Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 16:25, лекция
Кисломолочными называют продукты, которые вырабатывают из пастеризованного молока или сливок путем сквашивания их заквасками, приготовленными на чистых культурах молочнокислых бактерий с добавлением или без добавления культур молочных дрожжей.
Кисломолочные продукты имеют большое значение в питании человека благодаря лечебным и диетическим свойствам, приятному вкусу, легкой усвояемости. При производстве некоторых кисломолочных продуктов используются пищевые, вкусовые и ароматические вещества, что также повышает их пищевую и диетическую ценность.
Введение
1. Товарная характеристика сметаны
1.1 Современное состояние рынка сметаны в РФ
1.2 Потребительские свойства сметаны
1.3 Классификация и ассортимент сметаны
1.4 Факторы, формирующие и сохраняющие качество сметаны
1.4.1 Технология производства сметаны
2. Организационно - экономическая характеристика торгового предприятия «Родник»
2.1 Общая характеристика магазина «Родник»
2.2 Работа торгово - коммерческого отдела
2.3 Характеристика финансово - экономической деятельности розничного торгового предприятия «Родник»
2.4 Оценка деятельности торгового предприятия «Родник»
3. Экспертиза качества
3.1 Идентификация и фальсификация сметаны
3.2 Методы исследования
3.3 Методики исследования качества
3.4 Результаты исследования
Выводы
По содержанию биологически активного белково-лецитинового комплекса оболочек жировых шариков со сметаной не может сравниться ни один молочный продукт. Особую ценность в нем представляют фосфолипиды - лецитин, холин, сфингомиэлин, нормализующие холестериновый обмен, формирование и развитие у детей нервной ткани и вещества головного мозга.
При оценке пищевой ценности сметаны значительное место принадлежит молочному сахару - лактозе, как источнику энергии, и продукту питания молочнокислых бактерий при сквашивании продукта.
В сметане содержатся все
витамины, имеющиеся в молоке, при
этом жирорастворимых витаминов A, D,
Е, особенно необходимых для нормального
роста детей и повышения
Молочнокислые бактерии, входящие
в состав закваски, способны синтезировать
витамины (особенно группы В), что способствует
повышению биологической
Минеральные вещества составляют
в сметане 0,5-0,6 %. Они представлены
в виде легкоусвояемых солей натрия,
калия, кальция, фосфора, магния, железа
и многих других микроэлементов. Содержание
большинства минеральных
Количество молочнокислых микроорганизмов КОЕ в 1 г. продукта в течение срока годности - не менее 107.
Важное средство повышения биологической ценности питания - ежедневное включение в пищевой рацион кисломолочных продуктов (простокваши, кефира, пахтовых продуктов и др.).
Биологическая ценность сметаны связана с содержанием в нейбелково-лецитинового комплекса, обладающего большой биологической активностью и антиатеросклеротическими свойствами. Фосфатидов в сметане больше, чем в сливочном масле. Жир сметаны по своим биологическим свойствам наиболее ценный. Он не проявляет атерогенного действия в отличие от других животных жиров и к тому же оказывает липотропное и антиатеросклеротическое действие. Таким образом, сметана может быть отнесена к продуктам, которые повышают биологическую ценность питания.
При использовании сметаны 20%-ной жирности ее можно употреблять до 100 г в день. Для тучных и пожилых людей это количество сметаны должно быть снижено наполовину. Сметана 10%-ной жирности может использоваться более широко, поскольку она имеют невысокую калорийность. Можно также отметить, что в сметане витамина А содержится в 5-6 раз больше, чем в молоке. Это имеет важное значение не только для детей, но и для взрослых.
Таким образом, сметана с
позиции рационального питания
обладает богатой пищевой ценностью
и может быть использована для
питания различных слоев
1.2 Основные производители
сметаны, торговые марки,
Основными производителями сметаны в Республике Беларусь являются следующие: ОАО «Гормолзавод № 1» г.Минска (торговые марки - «Столичная», «Молочная страна»), ОАО «Гормолзавод № 2» г. Минска (торговая марка - «Молочный гостинец»), ОАО «Борисовский молочный комбинат» г. Борисова («Здравушка»), ОАО «Савушкин продукт» г. Бреста («Брест-Литовская», «Савушкин Продукт», ОАО «Клецкая крыначка» г. Клецка (его торговая марка - «Клецкая крыначка»), ОАО «Беллакт» г. Волковыска («Традиционная околица») и др.
Ассортимент сметаны: Белая Русь, Особая, Столичная, Свислочь, Сплат, Хозяюшка, Зеленая долина, Любительская и др.
В соответствии с СТБ 1888-2008 сметана может вырабатываться следующей жирности: 12 %, 18 %, 24 %, 30 %, 15 %, 25 %.
По содержанию жира сметану подразделяют на следующие виды: повышенной жирности - 36 %; обыкновенная - 30 %-ной жирности; столовая - 25, 20, 15; диетическая - 10 %. С целью повышения питательной ценности выпускается сметана с белковыми наполнителями (концентрат сывороточный белковый, пахта и др.) жирностью 10, 15, 20 % и домашняя жирность 10 % (в домашнюю вводится изолированный соевой белок).
К новым видам относят
сметану с наполнителем, 14, 18 и 23 %-ной
жирности. Эти виды сметаны вырабатываются
из сливок и предназначены для
непосредственного
Сметану диетическую 10 %-ной жирности получают из пастеризованных гомогенизированных сливок с обогащением витаминами С и В.
Сметана 20-й и 25 %-ной жирности предназначена для потребителей, которым противопоказаны жирные продукты.
Обыкновенную сметану - 30 %-ной жирности изготавливают сквашиванием нормализованных сливок.
Сметана 36 %-ной жирности готовится только из свежих нормализованных пастеризованных сливок.
Любительская сметана 40 %-ной жирности приготовляется из свежих высокожирных сливок и молочно-белковой основы. Ее отличает плотная консистенция, что дает возможность фасовки в бумажные коробочки.
Вырабатывают также сметану с наполнителями: Столовая (15 % жира), Крестьянская (18 % жира), Домашняя (23 % жира), Десертная (20 и 25 % жира, с фруктово-ягодными, кофейным и шоколадным наполнителями), Ацидофильная (20 % жира, с использованием микроорганизмов ацидофильной палочки), Особая (10 и 20 % жира, выработанная на основе молочного жира и топленого масла).
Основные производители сметаны: ОАО «Беллакт» г. Волковысск (бренд - «Беллакт»),«Быховмолоко» г. Быхов, «Гормолзавод № 2» г. Минск (торговая марка - «Малочны гасцiнец»), Любанский сыродельный завод (торговая марка - «Добрый дедушка»), Агрокомбинат «Снов», ОАО «Савушкин продукт» г. Брест.
Направлениями расширения ассортимента
сметаны являются следующие: производство
сметаны с питательными добавками,
в различных видах упаковки. Таким
образом, в производстве сметаны
наблюдается тенденция развития
семейства новых продуктов за
счет новых технологий. Учитывая достижения
науки о рациональном и сбалансированном
питании, совершенствование ассортимента
сметаны на современном этапе
может быть достигнуто путем производства
функциональных видов сметаны, которые
дополнительно оказывают
1.3 Дегустационная оценка. Порядок проведения и методы обработки результатов
Качество сметаны имеет большое значение. Доброкачественная сметана имеет чистый кисломолочный вкус и запах с выраженным привкусом и ароматом, свойственным пастеризованному продукту, однородную консистенцию, в меру густую, глянцевый вид. Сметана 20-, 25- и 30 %-ной жирности может быть недостаточно густая, слегка вязкая, для сметаны 20%-ной жирности допустимо наличие одиночных пузырьков воздуха [8, с. 249].
По стандарту нормируется жирность, кислотность, массовая доля сухих веществ для сметаны с белковыми наполнителями.
В сметане не допускаются патогенные микроорганизмы.
Сметану разбавляют водой, другими кисломолочными продуктами, вводят в нее чужеродные добавки. Сметану фальсифицируют как в ходе технологического процесса (пониженные жирность и содержание сухих веществ, повышенная кислотность), так и в розничной торговле и общественном питании (разбавление молоком либо водой). При добавлении к сметане кисломолочных напитков (например, кефира) появляются вкус и запах, характерные для кефира. Кроме воды и кефира сметану разбавляют простоквашей, водой и крахмалом, водой и диетическим творогом, растительным маслом, гидрогенизированными жирами и др.
Примесь в сметане творога можно определить так: 1 чайную ложку сметаны опускают в стакан с горячей водой; при наличии в сметане творога последний оседает на дно стакана (чистая сметана в горячей воде осадка не дает) [10, с. 408].
Сметана должна отвечать следующим требованиям: вкус и запах - чистые кисломолочные, с явно выраженными привкусом и ароматом, свойственными пастеризованному молоку. В первом сорте допускаются слабовыраженные привкусы (кормов, деревянной тары) и наличие слабой горечи в период с ноября по апрель. Консистенция сметаны однородная, в меру густая, в первом сорте допускается недостаточно густая. Цвет сметаны - белый, с желтоватым оттенком. Жира должно быть не менее указанного на маркировке, кислотность сметаны зависит от ее вида и жирности [25, с. 325].
Сметану изготовляют в соответствии с требованиями СТБ 1888-2008.
По СТБ 1888-2008 по органолептическим
характеристикам продукт должен
соответствовать требованиям
Таблица 1.1 - Органолептические показатели сметаны
Наименование
Вкус сметаны должен быть чистым, нежным кисломолочным с выраженными привкусом и ароматом, свойственными пастеризованному продукту.
Консистенция сметаны должна быть однородной, в меру густой, без крупинок белка и жира. В сметане 30 %-ной жирности 1-ого сорта допускается недостаточно густая, слегка комковатая консистенция и лёгкая тягучесть. В сметане 25 %-ной жирности консистенция недостаточно густая.
Цвет 30%-ной сметаны от белого до бледно-жёлтого.
Не допускается к реализации сметана с резко кислым, прогорклым, гнилостным и явно выраженным кормовым привкусом; с выделившейся сывороткой; с посторонним оттенком.
По физико-химическим показателям продукт должен соответствовать нормам, указанным в таблице 1.2.
Таблица 1.2 - Физико-химические показатели сметаны
Наименование показателяНорма
продукта с массовой долей жира, %От 10,0
до 14,0От 15,0 до 18,0От 20,0 до 24,0От 25,0 до 29,0От
30,0 до 35,0От 36,0 до 40,0Массовая доля белка,
% не менее2,52,62,52,42,32,
Сметана по микробиологическим показателям должна соответствовать требованиям, указанным в таблице 1.3.
Таблица 1.3 - Микробиологические показатели сметаны
Наименование показателяНорма для продуктаКоличество молочнокислых микроорганизмов, КОЕ в 1 г продукта, в конце срока годности, не менее102Бактерии группы кишечных палочек в 0,001 см2 продуктаНе допускаютсяStaphyloccus aureus в 1 см2 продуктаНе допускаютсяПатогенные микроорганизмы, в том числе сальмонеллы, в 25 см2 продуктаНе допускаются
Для контроля качества сметаны в цистернах по физико-химическим и микробиологическим показателям отбирают объединенную пробу от каждой партии продукции. Объем объединенной пробы около 1,00 дм (л).
Для контроля качества сметаны
в транспортной и потребительской
таре по органолептическим и физико-
Объем выборки от партии сметаны в потребительской таре указан в таблице 1.4.
Таблица 1.4 - Объём выборки
Число единиц транспортной тары с продукцией в партииЧисло единиц транспортной тары с продукцией в выборкеДо 1002От 101 до 2003От 201 до 5004От 501 и более5
Из каждой единицы транспортной тары с продукцией, включенной в выборку, отбирают по единице потребительской тары с продукцией.
Объем выборки от партии сметаны в транспортной таре составляет 10% единиц транспортной тары с продукцией. При наличии в партии менее 10 единиц - отбирают одну.
Внешний вид и маркировку транспортной тары проверяют перед отбором проб по каждой ее единице в партии, а потребительской тары - по каждой ее единице из транспортной тары с продукцией, включенной в выборку.
По результатам проверки
приемке подлежит только продукция,
упакованная в тару и с маркировкой,
которые соответствуют
Для контроля качества сметаны по микробиологическим показателям из партии выделяют по одной единице транспортной или потребительской тары с продукцией.
.4 Факторы конкурентоспособности продукции
В условиях рынка удовлетворенность
конкретного потребителя
Товары, таким образом, должны не только обладать набором технических, эстетических, эргономических и других свойств, но и отвечать условиям их реализации (цена, сроки поставки, сервис, престиж фирмы, реклама и т.д.). Конкурентоспособность продукции определяется комплексом потребительских (качественных и количественных) характеристик, позволяющих удовлетворять особые условия рынка. Конкурентоспособная продукция легко и быстро реализуется на рынке по наименее затратным каналам сбыта. Фактически товар проходит проверку на степень удовлетворения общественным потребностям. Они диктуются вкусами и предпочтениями определенной группы покупателей (сегментом рынка), поэтому понятие конкурентоспособности всегда конкретно. Коммерческие выгодный сбыт товара возможен лишь на конкретном рынке в определенных условиях конкуренции.
На конкурентоспособность сметаны влияют следующие факторы:
) при его производстве:
а) производительность труда;
б) внедрение научно-технических разработок.
) при его потреблении:
а) продажная цена товара;
б) качество;
в) новизна;
г) послепродажное обслуживание;
д) уровень предпродажной подготовки.
Каждый покупатель приобретает
тот товар, который максимально
удовлетворяет его личные потребности.
В целом покупатели приобретают
тот товар, который более полно
соответствует общественным потребностям
по сравнению с другими. Поэтому
степень удовлетворенности
Информация о работе Изучение качества сметаны, реализуемой в магазине «Родник»