Теоретические основы декоративно- прикладного искусства в учебно-воспитательном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:03, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: описание приемов выполнения мягкой игрушки, способствующих повышению уровня познавательной самостоятельности младших школьников при изучении народных традиций на уроках технологии.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников на уроках технологии.
Предмет исследования: изготовление мягкой игрушки на уроках технологии.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы декоративно- прикладного искусства в учебно-воспитательном процессе……………………………………………...6
1.1. Декоративно-прикладное искусство и современность………..………......6
1.2. Влияние декоративно- прикладного искусства на развитие личности ребенка…………………………………………………………..……………......12
1.3. Мягкая игрушка – вид декоративно – прикладного искусства ………….17
Глава 2. Опытно- экспериментальная деятельность по изучению декоративно- прикладного искусства в учебно-воспитательном процессе при изготовлении мягкой игрушки………………..………………………..22
2.1. Специфика и типы уроков технологии…………………………….…...…22
2.2. Методика изготовления мягкой игрушки на уроках технологии……….26
2.3. Описание результатов педагогической деятельности при изготовлении мягкой игрушки………………………………………………………………….32
Заключение………………………………………………………...……….…...38
Список литературы………………………………..…….……………………..40
Приложение……………………………

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 195.50 Кб (Скачать)

     В основе росписи лежит орнамент из геометрических и растительных форм, упрощенных фигурок человека, животных и птиц. Следует объяснить ребятам  специфику декоративной росписи, которая  заключается в том, что элементы природной формы необходимо переработать в декоративно-орнаментальные: упростить природную форму, усилить цветовые звучания, ритмически чередовать элементы, использовать цветовые контрасты, цветные контуры, проявлять фантазию при сочетании новых форм.

     3. Аппликация – это силуэтное воспроизведение с помощью ножниц и последующее размещение и наклеивание вырезанных элементов на плоскости работы или поверхности объемного изделия. Отдельные детали можно дополнить раскраской.

     Для аппликации можно использовать разноцветную бумагу, кусочки материи, старые плакаты, яркие обложки журналов, картон и т.д. Для наклеивания лучше всего использовать клейстер или резиновый клей.

     Аппликация  как художественная техника позволяет  обострить композиционный поиск  в целях наибольшей выразительности, т.к. перед наклеиванием элементы изображения можно передвигать до тех пор, пока не будет найдено лучшее расположение.

     Вариант аппликации – обрывная аппликация, выполненная из кусочков бумаги, полученных путем  выщипывания из целого листа. На заключительном этапе аппликация может быть доработана гуашью, фломастером, тушью. Темы в аппликации могут быть теми же, что в тематическом и декоративном рисовании.

     4. Коллаж – разновидность аппликации. В коллаже следует применять  комбинированную технику: на плотную основу наклеивают ткань, объемные предметы (пуговицы, бусы, бахрому). Для разнообразия рекомендуется использовать и чередовать ткани с разными фактурами и расцветками, однотонные и набивные. Выклеивать на плотную бумагу, на картон, на мешковину рекомендуется с помощью клея ПВА.

       Конструирование художественное решение формы и цвета предмета с учетом его функции и назначения в реальном мире, а также его уменьшенной модели, макета или эскиза.

     Для конструирования используют следующие  материалы: бумагу, ткань, коробки (от спичек, от парфюмерии), картон, фольгу, фанеру, проволоку. Наиболее доступным из них является бумага. Из неё можно конструировать новогодние игрушки на елку, новогодние маски, куклы, зверюшек, птичек. Надрезая ножницами, надрывая руками, закручивая бумагу на карандаш, можно добиваться разнообразных решений.

     Бумажную  куклу можно сделать следующим  образом: склеить из плотной бумаги цилиндр или конус. Затем на бумажный цилиндр или конус нужно наклеить детали, характеризующие задуманный образ: шапку, шляпку, волосы, усы, нос, бороду и т.д. Для головы можно использовать шарик. Закончить работу можно красками.

     6. Папье-маше – изготовление бумажных  слепков с объемных предметов,  которые затем расписываются  красками.

     Работа  с папье-маше развивает творческие способности, вырабатывает трудовые навыки, усидчивость, аккуратность.

     Рассмотрим  подробно последовательность изготовление масок из папье-маше. Подготовительная работа над эскизом маски позволяет  учащимся проявить фантазию и изобретательность. Необходимые для работы материалы: обычная глина или пластилин, оберточная бумага, старая газета, мучной клей (клейстер), растительное масло, краски.

     Руководствуясь  заранее выполненным эскизом, ребята лепят маски на подставке. Сухую  маску можно обмазать растительным маслом. После этого порвать оберточную бумагу и газетную бумагу небольшими кусочками. Смачивая газетные кусочки в воде, накладывать их на маску таким образом, чтобы между ними не было промежутков. Чтобы не запутаться и равномерно оклеивать форму бумагой, следует чередовать слои из газетной бумаги и оберточной разного цвета. Первый газетный слой нельзя смазывать клеем, чтобы бумага не приклеилась к форме. После этого смазывается клеем оберточная бумага, разорванная на кусочки, чтобы не было промежутков и морщин. Каждый следующий слой, кроме первого, нужно смазывать клеем. Таким образом сделать 4-5 слоев. Последний слой лучше выполнить из белой бумаги, чтобы удобно было расписывать красками.

     На  сушку потребуется несколько  дней. После этого нужно осторожно снять бумажный слепок и раскрасить его красками.

     Чтобы маска была выразительнее, рекомендуется  наклеить на неё волосы, усы, бороду и т.д. Глаза можно сделать в  виде ярких пуговиц или  шариков.

     Сделанные в технике папье-маше маски можно  использовать в театрализованном спектакле.

     7. Поделки из природного материала.  Основная задача этого вида творчества – развить воображение, фантазию, навыки конструирования. Для работы можно использовать такой материал как: желуди, шишки, соломка,  птичьи перья, мох, плоды, листья и т.д.

     В этой работе необходимо показать ребятам, как можно использовать природные  материалы для создания интересных поделок, показать им технические приемы, способы соединения частей с помощью  спичек, палочек, проволоки, клея. Но в  самостоятельной работе, в замыслах им надо предоставить полный простор их фантазии. Из природного материала интересно сделать фигурки животных и птиц.

     8. Мозаика – выполнение рисунка  или украшения на плоскости  или поверхности предмета с  помощью кусочков цветных твердых материалов (камешки, ракушки, осколки битого фарфора, керамики, цветного стекла), которые применяются вместо красок, приклеивая их.

     Эту технику можно использовать для  декоративных тарелок, ваз. Стеклянную банку любой формы, бутылку, треснутую  тарелку нужно обмазать пластилином по всей поверхности. Заготовить разноцветные камушки, мелкие осколки разноцветного фарфора, стекла и монтировать их в пластилин, создавая красивые орнаменты.

     В народном творчестве воплощается все  лучшее, рациональное и ценное, что  накапливалось в народной культуре на протяжении столетий. В нем отражается трудовая деятельность, общественный и бытовой уклад жизни, знания природы, культуры и верования, этническая, религиозные, социальные, психологические особенности нации. Народное творчество отличается глубиной художественного освоения действительности, правдивостью образов, силой творческого общения. 

     1.2. Влияние декоративно-  прикладного  искусства

     на  развитие личности ребенка 

     Декоративно-прикладное искусство — это особый мир  художественного творчества, бесконечно разнообразная область художественных предметов, создаваемых на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации. Понятие «декоративно-прикладное искусство» достаточно широкое и многогранное. Это и уникальное крестьянское искусство, уходящее своими корнями в толщу веков; и его современные «последователи» — традиционные художественные промыслы, связанные общим понятием — народное искусство.

     Декоративно- прикладное искусство - сфера, вне которой  невозможно представить себе жизнь человека. Каждая вещь, будь то мебель, посуда, игрушки или одежда, занимает определенное место в  духовном мире человека. Каждый предмет декоративно-прикладного искусства влияет на развитие личности ребенка [11,265]. Значение игрушек в жизни  детей переоценить невозможно, ведь именно игра – основная деятельность ребенка. Дети младшего  школьного возраста прекрасно владеют умением обращаться с предметами, знают, как ими пользоваться. Ребенок проигрывает отдельные сюжеты: кормление кошечки, одевание куклы, транспортировка кубиков в автомобильчике. Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности. Игрушка в данном случае выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых, и освоить различные действия, с которыми надлежит познакомиться ребенку. Игра как форма организации детской жизни, важна тем, что служит психологией  ребенка и его личности [5,316].

     Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызывать к жизни игру, а игра иной раз требует для себя новую игрушку. И не случайно в играх детей участвуют не только игрушки, купленные в магазине, но и сделанные воспитателями, родителями или самими детьми. Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все они должны отвечать определенным педагогическим и художественным требованиям.

     В каждом возрасте ребенку нужны различные  по своей тематике и назначению игрушки: мягкие, сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель, посуда); технические (транспортные, конструкторы, технические агрегаты); игрушки – «орудия труда» (совочек, сачок, молоток, отвертка, щетка); игрушки-забавы; театральные, музыкальны, спортивные игрушки для детей всех возрастов. Отбор игрушек тесно связан с задачами эстетического, нравственного воспитания ребенка, с его стремлением к игре коллективной, в которой всеми игрушками он пользуется совместно с другими детьми. При отборе игрушек должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности. Не все дети имеют возможность увидеть живых зверей и птиц. Познакомиться с ними помогают книги, мягкие игрушки, телевиденье. Очень важно, чтобы в подборе игрушек способствовало формированию у ребёнка правильных представлений об окружающем мире. Желательно, чтобы игрушки вносил в игру взрослый. Он заинтересовывает ребёнка сюжетом совместной игры, задаёт ему вопросы, побуждает его к «общению» с новой игрушкой. «Кукла проснулась? Угости её компотом». Игрушка для ребёнка полна смысла. Дети  осуществляют игровые действия  с помощью игрушек, но их игровые действия могут быть уже обозначены и жестом и словом. В этом возрасте особенное значение приобретают те предметы, которые в практической педагогике принято именовать атрибутами: всевозможные шапочки, бусы, фартуки, халаты. В этот период необходимы игрушки, отражающие специфику той или иной профессии. Для капитана не так важен корабль, как важно иметь подзорную трубу, бинокль, фуражку. Врачу необходимы халат, стол для приёма, палочка-градусник, шприц, и непременно нужны пациенты, терпеливо сносящие заботу врача и медсестры. Этими пациентами могут быть большие куклы. У больных «детей-кукол» должны быть свои «мамы» и «папы».  Однако никакое обилие игрушек, позволяющее, казалось бы, развернуть самые сюжетные игры, не заменит ребёнку товарищей по игре. Вынужденная необходимость играть одному, иногда, может привести к перевозбуждению его нервной системы. Играя один, ребёнок возбуждается от обилия взятых на себя ролей. Естественно, после игры он будет излишне подвижным, раздражительным, «крикливым», но такая же игра в коллективе сверстников не вызывает у ребёнка подобной реакции.

     Многие  дети используют в игре не только игрушки, но и приспосабливают для этого  другие предметы. Диван может стать  пароходом, стулья – вагонами поезда, шишки – смешными ёжиками. Такое использование в игре предметов указывает на высокий уровень интеллекта ребёнка, развитие его фантазии. К сожалению, не все взрослые понимают это. Надо обогащать игру игрушками-самоделками, в том числе из природного, бросового материала, ткани или ниток.

     Игра  развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. В игре ребёнок  совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игре развивается  его воображение, фантазия. Игра для  ребёнка верное средство от безделья, приводящего к вялости, бесцельности поведения. Для хорошей, весёлой игры ребёнку нужна хорошая игрушка, а для этого необходимо выбирать, её обдумано. Ведущими атрибутами детских игр являются игрушки различного вида, которые оказывают на него разноплановое, как позитивное, так и негативное, влияние [19:26:27].

     Игра  как самостоятельная детская  деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, она  способствует освоению им опыта человеческой деятельности. Игрушка в данном случае выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия, с которыми надлежит ребенку. Игрушка важна для развития мимики и личности ребенка. Поэтому, изучением проблемы влияния игрушки на психику ребенка, занимались многие педагоги и психологи [1,205]. Так, исследования Коссаковской Е.А. по вопросам игры и игрушки, основанные на изучении опыта организации игровой деятельности детей в условиях общественного воспитания и в семье, показал, что не может быть одинакового для всех возрастов подхода к созданию и отбору игрушек, а обязательно должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности [15, 64]. Менджерицкая Д.В., известный педагог в области изучения игрушки, считала, что игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности. Давая детям представления о людях разных профессий, разных национальностей, она в тоже время может помочь воспитанию чувства симпатии, уважения к ним [22,18-25].

     Игрушка – неизменный спутник ребенка  с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтоб подготовить ребенка  к вхождению в общественные отношения. Е.А. Аркин заключает свое сравнение: устойчивость детской игрушки, ее универсальность, неизменность ее основных форм и выполняемых ею функций – очевидный факт, и, может быть, именно очевидность этого факта была причиной того, что исследователи не считали нужным останавливаться на нем или подчеркивать его. Странным должно казаться, что ребенок, рожденный и растущий в условиях культуры ХХ века, пользуется сплошь и рядом как источником радостей и орудием для своего развития и самовоспитания той же игрушкой, которая является достоянием ребенка [3,568].

Информация о работе Теоретические основы декоративно- прикладного искусства в учебно-воспитательном процессе