Народное прикладное искусство

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 12:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Определить возможности использования народного прикладного искусства при развитии творческих способностей на занятиях по декоративному рисованию у детей старшей дошкольной группы.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования были определены следующие задачи исследования:
- Проанализировать особенности народного прикладного искусства и его значение в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
- Изучить своеобразие развития детского творчества.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы значения прикладного искусства в развитии творческих способностей детей
1.1.Своеобразие развития детского творчества 5
1.2.Особенности использования народного прикладного искусства в развитии детского творчества 9
Глава 2. Исследование уровня развития творческих способностей у детей старшей группы при знакомстве с народно-прикладным искусством
2.1.Характеристики детей исследуемой группы. Диагностика уровня развития творческих способностей у детей старшей группы 11
2.2.Методы и приемы развития творческих способностей детей на основе знакомства с народно-прикладным искусством 17
Заключение 20
Список литературы 21
Приложения 23

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 245.00 Кб (Скачать)

 А потом, потом,  потом.

 Все бегом, бегом,  бегом.

 Ноябрь

1-я неделя

1. Развитие глубокого  вдоха, выдоха.

 Упражнение

 «Сдувание снежинок

 со снежной поляны»

 С листа бумаги  сдувать голубые бумажные снежинки.

2. Развитие мелкой  моторики.

 Упражнение «Рыбак»

 Ловить намагниченных  рыбок.

3. Развитие артикуляционного  аппарата: формировать и развивать артикуляционный праксис звука [и].

 

Улыбнулись губки,

 Показались зубки.

 Губы улыбнулись,

 К ушкам потянулись.

 

Следить, чтобы дети улыбались  без напряжения, показывая верхние  и нижние зубы.

4. Развитие понимания  речи (совершенствование словарного  запаса).

 На столе шарик,  кошка, птичка.

 Учить узнавать  игрушки по их описанию (у нее  пушистый хвост, мягкая шерсть, длинные усы; у нее есть крылья, клюв, две лапки, тело покрыто  перьями; он круглый, красный,  пластмассовый).

5. Развитие фонематического  слуха на неречевом материале: узнать бубен из ряда звучащих игрушек.

6. Развитие чувства  ритма.

2-я неделя

1. Развитие плавного, длительного выдоха. С помощью  бумажных «снежных» комочков  определять, чей комочек улетит  дальше.

2. Развитие мелкой  моторики с использованием «пальчикового бассейна».

 Упражнение

 «Пальчики побежали»

 Опереть руки на  дно бассейна; передвигаться по  дну всеми пальчиками.

3. Развитие артикуляционного  аппарата: формировать и развивать  артикуляционный праксис звука  [о].

 Упражнение «Шарик»

 Используются теннисные  шарики разного размера, что  помогает округлению и вы-движению  губ вперед, активизации губной  артикуляции.

 

Шарик губками возьми,

 «О» тихонько протяни.

 

4. Развитие фонематического  слуха на неречевом материале.

 Действия с бумагой: встать спиной к логопеду, рассказывать, что он делает (мнет, рвет бумагу, листает книгу).

5. Развитие понимания  речи. Учить понимать вопросы  (где? куда? откуда? на чем?), помогающие  определить местонахождение предметов. (Покажи и скажи, где лежат  книги.)

6. Развитие чувства  ритма.

3-я неделя

1. Развитие плавной,  длительной воздушной струи.

 Упражнение «Чей  паровоз громче и дольше гудит?»

 Используются стеклянные  пузырьки из-под лекарства или  духов. Логопед дует в пузырек,  чтобы послышался свист, затем предлагает это сделать детям по очереди, не надувая щек.

2. Развитие артикуляционной  моторики: формировать и развивать  артикуляционный праксис звука  [э].

 Упражнение «Мишка»

 Логопед вносит  игрушку. Дети занимают положение  «на четвереньках», что помогает выведению языка в передние отделы, снятию напряжения с корня языка.

 

«Э-э», как Мишка, вы пропойте,

 Ротик широко откройте.

 Ваня с Мишенькой  играет

 И по комнате  гуляет,

 Как Мишутка напевает:

 «Э-э-э-э-э-э».

 

3. Развитие мелкой  моторики.

 Упражнение

 «Пальчиковый бассейн»

 Достать со дна  бассейна геометрические фигуры, захватив щепоткой, двумя пальчиками.

4. Развитие фонематического  слуха. Стоять спиной к логопеду, рассказывать, что он делает: стучит  ложкой по чашке, щелкает ножницами.

5. Развитие понимания речи: различать форму единственного и множественного числа. (Покажи, где нарисованы дом – дома, окно – окна, кукла – куклы и т.д.)

6. Обучение различать  основные цвета (красный, желтый, зеленый), действовать по инструкции, выделять заданный цвет, называя его. (Ветер сорвал крыши с разноцветных домиков. Надо поставить их на место.)

7. Развитие чувства  ритма.

4-я неделя

1. Развитие плавного  носового вдоха.

 Упражнение

 «Ароматные коробочки»

 Понюхать коробочки  с еловыми или сосновыми иголками, апельсиновые корочки, определить запах.

2. Развитие артикуляционной  моторики: формировать и развивать  артикуляционный праксис звука  [у].

 Упражнение «Слоник»

 На слоненка погляжу,

 Губы хоботком сложу,

 На слоненка погляжу,

 Губы трубочкой  сложу.

 

Дети вместе с педагогом повторяют артикуляционный уклад звука [у], выполняя упражнение «Дудочка».

3. Развитие мелкой  моторики.

 Упражнение «Солим  воду, еду, салат и т.д.»

 Перетирать тремя  пальцами – большим, указательным, средним – крупу (гречку, рис).

4. Развитие фонематического слуха. Стоять спиной к логопеду, рассказывать, что он делает: переливает воду, щелкает ножницами.

5. Развитие понимания  речи.

 Учить детей быстрому  ориентированию в названии действий  без обозначений их объектов  или субъектов. Сначала спросить: «Покажи, где мальчик катается на велосипеде? Где девочка поливает цветы? Где кошка спит?» Затем из вопросов исключить названия субъектов: «Покажи, кто катается? Кто сидит? Кто стоит?»

6. Обучение различать  основные цвета (красный, зеленый,  желтый), используя набор варежек, носков названных цветов.

7. Развитие чувства  ритма.

 Декабрь

1-я неделя

1. Формирование предпосылок  комбинированного типа дыхания  – носовой вдох, ротовой выдох.

 Упражнение «Пузырьки»

 Используется стакан, наполовину наполненный водой, и соломинки для коктейля.

 Логопед показывает, как можно пускать пузыри с  помощью соломинки: вдох носом,  выдох через рот, зажав соломинку  губами (при сильном выдохе вода  выливается из стакана, при  слабом – на поверхности воды  образуются пузырьки).

2. Развитие артикуляционного  аппарата: формировать и развивать  артикуляционный праксис звука  [ф].

 Упражнение «Зайка»

 Нижняя губа прижата  к краям верхних зубов, верхняя  губа слегка приподнята.

 

Ушки – на макушке,

 А зубки – на  губке.

 Упражнение «Ветерок»

 Между губами и  зубами имеется узкая щель, через  которую проходит воздушная струя;  используется тактильный контроль  ладонями логопеда и ребенка.

3. Развитие фонематического  слуха на неречевом материале:  определить звучание дудочки  среди звучащих игрушек.

4. Развитие мелкой  моторики с использованием пальчикового  бассейна и стихотворного текста  «Повар».

 Варим, варим щи

 Дети выполняют  круговые движения кистью в  бассейне по часовой стрелке  и против нее.

 Щи у Вовы хороши.

5. Развитие понимания  речи. Научить понимать вопрос «Чем?».

 Чем мама режет  хлеб?

 Чем мальчик вытер  лицо?

 Чем ты ешь суп?

 Чем девочка расчесывает  волосы?

6. Обучение различать  основные цвета (красный, синий,  желтый) предметов: действовать по  инструкции, выделять и называть  заданный цвет.

 Упражнение

 «Строим башню»

7. Развитие чувства  ритма.

2-я неделя

1. Формирование предпосылок  комбинированного типа дыхания.

 Игра «Мотыльки»

 На уровне глаз  ребенка крепится шнур с привязанными  к нему бумажкой, мотыльками разного  цвета или величины. Логопед читает стихотворный текст и предлагает ребенку подуть на мотылек определенного цвета или величины:

 На весеннем на  лугу

 Мотыльки летают.

 Красный мотылек  взлетел… и т.д.

2. Развитие артикуляционной  моторики: формировать и развивать  артикуляционный праксис звука [в].

 Упражнение «Ветер»

 Сильный ветер налетел,

 Голосок у нас  запел.

 Ручку к шейке  прижимай,

 Голосочек подключай!

 

3. Развитие фонематического  слуха: определять на слух знакомые  звучащие игрушки.

4. Развитие мелкой  моторики: имитировать движения в сопровождении стихотворного текста.

 Пили, пила,

 Пили живей.

 Дети выполняют  скользящие движения ребром ладони  по поверх-ности стола.

 Мы домик строим

 Для друзей.

 

5. Развитие понимания  речи: понимать вопросы, поставленные  к сюжетным картинкам (ситуации, знакомые детям):

- кто совершает действие;

- место действия;

- объект действия.

(Например, «Зимние забавы».  Кто лепит снежную бабу? Скажи,  что надето у девочки на  голове, а что на ручках? Из  чего лепят снежную бабу?)

6. Закрепление знаний основных цветов. Подбери пару: к красной шапочке красный шарфик и т.д.

7. Развитие чувства  ритма.

3-я неделя

1. Формирование предпосылок  комбинированного типа дыхания.

 Упражнение

 «Воздушные шары»

 Подуть на шарик  так, чтобы он отлетел к кукле, мишке, зайке.

2. Развитие артикуляционного  аппарата: формировать и развивать  артикуляционный праксис звука  [п].

 Упражнение «Рыбка»

 Открывает рыбка  рот,

 Да не слышно, что  поет.

 Дети беззвучно  размыкают, а затем плотно, но  без напряжения смыкают губы.

 Упражнение «Звук  [п]»

 Воздух в носик  надувайся,

[П] сквозь губы  прорывайся!

3. Развитие фонематического  слуха на неречевом материале.

 Пение птичек громко  и тихо. Когда звучит громкое  пение, дети машут руками (летают), тихое – приседают.

4. Развитие мелкой моторики.

 Упражнение

 «Пальчиковый бассейн»

 Опустить руку в  «бассейн», прижимать ладонь ко  дну, попеременно сгибать и  разгибать пальцы (ладонь находится  на дне «бассейна»). Если ребенок  испытывает двигательные затруднения,  логопед помогает ему, положив свою ладонь на руку ребенка.

5. Развитие понимания  речи. Разложить картинки в нужной  последовательности, поставить друг  за другом игрушки так, как  назовет логопед: корова, машина, кубик и т.д.

6. Обучение видению  закономерности. Вставить недостающие звенья нужного цвета в гусеницу из 12 звеньев, чередующихся по цвету: красный, зеленый; красный, зеленый; .., ..; красный, зеленый; .., ..; красный, зеленый.

7. Развитие чувства  ритма.

 Январь

2-я неделя

1. Развитие речевого  дыхания: дуть через трубочку из плотной бумаги на ватку или перышко, лежащие на столе.

2. Развитие артикуляционного  аппарата: формировать и развивать  артикуляционный праксис звука  [б].

 Упражнение «Голосок»

[Б] легко произнеси,

 Голосочек подключи.

 

Если озвончение звука  идет трудно, логопед подключает тактильный контроль, приложив руку ребенка к своей гортани, чтобы он ощутил, как дрожит «домик» голоска – горло.

 Упражнение

 «Колыбельная Любе»

 Баю-баюшки-баю,

 Баю Любоньку мою!

 

Используется кукла, которую  дети укачивают и напевают колыбельную.

3. Развитие фонематического  слуха.

 Упражнение

 «Звучащий предмет»

 На столе две  коробочки, в одной колокольчик.  Логопед достает его и демонстрирует  звучание, затем убирает в коробочку;  меняет коробочки местами и  предлагает детям найти колокольчик, выбрав нужную коробочку.

4. Картинки «Украсим  елку»: расширение и активизирование  словарного запаса по теме.

 Рассмотреть елку  без игрушек, рассказать о ней;  рассмотреть игрушки, уточнить  их цвет, материал, из которого  они сделаны (бумага, стекло, пластмасса); украсить елку, повесив игрушки на нижние, верхние, короткие, длинные ветки.

5. Развитие конструктивного  праксиса: выложить елку из зеленых  треугольников, ориентируясь на  их величину, сначала по образцу  логопеда, затем самостоятельно (помощь логопеда в случае затруднения).

Информация о работе Народное прикладное искусство