Народное прикладное искусство

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 12:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Определить возможности использования народного прикладного искусства при развитии творческих способностей на занятиях по декоративному рисованию у детей старшей дошкольной группы.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования были определены следующие задачи исследования:
- Проанализировать особенности народного прикладного искусства и его значение в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
- Изучить своеобразие развития детского творчества.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы значения прикладного искусства в развитии творческих способностей детей
1.1.Своеобразие развития детского творчества 5
1.2.Особенности использования народного прикладного искусства в развитии детского творчества 9
Глава 2. Исследование уровня развития творческих способностей у детей старшей группы при знакомстве с народно-прикладным искусством
2.1.Характеристики детей исследуемой группы. Диагностика уровня развития творческих способностей у детей старшей группы 11
2.2.Методы и приемы развития творческих способностей детей на основе знакомства с народно-прикладным искусством 17
Заключение 20
Список литературы 21
Приложения 23

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 245.00 Кб (Скачать)

- Закреплять навыки смешивания красок на палитре для получения нужного цвета.

- Учить самостоятельно  выбирать элементы для своего  узора, подбирать их цвет.

- Развивать чувство  композиции, умение красиво расположить узор в заданной форме.

Материалы для занятия:

Изделия городецких мастеров;

Образцы узоров;

Листы  белой бумаги формы разделочной доски;

Гуашь;

Мягкие кисточки.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня  мы научимся рисовать еще один цветок, бутоны и листья из городецких узоров. Найдите, пожалуйста, купавки, ромашки и розаны на изделиях городецких мастеров. А теперь посмотрите, в какой последовательности рисуется розан.

1. Смешивание красок  для получения нужного оттенка.

2. Рисование большого  круга в центре формы.

3. Обозначение центра  бутона способом тычка с помощью ватной палочки, обмакнутой в темно-красную гуашь.

4. Пририсовка к большому  кругу дуг-лепестков концом кисти тонкой дугой, закрашивание контура. Лепестки-дуги меньшего размера располагаются вблизи центра бутона, по мере удаления от него они увеличиваются, затем вновь уменьшаются.

5. Когда рисунок подсохнет,  наносится оживка: по краю лепестков концом кисти, расположенной вертикально, рисуются тонкие дуги темно-красного или белого цвета, в центре розана — более широкая дуга рисуется с помощью ватной палочки или кисти.

После того, как центр  формы заполнен бутоном розана, воспитатель предлагает детям самостоятельно завершить композицию на предложенной форме с помощью уже известных элементов узора — купавок, ромашек, листьев.

Перед занятием уточнить, как расположить узор на разделочной доске. Дети знают, что крупный цветок (розан, купавка) надо нарисовать в середине, а бутоны по сторонам. Вместе с детьми определить место, где можно нарисовать листья. Все дети справились с заданием. Каждый ребенок сам выбрал цвет для раскрашивания бутонов по образцу, делал их голубыми в сочетании с синим. Не у всех детей сразу получалось смешивание красок на палитре для получения розового и голубого цвета. Не у всех детей получался круг. При проведении анализа все узоры получились яркими и нарядными. Все дети справились с заданиями. Когда все работы детей были выставлены, получился нарядный ковер. Ребятам понравилось красочное сочетание, у них появилось желание рисовать еще лучше.

 

 

 

 

 

 

 

 

    Приложение 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Приложение 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Приложение 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планирование работы по формированию общих речевых навыков у детей 2—3 лет

 

В последние годы значительно  возросло количество жалоб родителей  на речевое недоразвитие детей в  возрасте 2-3 лет (общение с помощью  лепетных слов, малопонятная речь). Такие  дети нуждаются в своевременной  квалифицированной помощи невропатолога, логопеда, психолога, которая в значительной мере ускорит ход речевого и умственного развития малышей.

 Предлагаемое в  статье планирование работы по  развитию общих речевых навыков  маленьких детей рассчитано на 8-месячное обучение.

 Сентябрь

3-я неделя

1. Развитие плавного, длительного вдоха.

 Упражнение «Осенние  цветочки»

 Медленно набрать  воздух через нос (Ах, как приятно  пахнет!), плечи не поднимать; определить  цвет цветочка (повторять 3-5 раз).

2. Развитие артикуляционной  моторики: максимально открывать и закрывать рот, растягивать губы в улыбку, трубочкой.

3. Развитие мелкой  моторики: гладить животных (мягкие  игрушки).

4. Развитие чувства  ритма: слушать и повторять  звуки бубна, ксилофона, металлофона,  барабана (Х – хлопок: Х – Х,  ХХ – Х и т.д. с постепенным усложнением элементов).

5. Развитие понимания  речи: запомнить название игрушки,  части тела.

6. Пальчиковая гимнастика: работать над темпом и ритмом  речи.

 На большом диване  в ряд

 Попеременно хлопать  в ладоши, стучать кулачками.

 Куклы Танины сидят:

 Два Медведя, Буратино

 Поочередно сгибать  пальчики.

 И веселый Чиполлино,

 И котенок, и  слоненок.

1, 2, 3, 4, 5 – помогаем  нашей Тане

 Поочередно разгибать  пальчики.

 Мы игрушки сосчитать.

4-я неделя

1. Развитие плавного, длительного выдоха.

 Упражнение «Узнай  овощ»

 На столе блюдо  с овощами: лук, чеснок, огурец, укроп. Дети рассматривают овощи,  называют их. Затем логопед делает  на овощах надрезы, укроп растирает  в руках. Дети нюхают овощи,  запоминают запахи, узнают овощи  на вкус, лизнув кончиком языка. Затем всем по очереди логопед завязывает глаза, дети должны узнать по запаху предложенный овощ. Предварительно логопед показывает, как правильно делается длинный, глубокий вдох: плавно, медленно, без подъема плеч.

2. Развитие артикуляционной моторики: «язычок сидит в домике, вышел из домика, посмотрел вправо-влево, снова спрятался в домик».

3. Развитие мелкой  моторики: указательным пальцем  правой руки делать круговые  движения на левой ладони:

 «Ладушки, ладушки,

 Где были?» –  «У бабушки».

 Ладушки, ладушки,

 Звонкие хлопушечки.

 Хлоп-хлоп-хлоп!

4. Развитие фонематического  слуха (звучащие игрушки: барабан, бубен, дудочка); узнать звучание барабана среди других инструментов.

5. Развитие понимания  речи: назвать предметы одежды  для осени по картинкам и  без них.

6. Координация слова  с движениями, активизация в речи  глаголов соберем, натаскаем, накопаем, срежем, нарвем.

 В огород пойдем,

 Дети идут по  кругу, взявшись за руки.

 Урожай соберем.

 Мы моркови натаскаем

 Тащат.

 И картошки накопаем.

 Копают.

 Срежем мы кочан

 капусты,

 Срезают.

 Щавеля нарвем немножко

 Рвут.

 И вернемся по  дорожке.

 Идут по кругу, взявшись за руки.

7. Развитие чувства  ритма.

 Октябрь

1-я неделя

1. Развитие плавного, длительного вдоха.

 Упражнение «Узнай  фрукт»

 Логопед приносит  блюдо с апельсином, лимоном, яблоком.  Дети рассматривают фрукты, нюхают, запоминают ароматы. Затем всем по очереди завязывает глаза и предлагает узнать фрукт по запаху. Предварительно напоминает, как делается глубокий, длительный вдох; следит, чтобы дети не поднимали плечи. Затем предлагает определить фрукты на вкус.

2. Артикуляционная гимнастика: «Надуть щечки» (щечки толстые – худые).

3. Массаж рук.

4. Понимание речи. Назвать  предметы и явления: вода, земля,  солнце, трава, цветы, дом, машины. Развивать собственные ощущения  с использованием различных поверхностей (сухие, мокрые), используются миски с теплой и холодной водой.

5. Имитация движений.

 Упражнение «Умывание»

 Водичка, водичка,

 Умой мое личико,

 Чтобы щечки блестели,

 Чтобы глазки горели,

 Чтоб смеялся роток,

 Чтоб кусался зубок.

 

6. Развитие чувства  ритма.

2-я неделя

1. Развитие плавного, длительного выдоха.

 Упражнение «Ветерок»

 Подуть на веточку  с листочками:

 

Очень жаркий день-денечек.

 Дунь-подунь, мой ветерочек.

 Ветерочек-ветерок,

 Дунь-подунь, наш ветерок.

 

2. Артикуляционная гимнастика: формировать и развивать артикуляционный праксис звука [а].

 Упражнение «Птенчики» (сюжетная картинка

 «Гнездо с птенцами»)

 Кушать птенчики  хотят,

 Маму ждут, но не  шумят,

 Ротик на замок  закрыт.

 Очень тихо все  сидят!

 Мама зернышко несет.

 Открывайте шире  рот!

 

Дети широко открывают  рот, выполняя «немую» артикуляцию. Логопед кладет на кончик языка витаминку, ребенок произносит: «Ам».

3. Развитие слуха на  неречевом материале.

 В трех одинаковых  бутылочках – горох, пуговицы, манная крупа. Определить на  слух, что в каждой бутылочке.

4. Понимание речи.

 Развитие пассивного  и активного глагольного словаря,  состоящего из названий действий (спит, ест, стоит, идет, бежит,  прыгает, играет, гуляет, убирает,  чистит, умывается, купается, одевается,  говорит, рисует, везет, подает).

 Затем дети показывают эти действия на картинках, называют и выполняют их по просьбе логопеда; определяют по имитации, кто что делает (символический праксис).

5. Развитие моторики

 Прилетели гули-голубочки,

 Дети машут руками.

 На головку сели  гули моей дочке.

 Кладут руки на голову.

 Ой! Шу! Улетели!

 Разводят руками.

6. Развитие чувства  ритма.

3-я неделя

1. Развитие плавного, длительного выдоха.

 Игра на дудочке.

2. Развитие артикуляционной  моторики.

 Упражнение

 «Язычок гуляет»

 Язычок пошел гулять (широкий, расслабленный язычок на нижней губе); в домик спрятался опять (язык в состоянии покоя лежит за нижними резцами).

3. Развитие мелкой  моторики (дифференциация кинетических  ощущений) с использованием различных  поверхностей.

 На столе миска  с теплой водой, вата (губка), жесткая щетка.

 Логопед действует  рукой ребенка, хлопает поочередно  по воде, вате (губке), жесткой щетке,  сопровождая словами: «Хлоп! Хлоп, моя рученька».

1. Понимание речи. Различать  понятия «большой – маленький», используя знакомые игрушки.

2. Используя героев сказки «Три медведя», узнать по голосу, кто говорит.

3. Развитие мелкой  моторики.

 Будем мы варить  компот.

 Дети указательным  пальцем правой руки «мешают,  рубят, крошат».

 Фруктов нужно много.  Вот.

 Будем яблоки крошить,

 Грушу будем мы  рубить.

 Варим, варим мы  компот,

 Угостим честной  народ.

 

7. Развитие чувства  ритма.

4-я неделя

1. Развитие плавного, длительного выдоха: подуть на  шарик для пинг-понга в тазике  с водой; сдувать с ладони  перышко, ватку и т.д.

2. Развитие артикуляционного  аппарата.

 Упражнение

 «Лакание молочка»

 Молоко лакает кот.

 Котик нас лакать  зовет.

3. Понимание речи.

 Понятия «громко  – тихо». Игра со звучащими  игрушками.

4. Развитие мелкой  моторики: удерживать пальцы в  кулаке, сгибать и разгибать их; согнуть пальцы одной руки в кулак – «птички пьют из бочки»; пальцы другой руки попеременно вставлять сверху в отверстие «бочки».

5. Обучение пространственному  расположению предметов, которые  должны быть в привычных для  детей местах: на столе, под  столом, за шкафом и т.д.

6. Координация речи  с движением, работа над темпом  и ритмом речи.

 Капля раз,

 Дети прыгают на  носочках.

 Капля два.

 Очень медленно  сперва,

 Темп убыстряют.

Информация о работе Народное прикладное искусство