Народное прикладное искусство

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 12:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Определить возможности использования народного прикладного искусства при развитии творческих способностей на занятиях по декоративному рисованию у детей старшей дошкольной группы.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования были определены следующие задачи исследования:
- Проанализировать особенности народного прикладного искусства и его значение в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
- Изучить своеобразие развития детского творчества.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы значения прикладного искусства в развитии творческих способностей детей
1.1.Своеобразие развития детского творчества 5
1.2.Особенности использования народного прикладного искусства в развитии детского творчества 9
Глава 2. Исследование уровня развития творческих способностей у детей старшей группы при знакомстве с народно-прикладным искусством
2.1.Характеристики детей исследуемой группы. Диагностика уровня развития творческих способностей у детей старшей группы 11
2.2.Методы и приемы развития творческих способностей детей на основе знакомства с народно-прикладным искусством 17
Заключение 20
Список литературы 21
Приложения 23

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 245.00 Кб (Скачать)

Проведенное нами исследование позволило сделать вывод о  возможности использования народных промыслов в обучении детей составлению  орнамента и для повышения  уровня развития творческих способностей провести формирующий эксперимент.

Работа по формированию творческого мышления на занятиях по декоративному рисованию осуществлялась в несколько этапов.

Первоначально детей  знакомили с видами декоративно-прикладного  искусства, их характерными особенностями, элементами, колоритом и т.д.

Затем дети осваивали  технику исполнения элементов различных  видов росписи.

Усложнение заданий  состояло в проявлении детьми инициативности, самостоятельности, оригинальности в  решении изобразительных задач.

Перед детьми стояла задача создания не шаблонных предметов  народных промыслов, а оригинальных сочетаний элементов росписи, композиционного  построения узора.

На контрольном этапе  исследовательской работы мы выявили  динамику развития детей старшего дошкольного возраста в обучении декоративному рисованию и повышению творческого развития.

 

 

 

2.2. Методы и приемы развития творческих способностей на основе знакомства с народно-прикладным искусством

На основе анализа методической литературы мы отобрали, на наш взгляд, эффективные приемы обучения детей дошкольного возраста составлению орнамента:

- Создание игровой ситуации в начале занятия и во время анализа детских работ: «одевание» дымковской игрушки – использование трафарета с изображением игрушек  (приложения 1, 3, 4); «мастерские» народных мастеров; «сказочный ковёр» (приложения 2, 5, 6); «выставки народного искусства» и прочее, что повышает интерес детей к занятиям, развивает творческое мышление.

- Связь рассматривания изделий народных мастеров с последующим составлением узоров, выделение тех задач, решение которых затем  находит отражение в рисунке, лепке, аппликации.

- Сравнение двух элементов узора, композиций для обучения пониманию закономерностей росписи, вариантов сочетания отдельных элементов узора при создании образа, придумывание новых, своих сочетаний.

- Использование движения руки – очерчивающего жеста для выделения элементов узора на предмете и определения расположения их на листе бумаги, последовательности заполнения формы бумаги или предмета.

- Упражнения в начале занятия с детьми при изображении новых элементов или сложных после их рассматривания. Впоследствии листок для упражнений дети используют по желанию, если у них появляется в этом потребность.

- Показ способов изображений новых, наиболее сложных для детей.

- Использование фланелеграфа для обучения композиции, расположению узора, поискам новых вариантов построения.

- Название элементов узора, действия при его воспроизведении в рисовании («завиток ведем вверх, потом вниз…»).

- Взаимосвязь видов деятельности: рисования, лепки, аппликации в решении задач по декоративной деятельности.

Обучение технике рисования  и приемам кистевого письма народных мастеров помогает выработке легких ритмичных движений, быстроте создания узора, также и обучения способам лепки, вырезывания в аппликации. Например, дети при составлении дымковских узоров сначала рисуют все одинаковые элементы одного цвета (кольца), затем другим цветом рисуют второй элемент (круг в каждом кольце), потом украшают все элементы (точками) и т.д.

Организуя работу с детьми по ознакомлению с декоративным искусством, следует предусмотреть ее систематичность и последовательность.

Рекомендации для педагогов  и родителей по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста:

1.Создавать игровые ситуации, рассматривать картины вместе с детьми. Опыты, труд в природе, экскурсии и целевые прогулки, занятия по связной речи, ознакомление с художественной литературой - в единстве своем пробуждает творческую активность детей, стимулирует воображение, желание включаться в творческую деятельность, повышает интерес к занятиям.

2.Учить детей применять каждый вид изображения отдельно и в комплексе.

3.Стимулом побуждения творческих сил ребенка должна быть только позитивная оценка.

4.Сравнивать работы ребенка можно только с его собственными вчерашними достижениями, но не с достижениями других детей.

5.Создававать своими руками поделки, игрушки в подарок малышам, мамам, папам к праздникам. Дети испытывают при этом особое чувство ответственности, стремление выполнять рисунок  как можно лучше. Это способствует формированию у них внимания и заботы о других детях, близких людях, потребность в добрых делах.

6.На нравственное воспитание детей существенное влияние оказывает коллективный характер выполнения работы: дети, создавая каждый свое изделие, фигурку, вместе составляют общую композицию.

7.С отстающими детьми, показавшими низкий уровень освоения программы, проводить индивидуальные занятия.

8.Каждый успех ребёнка доводить до сведения родителей, благодаря чему ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно.

9.Один раз в квартал проводить открытое занятие для родителей. В работе с родителями не сравнивать детей друг с другом, находить в каждом ребенке что-то хорошее и хвалить его от всей души.

10.Родителям совместно с детьми участвовать в выставках и конкурсах, что повышает интерес у детей к занятиям.

 

 

 

 

Заключение

Окружающая действительность не дает возможности реального приобщения детей к народной культуре. Эти пробелы мы восполняли посещением разнообразных выставок народно-прикладного искусства, посещением музеев русского зодчества, краеведческих экспозиций и др.

Особенно большое значение придается продуктивной деятельности, в частности, занятиям по изобразительной деятельности, которая дает возможность развить творческие способности каждого ребенка.

Дошкольнику свойственно  стремление к ярким, сочным  цветам,  к декоративности  изображения, которая проявляется в цветовом решении и композиции.  При этом руководящие действия педагога должны быть направлены на формирование  первоначальных  понятий  о  красоте, предпосылок художественного вкуса. Как показывает практика, далеко не каждый ребенок  знает, как сделать свой рисунок интересней, выразительнее, оригинальнее. Красивый рисунок, который он научился рисовать на занятиях декоративным рисованием, не находит применение, оставаясь в рамках орнаментальной    деятельности.  Воспитателю   необходимо  найти  методы и приемы, обеспечивающие возможность усложнения знаний и навыков детей в области интереса к различным видам изобразительной деятельности.

Проведенная нами работа по развитию в обучении детей составлению  орнамента и для повышения  уровня творческих способностей имела целью   определить исходные позиции исследования, выявить возможности формирования у дошкольников способностей к созданию выразительного графического образа в результате ознакомления   с   орнаментами   народного  декоративно-прикладного искусства.

Все задачи, которые мы определили, выполнены: мы изучили специальную  и дополнительную литературу по заявленной теме; познакомились с исследованиями в области развития детского творчества на занятиях по декоративному рисованию  через знакомство с декоративно-прикладным искусством, что помогло нам реализовать поставленные задачи.

Список используемой литературы

  1. Алексахин Н.Н. Художественные промыслы России. – М.: Наука, 2005.- 321с.
  2. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. - СПб.: издательство Буковского, 1994. - 60с.
  3. Белошапкина А., Федосова А. «Использование народного прикладного искусства на занятиях по декоративному рисованию» // Дошкольное воспитание. – 1986. - №1. -С. 14 – 18.
  4. Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду). - Дошкольное воспитание. -1994. - №1.- С. 17-19.
  5. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. // Дошкольное воспитание. -1982. -  №11. С. 32-38.
  6. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: Союз, 1997.  – 92с.
  7. Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество: Метод пособие для воспитателей. – М.: Просвещение, 2004. – 160с.
  8. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. // Дошкольное воспитание. – 1967. - №12. -С. 73-75.
  9. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. - Пенза: Уникон-ТРИЗ, 2006. – 231с.
  10. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения. // Вопросы психологии. - 1993 . -№2. - С. 54-58.
  11. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика – Синтез, 2006. – 120с.
  12. Комарова Т.С. Коллективное  творчество детей – М.: Мозаика – Синтез,  2008. – 124с.
  13. Крылов Е. Школа творческой личности. // Дошкольное воспитание. -1992. - №№ 7,8. - С. 11-20.
  14. Кудрявцев В., Синельников В. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. // Дошкольное воспитание, 1995 - № 9. – С. 52-59, № 10. - С. 62-69.
  15. Левин В.А. Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 1993. - 56с.
  16. Лук А.Н. Психология творчества. – М.: Наука, 1978. - 125с.
  17. Народное искусство в воспитании дошкольников: Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей нач. классов под ред. Т.С. Комаровой. – М.: Пед. общество Росиии, 2006. – 256с.
  18. Палашна Т.Н. Развитие воображения в русской народной педагогике. - Дошкольное воспитание. -1989. - №6. – С. 69-72.
  19. Пантелеева Л., Максимов Ю., Пантелеев Г. Декоративное искусство детям. 1974. – 234с.
  20. Полуянов Д. Воображение и способности.   - М.: 3нание, 1985. - 50с.
  21. Сакулина И. П. Рисование в дошкольном детстве. - М.: Просвещение 1965. – 213с.
  22. Сакулина И.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Просвещение, 1973. - 208с.
  23. Скорлупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно – прикладным искусством. Цикл занятий. – М.: Владос, 2005. – 98 с.
  24. Словарь  по  истории  искусств. – М.: Искусство , 1999. – 654с.
  25. Соломенникова О.А. Ознакомление детей  5 – 7 лет с  народным и декоративным искусством. Программа дополнительного образования. – М.: Мозаика – Синтез,2006. - 168с.
  26. Тихомирова О. Декоративное рисование в детском саду. // Дошкольное воспитание. 2004. - №1, №2, №3.- С. 35 – 37.
  27. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. – М.: Учпедгиз, 1956. – 62с.

 

 

Таблица 2.1 – Исследование уровня творческих способностей у детей старшей группы                                                                                                                                 

 

 

 

симметрия

центр

ритм

цвет

Технические навыки

 Исследуемая          группа

         

1

в

в

в

в

в

2

с

в

с.

с

в

3

н

н

н

н

н

4

с

в

с

с

с

5

с

в

в

в

с

6

с

с

в

в

с

7

в

в

в

в

в

8

н

н

н

н

н


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Ткань для юбки дымковской барыни

Для проведения занятия  на тему: «Ткань для юбки дымковской барыни»  мы подготовили изделия  дымковских мастеров, иллюстрации городецкой росписи, композиционную схему последовательности выполнения элементов в цветовом узоре, образцы элементов росписи. Для каждого ребенка - трафарет дымковской барыни, гуашь, кисть, баночка с водой.

Программные задачи занятия: закреплять знания о Дымковской росписи, ее цветовой гамме, способов выполнения элементов (кружки, точки, полоски, волнистые линии). Закреплять приемы рисования плавных линий при работе кистью и умение рисовать кончиком кисти. Воспитывать уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством.

В первой части занятия  воспитатель приглашает детей на выставку рассмотреть игрушки, расписанные  в стиле Дымки. Какие они все  разные, красивые, яркие. Что есть общее  у этих игрушек? Как называются все  эти игрушки? Почему они так называются?

Далеко – далеко, за дремучими лесами, за зелеными полями стояло большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб домов вился голубой дымок. Домов  в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково. Жили в том селе веселые и озорные люди. Любили они лепить веселые, яркие, красочные игрушки. Продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими.

- Какого цвета бывают  дымковские игрушки? (всегда только  белые).

- А какие узоры на дымковских игрушках? (прямая линия, волнистая линия, точка, круг, кольцо, клетка, решетка).

- Какими приемами выполняются  узоры? (примакивание  концом кисти,  кистью плашмя по ворсу).

- Ребята, посмотрите, гармонист  вышел, приглашает барышень поплясать, хороводы поводить. Да что-то не спешат барышни в круг. Что случилось? А платья у них не готовы. Давайте поможем барышням, разрисуем их платья. Постараемся сделать их яркими и нарядными.

Вторая часть занятия самостоятельная. Дети украшают юбку барыни, воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогает затрудняющимся  в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.

 В третьей часть занятия  подводится итог, воспитатель предлагает  выбрать самых нарядных барышень, построить их в хоровод на доске, ответить на вопрос:

- Какая работа вам больше  понравилась? 

- Что больше всего в ней  понравилось?

- Чем она отличается от других  работ?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                              

 

    Приложение 2

 

Сказочные цветы

Итоговое занятие после  знакомства с элементами Городецкой росписи на тему: «Сказочные цветы».

Цели:

- Продолжать знакомство  с городецкой росписью, ее колоритом, особенностями. Учить выделять основные элементы узора.

- Упражнять в рисовании  городецких цветов — купавки  голубого и розового цвета, бутонов, листьев. Упражняться в нанесении оживки с помощью кисти.

- Учить рисовать новые  элементы росписи—ромашки и розаны.

Информация о работе Народное прикладное искусство