Теоретические основы декоративно- прикладного искусства в учебно-воспитательном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:03, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: описание приемов выполнения мягкой игрушки, способствующих повышению уровня познавательной самостоятельности младших школьников при изучении народных традиций на уроках технологии.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников на уроках технологии.
Предмет исследования: изготовление мягкой игрушки на уроках технологии.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы декоративно- прикладного искусства в учебно-воспитательном процессе……………………………………………...6
1.1. Декоративно-прикладное искусство и современность………..………......6
1.2. Влияние декоративно- прикладного искусства на развитие личности ребенка…………………………………………………………..……………......12
1.3. Мягкая игрушка – вид декоративно – прикладного искусства ………….17
Глава 2. Опытно- экспериментальная деятельность по изучению декоративно- прикладного искусства в учебно-воспитательном процессе при изготовлении мягкой игрушки………………..………………………..22
2.1. Специфика и типы уроков технологии…………………………….…...…22
2.2. Методика изготовления мягкой игрушки на уроках технологии……….26
2.3. Описание результатов педагогической деятельности при изготовлении мягкой игрушки………………………………………………………………….32
Заключение………………………………………………………...……….…...38
Список литературы………………………………..…….……………………..40
Приложение……………………………

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 195.50 Кб (Скачать)

     - Посещаешь ли ты кружки шитья? 

     - Помогают ли тебе дома родители  в изготовление мягкой игрушки?  Почему?        

     - Что бы ты хотел делать самостоятельно?

     Результаты  беседы показали, что дети в классе стали более самостоятельными и уровень  декоративно- прикладного искусства возрос.

     Все результаты отражены в таблице. 

 
Класс
Общее количество

учащихся

     Уровень развития навыков декоративно-прикладного  искусства младших школьников в

     учебной деятельности

     Высокий      Средний      Низкий
    2-4      30        17        10         3
 

     Из  таблицы видно, что высоким уровнем  развития навыков декоративно-прикладного  искусства младших школьников в  учебной деятельности составило: 17 человек с высоким уровнем, средний 10 человек и низкий 3 человека.

     Сравним результаты экспертной оценки на конструирующем и заключительном этапах.

     Наше  исследование показывает, что уровень  развития знаний декоративно – прикладного  искусства значительно повысился, что говорит об успешном проведение всех нами использованных методик [39,128]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     В соответствии с поставленной целью  в работе решены следующие задачи:

     1. Познакомились с основными видами  декоративно- прикладного искусства;

     2. Изучены существенные подходы к выполнению мягкой игрушки;

     3. Изучили развитие познавательной и творческой активности детей в декоративном творчестве.

     Проведённое исследование подтвердило гипотезу, заявленную  в начале работы. Дети чувствуют и ведут себя более  раскованно, уверенно, свободно. Они  значительно лучше и качественнее изготавливают мягкие игрушки, успешно используют знания, полученные на уроках технологии.

     Необходимо  отметить что, одной из актуальных проблем  начального обучения, требующей своевременного решения, является развитие творческих способностей. Анализ методической литературы наглядно свидетельствует о том, что работа над мягкой игрушкой обладает огромными возможностями по развитию творческого потенциала детей. В учебно - воспитательной работе с младшими школьниками особенно важно обеспечить удачное начало школьного этапа жизни детей, помочь им почувствовать интерес к познанию нового, испытать чувство радости от общения со сверстниками и учителями.

     В данной работе, рассмотрена технология изготовления мягкой игрушки детьми младшего школьного возраста по обучению детей декоративно-прикладному искусству, представлен образец готовой мягкой игрушки.   

     В выпускной квалификационной работе доказано, что мягкие игрушки занимают особое место в жизни ребенка, так как фактура материала, из которого они сделаны, оказывает большое влияние на эмоциональное отношение к игрушке. Согласно законам восприятия, дети избирательно относятся к игрушкам, изображающее одно и то же животное, но с разной фактурой. Мягкие, пушистые материалы вызывают положительное эмоциональное состояние, стимулируют ребенка к игре, вызывают радость и доброжелательность.

     По  опыту своей работы с детьми младшего школьного возраста мы сделали вывод, что учащимся не сложно заниматься декоративно – прикладным искусством, у них достаточно развита мелкая моторика пальцев рук, координация движений для работы с  материалами.

     Опыт  нашей педагогической работы показал, что если ребенку интересно, если его увлечь и заинтриговать, помочь вообразить будущее изделие, создать  стимул, то ребенок будет заниматься этой деятельностью долго, упорно и порой забывая про время и про то, что изделие может не получиться.

     Ребенок натура увлекающаяся и воспользовавшись этим качеством можно научить  его и воображать и творить  воображаемое изделие, но для этого  его нужно вдохновить, вдохнуть в него искорку какого, то замысла, какой, то идеи, а в дальнейшем он все это разовьет сам. Но только в том случая, если это ему интересно.

     В заключении можно отметить, что декоративно- прикладное искусство, действительно  занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие художественных  качеств человека, но и всей личности в целом. 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы 

  1. Абрамова  Г.С. Возрастная психология [Текст] - М.: Академический Проект, 2003.-205 с.
  2. Азарова Г.П. Детское творчество в школе [Текст] – М.: Просвещение, 1987. – С.112-114
  3. Аркин Е. А. Из истории игрушки [Текст]- М., 1995.-№ 3. – 568 с.
  4. Бесан С.Б. Мастер-класс по созданию мягкой игрушки [Текст]- М.: Дом «Первое сентября», 2004.-240 с.
  5. Волков Б. С. Психология младшего школьника [Текст] –М.: Педагогическое общество России, 2002.-316 с.
  6. Воскресенская И. В. Развивающие игрушки своими руками [Текст]-  Новосибирское университетское издательство.- Новосибирск, 2010.- 240 с.
  7. Воспитание детей в игре [Текст] / под. ред. Менджерицкой Д. В. – М.: Просвещение, 1979. – С. 27-36.
  8. Гильман Р.Я. Иголка и нитка в умелых руках [Текст] - М.: Просвещение, 1993. – 58 с.
  9. Гукасова А.М. Работа с тканью на уроках труда в начальных классах [Текст] - М.: Просвящение,1970.-160 с.
  10. Давыдова  М. А. Поурочные разработки по технологии: 2 класс [Текст]- М.: ВАКО,2010.-336 с.
  11. Дорогова Л.Н. Декоративно-прикладное искусство [Текст] - М.: Знание, 1970.-265 с.
  12. Еременко Т.И. Иголка волшебница [Текст] - М.: Просвещение, 1987. – 114 с.
  13. Ефимова А.В. Работа с мягкой игрушкой в начальных классах [Текст] - М.: Просвещение, 1978. – 82 с.
  14. Жилкина А.Д. Ручной труд в начальной школе: учеб.- метод. пособие [Текст]- М.: РСФСР, 1956.- 236 с.
  15. Игрушка в жизни ребенка [Текст] / под. ред. Коссаковской Е. А. – М.: Просвещение, 1980. – 64 с.
  16. Конышева Н. М. Проблемы современного урока практического труда [Текст] // Начальная школа.- 2001.- №4.- С. 26-30
  17. Конышева Н. М. Чудесная мастерская: учебник для учащихся 2 класса начальной школы [Текст] -М.: Ассоциация 21 век, 2000.- 180 с.
  18. Конышева Н.М.  Теория и методика преподавания технологии в начальной школе [Текст]- М.: Ассоциация 21 век, 2007.-256 с.
  19. Крупская Н. К. Об игрушках для дошколят [Текст] – М.,1990.-С.26-28.
  20. Ленькова Н. П. Игры, игрушки и воспитание способностей [Текст] – М.: Просвещение, 1969. – С. 7-34.
  21. Лидия Фокина. История декоративно-прикладного искусства: учеб.- метод. пособие [Текст]- М.: Феникс, 2009.- 358 с.
  22. Мачихина В.Ф. Уроки технологии [Текст] – М.: Просвещение, 1987. – С.118-127.
  23. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре: учеб.- метод. пособие [Текст] / под. ред. Марковой Т. А. – М.: Просвещение, 1982. – С. 18-25.
  24. Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров [Текст]- М.: Просвящение,1983.-176 с.
  25. Моран А. История декоративно-прикладного искусства [Текст] – М., 1986.-240 с.
  26. Нешумов Б.В. Основы декоративного искусства в школе [Текст] – М.: Просвещение - АСТ, 2000. – 146 с.
  27. Павлова Л. Какие игрушки предпочитают малыши [Текст] // Дошкольное воспитание.- 1997.- № 12. –  С. 86-89.
  28. Петухова В.И. Мягкая игрушка [Текст] - М.: НОТА, 1999. – 176 с.
  29. Пруснина К.Н. Русская керамика ХIХ - ХХ вв. [Текст] – М.: Наука, 1974.-137с.
  30. Романенко В.М. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках декоративно-прикладного искусства [Текст] – М.:  Дом «Первое сентября», 2004.-350 с.
  31. Рукоделие в начальных классах [Текст]/ сост. А.М. Гукасова, Е.И. Мишарева, И.С. Могилевская.- М.: Просвящение,1984.-192 с.
  32. Рукоделие в начальных классах: учеб.- метод. пособие [Текст]  / под. ред. А.М. Гукасова, Е.И. Мишарева. – М.: Просвещение, 1984. – 192 с.
  33. Рыбаков Б.А. Русское прикладное искусство Х-XIII веков [Текст] - Л.: Аврора, 1981. – 218 с.
  34. Салтыков А.Б. Русская народная керамика [Текст]- М.: Современный художник, 1960.-168 с.
  35. Семенишина Н.В. Декоративно-прикладное искусство в школе [Текст] – М.: Просвещение, 1981. – С. 160-169.
  36. Уроки в начальной школе. Приложение к журналу «Начальная школа», поурочные разработки, 2 класс, 2-я четверть [Текст] – М.: Начальная школа, 2002.- 355 с.
  37. Урунтаева Г. А. Роль игрушки в психическом развитии ребенка: учеб.-  метод. пособие [Текст]- М.: Академия, 1997. – С. 81-85.
  38. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе [Текст]– М.: Просвещение, 1981. – С. 160 – 169.
  39. Цейтлин Н.Е. Наблюдение и опыты на уроках труда в начальных классах: учеб.- метод. пособие [Текст]- М.: Просвящение,1980.-128 с.
  40. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Умные руки [Текст] - Самара: Учебная литература, 2004.-326 с.
  41. Эльконин Д. Б. Психология игры [Текст]– М., 1978. – 304 с.

Информация о работе Теоретические основы декоративно- прикладного искусства в учебно-воспитательном процессе