Теоретические основы декоративно- прикладного искусства в учебно-воспитательном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:03, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: описание приемов выполнения мягкой игрушки, способствующих повышению уровня познавательной самостоятельности младших школьников при изучении народных традиций на уроках технологии.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников на уроках технологии.
Предмет исследования: изготовление мягкой игрушки на уроках технологии.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы декоративно- прикладного искусства в учебно-воспитательном процессе……………………………………………...6
1.1. Декоративно-прикладное искусство и современность………..………......6
1.2. Влияние декоративно- прикладного искусства на развитие личности ребенка…………………………………………………………..……………......12
1.3. Мягкая игрушка – вид декоративно – прикладного искусства ………….17
Глава 2. Опытно- экспериментальная деятельность по изучению декоративно- прикладного искусства в учебно-воспитательном процессе при изготовлении мягкой игрушки………………..………………………..22
2.1. Специфика и типы уроков технологии…………………………….…...…22
2.2. Методика изготовления мягкой игрушки на уроках технологии……….26
2.3. Описание результатов педагогической деятельности при изготовлении мягкой игрушки………………………………………………………………….32
Заключение………………………………………………………...……….…...38
Список литературы………………………………..…….……………………..40
Приложение……………………………

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 195.50 Кб (Скачать)

     Структура урока технологии определяется в  зависимости от его целей, темы содержания, уровня развития детей и учебно –  материальной базы школы. В каждом конкретном случае учитель выбирает такую структуру, которая наиболее эффективно решает поставленные перед учащимися учебно – воспитательные задачи [18,256].

     В практике школы наибольшее распространение  получила структура урока, включающая в себя четыре основных этапа:

     1) организацию урока;

     2) изучение нового материала;

     3) практическую работу;

     4) анализ и оценку выполненной  работы.

     На  организацию урока, как правило, отводится 3 – 5 мин, на изучение  нового материала с элементами проектирования и планирования – 5 - 7 мин, на практическую работу с дополнительными разъяснениями – 30 – 35 мин, на анализ и оценку работы – 3 – 5 мин.

     Структура урока должна быть гибкой, она может  изменяться в зависимости от окружающих условий. Например, при изготовлении трудоемких изделий в 3 – 4 классах, рассчитанных на два урока, на втором уроке могут отсутствовать элементы проектирования и планирования; при проведении лабораторных работ может не быть технологических операций.

     Остановимся на более подробной структуре  урока:

     1. Организация урока чаще всего начинается с проверки готовности учащихся к уроку. Если у некоторых учащихся нет необходимых материалов или инструментов, то учитель выдает их из дополнительных запасов. Урок можно, начинать, когда учитель убежден, что все учащиеся имеют необходимые для урока материалы и инструменты.

     2. Изучение нового материала на  уроках трудового обучения, как  правило, проводится в процессе  бесед, инструктажей и демонстраций. Демонстрируя образец или его  изображение, учитель спрашивает, чем данное изделие нравится детям. Затем определяет цель урока. В процессе беседы учащиеся устанавливают, какие материалы и в каком количестве потребуется для изделия; какими разметочными, обработочными, монтажными и отделочными инструментами необходимо пользоваться при его изготовлении; в какой последовательности следует осуществлять работу; как контролировать свою деятельность. Изложение нового материала завершается его закреплением и краткой инструкцией, как самостоятельно работать, опираясь на техническую документацию.

     3. Практическая работа занимает основную часть урока. Наиболее ценными являются уроки, на которых учащиеся самостоятельно работают по программированным информационным картам. Об эффективности самостоятельной работы учитель судит по тому, насколько самостоятельно справляются учащиеся с работой. Самостоятельная работа отнюдь не устраняет учителя от учебного процесса. Учитель осуществляет оперативный контроль за работой каждого ученика, оказывает детям индивидуальную помощь, проводит при необходимости дополнительный инструктаж. В процессе инструктажа учитель указывает на допущенные ошибки и объясняет, чем они вызваны, как их справить. При этом он не выполняет работу за учащихся, а лишь управляет их действиями. Основная цель учителя состоит в том, чтобы предупредить возможные ошибки учащихся.

     4. Анализ и оценка работы, как  правило, производятся в конце  урока. Подведение итогов обычно  завершается оценкой ученических  поделок. В тех случаях, когда  работа не закончена, учитель  ограничивается общей характеристикой  деятельности учащихся. В анализе выполненных работ активное участие должны принимать дети, указывать на достоинства и недостатки изделий. Эффективной формой подведения итогов следует считать оценку изделия учителем непосредственно на рабочем месте ученика. В этом случае каждая оценка мотивируется и ученик осознает, за что ему ставится высокий или низкий балл.

     При оценке ученических работ учитель  учитывает следующие критерии:

     - точность обработки изделия;

     - норму времени;

     - знания ученика;

     - правильность выполнения трудовых приемов;

     - рациональную организацию рабочего  места;

     - соблюдение правил техники безопасности.

     Эффективность трудового обучения в основном зависит  от подготовки учителя к занятиям: тщательного продумывания структуры  урока, содержания и методов преподавания, подготовки материалов, инструментов, технологических карт, наглядных пособий [22,118-127].

     В подготовке учителя к уроку можно  выделить два основных этапа: предварительный  и непосредственный.

     Предварительная подготовка учителя к урокам заключается в изучении предназначенных для обработки материалов (нить, ткани, разных материалов). Важной задачей предварительной подготовки следует считать изучение программы по трудовому обучению. Полезно по каждой теме подобрать несколько вариантов работ, с тем, чтобы сильные учащиеся имели дополнительный учебный материал. Предварительная работа заключается подбором материалов и инструментов, необходимых для работы на определенный отрезок времени.

     Непосредственная  подготовка учителя к уроку включает в себя разработку определенных конкретных тем. Названия тем уроков целесообразно давать не по изготавливаемому предмету, а по содержанию формируемых знаний и умений. Учитель раскрывает образовательные, воспитательные и развивающие задачи, осуществляя тем самым комплексный подход к учебно - воспитательному процессу. Далее учитель определяет продукты труда, указывает необходимое оборудование и планирует ход урока [10,336].

     2.2. Методика изготовления  мягкой игрушки   на уроках технологии

 

     Мягкая  игрушка – это игрушка, верх которой изготовлен из текстильных или ворсовых материалов, и которая наполняется внутри упругими материалами (гранулами пористого полистирола, полиэфирным волокном и другими допускаемыми для набивки игрушек материалами), легко сжимающимися в руках [14,236].

     Швы мягкой игрушки должны быть прочными. Ворсинки не должны оставаться в руках, ведь ребенок будет обязательно  теребить игрушку, целовать. Если оторвавшиеся ворсинки попадут ему в рот, это  может спровоцировать стоматит, а  в худшем случае большое количество съеденных длинных ворсинок могут попасть в желудок [4,240].

     Все мелкие детали игрушки (рот, нос, глаза) должны быть пришиты, а не приклеены, иначе ребенок может их оторвать и проглотить.

     Для изготовления мягкой игрушки используются различные текстильные материалы:  искусственный мех с коротким ворсом, наполнитель (вата, синтепон, синтепух, поролон и другие объёмные материалы), голубая ленточка, кусочки белой, чёрной или цветной кожи (искусственной или натуральной) или клеёнки, нитки покрепче (лучше взять армированные, подобрав их к цвету материала, чтобы швы не портили внешний вид игрушки), клей «Момент», клей ПВА [6,240].

     Для изготовления изделия важно так  же рабочие место, инструменты для  шитья. Рабочее место – это  место непосредственного выполнения технологической операции. Оно должно быть организованно таким образом, чтобы обеспечивался максимум комфорта и безопасности работы. Рабочее место включает в себя стол, на котором должно быть нужное оборудование и инструменты, удобный для ребенка стул. Перед началом работы необходимо, подготовить рабочее место и  проверить все инструменты [9,92-95].

     Начинать  работу необходимо с раскроя изделия. Для этого нужно разложить  выбранные нами материалы в один слой и обвести тонким мелом, все  детали в таком количестве, какое указано на выкройке. При этом надо не забыть, что все двойные детали выкраиваются в зеркальном отражении. Очень важно также соблюсти направление ворса на меховых деталях (направление ворса должно совпадать с направлением стрелки на деталях выкройки). Итак, все детали обведены, перенесены с выкройки все необходимые засечки. Нужно ещё раз проверить количество деталей и их расположение на ткани и мехе. Если всё сделано правильно, можно вырезать все детали.

     После того как  вырезали все детали, приступаем к следующей работе, стачиванию деталей, но для этого необходимо знать несколько видов швов.

     Швы при изготовлении мягких игрушек  можно использовать как ручные, так  и машинные, в зависимости от материала. Для меха лучше всего использовать ручной петельный шов с шагом 2 мм. Делается он так: складываем две стачиваемые детали лицевыми сторонами, совмещаем срезы и засечки, и иголкой заправляем выглядывающий ворс внутрь, между деталями. Шов выполняется справа налево. На расстоянии 3 – 4 мм от кромки детали вкалываем иглу движением от себя, конец иглы огибаем ниткой и стежок затягиваем. Следующий стежок делаем через 2 мм, и так далее. Стежки надо располагать на одинаковом расстоянии от кромки ткани и друг от друга, и затягивать нитку одинаково. В конце шва ставим закрепку, то есть 2 – 3 раза вкалываем иглу в одну точку, затягивая нитку. На закруглённых участках или на углах желательно делать длину стежка чуть меньше, чем на прямых.

     Мех с коротким ворсом и ткани можно  стачивать на швейной машине, установив  маленькую длину стежка. Очень удобно использовать специальный трикотажный машинный шов.

     После стачивания деталей срезаем оказавшиеся  лишними припуски, стараясь не повредить  нитки. Вывернем детали на лицевую сторону, и выправим с помощью иголки ворс, попавший в швы.

     В работе может пригодиться также  потайной шов. Он применяется в тех  случаях, когда нужно соединить  уже готовые, вывернутые и набитые  наполнителем части игрушки. К примеру, нам надо пришить голову к туловищу. Подберём нитки в цвет материалу, сложим туловище и голову открытыми срезами друг к другу и подвернём срезы на изнаночную сторону. Теперь надо вколоть иглу с изнаночной стороны туловища, и, вытянув нитку, вколоть иглу как можно ближе к сгибу ткани на голове, нитку затянуть потуже. Следующий стежок делаем через 2 – 3 мм. Таким образом, надо прошить весь шов, а в конце сделать прочную закрепку. После этого не торопитесь отрезать нитку, воспользуйтесь такой маленькой хитростью. Для того чтобы со временем закрепка не развязалась, и игрушка не начала «расползаться по швам», проденьте иглу сквозь туловище или любую другую деталь, и обрежьте нитку в точке выкола [9,98-102].

     Следующий этап работы является  набивка. Для  этого можно использовать синтепон, синтепух. Идеален для набивки  синтепух, но его сложнее достать, поэтому можно использовать для набивки игрушек обрезки синтепона, причём лучше, если они будут длинными и узкими.

     Итак, чтобы набить наполнителем готовую  деталь, например, голову. Вывернем её на лицевую сторону, и набьём при  помощи карандаша или палочки не слишком туго, но так, чтобы наполнитель распределился внутри равномерно, без комков.

     Кроме материалов при изготовлении мягкой игрушки понадобятся также некоторые  инструменты и оборудование:

     - иглы различной длины (от 4 до 10 см). Длинные иглы должны иметь большое ушко. Швейные ручные иглы выпускают от № 1 до № 12. В зависимости от номера изменяются длина и диаметр игл. Игла № 1 имеет длину 35 мм, диаметр 0,6 мм, игла № 12 имеет длину 70 мм, диаметр 1,8 мм. Иглы, имеющие четные номера, - короткие и толстые, иглы с нечетными номерами – тонкие и длинные [12,114].

     -  ножницы – обычные портновские.  Ножницы – основной и незаменимый  инструмент для многих работ  при шитье, вышивании и плетении. Лезвия ножниц должны быть  хорошо отточены. Ими не рекомендуется  работать с бумагой и картоном, так как от этого они быстро затупятся. Для детей дошкольного возраста, у которых мускулатура рук еще недостаточно развита, надо подбирать ножницы с плавным, разработанным ходом и прочным соединением половинок.

     - мел (лучше использовать плоский портновский мел разных цветов – для белых и цветных материалов).  Швейный мел служит для нанесения линий на ткань по выкройкам и шаблонам.

     -портновские  булавки. Портновские булавки  используют при разметке ткани  (прикалывают выкройку к ткани), для складывания деталей перед сметыванием [8,58].

     Отделки дополняют и украшают изделия. Отделка  мягкой игрушки подразумевает окончательное  оформление изделия: приклеивание или  пришивание глаз, ротика, носика игрушки  и т.д. В качестве отделки мягкой игрушки можно использовать:

     - фурнитуру (пуговицы);

     - разнообразные отделочные материалы  (тесьму, шнур, ленты, кисти, кружева,  шитье и т.д.).

     - натуральные и искусственные  меха или кожу.

     Отделка конструируемой игрушки заключается  в следующих операциях:

     1. С помощью чёрных ниток можно сделать рельеф мордочки.

     2. На шейку  повязать бантик  и закрепить его нитками в  цвет.

Информация о работе Теоретические основы декоративно- прикладного искусства в учебно-воспитательном процессе