они могли бы быть похожи, если их украсить узором?»
Затем предлагаем ребенку украсить геометрические фигуры растительным орнаментом.
После выполнения задания опрашиваем ребенка, что у него получилось.
Анализ результатов: показатель — умение рисовать орнамент из растительных элементов в различных геометрических формах.
После проведения диагностики все полученные данные были зафиксированы, затем была сделана их интерпретация (таблица 2.1).
В ходе исследования детям старшей группы на занятиях по рисованию каждому индивидуально было предложено нарисовать орнамент. Затем эти рисунки были собраны и сделан анализ.
Анализ результатов следующий: из восьми человек высокий результат показали только два ребенка. Это Эля К., Ира Б. Дети правильно называли все геометрические фигуры. Самостоятельно составляли узор из растительных форм, используя ритм и симметрию в композиционном построении. В рисунках прослеживается уравнивание левой и правой стороны рисунка, прослеживается центр, соблюдается повторяемость одних и тех же компонентов рисунка. Дети используют всю цветовую гамму самостоятельно, работают с оттенками. Хорошо владеют техническими навыками и умениями.
Четыре ребенка из группы показали средний уровень умений.
Эти дети не всегда правильно называли геометрические фигуры. При составлении узора, Лиза Ж., Андрей Р., Даша Ш., Миша К., обращались за помощью к педагогу. Лиза Ж., Андрей Р., допускали незначительные ошибки при украшении геометрических форм растительным и геометрическим орнаментом.
Все дети испытывали незначительные затруднения при смешивании на палитре красок для получения нужного оттенка.
В процессе рисования показали неплохое владение навыками кистевой росписи, но затруднялись выполнять некоторые декоративные элементы (тонкие линии, капельки, листики и завитки). Для украшения цветка все пытались использовать печатку-тычок.
Двое детей из группы показали низкий результат. Это Соня Ч., Дима Щ. Дети затруднялись называть основные геометрические фигуры. При составлении узора постоянно обращались за помощью к педагогу. Допускали значительные ошибки при украшении растительным и геометрическим орнаментом геометрических форм и испытывали затруднения при смешивании на палитре красок для получения нужного оттенка. В процессе рисования показали слабые навыки кистевой росписи. Испытывали затруднения при выполнении декоративных элементов (прямая и волнистая линии, точки, кружки, капельки, листики и т.д.).
Творчество детей – это создание ребёнком нового продукта (рисунок и т.д.). Эля К. и Ира Б. проявляли инициативу во всём: составляли узор из растительных форм, применяя усвоенные средства выразительности в новой ситуации; дополняли изображения, новыми цветами. Даша Ш. и Лиза Ж. придумывали и создавали разные варианты изображения предметов; дополняли деталями, ранее не использованными в своих рисунках.