Теоретические основы декоративно- прикладного искусства в учебно-воспитательном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:03, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: описание приемов выполнения мягкой игрушки, способствующих повышению уровня познавательной самостоятельности младших школьников при изучении народных традиций на уроках технологии.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников на уроках технологии.
Предмет исследования: изготовление мягкой игрушки на уроках технологии.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы декоративно- прикладного искусства в учебно-воспитательном процессе……………………………………………...6
1.1. Декоративно-прикладное искусство и современность………..………......6
1.2. Влияние декоративно- прикладного искусства на развитие личности ребенка…………………………………………………………..……………......12
1.3. Мягкая игрушка – вид декоративно – прикладного искусства ………….17
Глава 2. Опытно- экспериментальная деятельность по изучению декоративно- прикладного искусства в учебно-воспитательном процессе при изготовлении мягкой игрушки………………..………………………..22
2.1. Специфика и типы уроков технологии…………………………….…...…22
2.2. Методика изготовления мягкой игрушки на уроках технологии……….26
2.3. Описание результатов педагогической деятельности при изготовлении мягкой игрушки………………………………………………………………….32
Заключение………………………………………………………...……….…...38
Список литературы………………………………..…….……………………..40
Приложение……………………………

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 195.50 Кб (Скачать)

     3. Прикрепить глаза.

     Для одной и той же игрушки можно  подобрать несколько вариантов  глаз. Можно сделать их составными из нескольких слоёв клеёнки, искусственной кожи или других, подобных им материалов. Однако глаза, составленные из нескольких цветов, почти точно похожие на настоящие, несомненно, выглядят намного выигрышнее и выразительнее.

     Для изготовления глаз по самой простой  схеме понадобятся кусочки белой и цветной (синей, зелёной, коричневой) искусственной кожи или клеёнки. Сначала необходимо нарисовать на бумаге глаз такой формы и нужно размера. Затем нужно снять на кальку выкройку каждой детали, выкроить эти детали из кожи (дет.1 – из белой, дет.2 – из цветной).

     Клеем равномерно смазать изнаночную сторону  детали 2, немного подождать, пока клей чуть подсохнет (20-30 минут), и плотно приклеить на лицевую сторону  детали 1. Положить готовые глаза  под толстую книгу на пару часов, а затем подровнять края, если это понадобится, и приклеить глаза клеем к мордочке игрушки. Такая технология может применяться для всех двухслойных глаз. 

     Ротик игрушки можно вышить, для носика служит бусинка. Есть специальный приём, который позволяет придавать  большую выразительность мордочкам игрушек. Рельефные мордочки, глаза с длинными ресницами выглядят очень мило и симпатично. У магазинных игрушек, между прочим, нечасто встречаются подобные «изыски».

     Для этого в длинную иголку с большим  ушком надо вставить чёрную нитку, сложенную в 8 или более раз. Ввести иголку в место, намеченное для глаза, а вывести на затылке (или в точке, где намечен уголок рта — в том случае, если мы шьём человечка, гномика или куклу). Затем надо опять ввести иголку в точке выкола (или рядом, в 1 мм) и вывести в точке того же глаза. Два соединившихся конца нитки связать узлом, чуть стянув так, чтобы получилась рельефная щёчка, и закрепить всё двойным узлом. Нитки обрезать на некотором расстоянии от узла, а длина оставшихся концов будет зависеть от того, какие ресницы вы хотите сделать.

     С другой стороны мордочки повторить  те же операции (в зеркальном отражении).

     При изготовлении мягкой игрушки, как и  при изготовлении любого другого  изделия необходимо соблюдать меры по технике безопасности процесса.

     В качестве одного из средств защиты при изготовлении мягкой игрушки  служит наперсток.

     Наперсток необходим при прокалывании ткани  иглой и проталкивании последней  через материал. Он предохраняет пальцы от уколов ушком иглы. Надевают его  обычно на средний палец правой руки. Наперстки бывают металлические и пластмассовые. Подбирают наперсток в зависимости от толщины пальца, чтобы он не был просторным и не давил на палец [12,114].

     При выполнении работы учителю необходимо следить за тем, чтобы 

дети  обращались с булавками и иглами осторожно, хранили их в игольниках и пользовались ими только под наблюдением старших. Применяя игольники, дети приучаются к аккуратности, а в работе достигают лучших результатов.

     Рассмотрим  несколько моделей мягких игрушек.

     Модель  «Котенок»  (Приложение 1) представляет собой мягкую игрушку, выполненную из искусственного меха, наполнителя, в качестве элементов отделки используются, делали для мордочки: рот, глаза.

     Размер  игрушки может быть любым, выбираем наиболее подходящей высотой для мягкой игрушки - 20 см. Игрушка такого размера является наиболее подходящей для ребенка: ребенок без труда сможет поднять, перевернуть игрушку. Для изготовления данной игрушки понадобятся детали, представленные в (Приложении 1).

     Рассмотрим  модель мягкой игрушки «Медвежонок» (Приложение 2). Медвежонок, выполненный по данной модели, может быть лесным или домашним. Разница состоит в материале, из которого будет выполнено туловище. Для «дикого» варианта туловище должно быть выполнено из искусственного меха, такого же, как для головы и лап, для домашнего – из любой ткани. Модель «Медвежонок» представляет собой мягкую игрушку, выполненную из искусственного меха, наполнителя, в качестве элементов отделки используются, делали для мордочки: рот, глаза. Игрушка, выполненная по модели «Медвежонок», может быть любого размера, выбираем высоту игрушки 20 см. Для изготовления данной игрушки понадобятся детали, представленные в (Приложении 2) [13,82]. 

     2.3. Описание результатов  педагогической деятельности  при изготовлении мягкой игрушки 

     Опытно-экспериментальная  работа по данной теме проводилась  в МОУ «Колосковская средняя  общеобразовательная школа» Валуйского  района  Белгородской области в 2- 4  классах. Из учеников 2 - 4  классов  составили экспериментальную группу. Общее количество 2- 4 классов  – 30 человек.

     Из  них 18 девочек и 12 мальчиков, разновозрастного состава. Дети в группе дисциплинированы.

     Первая  методика, которую мы использовали для выявления уровня развития декоративно-прикладного  искусства у младших школьников, игра «Всё из мягкой игрушки», проводилась в течение четырёх недель.

     Цель  методики: выявить уровень знаний о декоративно-прикладном искусстве  у младших школьников в игровой  деятельности. Классы были поделены на три группы по 10 человек. Каждой группе были предложены задание.

     Первая  группа, используя свою любимую мягкую игрушку, рассказывала интересные истории  с ними.

     Вторая  группа рисовала игрушки, какие бы они  хотели сшить.

     Третья  группа, изготавливала не большие  мягкие игрушки, используя навыки работы, полученные на уроках технологии.

     Каждые  три дня подводился итог, после  чего команды менялись заданиями.

     После недели использования данной методики были получены тревожные результаты. Младший школьный возраст, характеризуется  наиболее интенсивным творческим потенциалом.

     Однако  достаточно высокий уровень знаний декоративно-прикладного искусства  мы обнаружили лишь у 4 обследуемых  школьников, т.е. только эти дети могли  конструктивно и самостоятельно находить решение в предложенных проблемных ситуациях.  Постоянно требовалась подсказка педагога 18 обследуемым школьникам. Около 8 школьников проявляли беспомощность.

     Проведению  методики предшествовала беседа на тему: «Мягкая игрушка и Я». (Приложение 3)

     Результаты  беседы показали, что большинство  класса имеет низкий уровень развития декоративно- прикладного искусства.

     По  итогам двух методик были выделены следующие категории оценки уровня развития декоративно-прикладного  искусства в деятельности младших  школьников:

  1. Аккуратность.
  2. Самостоятельность работы.
  3. Полное выполнение данных поручений и обязанностей.

     По  каждому из критериев проведенная  работа учеников может оцениваться  от 0 до 2 баллов.  Оценка 0 баллов означает полное отсутствие в работе любого из трёх перечисленных выше признаков. По всем этим критериям проделанная школьниками работа в сумме может получить от 0 до 6 баллов. И на основе общего числа полученных баллов делается вывод об уровне развития уровня декоративно-прикладного искусства в деятельности младших школьников.

     Шкала сформированности знаний декоративно-прикладного искусства в деятельности младших школьников:

     5 – 6 баллов – высокий уровень

     3 – 4 баллов – средний уровень

     0 – 2 баллов – низкий уровень

     Высокий уровень сформированности знаний по самостоятельному и аккуратному  выполнению заданий,  в деятельности у младших школьников в экспериментальной группе составил 5 человек, средний уровень 18 человек, низкий уровень 7 человек.

     По  результатам проделанной работы на данном этапе было выяснено:

      1. Отсутствие самостоятельности

      2. Уровень знаний декоративно-прикладного искусства развит слабо.

     Развитие  знаний декоративно-прикладного искусства  в деятельности у младших школьников зависит от полной осознанности предложенной им работы, от правильной подачи педагогом  условий действий.

     Исходя  из этого, мы решили предложить занятия в форме игровых ситуаций, побуждающих детей к самоконтролю, к сближению друг с другом и с педагогом, на основе совместно выполняемой деятельности.

     Содержание  предлагаемых нами игр предусматривает  формирования у детей знаний, умений и навыков, необходимых для развития высокого уровня использования декоративно-прикладного искусства, работы в группе, воспитания самоконтроля.

     В ходе занятии мы стремились подвести детей к ощущению чувства принадлежности, к группе сверстников, развитию знаний декоративно-прикладного искусства.

     В ходе игр и занятий формировались  согласованность и точность действий и движений. Начал осуществляться переход от индивидуальной деятельности к совместной, т.е. появляются первые ростки сотрудничества, навыки совместного действия.

     Исходя, из этого была разработана система  игр для детей младшего школьного  возраста. Система игр состояла из нескольких этапов, каждый из которых  имел определенные цели и задачи.

     Основной  задачей первого этапа являлась формирование знаний декоративно-прикладного искусства у младших школьников.

     Подстраиваясь, друг к другу дети учились управлять  своим коллективом, прислушиваться к мнению членов группы и осуществлять совместную работу с помощью декоративно-прикладного  искусства.

     На  примере урока технологии во 2 классе на тему « Работа с текстильными материалами. Изготовление мягкой игрушки «Медуза»». (Приложение 4)

     Во 2 классе 6 человек. Класс был поделён  на две группы по 3 человека в группе. Заранее была изготовлена  мягкая  игрушка «Медуза»,  из шерстяных  нитей разного цвета.

     Учащимся  было предложено изготовить такую же мягкую игрушку,  используя знания, полученные на уроках технологии по декоративно-прикладному  искусству. Каждая группа отвечала за изготовление  игрушек определенного  цвета.

     Цель  урока: учить детей планировать  порядок работы на уроке; научить  учащихся работать маленькими группами.

     На  втором этапе отрабатывалась способность  к согласованности действий, что  требовало ориентации на действия партнеров  и подстройки к ним.

     На  примере урока технологии в 4 классе на тему « Работа с текстильными материалами. Изготовление мягкой игрушки « Никтошка»». (Приложение 5)

     Класс был поделен на три группы, по 4 человек в каждой.

     Каждой  группе было предложено изготовить мягкую игрушку  «Никтошка», используя разноцветную ткань, так же учащимся было предложено добавить своей игрушки какой- либо элемент.

     Цель  методики: изучить технологическую  последовательность и трудовые приемы выполнения мягкой игрушки; научить  действовать с учётом потребностей, интересов и поведения сверстников; применять знания, полученные на уроках технологии.

     Такая согласованность способствовала направлению  внимания, сплоченностей действий и  возникновению чувства общности.

     На  заключительном этапе опытно- педагогической работы мы провели те же методики, что и на констатирующем этапе.

     Первая  методика называлась «Всё из мягкой игрушки». На этом этапе дети были полностью  вовлечены в свои обязанности, делая  их с полной осознанностью и удовольствием.

     После проведения этой методики мы получили, что 17 обследуемых школьников имеют высокий уровень декоративно – прикладного искусства; 10 обследуемых  школьников на среднем уровне декоративно – прикладного искусства и 3 человека на  низком уровне.

     Так же как и на констатирующем этапе  исследования, учащимся были заданы следующие вопросы:

Информация о работе Теоретические основы декоративно- прикладного искусства в учебно-воспитательном процессе